Программа развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности и соответствует концептуальным основам стратегии развития образования в России и в ХМАО-Югре, так как познавательная и коммуникативная деятельности-формируемые средства в работе с детьми. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету
I. Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности и соответствует концептуальным основам стратегии развития образования в России и в ХМАО-Югре, так как познавательная и коммуникативная деятельности-формируемые средства в работе с детьми. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – парадигмы знаний и компетентностей. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
В настоящее время современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. В связи с этим главная цель программы заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Программа «Проектная деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование различных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Программа «Проектная деятельность обучающихся» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о структуре проектной деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации, о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- формирование умений публичной защиты работы.
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для реализации проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации проектной деятельности. Содержание курса объединено в 3 тематических модуля: структура проектной деятельности учащихся, этапы организации, презентации результатов. Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Программа «Проектная деятельность обучающихся» рассчитана на 135 часов.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению проектов. Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности; внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики проектов.
В результате освоения программы «Проектная деятельность обучающихся» учащиеся овладеть следующими знаниями и умениями:
- структура проектной деятельности учащихся;
- основное отличие цели и задач проектной работы;
- объект и предмет исследования;
- структура речевых конструкций гипотезы исследования;
- основные информационные источники поиска необходимой информации;
- правила оформления списка используемой литературы;
- способы обработки и презентации результатов.
- определение характеристики объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
- разделение проектной деятельности на этапы;
- самостоятельная организация деятельности по реализации проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки;
- планирование и координирование совместной деятельности по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы;
- учитывание особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный);
- пользование библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.
Цель проектной деятельности по курсу окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
II. Общая характеристика программы курса «Проектная деятельность обучающихся».
Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
- во-первых, она имеет краеведческую направленность;
- во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
- в-третьих, проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки.
Механизм управления
Сотрудники учреждений культуры и науки | Родители учащихся | Учителя школы |
Проведение экскурсий, лекториев | Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий клуба. Контроль за выполнением учащимися поставленных задач. Индивидуальные беседы | Проведение занятий клуба. Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы. Организация экскурсий. |
Сроки реализации: 2019-2023гг.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
III. Описание места программы курса «Проектная деятельность обучающихся» в учебном плане.
Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.
Курс «Проектная деятельность обучающихся» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Способами определения результативности программы является диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Проектная деятельность обучающихся»
Курс внеурочной деятельности способствует формированию:
- универсальных компетенций учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность:
- уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- уметь доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- личностных результатов освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- метапредметных результатов освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность:
- уметь осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
- уметь самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- уметь самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- уметь находить несколько вариантов решения проблемы;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- уметь работать в сотрудничестве;
- уметь взаимосотрудничать в группе в решении общих задач;
- уметь выдвигать гипотезы.
- предметных результатов освоения учащимися содержания программы
по формированию умения проектировать свою деятельность:
- формировать целостное представление о проектной деятельности;
- применять понятийный аппарат;
- делать сравнительный анализ.
Этапы организации работы:
- Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся, желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
- Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью на примерах работ известных ученых.
- Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
- пользоваться современным оборудованием;
- составлять графики, таблицы, диаграммы;
- работать с каталогами;
- составлять библиографию, рецензии;
- составлять презентации публичных выступлений;
- выбору темы исследования;
- определению проблем, требующих решения;
- формулированию темы предполагаемого исследования;
- утверждению темы на установочной конференции.
- Планирование проектной (исследовательской) деятельности. Постановка цели, задач.
- Планирование хода эксперимента.
- Сбор данных, проведение эксперимента.
- Анализ полученных результатов.
- Выводы на основе результатов исследования.
- Подготовка материалов к исследовательской работе.
- Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
- Оформление проектной работы.
- Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
- Презентация творческих проектов.
Содержание учебных тем:
1. Введение (3 ч).
Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.
2. Структура проектной, исследовательской деятельности (20 ч).
Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.
3. Этапы организации проектнойдеятельности (54 ч).
Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы. Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта. Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет. Организация и проведение эксперимента. Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму. Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы. Оборудование: памятка.
4. Подготовка проектных работ, презентация результатов деятельности (40 ч).
Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма. Виды деятельности учащихся: групповая работа. Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Оборудование: компьютеры.
5. Экскурсии (4 ч).
6. Участие в форумах различного уровня (14 ч).
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание учебных разделов | Общее кол-во часов | Экс-курсии | В том числе | |
теория | Прак-тика | ||||
1. 1.1 1.2 | Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж обучающихся по ТБ. | 1 1 | 1 1 | ||
2. 2.1 | Структура проектной деятельности. Общие требования по оформлению работ (рефератов, проектов …) | 20 | 14 2 | 6 | |
2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 | Содержание проектной деятельности. Что такое исследование. Что такое эксперимент. Защита замысла. Занятие - практикум. | 2 2 2 2 | 2 | ||
2.7 | Научный факт, гипотезы проектной работы | 2 | |||
2.8 2.9 | Выдвижение гипотезы проектной работы. Обсуждение гипотез. | 2 | 2 2 | ||
3. | Этапы организации проектной деятельности. | 54 | 15 | 39 | |
3.1 | Основные источники получения информации. | 1 | 3 | ||
3.2 | Определение информационного запроса. | 1 | 3 | ||
3.3 | Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах. | 1 | 3 | ||
3.4 | Поиск информации в сети Интернет. | 1 | 5 | ||
3.5 | Справочно-поисковый аппарат. | 1 | 3 | ||
3.6 | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 2 | 4 | ||
3.7 | Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. | 3 | 5 | ||
3.8 | Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. | 4 | |||
3.9 | Обработка результатов исследования | 1 | 7 | ||
Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы. | 6 | ||||
4. | Подготовка работ, презентация результатов проектной деятельности. | 42 | 17 | 25 | |
4.1 | Содержание письменного отчета. | 2 | 1 | ||
4.2 | Составление плана письменного отчета. | 5 | 4 | ||
4.3 | Обсуждение проектов письменного отчета. | 10 | |||
4.5 | Содержание визуального отчета. | 3 | |||
4.6 | Структура устного доклада. | 3 | |||
4.7 | Составление плана устного доклада. Защита стендового доклада. | 4 | 10 | ||
4.8 | Участие в защитах работ и проектов учащихся. Участие в конференциях различного уровня. | 13 | в теч. года | в теч. года | |
Всего | 135 | 4 | 48 | 83 |
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов плана | Общее | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение. | 2 | 1 | |
2. | Структура проектной деятельности | 20 | 14 | 6 |
3. | Этапы организации проектной деятельности | 54 | 15 | 39 |
4. | Подготовка работ, презентация результатов проектной деятельности | 42 | 17 | 25 |
5. | Экскурсии | 4 | ||
6. | Участие в форумах различного уровня | 13 | 13 | |
Всего | 135 | 48 | 83 |
Наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
- приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
- измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
- экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
- набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
Литература:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Воронцов Г.А. Работа над рефератом, Р-на-Д,ИЦ «Март Т», 2002.
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изд. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М., 2001.
- Журнал «Практика административной работы в школе»№ 3, 2007.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: книга для учащихся ст. классов, М., Просвещение, 1990.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
- Рабочая концепция одаренности. М., ИЧП «Магистр», 1998.
- Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе. Учебно-методическое пособие для учителей. СП.,КАРО, 2005.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний».
В данной статье описаны способы активизации мыслительной деятельности школьников....
Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчеств...
Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчества, прояв...
Доклад на районном МО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС"
Выступление на районной августовской секции учителей начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время". Школа после уроков это мир творчества. Важно заинт...
Доклад " Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога"
В докладе содержится информация о типах проектов, об этапах и формах организации проектной деятельности в начальной школе....
Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"
Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...
Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»
В выступлении представлен опыт работы по направлению "Проектная деятельность в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности"...