"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю
статья (1 класс) на тему

Гарапшина Зинфира Рафаиловна

 

       Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей  в условиях группы продленного дня.

     Пособие адресовано в первую очередь воспитателям и учителям начальных классов.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._tvor._sposob.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

Развитие творческих способностей ребенка

в условиях группы продленного дня.

Методические рекомендации    в помощь воспитателю

Подготовила воспитатель группы продлённого дня

Гарапшина Зинфира Рафаиловна

Развитие творческих способностей ребенка

в условиях группы продленного дня.

Методические рекомендации    в помощь воспитателю

       Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей  в условиях группы продленного дня.

     Пособие адресовано в первую очередь воспитателям и учителям начальных классов.            

       В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в  настоящее время одной  из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

     И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений  находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к  комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания,  хорошо развитой памяти.

   Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей  после уроков, так как проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои  интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.

       В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько  хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей  младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать  также дидактические игры и  упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности  к учебной.

           В условиях занимательной игры более успешно усваиваются  разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное,  эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие  ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие,  самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе.

         Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на  формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и  какие способности детей она должна развивать.

        Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать  пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем,  мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к  случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

         Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки.

САМОПОДГОТОВКА

        Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в  ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.

       Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить  те  знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к  самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые  усилия, развивать мыслительные способности.

        Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия  перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных  гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких  занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого  соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети  легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних  заданий.

          У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут,  да и не  должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое  предложить занятие, чтобы и им  было интересно, и  другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом  учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

           Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры  с математическим содержанием, которые развивают сообразительность,  внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.  

            Предложенная ниже система упражнений с математическим содержанием предполагает широкую и разностороннюю связь с детским чтением,  наблюдением над явлениями природы, животным и растительным миром, опирается на присущий детям интерес к загадкам, песенкам, стихам, учитывает способность  и любовь к рисованию. Для записи заданий  используются различного вида схемы, таблицы, цепочки, всевозможные  орнаменты, циферблаты часов, различные геометрические фигуры. В качестве проверочных слов, как правило, выбраны отгадки к загадкам.  Используемые загадки расширяют представления детей об окружающем  мире,  знакомят их с животным и растительным миром Земли, с героями сказок и рассказов, дают воспитателю возможность провести небольшую  беседу с детьми об окружающей природе. Читая загадки  и вопросы, дети закрепляют навыки чтения и учатся самостоятельно  понимать прочитанное.

Литература:

1. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....

Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....

Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.

Данная статья о  развитии творческих способностей школьника...

Развитие творческих способностей младших школьников в группе продлённого дня

В статье приведены примеры форм работы  с младшими школьниками в группе продлённого дня по развитию творческих способностей (из опыта работы)...