Народное творчество и народная мудрость
классный час (4 класс) на тему
Классный час в 4 классе.
Тема: «Народное творчество и народная мудрость».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_4_klasse.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народное творчество и народная мудрость».
Цели и задачи:
1). Освоение учащимися нравственных ценностей
народа, приобщение детей к народному творчеству.
2).Активизация познавательных интересов учащихся.
3).Привитие уважения и любви к народным традициям.
Оборудование:
- иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Конёк-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», и т.д.
- портреты К.Д.Ушинского, М.А. Шолохова.
- аудиозаписи фольклорных песен: «Детский русский фольклор», частушки, «Игранчики»;
Ход классного часа:
1.Организационный момент.(Звучат «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор). ( Слайд №1, музыка)
Девочка: Кум-куманёк, где ты живёшь?
Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?
Мальчик: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу. (Слайд №2)
Эй, чай, чай, чай, выручай!
Уж ты, кумушка, встречай!
Все : Тары-бары- растабары,
Выпьем чай из самовара!
Да беседу заведём,
Так сказать, о том, о сём.
Девочка: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Люди свойские и простые.
Заходите, проходите.
Чайку свежего откушать,
Наших песенок послушать.
Мальчик: Не толпитесь у дверей.
Проходите поскорей!
Ждут вас у самовара с чаем, ребятишки,
Славные девчонки,
Весёлые мальчишки!
Девочка: Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица,
Он своею добротой.
2.Сообщение темы и целей классного часа.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя!
Милости просим , к нам в гости! (Слайд №3)
Сегодня у нас состоится мероприятие совсем не похожее на урок. Мы будем развлекаться, но при этом помнить о знаниях, полученных на уроках чтения, музыки, окружающего мира. И гости у нас сегодня соберутся необычные. За чашечкой горячего, ароматного чая поговорим мы о том, что такое «народное творчество» и как может выражаться « народная мудрость». Мы вспомним, что мы относим к жанрам устного народного творчества и постараемся определить, какие литературные жанры будут затронуты ещё.
3. Рефлексия на начало классного часа.
(Разноцветные полоски, отражающие настроение.)
Учитель: Почему полоски разного цвета?
Учащиеся: Каждый видит мир по-своему.
Учитель: Если все разноцветные полоски полоски собрать вместе, на они будут похожи?
Учащиеся: На радугу. (Слайд №4)
Учитель: Вот с таким весёлым, радужным настроением мы начинаем.
4.( Звучит музыка.) Гости из города Изучайска. (Слайд №6)
Учитель: Проходите, чайку горячего испейте, да поведайте, гости дорогие, с чем к нам пожаловали?
Ученик 1: Узнали мы, что вы об устном народном творчестве речь ведёте, вот и прибыли к вам с докладом.
Учитель: Что ж, послушаем ваш доклад.
Ученый: Устное народное творчество родилось в глубине веков. Оно создано не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизни всех людей. Передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда говорят « фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».
Учитель: Спасибо вам за доклад, присаживайтесь к столу, попейте чайку.
Ребята, а какие виды устного народного творчества вы уже знаете и можете назвать?
Учащиеся: Сказки, басни, пословицы, поговорки, считалки, небылицы, загадки, колыбельные, потешки, прибаутки, русские народные песни, обрядовые песни...
5.Учитель: Какие же вы молодцы! Сегодня мы поговорим о некоторых из них. ( Слайд №6)
Посмотрите-ка, к нам снова гости, из города Сказкино. (Музыка сл. №6)
Проходите, проходите, не стесняйтесь!
Ребята, прежде чем вы научились читать, вы слушали сказки.
Ученик 2: Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь бывало, или слушаешь- дух захватывает.
Ученик 3:Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- писал Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд №7) И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Вечные сказки- сказки народные, в них спрятана волшебная сила. (Слайд №8)
Учитель: Самым первым творцом сказок был народ . (Слайд №9)
Люди жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли. Ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую жизнь. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над злыми силами. Сказки учили быть твёрдым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.
