Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Сохраним будущее»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. Расчитана на 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. | 55.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
"Школа-интернат № 29 среднего общего образования
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Сохраним будущее»
1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Автор: Самборская Светлана Сергеевна,
воспитатель
Уссурийск, 2019 г.
«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства».
Соколов-Микитов Иван Сергеевич
Актуальность
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, то они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать такое воспитание нужно с младшего школьного возраста. Именно такой возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира, нравственно-экологической позиции личности, которая определят отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе.
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Школьник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
Ежедневно делая выбор, человек влияет на состояние окружающей среды. С точки зрения экологического воспитания важнейшим является осознание воздействия, исходящего от собственной деятельности, и нахождение более дружелюбного по отношению к окружающей среде образа действий. Имеет значение также и принятие на себя ответственности за собственные действия и их последствия. Задача экологического воспитания состоит в передаче знаний о том, что каждый из нас своим выбором влияет на экологическое, экономическое и социальное развитие мира.
В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа. Результаты взаимодействия общества и природной среды неутешительны. И поэтому школой поставлена задача развития экологической культуры младших школьников и воспитание человека будущего – всесторонне развитой личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующей в рамках экологической необходимости. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность при этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Цели и задачи экологического воспитания
Цели:
- способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии,
- подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,
- развивать умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
- формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Задачи:
- формирование экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- развитие познавательной, творческой, общественной активности школьников в ходе экологической деятельности;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы.
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города.
3. Нравственные правила обращения с объектами природы.
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики.
2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.
3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.
2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
3.Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1.Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы.
3.Некоторые охраняемые растения и животные Приморского края.
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить.
2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке.
3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования.
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы.
2.Нравственные и правовые принципы природопользования.
3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах.
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.
3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
Режим занятий
Программа рассчитана на 4 года, 123 часа. В 1-2 классе – 30 часов, 3 класс 31 час, 4 класс – 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Содержание
Мир природы – это среда обитания человека, который заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Её явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое душевное наслаждение. Проникновение в её тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
Экологическое воспитание должно быть ориентировано на то, чтобы ученик, зная требования и нормы поведения в природной среде, не только формально выполнял их, но и осознавал объективную необходимость этих требований. Достижению этой цели будет способствовать развитие у школьников системы естественнонаучных, социальных и этических знаний, формирование опыта практической деятельности, решение конкретных местных экологических проблем, реализация которых возможна не только в рамках учебных предметов, но и в процессе организации внеклассной работы по экологическому воспитанию.
Поступление в школу – важный этап в жизни ребёнка. Появляются новые обязанности, усложняются правила и нормы поведения, возрастают требования со стороны окружающих. Ведущими видами деятельности становятся учение и труд.
Младшие школьники имеют довольно ограниченные представления о многообразии действий и поступков, выражающих заботу о природе или причиняющих ей вред. Вместе с тем они вполне понимают необходимость заботливого отношения к природе, руководствуясь в их чувствах нравственно-эстетическими мотивами: «растения всех радуют», «лес – наш друг». Младшие школьники озабочены плохими поступками взрослых по отношению к природе: «взрослые режут кору деревьев, загрязняют лес банками, стеклом».
Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.
Однако возрастные особенности младших школьников вызывают и ряд трудностей в их воспитании, обусловленных изменением ведущего вида деятельности с игровой на учебную, постепенной сменой наглядно-образного мышления абстрактным, развитой потребностью к труду в природе при отсутствии соответствующих умений и навыков.
Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.
- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
На доступном учащимся уровне рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, когда для привлечения внимания используются занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Cледовательно, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика
В программе экологического воспитания следующие направления работы:
- познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, сбор природного материала, подкормка птиц)
- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты, проекты).
Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания:
- экологическое воспитание учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
- активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка территории вокруг водоемов, охрана и подкормка птиц и т.д.
Работа по экологическому воспитанию ведется во внеурочное время, на классных часах.
В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять школьников в применении знаний.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Наглядные методы обучения
Наблюдение
Наблюдение является основным методом экологического воспитания.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных), сезонных наблюдений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания.
Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми
Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, кинофильмы, презентации.
Иллюстративно – наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине или посмотреть кинофильм о данном животном.
Практические методы обучения
Моделирование
Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Несложные опыты и экспериментирование
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно – в теплое место, а другое - в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Ознакомление детей с природой в играх
В экологическом воспитании младших школьников широко используются разнообразные игры.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.
Экспериментальные игры. Позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).
