Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Мир профессий"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алексеева Вероника Вячеславовна

Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мир профессий» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе начального общего образования образовательных организаций.

Данная программа реализуется по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит расширить знания детей о мире профессий и формировать интерес к познанию и миру труда  на основе личного опыта, проведенной проектной и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности

для младших школьников

«МИР ПРОФЕССИЙ»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ

Автор-составитель:

учитель начальных классов МОУ СОШ №1 МО «Барышский район» Алексеева Вероника Вячеславовна

Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мир профессий» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе начального общего образования образовательных организаций.

Данная программа реализуется по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит расширить знания детей о мире профессий и формировать интерес к познанию и миру труда  на основе личного опыта, проведенной проектной и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования детей.

2014 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

  1. Тематический план……………………………………………………….11

  1. Содержание программы…………………………………………………..15

  1. Формы диагностики учета результатов освоения программы…………23

  1. Список литературы для педагога и учащихся…………………………...24

  1. Приложение 1. Стихи о профессиях……………………………….……26

  1. Приложение 2. Загадки о профессиях……………………………….….33

  1. Приложение 3. Викторина о профессиях………………………….……39

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  • Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Учебный план МОУ СОШ №1 МО «Барышский район» на 2014-2015 учебный год

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.    

          Начальная профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности ребёнка, способного в дальнейшем осознанно выбрать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным запросам. Для успешного вхождения ребёнка в новый для него мир профессий школа должна предоставить ему ориентиры, отражающие виды труда, профессий и возможности подготовки к ним.

Программа данного курса предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности профориентации.

Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год – 34-35 часов. Данную программу можно реализовывать для учащихся 1-4 классов.

Программа призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников,  дать  возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

Использование игрового материала, опора на личный опыт и семейные ценности, а также проведение мини-исследований и заочных экскурсий позволит учащимся  узнать много нового и интересного о профессиях людей.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.

Актуальность программы заключается в том, что в последнее время уделяется большое внимание профориентация детей и молодёжи. Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов предложил назвать 2014 год годом профориентации. Важно с начальной школы воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, способного в дальнейшем осознанно выбрать профессию. Данная задача является одной из  составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические.

Новизна программы – в подборе тем, отражающих проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью его семьи, опора на краеведческий материал. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение, экскурсия, встречи с людьми разных профессий, творческие задания, загадки и так далее.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа знакомит учащихся с разными видами профессий людей, сделать первые шаги к выбору профессии.
  2. Благодаря программе у обучающихся формируется уважение к людям труда, к профессиям людей.
  3. Программа учит быть не просто пассивными слушателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: встречи с людьми разных профессий (родителями, бабушками и дедушками), игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника, способного ориентироваться в мире профессий.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные: 

  • формирование представлений о видах профессий, развитие интереса к профессиям своих родителей;
  • формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
  • формирование умения оперировать знаниями о профессиях, извлекать их из различных источников, применять их в новой ситуации,
  • формирование элементов творческой деятельности.

развивающие: 

  • развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
  • формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;
  • развитие у ребенка уважения к труду и людям труда, осознания роли трудовой деятельности человека в современном мире;
  • развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
  • развитие образного и логического мышления.

воспитательные:

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование уважительного отношения к родному краю и землякам – людям труда.

Структура занятий по программе «Мир профессий».

По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (возможны вариации структуру конкретного занятия  в пределах обозначенной нормы):

1.  Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2.  Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):

  • что ты знаешь об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
  • что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3.  Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4.  Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

 Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.

Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:

1) разминка;  2) дискуссия;  3) работа в тетрадях;  4) беседа или обсуждение; 5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом; 6) представление и разбор (анализ) проектов; 7) развитие воображения через творческие и практические  задания; 8) домашнее задание и т.д.  Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.

Результаты изучения программы «Мир профессий»

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, профессиям других людей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  1. Тематический план

№ п/п

Тема

Виды работ, формы занятий

Что развиваем

Дата

Факт

1.

  Азбука  профессий

Дискуссия, игра в командах

Память, умение сформулировать то, что тебе известно

04.09

2.

Профессии в школе

Беседа, игра «Угадай профессию»

Восприятие

11.09

3.

Каких профессий не хватает в школе?

Дискуссия, обоснование мнений

Умение анализировать

18.09

4.

Профессии  в моей семье

Устные высказывания, рисование

Устную речь

25.09

5.

Мама – домохозяйка

Рисование, моделирование маминой  одежды

Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере кл. кабинета)

02.10

6.

Семейные династии

Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой

Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

09.10

7.

Профессия «Воспитатель детского сада»

Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии

Чувство благодарности

16.10

8.

Профессия «Архитектор»

Обсуждение,  проектирование домика для щенка или детской площадки

Умение воспринимать информацию на слух, воображение

23.10

9.

Представление и разбор проектов

Обсуждение, анализ

Умение оценить работу товарища, фантазию

06.11

10.

Коллективная разработка проекта дома (класс делится на три группы)

Дискуссия, обсуждение, работа над проектом

Логические способности, умение работать в коллективе

13.11

11.

Профессия «Следователь»

Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей

Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать

20.11

12.

Следствие ведут первоклассники!

Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ

Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логика

27.11

13.

Профессия «Биолог»

Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете, экскурсия в кабинет биологии

Слуховая память, умение ухаживать за растениями

04.12

14-15

Изучение живой природы

Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы

Зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие

11-18.12

16-17.

Угадай представителя флоры и фауны

Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!»

Умение быстро принимать решения, длительное время сосредотачиваться на одном объекте,   быстроту реакции

25.12, 15.01

18-19.

