Методическая разработка Вода - удивительное вещество
методическая разработка (4 класс)
Данная методичесая разработка позволяет обобщить знания учащихся о свойствах воды и подвсти итоги исследовательской деятельности по теме "Вода - удивительное вещество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vnklassnogo_meropriyatiya_voda_-_udivitelnoe_veshchestvo.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного занятия
Дата проведения: 13.02.2018 года
Место проведения: ГБОУ СОШ № 138, кабинет № 207
Время проведения: 13.00-13.40
Воспитатель ГПД: Беспалова Галина Николаевна
Тема: «Вода – удивительное вещество»
Технологии: Учебный проект с элементами исследовательской деятельности.
Цель: Обобщить знания учащихся о свойствах воды и подвести итоги исследовательской деятельности по теме «Вода – удивительное вещество»
Задачи:
I. Образовательные.
1). Создавать условия для развития самостоятельного мышления.
2). Учить определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения.
3). Обучать навыкам работы с картами, схемами, таблицами и моделями.
4). Обучать доказывать свою точку зрения опытным путём.
II. Воспитательные.
1). Воспитывать любовь к «Малой Родине».
2). Воспитывать интерес к истории родного края.
3). Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
4) Совершенствовать навыки групповой работы.
III. Развивающие.
1). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
2). Развивать способность прогнозировать результат.
3). Развивать речь учащихся.
Воспитатель ГПД: Беспалова Галина Николаевна
Оборудование.
Воспитателя:
1. Конспект занятия + слова детей.
2. Презентация воспитателя:
3. Для опыта 4: подсвечник с крышкой, таблетка с сухим топливом, пробирка с водой, держатель пробирки, коробок спичек.
4.Конверт с домашним заданием для групп.
5. Парты расставлены по четыре для четырёх групп.
6. Демонстрационный стол.
7. В конце класса стулья для гостей.
Детей:
1-ая группа:
1.Презентация для детей.
2.Для опыта 1(две колбы + прозрачная чашка; колба со снегом, колба с водой, чайник, удлинитель для чайника, штатив, стекло).
2-ая группа:
1. Стенд по теме «Основные источники загрязнения водоёмов».
2.Видеоролики про очистку водоёмов.
3.Видеофильм про Водоканал.
4.Модель ванной комнаты с водопроводом + ёмкость с подкрашенной водой.
3-я группа:
1.Для опыта 2 (две колбы разной формы, в одну из них налита вода).
2.Для опыта 3 (прозрачная чашка с водой и маленький цветной мячик).
3. Для опыта 5 (прозрачная ванночка и резиновая игрушка).
4. Для опыта 6 (баночка с крупной солью, ложка и колба).
5. Для опыта 7 (весы, две колбы с одинаковым количеством воды; в одной колбе вода пресная, в другой – солёная).
6. Выставка книг о воде.
4-ая группа:
1. Политическая карта мира с флажками, которыми отмечены «Целебные источники мира».
2. Схема артезианского колодца.
3. Рисунок дома с буровой скважиной.
4. Действующая модель артезианского колодца.
Ход урока:
На экране компьютера «Презентация воспитателя». Слайд 1
- Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, давайте повернёмся к нашим гостям и поздороваемся. Повернитесь ко мне. Садитесь.
- Введение в тему.
Воспитатель::
- Начнём занятие.
- Сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей», а вы подумайте, к кому обращается автор.
- «…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чистая в недрах земли».
- К кому обращается автор? Слайд 2
Воспитатель:
- Как догадались? Докажите свою точку зрения.
Ш. Постановка учебной задачи. Слайд 3
Воспитатель:
- В течение месяца мы проводили исследовательскую работу по теме «Вода – удивительное вещество». Сегодня каждая группа представит результаты своих исследований.
- Представление группами исследовательских проектов.
Первая группа.
- Для защиты своего проекта приглашается 1-ая группа.
На экране компьютера «Презентация детей»
Слайд 1
Дергунова Яна: (рассказывает о давнем существовании воды на планете) Слайд 2.
-Наш исследовательский проект назывался «Вода в природе».
Из Интернета, энциклопедий и книг мы выяснили, что вода существовала во Вселенной задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на сгустках пыли и космических телах, которые, притягиваясь друг к другу, 4,5 миллиарда лет назад, сформировали планету Земля. На поверхности едва возникшей Земли многочисленные вулканы и раскалённые верхние слои горных пород выделяли огромное количество тепла и газов. Затем планета и её молодая газовая оболочка медленно остывали. Когда температура атмосферы опустилась ниже 100 градусов по Цельсию, водяной пар начал превращаться в жидкость. Слайд 3.