Детям очень нравятся игры с природным материалом, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
В процессе игровой деятельности у младших школьников формируется умение осознать себя частью мира, углубляется система представлений о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, формируются основы планетарного экологического сознания, формируется понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать
Так, игра «Экосистема водоём» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).
Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.
Широко применяются в практике игры - путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.
Словесные методы
Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатели используют рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять его смысл.
Использование художественной природоведческой литературы
Чтение художественного произведения детям помогает воспитателю обогащать их знания, учить глубже всматриваться окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии. Так, Нина Михайловна Павлова – ученый-растениевод - в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый». Виталий Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.). В каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.
Много экологических сказок создано Б. Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В. Бианки. Могут быть полезными и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо - в гусеницу, гусеница - в куколку, та - в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник - в курицу; ученик - в карася, волшебник - тотчас в щуку; ученик - в утку, а волшебник - в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа "хищник - жертва".
Л.Н. Ердаков придумал экологические сюжеты о похождениях Эколобка.
Беседа как метод ознакомления детей с природой
Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:
- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);
- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.
Проектный метод
Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в школьную практику.
Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Название | Цель проекта |
«Покормите птиц зимой» | Приобретать знаний о зимующих птицах, развивать у детей интерес к птицам и ответственность за все живое; развивать коммуникативные способности |
«Экологическая мастерская» | Составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе; развивать творческое мышление, воображение. |
«Школа чистоты»: «Чистые берега» «Чистота вокруг» | Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: в природе, дома, в школе. |
«Красная книга – сигнал опасности» | Развивать у учащихся представления о назначении Красной книги; развивать бережное отношение к исчезающим видам растений и животных. |
Основные формы организации работы по экологическому воспитанию
Экскурсии
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне школы. Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию наблюдательности.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают природный материал для последующих наблюдений и работ.
Экологические праздники и досуги
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.
Экологические акции
Эффективным средством решения задач экологического воспитания школьников являются экологические акции. Акции – это социально значимые, комплексные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками. Доступные и понятные для детей природоохранительные акции в школе проводятся к значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), день Земли (22 апреля) и др.
— акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
— акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
— акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.
Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.
Труд детей в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных.
Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях. Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания
Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:
- Анкетирование, проведение опросов
- Родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы;
- Оформление наглядной информации экологической направленности для родителей;
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т.д.
- Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на территории школы, озеленение территории;
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия школы и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является начальная школа. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.
А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Календарно-тематический план мероприятий
1 класс.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Что такое экология?» | Беседа | Сентябрь |
2 | «Наш любимый город» | Презентация | Сентябрь |
