Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.
Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место место в системе образованя начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями.
Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования начальной школы. Перед педагогами стоит задача уже в младшем школьном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, что является составляющими успешной личности.
Особенностью проектной деятельности в начальной школе является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Младший школьник еще не может быть автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще неизвестным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Как правило, темой проектов становиться определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности в начальной школе это:
-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок- взрослый или соучастии на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
-учет интересов ребенка;
-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые.
Как происходит освоение проектной деятельности младшими школьниками?
До 9 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:
-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
-реализации потребностей в активной деятельности;
-степени самовыражения;
-увлеченности совместной деятельности со взрослым.
К концу третьего класса дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: учащиеся реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата. В этом возрасте активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия школы и семьи это использование активных форм и методов. Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах педагогики и психологии. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
ФГОС ДО нацеливает на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике. Проектная деятельность – это осознанная, добыча новых знаний, она позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети», в ней проявляются творческие способности, которые в свою очередь успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями.
Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования начальной школы. Перед педагогами стоит задача уже в младшем школьном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, что является составляющими успешной личности.
Особенностью проектной деятельности в начальной школе является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Младший школьник еще не может быть автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще неизвестным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Как правило, темой проектов становиться определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности в начальной школе это:
-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок- взрослый или соучастии на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
-учет интересов ребенка;
-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые.
Как происходит освоение проектной деятельности младшими школьниками?
До 9 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:
-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
-реализации потребностей в активной деятельности;
-степени самовыражения;
-увлеченности совместной деятельности со взрослым.
К концу третьего класса дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: учащиеся реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата. В этом возрасте активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия школы и семьи это использование активных форм и методов. Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах педагогики и психологии. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
ФГОС ДО нацеливает на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике. Проектная деятельность – это осознанная, добыча новых знаний, она позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети», в ней проявляются творческие способности, которые в свою очередь успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями.
Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования начальной школы. Перед педагогами стоит задача уже в младшем школьном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, что является составляющими успешной личности.
Особенностью проектной деятельности в начальной школе является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Младший школьник еще не может быть автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще неизвестным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Как правило, темой проектов становиться определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности в начальной школе это:
-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок- взрослый или соучастии на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
-учет интересов ребенка;
-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые.
Как происходит освоение проектной деятельности младшими школьниками?
До 9 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:
-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
-реализации потребностей в активной деятельности;
-степени самовыражения;
-увлеченности совместной деятельности со взрослым.
К концу третьего класса дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: учащиеся реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата. В этом возрасте активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия школы и семьи это использование активных форм и методов. Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах педагогики и психологии. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
ФГОС ДО нацеливает на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике. Проектная деятельность – это осознанная, добыча новых знаний, она позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети», в ней проявляются творческие способности, которые в свою очередь успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе"
В данном выступлении на МО школы дается краткий обзор проектов, проведенных педагогами МБОУ "Красноануйская ООШ" совместно с детьми в 2010-2011учебном году. Технология проектной деятельности активно и...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....
"Проектная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации при работе с родителями"
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего п...
Программа развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования...
Проектная деятельность в образовательном процессе начальной школы.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированног...
Рекомендации по применению технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР.
В работе раскрыта актуальность использования технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР. Технология проектной деятельности . Представ...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....