Проект "Устное народное творчество"
проект (3 класс)
Коллективный проект "Устное народное творчество" разработан для обучающихся 8-9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коллективный проект "Устное народное творчество" | 32.28 КБ |
Проект "Устное народное творчество" | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проектной деятельности с младшими школьниками
Тема: «Устное народное творчество».
Возраст детей: 8-9 лет
Количество детей: 26 детей
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей о сказках разных народов.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Цель: дать понятие об устном народном творчестве; познакомить с жанрами детского фольклора.
Задачи: учить наблюдать за природными явлениями, развивать познавательную активность, коммуникативные способности; воспитывать любовь к народному творчеству, дать представления о справедливости, нравственности, добре и зле.
Предметные результаты:
расширить представления об устном народном творчестве (песни, сказки, пословицы, поговорки).
Метапредметные: выявляет особенности жанров, расширяет кругозор, извлекает информацию, относящуюся к теме; сотрудничают друг с другом при выполнении проекта;
доводит начатое дело до конца, умение планировать, определять последовательность действий, умение преодолевать препятствия, умение оценивать результат действий, умение извлекать необходимую информацию, умение структурировать информацию, умение самостоятельно решать проблемы поискового и творческого характера.
Личностные: формируют потребности в доброжелательном отношении к русскому народному фольклору.
Этап | Микроцель | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
Подготовительный | Привлечение внимания учащихся к теме. | Ребята, сегодня поговорим о русском народном фольклоре(тема на доске). А как вы думаете, что же это такое? Дети высказывают своё мнение. Идёт обсуждение (не более 2-3 минут). | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы. | Дети настроены на работу. |
Основной | Углубление и уточнение содержания русского народного фольклора. | Сейчас вы разделитесь на группы, вам нужно разработать проекты по теме занятия, в проекте должны быть отражены понятия устного народного творчества (песни, сказки, пословицы, поговорки). Свой проект каждая группа представляет в иллюстрированном виде, это может быть рисунок, буклет, зарисовки ситуаций, отраженных в проекте. | Работа в группах (каждая группа готовит вопросы и задания, которые задаются другой группе); внутри группы выделены подгруппы, которые подготавливают определенный вид задач: подбирают загадки, сочиняют вопросы к народным сказкам, подбирают пословицы; изготавливают книжки – малышки «Устное народное творчество» для воспитанников детского сада. Каждая группа представляет свой проект. | расширить представления об устном народном творчестве (песни, сказки, пословицы, поговорки). выявляет особенности жанров, расширяет кругозор, извлекает информацию, относящуюся к теме; сотрудничают друг с другом при выполнении проекта; доводит начатое дело до конца… |
Заключительный | Закрепление полученных знаний. | О чем мы сегодня с вами говорили? Что вы нового узнали? Что больше всего запомнилось? | Отвечают на вопросы. Показывают заранее подготовленное театральное представление «Устное народное творчество» Сказка « О богатом Фольклоре» | Подводится итог занятия. |
Основные понятия
Устное народное творчество - мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия и создаются сейчас теми, кто живет рядом с нами. Проект адресован младшим школьникам, которые владеют навыками чтения на уровне третьего года обучения по стандартам государственной программы для начальной школы. Проект знакомит учащихся с малыми фольклорными формами: песенками, потешками, пестушками, загадками, пословицами, народными сказками. Проект поможет детям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного, глубже познать культуру своего народа через разные жанры фольклора.
Фольклор - устное творчество народа – сопровождал жизнь народа постоянно. Первая пахота и последний сноп в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, праздники, встреча весны и свадьба, крестины – всегда события жизни обыгрывались народом. История этих обрядов уходит в глубочайшую древность. Этот проект поможет детям и учителям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного.
Заклички – обращение к явлениям природы
Считалки – стишки, позволяющие распределить роли
Скороговорка - составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.
Скороговорку надо произносить быстро(«скоро говорить»), не запинаясь; это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение).
Загадка - выражение или изображение, нуждающееся в разгадке
Небылицы –шуточные стишки для детей.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм.
Русская народная песня :
- Колыбельные
- Патриотические
- Исторические
- Былинные
- Обрядовые
- Плясовые
- Хороводные
- Шуточные
- Частушки
Сказки – это вымышленная история, в которой есть зачин, основная часть и концовка. Где добро побеждает зло. Бывают: волшебные, бытовые, о животных.
Сценарий театрального представления «Устное народное творчество»
Сказка « О богатом Фольклоре»
Жил – был на Руси один мужик (выходит Фольклор – Батюшка).
Звали его по разному: кто величал -«Фольклор – Батюшка», а кто по имени – отчеству: «Устное народное творчество». Очень богатый он был. Богат был не деньгами, а очень большой семьей. Сколько детей было - не сосчитать. И всех – то он любил. Никого своим вниманием не обделил.