3 | «Деревья» | Наблюдение | Сентябрь |
4 | «Земля – наш общий дом» | Воспитательный час | Сентябрь |
5 | «Знакомство с октябрем» | Наблюдение | Октябрь |
6 | «Наш любимый Приморский край» | Презентация | Октябрь |
7 | «Растительный мир родного края» | Презентация | Октябрь |
8 | «Животный мир родного края» | Презентация | Октябрь |
9 | «Как животные готовятся к зиме» | Устный журнал | Ноябрь |
10 | «Кормушка» | Операция | Ноябрь |
11 | «Птичьи столовые» | Практическое занятие | Ноябрь |
12 | «Не навреди!» | Декабрь | Декабрь |
13 | «Что такое красная книга» | Беседа | Декабрь |
14 | «Исчезающие растения и животные нашего края» | Презентация | Декабрь |
15 | «Как животные воспринимают мир» | Видео-беседа | Январь |
16 | «Как человек воспринимает мир» | Видеофильм | Январь |
17 | «Эко-викторина» | Викторина | Январь |
18 | «Как Эколобок по насту катался» | Презентация | Февраль |
19 | «Комнатные растения и уход за ними» | Беседа-практикум | Февраль |
20 | «Выращивание рассады в домашних условиях (посев цветов)» | Беседа-практикум | Февраль |
21 | «Природа и здоровье» | Воспитательный час | Март |
22 | Экологический субботник | Практика | Март |
23 | «Берегите Землю» | Экологический спектакль | Март |
24 | «Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте» | Практическое занятие | Апрель |
25 | «Загадки с грядки» | Вечер загадок | Апрель |
26 | «Экологическая газета» | Газета | Апрель |
27 | «Чистая река – чистая совесть» | Экологическая экспедиция | Апрель |
28 | «Воздух и здоровье человека» | Воспитательный час | Май |
29 | «Помоги зеленому другу» | Акция | Май |
30 | «Мы друзья планеты» | Воспитательный час | Май |
2 класс.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Посмотри вокруг» | Вечер вопросов и ответов | Сентябрь |
2 | «Планета заболела» | Беседа | Сентябрь |
3 | Конкурс рисунков «Золотая осень» | Практика | Сентябрь |
4 | «Очистим планету от мусора». | Практика | Сентябрь |
5 | «Листопад, листопад. Лес осенний конопат» | Наблюдение | Октябрь |
6 | «Лес – дом для зверей, а мы гости в нем» | Беседа | Октябрь |
7 | «Осенний лес» | Экскурсия в Дендрарий | Октябрь |
8 | «Мусорное рукоделие» | Выставка | Октябрь |
9 | «Кто улетает, а кто останется?» | Круглый стол | Ноябрь |
10 | Синичкин день. Подкормка птиц. | Акция | Ноябрь |
11 | «Птицы». | Викторина | Ноябрь |
12 | «Покормите птиц зимой». | Раздача листовок | Ноябрь |
13 | «Как эколобок поиграть хотел со зверятами» | Презентация | Декабрь |
14 | «Экологическая викторина» | Викторина | Декабрь |
15 | «Опыты со снегом» | Практическое занятие | Декабрь |
16 | «Краски и звуки зимы» | Экскурсия-прогулка | Январь |
17 | Экологическое лото. | Игра | Январь |
18 | «Как Эколобок друзей и врагов перепутал» | Презентация | Февраль |
19 | «Звери зимой». | Беседа | Февраль |
20 | «В защиту животных». | Конкурс плакатов | Февраль |
21 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Воспитательный час | Февраль |
22 | «Мой домашний любимец» | Конкурс рисунков | Март |
23 | «Водоемы Приморского края» | Презентация | Март |
24 | «Знаешь ли ты животных?» | Брейн-ринг | Март |
25 | «Что в городе растет» | Игра | Апрель |
26 | «Огонь – друг или враг?» | Обсуждение | Апрель |
27 | «Чистые берега» | Акция | Апрель |
28 | Наука орнитология. | Беседа | Май |
29 | «О братьях наших меньших» | Беседа | Май |
30 | «Экология и мы» | Конкурс рисунков | Май |
3 класс.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Подарки щедрой осени» | Выставка | Сентябрь |
2 | Всемирный день моря. | Беседа | Сентябрь |
3 | «Как Эколобок море переплывал» | Презентация | Сентябрь |
4 | Экологический субботник | Акция | Сентябрь |
5 | «Воет ветер на просторе» | Наблюдение | Октябрь |
6 | «Как хлеб на стол пришел» | Беседа | Октябрь |
7 | «Следопыт» | Прогулка-наблюдение | Октябрь |
8 | «Зелена аптека» | Круглый стол | Октябрь |
9 | «Город в объективе» | Фотовыставка | Ноябрь |
10 | «Как живут наши меньшие друзья в неволе» | Диспут | Ноябрь |
11 | «Сезонные изменения в природе» | Поездка на Штыковские пруды | Ноябрь |
12 | «Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?» | Практическая деятельность | Декабрь |
13 | «Влияние природы на наши ощущения». | Беседа | Декабрь |
14 | «Лаборатория Деда Мороза» | Эксперименты | Декабрь |
15 | «Здорово жить здорово» | Беседа | Декабрь |
16 | «Зимний лес – полон сказок и чудес». | Выход на природу | Январь |
17 | «Витамины на окне» | Практическая | Январь |
18 | «Животные сафари парка» | Видеофильм | Февраль |
19 | «Вторая жизнь упаковки». | Мастер-класс | Февраль |
20 | «Разнообразие растений» | Викторина | Февраль |
21 | «Всемирный день воды.» | Беседа | Март |
22 | «Рыбы наших водоемов» | Презентация | Март |
23 | «Голубая струйка» (борьба за экономию пресной воды). | Акция | Март |
24 | «Как Эколобок хотел поиграть со зверятами» | Презентация | Апрель |
