Цель урока: - актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; - углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен. Формировать УУД: Предметные: • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. • Познакомить с русскими народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа. Метапредметные: • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен. • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Личностные: • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств. • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее. • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств. Коммуникативные: - речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний . Оборудование: учебник, записи на доске, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями. Предполагаемый результат: Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку. формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной. Развитие образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять. Развитие речи, памяти. Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре. Воспитание потребности в общении с народным искусством. Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 1.Организацион-ный момент.
| Организация направленного внимания на начало урока | Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? (Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.) Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете. Запись на доске. Нам важно: 1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей. 3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение. 5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают. 7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать сое мнение. 9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 12. Быть бесполезным для товарищей. Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке. | Анализируют предложенные правила поведения на уроке; объясняют для чего их нужно выполнять.
| 2.Актуализация знаний, мотивация.
| Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. Речевая разминка. | Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете. Прочитайте стихотворение. Коляда, коляда, Приходи из далёка, Один раз в годок, Полюбуемся часок. С морозом трескучим, Со стужей колючей, Со снегами белыми, С вьюгой, с метелями. Самокаты — сани Покатили сами - От села до села, Коляда весела. - Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением. - Прочитаем все вместе плавно и певуче. - Прочитаем с ускорением. - Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
- Правильно – это колядка. А что обозначает это слово? - Кто придумал эту песню? | Дети читают стихотворение медленно, «жужжащим» чтением; плавно и певуче; с ускорением.
Колядку. Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. (отвечает подготовленный ребенок) | 3. Постановка цели и задачи урока.
| Выдвинуть предположение о теме и целях предстоящего урока. Словарная работа.
| - Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке? На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни». – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец. Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен. Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять. Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы. - С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души. - С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы? - Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки. - К какому жанру можно отнести колядки? | Дети высказывают свои предположения о целях урока; отвечают на вопросы учителя.
Это песни. | 4. Первичное восприятие произведения.
| Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению. | 1) Беседа о русских народных песнях.
– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.) - Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14. - Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»? Песни бывают: - Колыбельные песни; - Песни-потешки; - Заклички; - Шуточные песни; - Плясовые песни. - Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.
Чтение стр.14-15. | Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют темп, ритм, звучание песен. | 5.Выявление особенностей восприятия (проверка восприятия) | Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение. | - Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни? - По исполнению, какие это песни? - Когда исполнялись эти песни - заклички? - К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста. - Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16. - Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни. - Кто подразумевался под образом лебёдушки? - Когда молодая девушка покидает свой дом? - Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая? Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок» - Прочитайте песенку на стр. 17. - Поделитесь впечатлениями от прочитанного. - Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему? Физминутка. - Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему? | Дети отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Читают самостоятельно песни. | 6.Повторное восприятие (перечитывание) | Углубить восприятие произведения | Дети делятся на группы, каждая из которых готовит выразительное чтение одной песни.
| Чтение песен вслух. | 7.Рефлексия деятельности
| Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения | Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания? - Чем понравился урок? - Что нового узнали? - Чему учились? - Как оцениваете свою работу? | Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают самого себя; сознаются в том, что получается или не получается. | 8. Домашнее задание | Закрепить умения, полученные на уроке | Дома каждый должен выучить наиболее понравившуюся ему песню. | Дети записывают домашнее задание в дневник | Оценочная деятельность
| Дать оценку, полученным знаниям. | Организация оценивания качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся. | |
|