Проектная деятельность в образовательном процессе начальной школы.
статья на тему

Зылева Ирина Владимировна

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в образовательном процессе начальной школы.

  Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Педагоги понимают, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основе метода проектов идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

    Анализ литературы по теме показывает,  что учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Метод помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не 3, а более этапов работы над проектом. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности. Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний. Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.

 Защиту проекта пропустить нельзя.  Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания. Однако в процессе работы над проектом  они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные.

           В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы в современной школе. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы, реализует творческий потенциал учащихся, креативность, нестандартность мышления, учит отбору и анализу информации, т.е. тем компетенциям, которые определяют современное качество образования

Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегательная деятельность учителя в образовательном процессе начальной школы

В статье расматривается использование технологии раскрепощенного обучения и требования к уроку с позиции здоровьезбережения....

Проектное обучение в образовательном процессе начальной школы.

В качестве главного результата модернизации образования объявлена готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за бл...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»

  Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается...

Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".

Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач,  а также активнее использовать проектные...

Проектные задачи как один из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы

В наших образовательных учреждениях необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм ...

Методическая разработка по организации внеклассной совместной деятельности в образовательном процессе начальной школы "Весёлые превращения"

Данное внеклассное занятие является частью коррекционно- воспитательной работы основанной на адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубок...