Программа внеурочной деятельности по профориентации школьников"Шаг в будущее"
рабочая программа (4 класс)

Мухаметова Гульнара Габдлхатимовна

Выбор профессии. Огромным смыслом наполнено привычное словосочетание, в нем скрыто много эмоций, тревог, ожиданий, проблем!  Это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, это жизненный путь: активная, творческая, жизнь или пассивное, равнодушное существование; это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Какую выбрать профессию? Этот вопрос задает каждый школьник.

Понятие «ориентация» связано с определением местонахождения и выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (французское orientation - направлять на восток) - умение разобраться в окружающей обстановке; направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.

Профессия (от латинского professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

        Профессиональная ориентация это целенаправленная деятельность, по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Это система мероприятий помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию с целью  самоопределения. Термин «самоопределение» состоит из двух  слов «сам» и «определяю». Идея самоопределения состоит в возможности выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и по делам молодежи

Исполнительного комитета города Набережные Челны

Муниципальное бюджетное учреждение

«Информационно-методический центр»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39»

Программа внеурочной деятельности

по профессиональной ориентации школьников

«Шаг в будущее»

Мухаметова Гульнара Габдлхатимовна

Набережные Челны, 2019

Пояснительная записка

 Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни.
С.Л. Рубинштейн

Выбор профессии. Огромным смыслом наполнено привычное словосочетание, в нем скрыто много эмоций, тревог, ожиданий, проблем!  Это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, это жизненный путь: активная, творческая, жизнь или пассивное, равнодушное существование; это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Какую выбрать профессию? Этот вопрос задает каждый школьник.

Понятие «ориентация» связано с определением местонахождения и выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (французское orientation - направлять на восток) - умение разобраться в окружающей обстановке; направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.

Профессия (от латинского professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

         Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность, по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Это система мероприятий помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию с целью  самоопределения. Термин «самоопределение» состоит из двух  слов «сам» и «определяю». Идея самоопределения состоит в возможности выбора.

     Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий  государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального,  высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении. Непрерывное и своевременное  решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией с учетом социально-экономического прогноза,  позволяют решить проблему самоопределения школьников.

Подготовка к выбору профессии важна  , она является неотъемлемой частью всестороннего развития личности, рассматривается в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть во всей системе учебно-воспитательного процесса. Профориентация является важным моментом в развитии каждого человека и в функционировании общества в целом.

       Возросшие требования современного производства в городе Набережные Челны к уровню профессиональной  подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной  части учащихся  зачастую не соответствуют потребностям города. В  настоящее время возросла потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющие рабочими специальностями: токари, фрезеровщики, формовщики. Молодежь неохотно стремится освоить рабочие специальности и тому существует множество причин. Повышение престижа рабочих профессий является на данном этапе актуальной задачей для нашего города.

           Профориентация молодежи является не только проблемой педагогической, но и социальной. Для  ее решения усилий педагогов школ  явно недостаточно. С целью формирования целостного представления о мире профессий и готовности подростков к осознанному выбору профессионального пути разработана программа внеурочной деятельности по профессиональной ориентации  школьников «Шаг в будущее». Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует профессиональному самоопределению и формированию активной жизненной позиции подростка.  

Задачи:

- ознакомление с  многообразием мира профессий и историей их возникновения;

- формирование представлений  о специфике профессий  в городе Набережные Челны;  

- способствование выбору профессии согласно личным склонностям, интересам и способностям;

- создание условий для развития личностных  качеств.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ по профориентации является  то, что большинство из них краткосрочны, реализуются при  работе с отдельным клиентом или  малой группой и основываются на методе  тренинговой работы. Данная программа блочная, реализуется в течение 3-х лет, формы работы разнообразны: коллективно-творческие дела, экскурсии, акции, операции, клубные встречи, основу которых составляет деятельностный подход  и идея свободного выбора,  и предусматривают массовый охват обучающихся.  

