РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
рабочая программа (2 класс) на тему

Лапина Ольга Ивановна

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ  

Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять их познавательные и жизненные интересы. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

· занимательность;

· научность;

· сознательность и активность;

· наглядность;

· доступность;

· связь теории с практикой;

· индивидуальный подход к учащимся.

Основные методы и технологии

· технология  разноуровневого обучения;

· развивающее обучение;

· технология  обучения в сотрудничестве;

· коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Формы проведения занятий

· Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

· Анализ и просмотр текстов;

· Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

· игровая;

· теоретическая;

· практическая.

Особенности возрастной группы

Программа  курса «Занимательная грамматика» 2-3 классов рассчитана на детей 8-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika_2017-2018.docx57.13 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12» г. Белгорода им. Ф. С. Хихлушки

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол от ____________ №  ___

                 УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия №12»

_______________Р. Норцова

№ _____ от «___» _________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для младших школьников

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст школьников: 8-10 лет

                                                                                                                                                                                               

г. Белгород

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» для 2-3 классов МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода разработана на основе авторской программы Волиной В.В «Веселая грамматика». Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, с учетом требований к результатам освоения основных образовательных программ, концепции духовного воспитания, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса обучающихся к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы обучающихся, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.

Актуальность  данной Рабочей программы курса внеурочной деятельности  «Занимательная грамматика»  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

 Ценность Рабочей программы внеурочной деятельности заключается в том, что обучающиеся   получают возможность для формирования интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии       решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развития познавательной активности и самостоятельности; формирования   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить простейшие    закономерности,    использовать     догадку,     строить     и   проверять  простейшие гипотезы.

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ  

Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять их познавательные и жизненные интересы. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Формы проведения занятий

  • Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • Анализ и просмотр текстов;
  • Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Особенности возрастной группы

Программа  курса «Занимательная грамматика» 2-3 классов рассчитана на детей 8-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения данного курса  классе обучающиеся получат возможность формирования:

                         Во 2 классе

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробнопересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 

                              В 3 классе

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс (34 часа)

 п/п

Раздел/тема

Кол-во часов, предусмотренное

Рабочей программой

Теория

Практика

Как обходились без письма.

1

1

0

Древние письмена.

1

1

0

Как возникла наша письменность.

1

1

0

Меня зовут Фонема.

2

1

1

Для всех ли фонем есть буквы?

3

1

2

«Ошибкоопасные» места.

2

0

2

Тайны фонемы.

1

1

0

Опасные согласные.

2

0

2

На сцене гласные.

1

0

1

«Фонемы повелевают буквами».

1

0

1

Ваши старые знакомые.

1

0

1

Правила о непроизносимых согласных.

2

1

1

Волшебное средство – «самоинструкция».

2

1

1

Память и грамотность.

1

0

1

Строительная работа морфем.

1

0

1

Где же хранятся слова?

1

0

1

Поговорим обо  всех приставках сразу

3

1

2

Слова – «родственники».

1

0

1

Кто командует корнями?

3

1

2

«Не лезьте за словом в карман!»

2

1

1

«Пересаженные» корни.

1

0

1

Итоговое занятие. Олимпиада

1

0

1

Итого:

34

11

23

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Как обходились без письма? (1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.(3ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Календарно-тематическое планирование

занятий курса «Занимательная грамматика»,  2 класс  (34 часа).

Тема занятия

Примечание

Дата проведения

План

Факт

1

Как обходились без письма?

-преобразовывать 

информацию из одной формы в другую;

- строить рассуждения;

- слушать и понимать речь других;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

2

Древние письмена.

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

3

Как возникла наша письменность?

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- знать историю возникновения письменности.

- знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;

4

Меня зовут Фонема.

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- понимать определение «фонема».

- отличать гласные и согласные фонемы.

5

Меня зовут Фонема. Завершение работы.

6

Для всех ли фонем есть буквы?

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;

- определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова;

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения.

7

Глухие и звонкие согласные звуки.

8

Мягкие и твердые согласные буквы.

9

«Ошибкоопасные» места.

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения.

10

«Ошибкоопасные» места. Завершение работы.

11

Тайны фонемы.

- знать чередование фонем; различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения.

12

Опасные согласные.

- отличать сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения;

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове.

13

Опасные согласные. Способы проверки.

14

На сцене гласные.

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- отличать гласные и согласные фонемы.

15

«Фонемы повелевают буквами».

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ;

-преобразовывать 

информацию из одной формы в другую;

16

Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;

- объяснять, почему эти написания являются традиционными;

- образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями.

-различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

-находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

17

Правила о непроизносимых согласных.

-определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки

-использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными на основе алгоритма проверки написания.

18

Правила о непроизносимых согласных. Завершение работы.

19

Волшебное средство – «самоинструкция».

- знать термин «самоинструкция». Правила составления самоинструкции.

- составлять самоинструкции.

-работать по самоинструкции.

20

Волшебное средство – «самоинструкция». Обобщение.

21

Память и грамотность.

-тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

- составлять план пересказа, пересказывать тексты.

22

Строительная работа морфем.

- составлять наглядно-образные модели состава слова;

- называть части слова;

- находить корень слова, приставку, суффикс, окончание;

- подбирать однокоренные слова;

23

Где же хранятся слова?

- работать со словарями, находить значение слова по словарю.

24

Поговорим обо  всех приставках сразу.

-формулировать определения приставки;

-объяснять значение приставок в слове.

-выделять в словах приставки.

-образовывать слова с помощью приставки.

25

Поговорим обо  всех приставках сразу.

26

Поговорим обо  всех приставках сразу. Обобщение.

-формулировать определения приставки;

-объяснять значение приставок в слове.

-выделять в словах приставки.

-образовывать слова с помощью приставки.

27

Слова – «родственники».

-различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

-работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

28

Кто командует корнями?

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ;

- отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

-работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

29

Кто командует корнями?

30

Кто командует корнями? Обобщение

31

«Не лезьте за словом в карман!»

-изменять форму слова;

- подбирать проверочные слова к изученным орфограммам;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

32

«Не лезьте за словом в карман!» Завершение работы.

33-34

«Пересаженные» корни. Итоговое занятие. Олимпиада.

- работать со словообразовательным словарем;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осуществлять анализ и синтез.

 Содержание программы

3 класс (34 часа).

 п/п

Раздел/тема

Кол-во часов, предусмотренное

Рабочей программой

Теория

Практика

Сказочное царство слов.  

1

1

0

Путешествие в страну Слов.

2

1

1

Чудесные превращения слов.

2

1

1

В гостях у слов- родственников.

2

1

1

Добрые слова.

2

1

1

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

0

1

Новые слова в русском языке.

2

1

1

Встреча с зарубежными друзьями.

1

0

1

Синонимы в русском языке.

2

1

1

Слова- антонимы.

1

0

1

Слова- омонимы.

1

0

1

Крылатые слова.

1

0

1

В королевстве ошибок.

2

1

1

В стране Сочинителей.

2

1

1

Искусство красноречия.

2

1

1

Праздник творчества и игры.

1

0

1

Трудные слова.

2

1

1

Анаграммы и  метаграммы.

2

1

1

Шарады и логогрифы.

2

1

1

Откуда пришли наши имена.

1

0

1

Занимательное слообразование.

1

0

1

КВН по русскому языку.

1

0

1

Итого

34 часа

13

21

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.) Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.) Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.) Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.) Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.) Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)  Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.) Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.) Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.) Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Календарно-тематическое планирование

занятий курса "Занимательная грамматика" 3 класс (34 часа).

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечание 

план

факт

1

Сказочное царство слов.  

2-3

Путешествие в страну Слов.

4 - 5

Чудесные превращения слов.

6 -7

В гостях у слов- родственников.

8- 9

Добрые слова.

 

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

11- 12

Новые слова в русском языке.

13

Встреча с зарубежными друзьями.

14- 15

Синонимы в русском языке.

16

Слова- антонимы.

17

Слова- омонимы.

18

Крылатые слова.

19- 20

В королевстве ошибок.

21-22

В стране Сочинителей.

23-24

Искусство красноречия.

25

Праздник творчества и игры.

26- 27

Трудные слова.

 

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

30- 31

Шарады и логогрифы.

32

Откуда пришли наши имена.

33

Занимательное словообразование.

34

КВН по русскому языку.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Веселая грамматика. Волина В.В.- М.: Знание, 2009.
  2. Занимательное азбуковедение. Волина В.В.-  М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 .
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991.
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 .
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991.
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.
  18. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

Ресурсы Интернета

  • Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
  • Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
  • «Общий текст» (www. text. net. ru.)
  • http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html - добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.
  • http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников

Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Занимательная грамматика» (3-4 классы)

Программа способствует  расширению лингвистического кругозора детей. Обучающиеся наблюдают  и сравнивают речевые явления родного и иностранного языка. Программный материал внеурочной деятель...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука безопасности»

Содержание курса внеурочной деятельности Правила дорожного движения Что такое дорожное движение и ПДД? Зачем нужны ПДД? Знакомство с ПДД РФ. Из истории ПДД (для карет, колясок, экипажей, ПДД для первы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Занимательная грамматика" (1 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Грамотеи» для 3 класса

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы...