Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме:
«Удивительное вещество – вода».
Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.
ГБООУ АО «Санаторно-лесная школа»
Цели урока:
- Актуализация знаний по предмету «физика» (7 класс) и «окружающий мир» (3 класс);
- Создать условия для открытия учащимися свойств воды;
- Обеспечить условия для формирования у учащихся практических умений ставить опыты, вести наблюдения и делать соответствующие выводы, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
- Помочь понять учащимся необходимость и важность воды в жизни всей планете и для самого себя.
Задачи урока:
- Познавать себя и свои возможности, чтобы эффективнее организовать свою работу;
- Учиться самостоятельно мыслить и рассуждать, делать логические выводы.
Оборудование: На каждый стол: стакан с водой, пустые сосуды разной формы, чайная ложка, полоска бумаги, полоски из пластиковой плёнки, соль, пробирка с кусочком льда .Демонстрационный стол: спиртовка; пробирка с водой, закрытая пробкой; держатель; стакан с водой; спички; шар Паскаля; гальванометр; кювета с водой; два электрода; провода.
Наглядные пособия: На доске: таблицы «Свойства воды», «Состав воды», «Агрегатные состояния воды»; высказывания учёных о воде, изображения различных состояний воды для проведения зрительной гимнастики.Демонстрационный стол: модель кристаллической решётки, глобус.
Раздаточный материал: эмблемы настроения (весёлое, грустное, равнодушное), 2 чистых ватмана, тесты (отдельно – для 3 и 7 классов), комплект карточек с буквами Т (твёрдое состояние), Ж (жидкое состояние), Г (газообразное состояние).
ХОД УРОКА
Организационный момент. Посадка учащихся парами (1 ученик – 3 класса, 2 ученик - ученик 7 класса).
А) Создание благоприятного психологического климата в классе.
(проведение дыхательной гимнастики) Дыхательное упражнение «Свеча»
Б) Объявление темы и целей урока. Загадка: Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я. Кто я такая? (вода-Сегодняшний урок мы посвятим воде, откроем часть её секретов, свойств
.II. Актуализация знаний. - Ребята, как вы думаете, что же такое вода?
Чтение стихов о воде. -Действительно, ребята, вода присутствует во всём, что нас окружает. -Как вы думаете, много ли воды на Земле?
-Что у меня в руках? (учитель вращает глобус) )
-Какой цвет преобладает на модели земного шара? (голубой)
-Что он обозначает? (море, океаны, реки)
-Какой можно сделать вывод? (вода занимает большую часть поверхности Земли, а именно ¾ всей поверхности- А где ещё присутствует вода? (в любых живых организмах, в теле человека, в воздухе, в растениях. Вода есть не только на земле, но и над землёй и под землёй. Вода есть в воздухе в виде пара, облаков и туч. Вода есть даже под землёй в виде родников).А присутствует ли вода в теле человека? (тело человека на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется 2 литра воды. Часть он выпивает, а часть содержится в пище).-Ребята, а где и как можно использовать воду? (без воды невозможно приготовить пищу, сделать лекарства, бумагу, ткань и т.д. Жизнь без воды невозможна). А кто из вас знает, из чего состоит любое вещество? (из молекул)-А из чего состоит молекула воды? (2 атома водорода, 1 атом кислорода). Учитель показывает соответствующую таблицу на доске . Третьеклассники изготовляют молекулу воды при помощи пластилиновых шариков. Семиклассники, рисуют молекулу воды в тетрадь.
III. Практическая работа. На каждый стол ставится лоток с оборудованием. Ребята под руководством учителя выполняют опыты, изучая свойства воды. Опыт №1: Определить цвет, запах, вкус воды. Опыт №2: определить, обладает ли вода текучестью. Опыт №3: Определить, сохраняет ли вода форму. Опыт №4: определить прозрачность воды. Опыт №5: Определить, растворяет ли вода соль. Опыт №6: Определить, смачивает ли вода бумагу. Опыт №7: Электрическая проводимость воды (демонстрирует учитель). Опыт №8: Невозможность сжать воду ( шар Паскаля). Таблица«Свойства воды». Учащиеся 7 класса записывают свойства воды в тетрадь. Загадка Я и туча, и туман, Я ручей и океан. Я летаю и бегу, И стекляшкой быть могу. (Три состояния воды).Эта загадка подтверждает тот факт, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Давайте это проверим. (каждой паре учащихся дают пробирку со льдом. Ребята держат пробирку в руках по очереди)Определение свойства воды. Демонстрация кристаллической решётки
Упражнение на релаксацию ( расслабление). Упражнение « Кораблик».
Продолжение работы по теме. Сообщение о ледяной скале – айсберге. (предварительное задание для учеников 7 класса) Опыт №9: Определить, что произойдёт со льдом, если его нагреть. (демонстрация опыта учителем) Опыт №10: Превращение воды в пар (нагревается пробирка с водой, закрытая пробкой. Опыт демонстрирует учитель. От чего зависит состояние воды?.Таблица «Агрегатные состояния воды» учащиеся 7 класса записывают в тетрадь
V. Закрепление. А) Правила бережного отношения к воде, её использования. Составьте правильные утверждения.
Вода воду напрасно
Не расходуйте одно из главных богатств Земли
Воду загрязнять воду
Нельзя надо беречь!
Б) Блиц-опрос.
-Какие состояния воды вы знаете? -От чего зависит состояние воды?
-Назовите свойства воды. -Может ли человек прожить без воды?
-Сколько литров необходимо человеку для нормальной жезнедеятельности?
В) Зрительная гимнастика.
В разных углах и по стенам класса развешаны различные рисунки состояний воды: снег, водопад, айсберг, дождь, пар, лужа и т.д. исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти то или иное изображение, названное учителем.
V. Проверка знаний. А) Игра «Определи состояние воды»
(Каждому ученику раздаётся комплект карточек – Т, Ж, Г)
По итогам игры определяется пара-победитель, которым вручается приз.
Б) Выполнение проверочного теста. 7 класс
3 класс Тест «Вода в природе»
VI. Подведение итогов.
А) Оценивание знаний учащихся.
Б) Декламация стихотворения учеником 3 класса «Берегите воду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 1-х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕДЛЯ 1-х КЛАССОВПО ТЕМЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Удивительные растения мира"
Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Гармония» Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Тема: Удивительные растения мира....
Конспект интегрированного урока- исследования по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»
Интегрированный урок- исследование по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?»( по комплекту "Начальная школа 21 века") На уроке ведётся подробное исследование для...
Интегрированный урок-исследование (математика – ОБЖ)
Все действия в пределах 100. Правила дорожного движения....
Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.
Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
Интегрированный урок-исследование "Математика сердца"
Рассмотреть возможность применения математических методов при первичной самостоятельной диагностике сердца. Предметные:- Совершенствовать приёмы умножения и деления многозначных чисел.- учить дет...