Программа успешно реализуется в общеобразовательных учреждениях города Набережные Челны с учащимися 6-8 классов и основывается  на нормативно-правовых  документах:

  • Закон  «Об  образовании»  Российской Федерации;
  • Закон  «Об  образовании»  Республики Татарстан;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Международная  конвенция  ООН о  Правах  ребенка;
  • Трудовой Кодекс РФ;
  • Типовые положения  об  учреждениях образования детей в Российской Федерации;
  • Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования   Республики Татарстан;
  •  Стратегия развития дополнительного образования детей, подростков и юношества в Татарстане;
  • Устав и Концепцию Развития МБОУ «СОШ №39» города Набережные Челны;
  • Воспитательная система МБОУ «СОШ №39» города Набережные Челны.

          Срок реализации программы внеурочной деятельности «Шаг в будущее» 3 года. Рассчитана программа на обучающихся 12-15 лет. Содержание программы составлено с учетом психофизиологических особенностей подростков. Данный возраст считается сложным. Это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения,  принятия ответственных решений,  когда ценности дружбы, любви, близости могут быть первостепенными. К 14 годам завершается  половая идентификация мальчиков и девочек. Быстро развивается операционально-логический  состав  мышления, в том числе такие функции как анализ и синтез. В подростковом возрасте формируется чувство «взрослости» и основным механизмом взросления является  социальное подражание. Это период подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.      

   Содержание программы предусматривает блочное прохождение материала.

I блок   «Колесо истории»

Цель: содействовать расширению знаний об истории и мире профессионального труда, формированию позитивного отношения к профессиям, обогащать словарный запас  участников через знакомство с названиями профессий предшествующих эпох.

    Данный блок предполагает исторический экскурс в прошлое,  ознакомление с профессиями и предприятиями города, построенными в XIX веке,  торгово-экономическими отношениями между городами и губерниями.

II блок   «Профессиональные Челны»

Цель данного блока: познакомить с  многообразием мира профессий города Набережные Челны и потребностях города в кадрах.

Реализация блока осуществляется через организацию экскурсий на предприятия города, встреч с представителями тех или иных профессий, предоставление возможности на практике познакомиться с основами профессий. Это позволит обучающимся сформировать представления  о конкретной деятельности и  сформировать у старшеклассников целостную  картину о профессиональном мире нашего города.

III блок «Знаменитые личности города Набережные Челны» 

Цель: формирование  профессионально значимых качеств воспитанников через ознакомление с профессиональной деятельностью знаменитых   людей.

Данный блок предполагает знакомство с людьми,  известными своей профессиональной деятельностью: Ветеранами труда, руководителями предприятий и успешными личностями города Набережные Челны.

 Основными формами организации деятельности  по программе являются:

  • экскурсии на предприятия  и учреждения города  проводятся с учащимися  с целью углубления  и расширения знаний о профессиях и потребностях нашего города;
  • конференции   помогают  приобрести навык работы с различными источниками информации, развивают аналитические способности и стимулируют активность;
  • организационно-деятельностные и деловые игры  помогают смоделировать реальные жизненные ситуации и обеспечивают поле выработки навыка для принятия решения;
  • конкурсы  направлены  на развитие творческой активности, формирование  навыков  самостоятельной работы, командообразование и поиска резерва личностного развития; умения работать в своей команде и со сверстниками других общеобразовательных учреждений;
  • творческие проекты    позволяют обучать проектированию, целеполаганию и планированию деятельности по нахождению способа решения проблемы, проведению исследования, изготовлению  продукта проектирования, его презентации, самоанализу и рефлексии деятельности;
  • коллективно-творческие дела способствуют пройти все этапы коллективного творчества: от замысла и реального воплощения до анализа полученных результатов самостоятельно;
  • встречи со специалистами из разных областей  знакомят со спецификой какой-либо профессии на личном примере.

