Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников
рабочая программа (3 класс) на тему
Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Глубоковская общеобразовательная средняя школа Завьяловского района»
« Т е а т р »
(рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников)
Составила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Литвинова Эльвира Александровна
2013- 2014 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………3
- Основные разделы программы. Формы. Ожидаемый воспитательный результат…………………………………………………………………… 9
- Содержание программы……………………………………………………..13
- Учебно-тематический план…………………………………………………14
- Литература……………………………………………………...……………18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе.
Базой данного курса является:
- программа «Театр» И. А. Генераловой. (Образовательной системы «Школа 2100» );
- программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
- Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
- о рождении театра
- что такое театр и его разновидности
- связь театра с жизнью
- кто работает в театре
- отличие театра от других видов искусств
- Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
- Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
- концентрировать внимание
- управлять фантазией
- обладать образным видением
- научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
- В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
- о технике сцены
- об оформлении сцены
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
- об этюде и его разновидностях
- о структуре этюда
- о сценарии и форме его написания
- о выразительных средствах и их разновидностях
- что такое событие и событийный ряд
- что такое второй план и внутренний монолог
- что такое сюжет и его структура
- что такое фрагмент
- Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
- логическое мышление
- способность выстраивания событийного ряда
- способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
- способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
- способность выражения мысли через сопутствующее событие
- способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
- образное видение
6. Через постановочную работу развить:
- чувство ответственности
- чувство коллективизма
- коммуникабельность
- адекватность мышления
- дисциплинированность
- организаторские способности
- умение преподнести и обосновать свою мысль
- художественный вкус
- трудолюбие
- активность
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».
Программа «Театр» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» .
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- театральные игры и упражнения ( Приложение 1)
- беседа ( Приложение 6)
- иллюстрирование ( Приложение 2)
- изучение основ сценического мастерства (Приложение5)
- мастерская образа (Приложение 3)
- мастерская костюма, декораций (Приложение 4)
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия (Приложение 6)
- выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа год в 1 классе, 33 часа в год во 2-4 классах.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ФОРМЫ. ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | «Мы играем – мы мечтаем!» | игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2 | Театр | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
экскурсия | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
3 | Основы актёрского мастерства | изучение основ сценичес-кого мастерства | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
актёрский тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
4 | Просмотр спектаклей | просмотр спектакля | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
иллюстри-рование | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
5 | Наш театр | мастерская образа | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
мастерская костюма, декораций | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
инсцениро-вка, постановка спектакля | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
выступле-ние | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» | 30 | – | 30 | |
1-30 | Игры на развитие внимания и воображения. | 30 | – | 30 |
Раздел «Просмотр спектаклей » | 12 | – | 12 | |
31-36 | Просмотр спектаклей. | 6 | – | 6 |
37-42 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | – | 6 |
Раздел «Наш театр» | 24 | – | 24 | |
43-66 | Инсценирование сказок Корнея Чуковского. | 24 | – | 24 |
Итого 66 | Итого | 66 | – | 66 |
2 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Театр» | 6 | 4 | 2 | |
1 | Дорога в театр. | 1 | – | 1 |
2-4 | В театре. | 3 | 1 | 2 |
5-6 | Как создаётся спектакль. | 2 | 2 | – |
Раздел «Основы актёрского мастерства» | 5 | 1 | 4 | |
7-12 | Мимика. Пантомима. | 6 | 1 | 5 |
Раздел «Просмотр спектаклей » | 12 | – | 12 | |
13-18 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | – | 6 |
19-24 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | – | 6 |
Раздел «Наш театр» | 44 | – | 44 | |
25-44 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 20 | – | 20 |
45-56 | Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. | 12 | – | 12 |
57-68 | Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. | 12 | – | 12 |
| Итого | 68 | 5 | 63 |
3 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Театр» | 21 | 15 | 6 | |
1-6 | Дорога в театр. Театр. Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. Инсценировка сказки «Репка». | 6 | 3 | 3 |
7 | Выступление со сказкой «Репка» в детском саду «Ромашка» | 1 | 1 | – |
8 | Театр. Инсценировка сказки «По щучьему велению» | 1 | 1 | – |
9 | Театр под крышей. | 1 | 1 | – |
10 | Современный театр. | 1 | 1 | – |
11 | Театральный билет. | 1 | – | 1 |
12 | Театр кукол. | 1 | 1 | – |
13-15 | Музыкальный театр. | 3 | 3 | – |
16-17 | Цирк. | 2 | 2 | – |
18-19 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 2 | 1 | 1 |
20-21 | Зритель в зале. | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 12 | – | 12 | |
22-27 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | – | 6 |
28-33 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | – | 6 |
Основы актёрского мастерства | 4 | 1 | 3 | |
34-37 | Театральный этюд. | 4 | 1 | 3 |
Наш театр | 31 | – | 31 | |
38-52 | Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. | 15 | 15 | |
53-68 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. | 16 | – | 16 |
Итого | 68 | 16 | 52 |
4 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Театр» | 4 | 4 | – | |
1-2 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 2 | 2 | – |
3-4 | Театральные жанры. | 2 | 2 | – |
Основы актёрского мастерства | 20 | 3 | 17 | |
5 | Язык жестов. | 1 | – | 1 |
6-9 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 4 | – | 4 |
10-11 | Интонация. | 2 | – | 2 |
12-13 | Темп речи. | 2 | – | 2 |
14 | Рифма. | 1 | – | 1 |
15 | Ритм. | 1 | – | 1 |
16 | Считалка. | 1 | – | 1 |
17-18 | Скороговорка. | 2 | – | 2 |
19-20 | Искусство декламации. | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Импровизация. | 2 | 1 | 1 |
23-24 | Диалог. Монолог. | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 6 | – | 6 | |
25-30 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 6 | – | 6 |
Наш театр | 38 | – | 38 | |
31-42 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. | 12 | 12 | |
43-68 | Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. | 26 | – | 26 |
Итого | 68 | 7 | 61 |
Литература
1. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334
2. Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.
3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
4. youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
5. http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
6. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Преображение"
Программу нравственного воспитании младших школьников «Преображение» является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов...

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Мир профессий"
Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мир профессий» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе начального общего образования образовательных организаций.Данн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".
Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....

Модуль "Опыты и эксперименты с водой" программы внеурочной деятельности для младших школьников "Опыты и эсперименты"
Материал является частью авторскрй программы внеурочной деятельности "Опыты и эксперименты"...
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука безопасности»
Содержание курса внеурочной деятельности Правила дорожного движения Что такое дорожное движение и ПДД? Зачем нужны ПДД? Знакомство с ПДД РФ. Из истории ПДД (для карет, колясок, экипажей, ПДД для первы...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Грамотеи» для 3 класса
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы...