Общеразвивающая программа дополнительного образования "Художественное слово"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Александровна Кошелева

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Художественное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_slovo.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

        

Дополнительная образовательная программа

«Художественное слово».

Для обучающихся  1 – 4 классов

Срок реализации 1 год

                                                   Составила: С.А. Кошелева

Пояснительная записка

Направленность программы - художественная

Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры человека, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особенно актуальной представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развитие творческих способностей, самореализации личности ребёнка. Среди инструментов этого процесса может быть классный театр. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению. Участие  детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчёркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учёт этого фактора позволяет педагогам, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «Художественное слово». Данная программа  позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы

  Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Данная программа для детей является новой, знакомит со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.

Цель:  создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.

Задачи:

  • развивать интерес к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка
  • формировать умения и навыки самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
  • воспитывать общую культуру ребёнка средствами театральной деятельности;

Особенности программы.

Процесс кружковых занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребёнка - способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

 Материал постепенно усложняется, происходит знакомство с понятиями как темп, тембр, дикция и др. Происходит знакомство, как с авторскими   произведениями так и с произведениями фольклора. Выразительное чтение стихов, рассказов, постановка сценок - миниатюр. Использование в сценках кукол, костюмов, музыки.

Формы и режим занятий.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют учащиеся 7 – 10 лет (1 – 4 классы).  Сроки реализации программы  1 год.

Занятия будут проводиться 1 раз в неделю в виде бесед, инсценировок, выразительного чтения, изготовление реквизитов.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Повышение уровня общей культуры учащихся.

Приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности учащихся. Развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.

Дети лучше будут понимать текст произведений,  владеть средствами художественной выразительности. Дети будут более раскрепощенные, научаться без стеснения выразительно читать произведения.

Будут принимать активное участие в жизни класса.

Будут организованы выступления перед воспитанниками садика,  родителями.

Формы подведения итогов

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют своё театральное мастерство.

Подведение итогов реализации программы осуществляется путём организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), показа спектаклей, участия в конкурсах чтецов.  

Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы.

Теоретический материал (6ч)

1

Хороший и плохой собеседник. Какой должна быть речь?

0,5ч

0,5ч

2

Дыхание.

0,5ч

0,5ч

3

Голос. Главные качества голоса.

0,5ч

0,5ч

4

Дикция и артикуляция.

0,5ч

0,5ч

5

Интонация.

0,5ч

0,5ч

6

Логическое ударение.

0,5ч

0,5ч

Практические занятия (5ч)

7

Отработка ритма. Считалки.

0,5ч

0,5ч

8

Работа с чистоговорками.

9

Чтение потешек

10

Тренировка в правильном употреблении звуков. Скороговорки.

0,5ч

0,5ч

11

Конкурс чтецов (на лучшее прочтение стихотворения)

Сценки (6 ч)

12

Иванов «Большая стирка». Чтение, распределение ролей.

0,5ч

0,5ч

13

Репетиция. Постановка.

14

Л.Лайнер «Басни Крылова» Чтение, распределение ролей.

0,5ч

0,5ч

15

Репетиция. Постановка.

16

Э. Успенский «День рождения Дяди Фёдора»

Чтение, распределение ролей.

0,5ч

0,5ч

17

Репетиция. Постановка.

0,5ч

0,5ч

Чтение по-ролям(7 ч)

18

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях». Распределение ролей

0,5ч.

0,5ч

19

Работа над выразительностью речи.

20

Репетиция.

21

Постановка.

22

Чтение сказки «Заюшкина избушка». Распределение ролей.

0,5ч

0,5ч

23

Репетиция.

24

Постановка.

Теоретический материал (2ч)

25

Художественная речь

0,5ч

0,5ч

26

Мимика, жесты.

0,5ч

0,5ч

Постановка пьес  (8ч)

27

О.Безымянная «Приключения в сказочном лесу». Чтение и распределение ролей.

0,5ч

0,5ч

28

Выразительное чтение по ролям. Изготовление костюмов.

0,5ч

0,5ч

29

Репетиция.

30

Постановка.

31

О.Безымянная «Красная Шапочка». Чтение  и распределение ролей.

0,5ч

0,5ч

32

Выразительное чтение по ролям. Изготовление костюмов.

0,5ч

0,5ч

33

Репетиция.

34

Постановка.

Всего: 34 ч.

10ч

24ч

Содержание программы.

Занятие 1. Дать детям представление о собеседнике хорошем и плохом.

Хороший собеседник владеет голосом, речь его правильна, богата, выразительна. Какую речь приятно слушать. Повторение изученных средств выразительности речи.  

Занятие 2. Дополнить знания детей о дыхании. Проведение тренировочных дыхательных  упражнений.

Занятие 3. Дополнить знания учащихся по  главным  качествам  голоса: тон, темп, тембр. Чтобы речь была понятной для других , необходимо говорить достаточно громко, в нормальном темпе, без лишних жестов.  Упражнять в умении менять темп, тембр и тон голоса в зависимости от ситуации.

Занятие 4. Познакомить с понятиями  дикция и артикуляция. Проведение тренировочных упражнений по данным средствам выразительности речи.