В рамках программы внеурочной деятельности еженедельно организуются  занятия в «Школе Лидеров». Школьники совместно с педагогом планируют, координируют деятельность программы, принимают решения, получают знания, применяют умения.   На протяжении учебного года содержание программы может корректироваться (по тематике, содержанию, формам проведения мероприятий) в зависимости от задач и стратегии воспитания,  характера окружающей воспитательной среды.        

    Участвуя в конкурсных программах, встречах, коллективно-творческих делах, ролевых и деловых играх, выполняя квалификационную работу, школьники постепенно формируют свой «портфель достижений», который  поможет при поступлении в  ВУЗы.

Необходимым условием для реализации программы является: сотрудничество с представителями других программ города;   с учреждениями культуры и УДО;  со средствами массовой информации (ТВК «Эфир», «ЧаллыTВ», «РенТВ», издательствами газет «Из рук в руки», «Единство»); с предприятиями города: городской поликлиникой №4, ОАО «Генерирующей компанией Набережночелнинская ТЭЦ», ЗАО «Челны-Хлеб»,  ОАО «Камгэсэнергострой», типографией «Глагол»,  Зонально-поисковой службой  отрядом №6 города Набережные Челны  при МЧС РТ,  ОАО «КАМАЗ».

Ожидаемые  результаты и способы их проверки

  • Активное  участие в программе и в социально-значимых делах
  • Умение анализировать полученную информацию
  • Личностный рост каждого участника программы
  • Уровень сформированности культуры здоровья
  • Сохранность и увеличение  количества участников программы

Отслеживание результативности программы 

Выявление уровня усвоения программы обучающимися осуществляется через проведение конкурсов, конференций, фестивалей, конкурсно-игровых   и спортивных программ,  разработку  презентаций, творческих проектов и их защиту.

     Результаты, полученные в ходе проведения различных мероприятий, фиксируются в «Экране результативности» и позволяют сделать вывод о степени усвоения программного материала и осуществлять последующую коррекционную работу.

Механизмом  реализации программы являются:

  • Стартовая  диагностика, анкетирование, тестирование, опрос, беседа
  • Презентации программы, акции,  интеллектуальные игры, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи со специалистом из ГБУ «ЦЗН», игры КВН, конкурсы видеороликов,  творческие проекты, ток – шоу, фестивали, военно-спортивная игры, деловые игры, шоу программы, встречи с известными людьми города,  пресс-конференции.
  • Итоговая  диагностика, анкетирование, тестирование, опрос, беседа

План реализации программы внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Шаг в будущее»

6 класс

№ п/п

Название

Дата проведения

Вид

Шаг в будущее

Сентябрь

Презентация программы

Неделя добрых  дел «Помогай пожилым!», «Поздравь Учителя!»

Октябрь

Акция

Кандидат

Октябрь

Деловая игра

Городская поликлиника №4

Ноябрь

Экскурсия

Рынок труда в городе Набережные Челны

Ноябрь

Встреча со специалистом из ГБУ «ЦЗН»

Сердце матери

Ноябрь

Воспитательное мероприятие ко Дню матери

ЗАО «Челны - Хлеб»

Декабрь

Экскурсия

Профессии нашего города

Январь

Конференция

ОАО «КамГЭС»

Февраль

Экскурсия

Мы – вожатые

Февраль

Разработка и проведение конкурсно-игровых программ для I - классников

Мужские профессии

Февраль

Конкурс видеофильмов

Город моей мечты

Март

Деловая игра

Мама – это профессия

Март

Конкурс видеофильмов

Набережночелнинская типография, издательство газеты «Из рук в руки», «Единство», типография «Глагол»

Апрель

Экскурсия

Мой профессиональный план

Апрель

Творческий проект

Содружество

Май

Фестиваль-награждение

План реализации программы внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Шаг в будущее»

7 класс

№ п/п

Название

Дата

Вид

Шаг в будущее

Сентябрь

Презентация программы

«Помоги ближнему!», «Учитель – звучит гордо!»