- Бесчисленные капельки воды под влиянием силы тяжести стали падать вниз и сформировалась ГИДРОСФЕРА – водная среда, которая включает поверхностные и подземные воды. Три четверти земной поверхности покрыты водой, поэтому Землю называют ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ.
Беспалов Валера: (рассказывает о цвете воды на разных глубинах) Слайд 4.
- Оказывается, океан – это зеркало, которое отражает лишь четвёртую часть падающих на него солнечных лучей. На глубине до 4 м исчезает красный цвет, до 10 м – жёлтый, потом зелёный, а на глубине около 20 м остаётся только голубой. Глубже 250 м свет не проникает – морское дно погружено во мрак, а поверхность моря, отражая небо, принимает его цвет.
Ларионова Кристина: (рассказывает о стихийных бедствий (цунами, тайфуны, смерчи) Слайд 5.
-Равномерное движение волн в океане продолжается до тех пор, пока ему не помешают какие-либо препятствия. Тогда возникают стихийные бедствия: цунами, тайфуны или циклоны, смерчи.
Цунами обязаны своим возникновением не ветрам, а землетрясениям и извержениям вулканов вдоль океанских впадин или островов. При подходе к берегу цунами растут в высоту, превращаются в огромные водяные стены и сметают всё на своём пути, угрожая жизни и здоровью людей.
Циклоны зарождаются над океанами и образуют гигантские кольца, достигающие иногда более 500 км в диаметре. Ветры, сопровождающие циклон, достигают скорости 500км/ч.
Водяные смерчи появляются в любое время суток и образуют тёмные облачные «хоботы», диаметр которых достигает нескольких десятков метров. Существуют смерчи недолго, обычно меньше 15 минут. Высота смерча может достигать от 800 до 1500 м.
Мирошник Настя: рассказывает о соотношении пресной и солёной воды) Слайд 6.
-Вода в океане (94%) и под землёй – солёная. Количество пресной воды составляет 6% общего объёма воды на Земле.
94% - это миллионы миллиардов тонн соли. Но откуда же она взялась? Информацию на слайде 7 прочитайте самостоятельно. Слайд 7.
Филиппов Глеб: (рассказывает о бесконечном круговороте воды в природе) Слайд 8.
-Со времени появления на Земле вода не прекращает круговорота, покидая океан, поднимаясь в воздух, выпадая на сушу и снова возвращаясь в океан.
Круговорот воды оказывает большое влияние на климат. Если бы 70% поверхности нашей планеты не было бы покрыто водой, то на Земле царила бы невыносимая жара.
Беспалов Валера: (показывает опыт, доказывающий круговорот воды в природе).
Опыт 1.
-Давайте проведём опыт, в ходе которого убедимся в существовании круговорота воды.
Мы уже знаем, что вода замерзает при температуре нуль градусов по Цельсию. В первой пробирке находится снег – вода в твёрдом состоянии. Комнатный термометр показывает температуру воздуха в классе плюс 22 градуса, следовательно, под воздействием более высокой температуры вода из твёрдого состояния перейдёт в жидкое состояние.
Мы выяснили, что вода закипает при температуре 100 градусов по Цельсию и переходит в парообразное состояние. Это явление мы ежедневно наблюдаем дома, когда кипятим чайник.
Если над носиком кипящего чайника установить прозрачное стекло, то через некоторое время можно увидеть с внутренней стороны стекла капли испарившейся воды. Под действием силы тяжести они будут падать вниз.
Т. о., произойдёт круговорот воды.
Филиппов Глеб:
-Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. Земная вода и поглощает и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. Т. о., без воды обойтись нельзя – это самое важное вещество на Земле.Слайд 9 (использованные источники информации).
Воспитатель:
-Спасибо, ребята. Теперь просим вторую группу познакомить нас с результатами своих исследований.
Вторая группа.
Елисеева Кристина:
-Наша группа изучала основные источники загрязнения и способы очистки водных ресурсов.
Под загрязнением водных ресурсов понимают любые изменения физических, химических и биологических свойств воды в водоемах в связи со сбрасыванием в них жидких, твердых и газообразных веществ, которые делают воду данных водоемов опасной для здоровья людей.
Мы проанализировали доклады наших одноклассников по теме и выяснили, что основными источниками загрязнения водных ресурсов являются…(перечислить со стенда)…
Алейникова Саша:
-Мы выяснили, что методы очистки сточных вод можно разделить на механические, химические, физико-химические и биологические. Когда же они применяются вместе, то метод очистки и обезвреживания сточных вод называется комбинированным.
Мы убедились, что охрана и очистка водных ресурсов - мировая проблема. С помощью родителей мы составили список литературы, нашли в Интернете несколько видеороликов по теме и сейчас представим их вашему вниманию.
Просмотр видеороликов «Способы очистки водоёмов».