Занятие 5. Вспомнить и закрепить знания о интонации. Тренировать учащихся в употреблении разных видов интонации.

Занятие 6. Познакомить с понятием  логическое ударение. Показать практическую значимость этого средства выразительности устной речи; научить детей слышать смысловое  выделение слов, словосочетаний и использовать логическое ударение в собственной устной речи. Тренировать в в постановке логического ударения  в четверостишиях.

Занятие 7. Продолжать знакомить с особенностями считалок и их структурными типами.

Занятие 8. Тренировка в  отрабатывании ритма при работе с чистоговорками,  упражнять в правильном произнесении звуков в словах.

Занятие 9. Тренировать в выразительном чтении потешек.

Занятие 10. Как быстро научиться произносить скороговорки. Упражнять в правильном и быстром произнесении скороговорок.

Занятие 11. Конкурс на лучшее чтение стихотворения.

Занятия 12.  Чтение рассказа  Иванова «Большая стирка».  Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.

Занятие 13. Репетиция сценки по группам.  Каждая  группа  представляет свой вариант.

Занятия 14.  Чтение рассказа  Л. Лайнера  «Басни Крылова».  Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.

Занятие 15. Репетиция сценки по группам.  Каждая  группа  представляет свой вариант.

Занятия 16.  Чтение рассказа  Э. Успенского «День рождения Дяди Фёдора».  Работа в группах: дети распределяют роли, выбирают средства художественной выразительности для передачи характера героев.

Занятие 17. Репетиция сценки по группам.  Каждая  группа  представляет свой вариант.

Занятие 18. Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях» . Распределение ролей. Тренировка в выборе средств художественной выразительности в группах.

Занятие 19. Изготовление декораций. Проведение репетиции.  

Занятие 20. Репетиция сказки.

Занятие 21. Проведение репетиции  и выступления перед учащимися 1 класса.

Занятие 22. Чтение русской народной  сказки «Заюшкина избушка» . Распределение ролей. Тренировка в выборе средств художественной выразительности в группах.

Занятие 23. Изготовление декораций. Проведение репетиции.

Занятие 24. Проведение репетиции  и выступления перед воспитанниками д/с.  

Занятие 25. Продолжать знакомить детей с художественной речью. Сопоставить сугубо информативную деловую речь с изобразительной художественной. Как говорить зависит от зачем  говорить. Упражнять в чтении художественных текстов.

Занятие 26.  Закреплять знания и умения по выражению чувств и эмоций при помощи жестов и мимики.

Занятие 27. Чтение пьесы О. Безымянной «Приключения в сказочном лесу». Распределение ролей.

Занятие 28. Выразительное чтение слов персонажей по представлению «актёра». Обсуждение учащимися правильности выбора средств выразительности. Изготовление костюмов.

Занятие 29. Изготовление реквизитов. Репетиция.

Занятие 30. Постановка. Представление родителям.

Занятие 31. Чтение пьесы О. Безымянной «Красная Шапочка». Распределение ролей.

Занятие 32. Выразительное чтение слов персонажей по представлению «актёра». Обсуждение учащимися правильности выбора средств выразительности. Изготовление костюмов.

Занятие 33. Изготовление реквизитов. Репетиция.

Занятие 34. Постановка. Представление родителям и учащимся 1 класса.

Методическое обеспечение.

Для постановок сценок будут изготавливаться необходимые реквизиты, костюмы. При постановке кукольных спектаклей будут использоваться куклы. При постановке спектаклей будут использоваться костюмы и маски.

На занятиях будут использоваться презентации, музыка, просмотры мультфильмов, прослушивание фонограмм текстов в исполнении мастеров слова. В наличии есть методическая литература: для развития дикции, упражнения для развития темпа и тембра, упражнения для чтения с различной интонацией, игры и упражнения для исправления речевых недостатков, занимательные упражнения по орфоэпии, речевые ситуации, речевые игры, игры в рифмы, пиктограммы, практические работы над дикцией, чистоговорки, скороговорки, небылицы, потешки. Есть методические рекомендации к постановкам пьес «Красная Шапочка», «Приключения в сказочном лесу»,

Список используемой литературы.

1.Л.Успенская «Учитесь правильно говорить»

Москва Просвещение 1999г.

2.Т. Ладыженская «Речь, речь, речь»

Москва «Педагогика» 2000г.

3.Т.Ладыженская «Речевые уроки»

Москва Просвещение 1995г.

4.М.Львов «Школа творческого мышления»

Москва Астрель 2003г.

5.Давыдова «Праздник в школе»

Москва Айрис Пресс  2004г.

6.Бугаева З.Н. Игры и задания для развития устной речи и дикции

БАО Донецк 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Абвгдейка"

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Абвгдейка" по "Математике" и "Спортивным играм" психолого-педагогической направленности.Срок реализации 1 год.Возра...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Общеразвивающая программа дополнительного образования по английскому языку во 2 классе «Happy English»

Общеразвивающая программадополнительного образования по английскому языкуво 2 классе «Happy English»...

Общеразвивающая программа дополнительного образования по английскому языку "Magic English" в 4 классе

Программа дополнительного образования “Magic English” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Также программа способствует расшире...