Октябрь

Акция

Круговорот профессий

Октябрь

Интеллектуальная игра

Малые Олимпийские игры - 2019

Октябрь

Спортивное мероприятие

«Мама – первое слово!»

Ноябрь

Воспитательное мероприятие

Зонально- поисковый отряд №6 города Набережные Челны поисково-спасательной службы     РТ  при МЧС РТ

Ноябрь

Экскурсия

Профессиональные Челны

Ноябрь

Интеллектуальная игра

ОАО «Генерирующая компания Набережночелнинская ТЭЦ»

Декабрь

Экскурсия

Забей гвоздь в наркоманию!

Январь

Акция

Уникальные профессии города Набережные Челны

Февраль

КВН

Есть такая профессия – Родину защищать!

Февраль

Конкурс видеороликов

Хранитель семейного очага - мама!

Март

Творческий проект

Известные люди города Набережные Челны

Апрель

Конференция

Фабрика «Булай»

Апрель

Экскурсия

 75 - лет со дня Победы

Май

Ток – шоу

Мы за ЗОЖ

Май

Спортивная игра

Содружество

Май

Фестиваль

План реализации программы внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Шаг в будущее»

8 класс

№ п/п

Название

Дата

Вид

Шаг в будущее

Сентябрь

Презентация программы

Конкуренция на рынке труда в городе Набережные Челны

Сентябрь

Встреча со специалистом из ГБУ «ЦЗН»

«Помни и чти!»

Октябрь

Акция

ОАО «КАМАЗ»

Октябрь

Экскурсия

Престижная профессия

Ноябрь

Творческий проект

Мой имидж

Ноябрь

Конкурс видеороликов

Тропа испытаний

Декабрь

Военно -спортивная игра

«Татарский драматический театр», «Мастеровые», Органный зал  

Январь

Экскурсия

Город  мастеров

Февраль

Деловая игра

«Школа, школа я скучаю!»

Февраль

Шоу программа

«Успешные WOMAN города»

Март

Встреча

«Удача, успех, успешность»

Апрель

Пресс-конференция

Парк «Нижняя Кама»

Апрель

Экскурсия

Выше, быстрее, сильнее!

Май

Спортивное мероприятие

«Содружество»

Май

Фестиваль

Список литературы

  1. Авторская педагогическая программа: от замысла до реализации: Методические рекомендации / сост.: Р.Х. Гильмеева, И.В. Сафронова.- Казань: ИП-КРО РТ, 2000
  2. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995.
  3. Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериметального центра развития образования,1993.
  4. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. – СПб., издательство «Братство», 1992.
  5. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению           тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных  работников. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  6. Вачков И.В. Психологические игры и упражнения Для ведущего тренингов) // Школ.   технологии – 2001 - №5 – 229-242, №6 - 183-190.
  7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  9. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Зеер Э.Ф. личностно-ориентированное профессиональное образование. – М.: Издательский центр АПО, 2002
  11. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Перусинского. М.: Прометей, 1991.
  12. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Перусинского. М.: Гуманитарный центр «Энроф», 1995.
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // официальные документы в образовании. – 2002 - № 4. – С. 3-33.
  14. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.Н.: Выш. шк; 1991.
  15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  16. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  17. Матвеева О.А., Е.А. Львова Тренинг «Путешествие в поисках способностей» // Школ. Технологии – 2001  - № 4 – 214-221, № 5 – 243-250.
  18. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития  учителя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.
  19. Оганесян Н.Т. Методы активного социально – психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М.: Издательство «Ось – 89», 2002.
  20. Программа воспитательной работы. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1999.
  21. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально – психологического тренинга. М.: НМО «Творческая Педагогика», МП «Новая Школа»,1993.
  22. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
  23. Пряжников Н.С. Профориентация  в  школе:  игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
  24. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.
  25. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  26. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг – Дубна: ООО «Феникс+», 2000.
  27. Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – Мн.: Выш. шк., 1995.
  28. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  29. Совместная работа школ и промышленных предприятий по профессиональной ориентации учащихся: пособие для учителя / Сост.: А.Е. Гольмшток, Н.Н. Захаров, И.Т. Сенченко. – М.: Просвещение, 1984.
  30. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под. редакцией Гамезо М.В. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  31. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.
  32. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное – М.: Генезис, 2000.
  33. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России,2000.
  34. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2001.
  35. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Душин М., Куров В. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  36. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001.
  37. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. – М.: Генезис,2002.
  38. Хайкина М.В. Развитие навыком межличностного взаимодействия у детей (советы психолога) // Дополнительное образование – 2000 - № 9 - 41-43, № 11-57-58.
  39. Шакуров Р.Х., Дырин С.П., Чичаева И.И. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей). – Набережные Челны: издательство Института управления, 1998
  40. Шмаков С. А. Безбородова Н.Е. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
  41. Center of character development, Lubbock Christian Univesity, Texas, USA, 1997.

Список литературы, рекомендуемый учащимся

  1. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.Н.:  
  3. Высш. шк; 1991.
  4. Колотилкина М.Г. Давайте работать вместе. Сборник материалов для организаторов детского движения. Первые шаги создание команды. Городской центр детского творчества, - Набережные Челны, 2002.
  5. Леви В.Л. Искусство быть собой. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
  6. Маркуша А.М. Мозаика делового человека – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Душин М., Куров В. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  8. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Перусинского. М.: Прометей, 1991.
  9. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Перусинского. М.: Гуманитарный центр «Энроф», 1995.
  10. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
  11. Шмаков С. А. Безбородова Н.Е. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.: Новая школа, 1993.

Приложение

Разработанные положения и сценарии:

  • Презентации программы «Шаг в будущее»
  • Акции Неделя добрых  дел «Помогай пожилым!», «Поздравь Учителя!», «Помоги ближнему!», «Учитель – звучит гордо!», «Забей гвоздь в наркоманию!»
  • Деловая игра «Кандидат», «Город  мастеров»
  • Воспитательные мероприятие ко Дню матери «Сердце матери», «Мама – первое слово!»
  • Конференция «Профессии нашего города», «Известные люди города Набережные Челны»
  • Конкурс видеофильмов «Мужские профессии», «Мама – это профессия»
  • Фестиваль-награждение «Содружество»
  • Деловая игра «Город моей мечты»
  • Интеллектуальные игры «Круговорот профессий»,  «Профессиональные Челны»
  • Спортивное мероприятие «Малые Олимпийские игры – 2019»
  • КВН «Уникальные профессии города Набережные Челны»
  • Конкурс видеороликов «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Мой имидж»

ЗАЯВКА

на участие в Республиканском конкурсе

“Лучшая программа внеурочной деятельности”

ФИО автора

Место работы, должность

Район

Номинация

Название работы

Контактные данные (сот. тел., e-mail)

Иванов Иван Иванович

МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского района г. Казани

Московский

1.Спортивно-оздоровительное направление

«Азбука здоровья»

для 5 класса

89123456789, xxxxx@mail.ru

Даю согласие на обработку персональных данных _________________________

                                                                                                                                    подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Преображение"

Программу нравственного воспитании младших школьников  «Преображение» является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм,  методов...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников

Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Мир профессий"

Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мир профессий» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе начального общего образования образовательных организаций.Данн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ  Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".

Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....

Модуль "Опыты и эксперименты с водой" программы внеурочной деятельности для младших школьников "Опыты и эсперименты"

Материал является частью авторскрй программы внеурочной деятельности "Опыты и эксперименты"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Сохраним будущее»

Программа по внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. Расчитана на 1-4 классы...