Ученый: Сказки бывают разные. Есть волшебные,- в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. (Слайд №10) Есть сказки о животных, (Слайд №11)- в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, (Слайд №12)- в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль. (Стих-е Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт».
Учитель: А, хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим!
- Отгадайте название сказки по опорным словам:
- Солдат, старуха, топор. («Каша из топора».)
- Баба-яга, брат, гуси, сестра. («Гуси-лебеди».)
- Петух, курочка, корова, кузнец. («Петушок и бобовое зёрнышко».)
- Бабушка, внучка, мышка, курочка. («У страха глаза велики».)
2.Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы.
- Курочка… (Ряба). - Сивка-… (Бурка).
- Царевна-… (лягушка). - Жар-… (птица).
- Ковёр-… (самолёт). - Попрыгунья…(Стрекоза).
Учитель: Все ли перечисленные герои являются героями сказок?
Учащиеся: Нет. Попрыгунья Стрекоза является героем басни.
Учитель: Назовите имя известного баснописца, известного нам из уроков литературного чтения?
Учащиеся: Иван Андреевич Крылов.
Учитель: Ребята, а басни относятся к жанрам устного народного творчества?
Учащиеся: Всё правильно. Только это произошло чуточку позднее.
Учитель: (Слайд №13, музыка) К нашему разговору присоединяются гости из села Басенки. С чем прибыли к нам, гости дорогие?
Учитель: А что же такое басня?
Ученый: Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые и плохие поступки.
6.Учитель:И в этом вы убедитесь сами .С чем прибыли к нам, гости дорогие?
Учащиеся : Мы покажем вам инсценировку известной басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей». (Инсценировка басни).
Учитель: Спасибо вам. А я предлагаю всем ответить на вопрос: «В чём
заключается мудрость данной басни?
Учащиеся: Стрекоза целое лето веселилась, пела песни, к зиме не подготовилась. За это и была наказана. (Ответы уч-ся).
Учитель: Какой совет вы бы дали стрекозе? Выберите меткое образное изречение из предложенных на экране. (Слайд №14)
1.Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь.
2. Поспешишь – людей насмешишь.
3. Делу – время, а потехе -час.
4. Лето-припасиха, зима прибериха.
7. Учитель: Всё правильно!
Ой! Посмотрите-ка вперёд, кто-то в гости к нам идёт?! (Слайд №15,муз.)
(Звучит музыка. Выходят скоморохи.)
Скоморох 1 : Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Мы задорные скоморохи из города Весёлкино.
Скоморох 2: Бежали по дорожке, собирали ложки.
Ложки не простые, ложки хохломские. (Слайд №16)
Скоморох 1: Амурские, Смоленские! Ложки деревенские.
Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.
Ой, жги – говори, заиграли ложкари!
(Слайд № 17, музыка, шумовой оркестр).
Учитель: Какие весёлые гости к нам прибыли !
Скоморох 1. Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться. Так родились весёлые народные песенки, потешки , прибаутки, колыбельные песенки, небылицы. И детские песенки – пестушки.
Сейчас мы и вас с ними познакомим. Слушайте внимательно и постарайтесь определить, что же это.
Скоморох 1: Я начинаю!
Скоморох 2 : Нет я! (Спорят).
Учитель: Не спорьте! Ребята, при помощи какого вида устного народного творчества можно выбрать того, кто начнёт первым и никому не будет обидно?
Учащиеся: При помощи считалки. (Скоморохи считаются и начинают).
Скоморох 1:
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть.
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (Небылица.)
Скоморох 2:
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт. (Потешка.)
Скоморох 1:
Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет. (Считалка).
Скоморох 2:
Люшеньки, люли,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Мою деточку качать.
Люшеньки, люли,
Спи, дитя, усни,
До утренней зари,
До свежей росы. (Колыбельная).
Скоморох 1 и 2 (в лицах):
- Кто ты будешь?
- Елизар.
- Куда едешь?
- На базар.
- Что везёшь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
- Не ешь один, не ешь один! (Потешка).