Раз решил он посмотреть - кто - на что горазд, то ест, что его дети
умеют делать. Зовет младшеньких деток:
- Эй, потешки, заклички, да считалочки покажите, что умеете делать? (выходят ученики)
Потешка:
Как по улочке
Из переулочка
Бежит серенький коток,
Отморозил коготок.
Шубка на нем
Заиндевела,
Брови и усы
Позакуржавели.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В рукавицах ходи,
В теплых варежках.
Закличка: Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
Считалочка: Аты–баты, шли солдаты,
Аты–баты, на базар.
Аты–баты, что купили?
Аты–баты, самовар!
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, ты и я.
- Ой, да молодцы! Какие озорные вы у меня! Ну- ка, а что же мои скороговорушки умеют делать ? (выходят дети на сцену и читают)
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Баран - буян залез в бурьян.
Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.
- Какие вы быстрые у меня! Где же мои умненькие – загадки? (Дети читают загадки по выбору)
- Какие вы у меня умненькие ! Шалунишки-и-и! Дразнилки - и -и-и! (Дети читают дразнилки по выбору)
- Эх, вы! А дочь моя, которая сочиняет все наоборот, то есть небылица? (Девочка читает небылицу)
- Что за дочь такая – что ни скажешь, все наоборот сделает. Но есть у меня дочь, правильная – всех учить жить – пословица. (Девочка читает небылицу)
- Дочь самая старшая, любимая – русская народная песня.
- «Я бываю разной: хороводной, колыбельной, шуточной. Сейчас я тебе спою колыбельную.(поет) А теперь шуточную (все поют)
- Молодцы вы у меня. (Раздает подарки)
И было у этого мужика еще много- много детей: и былины, сказки разные прибаутки, поговорки. Да вот разошлись они по белу свету.
Вот и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Самоанализ
№ п/п | Аспекты анализа | Критерии анализа |
1. | Тема | Вызвала интерес у учащихся, соответствовала возрасту. |
2. | Цели и задачи | Цель соответствовала целям программы. Цели: формирование представлений о русском народном фольклоре. Задачи: - подвести учащихся к истинному смыслу (значению) данных категорий; - формирование потребности в доброжелательном отношении к русскому народному фольклору. |
3. | Организация подготовки учащихся | Каждый ребенок участвовал в обсуждении, высказывал свое мнение, дети не боялись высказывать мнение, которое не совпадало с мнением большинства. Использовались различные иллюстрации, отражающие проблему занятия. |
4. | Содержание и методика проведения | Занятие проходило в форме диалога, обсуждаемые вопросы были интересны детям и тем самым было эмоциональное обсуждение, каждый ребенок мог высказаться, не было правильных и неправильных ответов. Дети разыграли театрализованное представление, изготовили книжки-малышки для воспитанников детского сада. |
5. | Особенности личности воспитателя | В общении с детьми была определенная дистанция, которая подчеркивала авторитет педагога. Стиль изложения был научным, но понятным для детей. Речь была эмоциональной и проявлялась тактичность. |
6. | Педагогическая ценность проведенной работы | Поставленные цели и задачи были реализованы, по окончанию занятия был получен конечный продукт «Книжки-малышки», подведены итоги(театрализованное представление), проведен самоанализ, который показал успешность проведённого занятия. |
Отзыв педагога: проектная деятельность была рассчитана на два занятия, было отмечено насколько увлечены младшие школьники этой темой, так как на переменах в учебной деятельности, они обсуждали в своих подгруппах, что можно добавить, как лучше сделать. Многие учащиеся дома выполняли задание. Это говорит о том, что студентка смогла замотивировать учащихся, и тема соответствовала возможностям детей, у них имелся первоначальный уровень знаний по данной теме, которого было достаточно для разработки проекта, в процессе совместного обсуждения, ответов на вопросы при разработке проекта, учащиеся смогли расширить свои представления.
По результатам проведения проектного занятия стоит отметить грамотную организацию деятельности учащихся, доступность изложения задач проекта, учащиеся смогли справиться самостоятельно с темой проекта. Занятие было проведено на отлично.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заклички – обращение к явлениям природы Считалки – стишки, позволяющие распределить роли
Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ . Скороговорку надо произносить быстро(«скоро говорить»), не запинаясь; это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение).
Загадка - выражение или изображение, нуждающееся в разгадке
Дразнилки Небылицы – шуточные стишки для детей
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм. Пословица
Русские народные песни Колыбельные Патриотические Исторические Былинные Обрядовые Плясовые Хороводные Шуточные Частушки Лирические
Сказки Волшебные Бытовые О животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.
Конспект урока внеклассного чтения...
Народное творчество и народная мудрость
Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость»....
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....
Встреча «Народное творчество коми края». Мастер класс с народными умельцами.
Конспект внеклассного занятия по краеведению к 90 – летию Коми Пермяцкого округа в малокомплектной школе. История, культура, традиции ...
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...