- Мы видим, как специальная машина убирает растения с поверхности водоёма.
- Эта машина убирает водоросли со дна водоёма.
- В городе Пенза защитники окружающей среды в свой выходной день чистят водоёмы.
- Водолаз собирает с морского дна пластиковые бутылки, жестяные банки и прочий мусор.
- А здесь мы видим подъём танка БТ- 5, который покоился на морском дне со времён Великой Отечественной войны.
Филиппова Даша:
- Посмотрите на календарь! 22 марта отмечают Всемирный день воды и День Балтийского моря! В марте мы познакомимся с очистными сооружениями Санкт-Петербурга – поедем на Водоканал. Сейчас посмотрим фрагмент видеофильма.
Просмотр видеофильма «Водоканал».
Островидова Аня:
- С помощью воспитателя и родителей мы сделали действующую модель ванной комнаты с водопроводом.
(Показ действующей модели, объяснение принципа действия)
- Нальём в верхнюю ёмкость подкрашенной воды. Мы увидели, что вода по трубкам от капельницы как по настоящим трубам подходит к раковине, ванне и унитазу, затем сливается в нижнюю ёмкость. Если налить в ванну воды и нажать клавишу, то из душа польётся вода. Мы выяснили, что в стене (в штробе) находятся трубки (трубы) с горячей и холодной водой. Холодная вода подводится к ванне, раковине, унитазу. Горячая вода подводится к ванне и раковине.
-Т. о., в ходе работы мы убедились, что воду надо беречь, потому что это одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.
Воспитатель:
- Спасибо, ребята, вы тоже хорошо потрудились. Приглашаем на защиту проекта третью группу.
Третья группа.
Александров Дима:
- Наша группа изучала и исследовала свойства воды. Мы сделали книжную выставку и подготовили несколько опытов.
- Вода в окружающем нас мире встречается в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Как и всякая жидкость, она текуча. Вода принимает форму того сосуда, в который её налили.
Лебедев Андрей:
Опыт 2.
- Нальём воду в колбу, затем перельём в колбу округлой формы. Вода приняла форму этой колбы. Опыт показал, что вода принимает форму сосуда, в который её налили.
Топал Гоша:
Опыт 3.
- В прозрачную чашку с водой опустим маленький мячик. Мы мячик видим, следовательно, вода прозрачна.
Воспитатель вместе с третьей группой демонстрирует опыт 4, доказывающий. Что вода плохо проводит тепло.
Опыт 4.
- Нальём в пробирку воды и начнём нагревать её пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко. Вскоре вода в пробирке закипит. Но только в том месте, где её нагревали, а в нижней части пробирки она по-прежнему будет холодной. Опыт показывает, что вода плохо проводит тепло.
Соколов Никита:
Опыт 5.
- Мы знаем, что жидкость давит на дно и стенки сосуда, а если внутрь её поместить какое-нибудь твёрдое тело, то оно также будет подвергаться давлению. Существование силы, выталкивающей тело из жидкости, легко обнаружить на опыте. Возьмём игрушку, опустим её в воду и резко уберём руку. Игрушка резко поднимется вверх. Силу, выталкивающую тело из жидкости называют архимедовой силой в честь древнегреческого учёного Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение. Более подробно мы будем изучать эту тему в курсе физики в 7-ом классе.
Вода как жидкость имеет ещё одно очень важное свойство. Она может растворять другие вещества. Проведём опыт.
Александров Дима:
Опыт 6.
- Насыплем в стакан с водой соль, размешаем соль в воде. Вода в стакане осталась прозрачной и бесцветной, но на вкус стала солёной. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. Мы получили раствор соли.
Дронов Вадик:
- Из книг мы узнали, что разные вещества имеют разную плотность. Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. Например, в Мёртвом море концентрация соли почти в 9 раз выше, чем в океане. Соответственно, вода этого моря обладает большой плотностью. Сейчас мы проведём опыт, доказывающий, что солёная вода имеем большую плотность, чем пресная, и, следовательно, большую массу.
Опыт 7.
- Наши весы находятся в равновесии. На правую чашу весов поместим колбу с пресной 50 мл пресной воды. А на левую чашу – колбу с таким же объёмом, только солёной воды. Мы увидели, что правая чаша весов с колбой солёной воды опустилась вниз. Этот опыт показывает, что раствор соли имеет большую плотность, и, следовательно, он тяжелее. Таким образом, мы наблюдали отличие в массе жидкостей одинаковых объёмов.
-Мы познакомились со свойствами воды и убедились, что она имеет большое значение для человека.
Учитель:
- Молодцы! Просим выступить четвёртую группу.
Четвёртая группа.