25 | «От экологии природы до экологии души» | Игра по станциям | Апрель |
26 | Международный день птиц. | Круглый стол | Апрель |
27 | «Человек и окружающая среда». | Экологическое путешествие | Апрель |
28 | «Звуки леса» | Игра-викторина | Май |
29 | «Чистые берега» (благоустройство берега сухого ручья). | Акция | Май |
30 | «Удивительный мир природы - мимикрия» | Презентация | Май |
31 | «Человек и природа» | Викторина | Май |
4 класс.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки |
1 | «Экологические проблемы». | Экологический турнир | Сентябрь |
2 | «Редкие и исчезающие виды растений и животных Приморского края». | Беседа | Сентябрь |
3 | «Их нужно спасти!» | Конкурс плакатов и листовок | Сентябрь |
4 | «Чистота нашего двора» | Экологический субботник | Сентябрь |
5 | «Краски осени» | Конкурс рисунков | Октябрь |
6 | «Войди в природу другом». | Экологическая игра | Октябрь |
7 | «Откуда берѐтся и куда девается мусор?» | Беседа | Октябрь |
8 | «Памятники животным» | Круглый стол | Октябрь |
9 | «Мы за чистый город». | Интеллектуальная игра в форме брейн-ринга | Ноябрь |
10 | «Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья). | Ярмарка | Ноябрь |
11 | «Изготовление кормушек для птиц» | Практическое занятие | Ноябрь |
12 | «Птицы в городе» (сбор корма, подкормка птиц) | Акция | Декабрь |
13 | «Витамины на окне» | Практическое занятие | Декабрь |
14 | «Парк зимой: как зимуют растения». | Экскурсия | Декабрь |
15 | «Природа – творец всех творцов». | Развлекательная программа | Декабрь |
16 | «Зимняя сказка». | Конкурс рисунков | Январь |
17 | «Природа просит помощи!» | Раздача листовок | Январь |
18 | «Береги природу». | Информационный стенд | Февраль |
19 | «Каждому скворцу – по дворцу» (изготовление скворечников). | Акция | Февраль |
20 | «Веселые игры на серьезные темы». | Конкурсная программа | Февраль |
21 | «Явления природы» | Круглый стол | Февраль |
22 | Всемирный день кошек. «Мой домашний питомец». | Выставка фото | Март |
23 | «Помоги животным!» | Раздача листовок | Март |
24 | Всемирный день водных ресурсов. «Вода – незнакомое, загадочное, необъяснимое». | Дискуссия | Март |
25 | Международный день птиц. «Птицы» (оригами). | Мастер-класс | Апрель |
26 | «Чистый двор» (благоустройство территории). | Акция | Апрель |
27 | Всемирный день Земли. «Загадки Земли». | Викторина | Апрель |
28 | «Ситуации в природе: чего не должно быть». | Интеллектуальная игра | Апрель |
29 | День Солнца. «Солнечный круг». | Музыкальная композиция | Май |
30 | Единые дни в защиту водоемов. «Вода вокруг нас». | Конкурс рисунков | Май |
31 | «Как мы помогаем природе». | Игра | Май |
32 | «Наш вклад в экологию» (подведение экологической работы за год). | Конкурс презентаций | Май |
Анкета для учащихся «Мое отношение к природе»
Ф.И. учащегося __________________________________________________
Дата ____________________________________________________________
№ п/п | Название вопроса | Варианты ответов | ||
Да | Нет | Иногда/ все равно | ||
1. | Нравится ли тебе бывать на природе? | |||
2. | Любишь ли ты ухаживать за домашними животными? | |||
3. | Нравится ли тебе ухаживать за комнатными растениями? | |||
4. | Убираешь ли ты за собой мусор? | |||
5. | Собираешь ли ты большие букеты цветов? | |||
6. | Нравиться ли тебе, что твой друг разоряет птичьи гнезда? | |||
7. | Подкармливаешь ли ты зимой птиц? | |||
8. | Хочешь ли ты помочь попавшему в беду животному? | |||
9. | Хотелось бы тебе посадить много деревьев, цветов? |
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
1. Ф.И.О.
2. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
4. Ощущаете ли вы по ребенку, что в классе уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т.д.).
5. Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в классе работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, охраняете природу).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
Литература:
- Маркитанова Л. А. Формы экологического воспитания. ТРИ «Школа», 2012, с. 275
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-9 лет. Практическое пособие для учителей начальных классов // ТЦ «Учитель» - Воронеж – 2008 – с.153-164.
- Нинадрова Н.Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного/ Н.Н. Нинадрова. - М.: Москва. - 1998. - 105-106с.
- Лихачев Б.Т. Экология личности/ Б.Т. Лихачев // Педагогика. - М.: Дрофа. - 1993. - 19-21с.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова//Начальная школа. – 2009. - №4. – 20-28с. Бабанова Т.А. Эколого - краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова// Начальная школа. - М.:Мир. - 1993. - 16-17с.
- Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. //Начальная школа.-1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (духовно-нравственное направление) «ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века....