Народное творчество и народная мудрость
классный час (4 класс) на тему

Классный час в 4 классе.

Тема: «Народное творчество и народная мудрость».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_4_klasse.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                           Классный час в 4 классе.

Тема: «Народное творчество и народная мудрость».

Цели и задачи:

    1). Освоение учащимися нравственных ценностей            

     народа, приобщение детей к народному творчеству.

    2).Активизация познавательных интересов учащихся.          

    3).Привитие уважения и любви к народным традициям.

Оборудование:

- иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Конёк-горбунок», «Сказка  о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», и т.д.

- портреты К.Д.Ушинского, М.А. Шолохова.

- аудиозаписи фольклорных песен: «Детский русский фольклор», частушки, «Игранчики»;

                                              Ход классного часа:

1.Организационный момент.(Звучат  «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор).    ( Слайд №1, музыка)

Девочка: Кум-куманёк, где ты живёшь?

Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?

Мальчик: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.   (Слайд №2)

Эй, чай, чай, чай, выручай!

Уж ты, кумушка, встречай!

Все : Тары-бары- растабары,

Выпьем чай из самовара!

Да беседу заведём,

Так сказать, о том, о сём.

Девочка: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

 Люди свойские и простые.

Заходите, проходите.

Чайку свежего откушать,

Наших песенок послушать.

Мальчик: Не толпитесь у дверей.

Проходите поскорей!

Ждут вас у самовара с чаем, ребятишки,

Славные девчонки,

Весёлые мальчишки!

Девочка: Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый,  круглый, золотой.

Озаряет наши лица,

Он своею добротой.

2.Сообщение темы и целей классного часа.

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя!

Милости просим , к нам в гости!  (Слайд №3)

Сегодня у нас состоится мероприятие совсем не похожее на урок. Мы будем развлекаться, но при этом помнить о знаниях, полученных на уроках чтения, музыки, окружающего мира. И гости у нас сегодня соберутся необычные. За чашечкой горячего, ароматного чая поговорим мы о том, что такое «народное творчество» и как может выражаться « народная мудрость». Мы  вспомним, что мы относим к жанрам устного народного творчества  и постараемся определить, какие литературные жанры будут затронуты ещё.

3. Рефлексия на начало классного часа.

(Разноцветные полоски, отражающие настроение.)

Учитель: Почему полоски разного цвета?

Учащиеся: Каждый видит мир по-своему.

Учитель: Если все разноцветные полоски полоски собрать вместе, на они будут похожи?

Учащиеся: На радугу.  (Слайд №4)

Учитель: Вот с таким весёлым, радужным настроением мы начинаем.

4.( Звучит музыка.) Гости из города Изучайска.   (Слайд №6)

Учитель: Проходите, чайку горячего испейте, да поведайте, гости дорогие, с чем к нам пожаловали?

Ученик 1: Узнали мы, что вы об устном народном творчестве речь ведёте, вот и прибыли к вам с докладом.

Учитель: Что ж, послушаем ваш доклад.

Ученый: Устное народное творчество родилось в глубине веков. Оно создано не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизни всех людей.  Передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда  говорят « фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».

Учитель: Спасибо вам за доклад, присаживайтесь к столу, попейте чайку.

Ребята, а какие виды устного народного творчества вы уже знаете и можете назвать?

Учащиеся: Сказки, басни, пословицы, поговорки, считалки, небылицы, загадки, колыбельные, потешки, прибаутки, русские народные песни, обрядовые песни...

5.Учитель: Какие же вы молодцы! Сегодня мы поговорим о некоторых из них.    (  Слайд №6)

 Посмотрите-ка, к  нам снова гости, из города Сказкино.  (Музыка сл. №6)

 Проходите, проходите, не стесняйтесь!

Ребята, прежде чем вы научились читать, вы слушали сказки.

Ученик 2: Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь бывало, или слушаешь- дух захватывает.

Ученик 3:Но не только интерес, не только развлечение есть  в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- писал Александр Сергеевич Пушкин.     (Слайд №7)       И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Вечные сказки- сказки народные, в них спрятана волшебная сила.    (Слайд №8)

Учитель: Самым первым творцом сказок был народ . (Слайд №9)

  Люди жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли. Ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую жизнь. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над злыми силами. Сказки учили быть твёрдым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.

