Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка
статья по математике по теме
Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот пробел и позволяет моя работа, где приводятся 333 задачи, связанные с экологией и краеведением. Цель работы — помочь учителям начальных классов в подготовке и проведению уроков математики с использованием эколого-краеведческого материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №4» г. Миасса
Тема: Эколого-краеведческая работа
на уроках математики в начальной школе
как аспект личностного развития ребенка
Выполнила: Кадыкова Ольга Сергеевна
учитель высшей категории
Г. Миасс
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) говорится, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование человека и гражданина нацеленного на совершенствование общества в котором он живет.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI в. их решение приобретет характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Поэтому так важно воспитывать экологическую культуру и ответственность с детства.
Экологическое воспитание — самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Считаю, что воспитывать у детей бережное отношение к природе только запретом «Не тронь, не рви, отойди!» нельзя. Нужен другой подход.
Чтобы полюбить природу родного края, надо хорошо знать его. Это помогает сделать краеведение. А чтобы помочь маленькому человеку выжить в этом мире, необходимы экологические знания. Экология и краеведение тесно взаимосвязаны.
Нужна целенаправленная кропотливая работа, нацеленная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны каждым ребенком, прочувствованы, а многие и открыты детьми, чтобы стали их убеждениями и потом перешли в привычку.
Этим и объясняется актуальность данной темы. Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот пробел и позволяет моя работа, где приводятся 333 задачи, связанные с экологией и краеведением.
Цель работы — помочь учителям начальных классов в подготовке и проведению уроков математики с использованием эколого-краеведческого материала.
Замена устаревших по содержанию задач в учебниках по математики на задачи, составленные на эколого-краеведческом материале в соответствии с программой I – IV классов, является обоснованной, т. к. в ненавязчивой форме воспитывает экологически грамотного человека, способного помочь и природе, и себе.
В теоретической части работы рассматривается значение и особенности проведения уроков математики в начальной школе на эколого-краеведческой основе.
Практическая часть включает в себя задачи с I – IV класс, составленные по материалам Челябинской области и г. Миасса. А также приводится справочный материал для работы учителя и учащихся.
В приложении даны конспекты уроков «Открываем Ильмены», «Пою о городе родном».
Думаю, что данная работа поможет учителям начальной школы в решении задач экологического образования учащихся на уроках математики и сделает эти уроки интересными и незабываемыми для учащихся.
В процессе работы над научно-методической темой «Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка», я пришла к выводу, что такая работа необходима и своевременна, так как ориентирована на развитие личности каждого ребенка.
В результате работы были получены следующие результаты:
— решение задач на эколого-краеведческой основе развивает мышление учащихся (100% детей стали справляться с решением задач);
— расширяются знания детей о родном крае (учащиеся принимают участие в школьных и городских краеведческих викторинах);
— повышается интерес учащихся к предмету (дети называют урок математики одним из самых любимых предметов);
— имеет тенденция к повышению качества знаний учащихся (качество составляет 85%)
Итак, решение задач на эколого-краеведческой основе стимулирует развитие продуктивных приемов мышления с учетом возрастных особенностей младших школьников, укрепляет их познавательные интересы и помогает осуществлять личностный подход в обучении учащихся.
Работа по данной теме обогатила мой личный опыт, повлияла на сам процесс обучения, на желание учить детей творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД...
Формирование базовых компетентностей у младших школьников с использованием эколого-краеведческого материала на уроках математики
В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию)...
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат)
«Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (реферат) ...
Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действи...
Рисование в группе продлённого дня как метод коррекции проблем личностного развития ребенка.
О роли рисования в коррекции проблем личностного развития ребёнка...
Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
Статья.Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС...