Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
план-конспект урока чтения (2 класс) на тему
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesenki.odt | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Малые и большие жанры устного народного творчества.
Русские народные песни.
Потешки и прибаутки.
Слушание русской народной песни “Во поле берёза стояла”.
- Ребята, знаете ли вы это произведение?
Это русская народная песня “Во поле берёза стояла”.
- Прочитайте тему урока.
Малые жанры русского фольклора.
Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.
- Прочитайте слова: фольклор, фольклорный, фольклорист.
Слово “фольклор” английского происхождения.
- Что такое “фольклор”? Как вы считаете?
Это произведения устного народного творчества.
Верно. Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!
Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.
- Послушайте песенку :
Ай, баю, баю, баю,
Ходит кошка по краю.
Кошка лыко дерёт.
Коту лапти плетёт.
А кот лапти износил
И другие попросил.
- Для чего создавались колыбельные песенки?
Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.
Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.
- Послушайте потешки:
Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:
А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.
Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.
Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока белобока.
- Какое назначение у потешки?
Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.
Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.
- Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?
Васенька, кашка, детки.
Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками. Вам, наверное, интересно будет узнать, что такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна. А само название баек пошло от глагола “баять”, “баить” - говорить. У этого слова есть ещё и более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные песенки – это ещё и древние “заговоры”, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про Сон, Дрёму, Угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс украинская народная сказка " Рукавичка"
Конспект урока....
открытый урок по литературному чтению 3 класс "Малые жанры УНТ"
Цель: обогатить представление детей о малых формах УНТ, учить выделять в них главное содержание, употреблять в речи пословицы и поговорки, развивать память, речь, внимание....
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Русская народная сказка "Каша из топора"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе...
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века
Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс «Шутки- прибаутки»
Технологическа карта урока по УМК "Планета Знаний"...