Учитель: Ребята, а какое наставление даётся в этой потешке?
Учащиеся: Нельзя жадничать. Нужно делиться с товарищами.
Учитель: Всё правильно. Ну, что же, мы продолжаем. Вы знаете, с нами очень часто в жизни происходят забавные истории, возникают какие-нибудь комичные ситуации. Всё это люди подметили, уловили и в короткой песенке отобразили. А называются такие песенки- частушками. (Слайд №18) Частушки тоже относятся к народному творчеству. Очень часто бывает так, что некоторые узнают себя в этих частушках и делают определённые выводы.
А сейчас, послушайте забавные частушки в исполнении наших девочек.
(Звучат частушки). (Музыка к сл. №18)
8.Учитель: А к нам снова гости- из города Мудрослова. Название- то какое необычное. (Слайд № 19)
Ученик: У каждого народа существует множество пословиц и поговорок, которые демонстрируют сжатость и мудрость народной речи. Михаил Шолохов назвал пословицу «крылатой мудростью». Вот как говорят в народе: «Пословица не даром молвится», «Пословица- всем делам помощница»..Пословицы обычно состоят из 2 частей. «Делаешь наспех- сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд».
Ученик: Поговорка – это обычно часть пословицы, или сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым. Например: «За двумя зайцами погнался»- делаешь два дела сразу, «Стучать зубами» - замерзать.
Учитель: А знаете ли вы пословицы и поговорки?
(Ответы учащихся).
Учитель: На каких уроках чаще всего нам встречаются пословицы и поговорки?
Учащиеся: На уроках литературного чтения.
Учитель: Дома вам нужно было подобрать пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа? Назовём некоторые из них.
1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
2. «Один в поле не воин».
3. «Семь раз отмерь – один раз отрежь».
4. «Лук – от семи недуг».
5. «Семеро одного не ждут».
6. «Хвастуну цена – три копейки».
Учитель: Очень хорошо. Действительно, пословицы и поговорки доходят до глубины души человека, и в них поистине содержится кладезь мудрости. Не многие из вас знают, что существуют пословицы – наставления. Послушайте их: (Слайд №20)
1.Шути, шути, а людей не обижай. 2.Умей пошутить, умей и перестать.
9. Учитель: Устное народное творчество многогранно и говорить о нём можно бесконечно. Давайте подведём итог и сделаем вывод. Какие жанры устного народного творчества сегодня были озвучены? (Ответы учащихся)
Учитель:А какой фольклорный жанр мы часто слышали, а поговорили о нём только сегодня?
Учащиеся: Частушки.
Учитель: Что же такое частушка?
Учащиеся: Частушка- короткая русская народная песенка,обычно юмористического содержания.
Учитель: Что объединяет все перечисленные нами сегодня жанры?
Учащиеся: В них содержится народная мудрость.
Учитель: Пока мы гостей забавляли и себя развлекали, самовар, (Слайд №21 как верный друг, всё слушал молчаливо. И пар струистый выпускал, когда мы чай пить будем ожидал!
(Звучит песня. Мелодия «Голубой вагон»).
1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.
Припев:
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И, наливай-ка всем
Ароматный чай.
2. Знаем, лучше доктора серьёзного
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и всех гостей
Выпить ароматного чайку!
Припев:
10.Заключение.
Учитель: На этом наш сегодняшний час общения заканчивается. И в заключении мне хочется сказать, что без народного творчества жизнь наша будет скучной и неинтересной. (Привести слова М.Горького). Давайте же будем его развивать, приумножать и сохранять.
11.Рефлексия на конец мероприятия.
(Цветные полоски) Хотелось бы, чтобы вот такое радужное настроение сопровождало всех на протяжении жизни. И я искренне Вам этого желаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.
Конспект урока внеклассного чтения...
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....
Встреча «Народное творчество коми края». Мастер класс с народными умельцами.
Конспект внеклассного занятия по краеведению к 90 – летию Коми Пермяцкого округа в малокомплектной школе. История, культура, традиции ...
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...