Ученый: Сказки бывают разные. Есть волшебные,- в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. (Слайд №10)   Есть сказки о животных, (Слайд №11)- в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, (Слайд №12)- в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль. (Стих-е Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт».

Учитель: А, хорошо ли вы  знаете сказки? Сейчас проверим!

  1. Отгадайте название сказки по опорным словам:

- Солдат, старуха, топор. («Каша из топора».)

- Баба-яга, брат, гуси, сестра. («Гуси-лебеди».)

- Петух, курочка, корова, кузнец. («Петушок и  бобовое  зёрнышко».)

- Бабушка, внучка, мышка, курочка. («У страха глаза велики».)

 2.Вспомните, как зовут сказочных  героев и как называются сказочные предметы.

    - Курочка… (Ряба).                    - Сивка-… (Бурка).

    - Царевна-… (лягушка).            - Жар-… (птица).

    - Ковёр-… (самолёт).                - Попрыгунья…(Стрекоза).

Учитель: Все ли перечисленные герои являются героями сказок?

Учащиеся: Нет. Попрыгунья Стрекоза  является героем басни.

Учитель:  Назовите имя известного баснописца, известного нам из уроков  литературного чтения?

Учащиеся: Иван Андреевич Крылов.

Учитель: Ребята, а басни относятся к жанрам устного народного творчества?

Учащиеся: Всё правильно. Только это произошло чуточку позднее.

Учитель: (Слайд №13, музыка)  К нашему разговору присоединяются гости из села Басенки. С чем прибыли к нам, гости дорогие?

Учитель:   А что же такое басня?

Ученый: Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где  вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые и плохие поступки.

6.Учитель:И  в этом вы убедитесь сами .С чем прибыли к нам, гости дорогие?

Учащиеся : Мы покажем вам инсценировку  известной басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей». (Инсценировка басни).

Учитель: Спасибо вам. А я предлагаю всем ответить на вопрос: «В чём

заключается мудрость данной басни?

Учащиеся: Стрекоза целое лето веселилась, пела песни, к зиме не подготовилась. За это и была наказана. (Ответы уч-ся).

Учитель: Какой совет вы бы дали стрекозе? Выберите меткое образное изречение из предложенных на экране.   (Слайд №14)

1.Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь.

2. Поспешишь – людей насмешишь.

3. Делу – время, а  потехе -час.

4. Лето-припасиха, зима прибериха.

7. Учитель: Всё правильно!

Ой! Посмотрите-ка вперёд, кто-то в гости к нам идёт?!    (Слайд №15,муз.)

(Звучит музыка. Выходят скоморохи.)

Скоморох 1 : Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Мы задорные скоморохи из города Весёлкино.

Скоморох 2: Бежали по дорожке, собирали ложки.

                      Ложки не простые, ложки хохломские. (Слайд №16)

Скоморох 1: Амурские, Смоленские! Ложки деревенские.

                       Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.

                       Ой, жги – говори, заиграли ложкари!

(Слайд № 17, музыка, шумовой оркестр).

Учитель: Какие весёлые гости к нам прибыли !      

 Скоморох 1. Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться. Так родились весёлые народные песенки, потешки , прибаутки, колыбельные песенки, небылицы. И детские песенки – пестушки.

Сейчас мы и  вас с ними познакомим.  Слушайте внимательно и постарайтесь определить, что же это.

Скоморох 1: Я начинаю!

Скоморох 2 : Нет я!  (Спорят).

Учитель: Не спорьте! Ребята, при помощи какого вида устного народного творчества  можно выбрать того, кто начнёт первым и никому не будет обидно?

Учащиеся:  При помощи считалки. (Скоморохи считаются и начинают).

Скоморох 1:

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть.

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.  (Небылица.)

Скоморох 2:

Кошка на окошке

Рубашку шьёт,

Курочка в сапожках

Избёнку метёт.   (Потешка.)

Скоморох 1:

Конь ретивый,

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет  нивой.

Кто коня

Того поймает,

С нами в салочки

Играет. (Считалка).

Скоморох 2:

Люшеньки, люли,

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Мою деточку качать.

Люшеньки, люли,

Спи, дитя, усни,

До утренней зари,

До свежей росы. (Колыбельная).

Скоморох 1 и 2 (в лицах):

- Кто ты будешь?

- Елизар.

- Куда едешь?

- На базар.

- Что везёшь?

- Грош.

- Что купишь?

- Блин.

- С кем съешь?

- Один.

- Не ешь один, не ешь один! (Потешка).

Учитель: Ребята, а какое наставление даётся  в этой потешке?

Учащиеся: Нельзя жадничать. Нужно делиться с товарищами.

Учитель: Всё правильно. Ну, что же, мы продолжаем. Вы знаете, с нами очень часто  в жизни происходят забавные истории, возникают какие-нибудь комичные ситуации. Всё это люди подметили, уловили и в короткой песенке  отобразили. А называются такие песенки- частушками.   (Слайд №18) Частушки тоже относятся к народному творчеству. Очень часто бывает так, что некоторые узнают себя в этих частушках и делают определённые выводы.

А сейчас, послушайте забавные частушки в исполнении наших девочек.

(Звучат частушки). (Музыка к сл. №18)

8.Учитель: А к нам снова гости- из города Мудрослова. Название- то какое необычное. (Слайд № 19)

Ученик: У каждого народа существует множество пословиц и поговорок, которые демонстрируют сжатость и мудрость народной речи. Михаил Шолохов назвал пословицу «крылатой мудростью». Вот как говорят в народе: «Пословица не даром молвится», «Пословица- всем делам помощница»..Пословицы обычно состоят из 2 частей. «Делаешь наспех- сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд».

Ученик: Поговорка – это обычно часть пословицы, или сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым. Например: «За двумя зайцами погнался»-  делаешь два дела сразу, «Стучать зубами» - замерзать.

 Учитель: А знаете ли вы пословицы и поговорки?

(Ответы учащихся).

Учитель: На каких уроках чаще всего нам встречаются пословицы и поговорки?

Учащиеся: На уроках литературного чтения.

Учитель: Дома вам нужно было подобрать  пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа? Назовём некоторые из них.

1. «Одна голова хорошо, а две лучше».

2. «Один в поле не воин».

3. «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

4. «Лук – от семи недуг».

5. «Семеро одного не ждут».

6. «Хвастуну цена – три копейки».

Учитель: Очень хорошо. Действительно, пословицы и поговорки доходят до глубины души  человека, и в них поистине содержится кладезь мудрости. Не многие из вас знают, что существуют пословицы – наставления. Послушайте их:    (Слайд №20)

1.Шути, шути, а людей не обижай.  2.Умей пошутить, умей и перестать.

9. Учитель: Устное народное творчество многогранно и  говорить о нём можно бесконечно. Давайте подведём итог и сделаем вывод. Какие жанры устного народного  творчества сегодня были озвучены? (Ответы учащихся)

Учитель:А какой фольклорный жанр мы часто слышали, а поговорили о нём только сегодня?

Учащиеся: Частушки.

Учитель: Что же такое частушка?

Учащиеся: Частушка- короткая русская народная песенка,обычно юмористического содержания.

Учитель: Что объединяет все перечисленные нами сегодня жанры?

Учащиеся: В них содержится народная мудрость.

Учитель: Пока мы гостей забавляли и себя развлекали, самовар, (Слайд №21 как верный друг, всё слушал молчаливо. И пар струистый выпускал, когда мы чай пить будем ожидал!

(Звучит песня. Мелодия «Голубой вагон»).

1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,

    Будем рады чаем угостить.

    Вы поспели к нашим сдобным пирогам.

    Вкус их всех вас может удивить.

    Припев:

    Скатертью, скатертью

    Стол скорей накрывай

    И, наливай-ка всем

    Ароматный чай.

2. Знаем, лучше доктора серьёзного

    Лечит чай и скуку, и тоску.

    Приглашаем взрослых мы и всех гостей

    Выпить ароматного чайку!

    Припев:

10.Заключение.

Учитель: На этом наш сегодняшний час общения заканчивается. И в заключении мне хочется сказать, что без  народного творчества жизнь наша будет скучной и неинтересной. (Привести слова М.Горького).  Давайте же будем его развивать, приумножать и сохранять.

11.Рефлексия на конец мероприятия.

    (Цветные полоски) Хотелось бы, чтобы вот  такое радужное настроение сопровождало всех на протяжении жизни. И я искренне Вам этого желаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Встреча «Народное творчество коми края». Мастер класс с народными умельцами.

    Конспект внеклассного занятия по краеведению к  90 – летию  Коми Пермяцкого  округа  в  малокомплектной школе. История,  культура, традиции ...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...