Венедиктов Олег:
- Наша группа проанализировала творческие работы одноклассников по теме «Целебные источники мира» и флажками на карте отметили источники, на которых побывали дети с родителями. Дети показывают на Политической карте мира (и в альбоме на столах у гостей) места отдыха одноклассников с родителями.
- Наши одноклассники отдыхали с родителями в Израиле на берегах Мёртвого моря, в Португалии, Японии, в Финляндии, в Крыму, в Карелии, на берегу озера Байкал. Но, как говорится, в гостях хорошо, а дома – лучше!
Биричев Дима:
- Мы живём и учимся в Калининском и Красногвардейском районах, которые находятся на правом берегу реки Невы и издавна называются Полюстровом. Слово «полюстрово» представляет собою изменённое на русский лад латинское «палюстер», что означает «болотный», «болотистый»; существительное «палюс» означает «болото». Целебное свойство железистых минеральных источников, находящихся в районах, было известно ещё в начале 18 века. Сохранилось свидетельство, что Пётр I по совету своего лейб-медика Блюментроста пользовался водой полюстровский железистых ключей, называя их «стальными водами».
Храмцов Денис:
- Благодаря открытию источников железистых минеральных вод с начала 19 века выросло предприятие, выпускающее «подземную» воду. Ещё в 1923 году был открыт небольшой завод минеральных вод. В 1958 году между Пискарёвским проспектом и шоссе Революции возвели новый корпус. Из пробуренных скважин глубиной 41 м за сутки выкачивается около 1,5 тысяч кубометров целебной воды. В год – 17 миллионов бутылок. Воде, по свидетельству медиков, нет цены. Она ставится на первое место в ряду «чисто железистых». За год Полюстровский источник выносит на поверхность до 11 тонн железа.
Близлежащие улицы получили соответствующие названия: Минеральная, Ключевая, Полюстровский проспект.
Кожаков Миша:
- Нашу группу заинтересовал вопрос: как образуются подземные целебные источники, называемые артезианcкими колодцами? Мы нарисовали схему артезианского колодца и с помощью родителей смастерили действующую модель.
Артезианские воды
saturation level уровень грунтовых вод; Artesian well — артезианская скважина; Pervious strata — водоносный слой; Impervious strata — водоупорный слой породы
- Колодцы называются артезианскими потому, что первоначально они были устроены во французской провинции Артуа. Артезианские колодцы возможны только при определённых условиях. Между двумя слоями водонепроницаемой скальной породы должен быть слой из пористого камня или песка. Огромное давление со всех сторон держит воду в заточении, пока её не освобождает человек. Когда отверстие диаметром в несколько сантиметров пробуривается прямо через твёрдый верхний слой и попадает в водоносный слой, освобождённая вода с огромной силой вырывается на поверхность.
Скакун Слава:
- Сейчас мы покажем нашу модель в действии. Мы видим, как вода под давлением с силой вырывается на поверхность, образуя фонтан.
- Мы выяснили, что мы живём в районе, богатом целебной минеральной водой.
V. Подведение итогов занятия.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали и убедились, что вода – удивительное вещество.
- Давайте подведём итоги. Какова же работа воды на планете?
Презентация воспитателя.
Слайд 4.
- Посмотрите на следующий слайд.
(Слайд 5)
- Большинство продуктов растительного происхождения на планете на 80-90% состоят из воды, человек на 60-70% состоит из воды и не может прожить без неё более трёх дней!
- Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для всего живого на Земле, мы можем утверждать, что вода – одно из самых драгоценных сокровищ планеты Земля и мы должны бережно к ней относиться.
(Слайд 6)
- Давайте хором прочтем, что написано в 58 статье Конституции Российской Федерации:
« Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Бережно относиться к природным богатствам».
- Домашнее задание.
- К следующему уроку каждая группа получает творческое домашнее задание. Прошу представителей групп подойти, вытащить из конверта задание для группы и озвучить.
(по жребию)
Вода в поэзии.
Вода в музыке.
Вода в искусстве.
Вода в фильмах.
VII. Организационный конец занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.
Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...
"Вода - удивительное вещество"
Эко - урок...
Исследовательский проект на тему: «Вода- удивительное вещество».
Актуальность темы:Почти все физико- химические свойства воды – исключение в природе. Она действительно самое удивительное вещество на свете. Ученые уже немало узнали о воде, разгадали многие ее тайны....
Методическая разработка "Этот удивительный, волшебный мир кино!"
Внекласснре мероприяте, посвященное Году кино....
Методическая разработка занятия "Удивительные памятники Санкт-Петербурга"
Ознакомление с необычными памятниками Санкт-Петербурга: памятник бомбардиру Василию, памятник трубочисту, добрая собачка Гаврюша....
Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды
Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды...
Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ. Экологическое воспитание.
Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость в рамках "экологического воспитания". Данная разр...