Профессия «Водитель автомобиля»

Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование

Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы

22-29.01

20-21.

Я -  водитель, а ты -  пешеход

Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра, посещение автогородка

Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память

05-12.02

22-23.

Ты – водитель, а я - пешеход

Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра, встреча с отрядом ЮИД школы

Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память

19-26.02

24.

Профессия «Бухгалтер»

Беседа с представителем экономики, обсуждение

Интерес к математике, усидчивость, внимание

05.03

25-26.

Бюджет семьи, мои карманные деньги

Беседа, решение практических задач и ситуаций, приглашение мам.

Умение тратить  деньги, понимание того, что деньги – это плата за труд

12-19.03

27-28.

Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»

Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия

Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве

02-09.04

29-30.

Профессия «Мастер-цветовод»

Встреча и беседа со  специалистом, обсуждение, практическая работа

Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал

16-23.04

31-32.

Профессия «Юрист»

Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций

Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости

30.04, 07.05

33-35.

1). Подведение итогов изучения курса

2). Подготовка и проведение выставки «Все профессии важны»

14,21, 28.05

                                   

  1. Содержание программы

Занятие 1.

Тема: «Азбука профессий».

Цель: Познакомить с разнообразием профессий родного края, с наиболее встречающимися профессиями.

1) Разминка (задание на внимание).

2) Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь.

3) Игра «Азбука профессий».

4) Беседа о профессиях родителей.

Виды и формы работы: дискуссия, игра в командах.

   Формы контроля: текущий контроль.

 Занятие 2.

 Тема: «Профессии в школе».

 Цель: Познакомить со школьными  профессиями.

  1. Беседа о профессиях в школьной жизни.
  2. Игра «Угадай профессию».
  3. Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.

Виды и формы работы: дискуссия, беседа, игра «Угадай профессию»

Формы контроля: текущий контроль.

Занятие 3.

Тема:  «Каких профессий не хватает в школе?»

Цель: познакомить с профессиями, которые могли бы быть в школе.

  1. Дискуссия с  обоснованием мнений, например, о необходимости в школе профессии  врача, дворника, цветовода.

Виды и формы работы: дискуссия, обоснование мнения

             Формы контроля: текущий контроль.

 Занятие 4.

 Тема: «Профессии в моей семье».  

Цель: ближе познакомиться с профессиями пап и мам.

  1. Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию.
  2. Рисование по тематике профессий родителей.

Виды и формы работы: устные высказывания, рисование.

          Формы контроля: текущий контроль

Занятие 5.

Тема: «Мама – домохозяйка».

Цель: обобщить знания детей о домашней работе.

  1. Устные высказывания детей по теме.
  2. Рисование.
  3. Моделирование маминой одежды для дома.

            Виды и формы работы: рисование, моделирование маминой  одежды.

          Форма контроля: текущий контроль.

Занятие 6.

Тема: «Семейные династии».

Цель: познакомить учащихся с тем, что такое династия.

  1. Лексическое значение дефиниции.
  2. Связные рассказы по теме.
  3. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.

Виды и формы работы: связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой.

Формы контроля: текущий.

Занятие 7.

Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада».  

Цель: познакомить с профессией воспитателя детского сада.

  1. Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств.
  2. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека.
  3. От каких качеств надо избавляться с детства.

Виды и формы работы: рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии

Формы контроля: текущий.

Занятие 8.

Тема: «Профессия «Архитектор».

Цель: познакомить с профессией архитектор.

  1. Беседа о предмете деятельности.
  2. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя).
  3. Проектирование домика для котёнка или щенка.

Виды и формы работы: Обсуждение,  проектирование домика для щенка или детской площадки

Формы контроля: текущий.

Занятие 9.

Тема: «Представление и разбор проектов».

  1. Рассматривание, разбор, анализ.

Виды и формы работы: обсуждение, анализ.

Занятие 10.

Тема: «Коллективная разработка проекта дома».

  1. Работа в группах.
  2. Защита проектов.

Виды и формы работы: Дискуссия, обсуждение, работа над проектом

Занятие 11.

Тема: «Профессия «Следователь».  

Цель: познакомить с профессией следователь.

  1. Разминка «Зрительная память».
  2. Дискуссия о должностных обязанностях следователя.
  3. Качества личности в профессии.  
  4. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Виды и формы работы: Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей.

Формы контроля: текущий.

Занятие 12.

Тема: «Следствие ведут первоклассники!»

  1. Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при  работе следователя. Дискуссия.

Виды и формы работы: обсуждение, сопоставление рисунков, анализ

Занятие 13.

Тема: «Профессия «Биолог».  

Цель: Познакомить с профессией  биолог.

  1. Работа в кабинете и с подсобным материалом.  
  2. Дискуссия.
  3. Уход за растениями.
  4. Экскурсия в кабинет биологии.

Виды и формы работы: дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете, экскурсия в кабинет биологии.

Форма контроля: текущий.

Занятия 14-15.

Тема: «Изучение живой природы».

  1. Работа с рисунками.
  2. Компьютерная графика.
  3. Прослушивание голосов представителей живой природы.
  4. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.

Виды и формы работы: Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы

Занятия 16-17.

Тема: «Угадай представителя флоры и фауны».

  1. Лексическое значение дефиниций.
  2. Дискуссия.
  3. Работа с подсобным материалом.
  4. Работа в живом уголке.  
  5. Игра «Угадай-ка!».

            Виды и формы работы: дискуссия, практическая работа, игра.

          Формы контроля: текущий.

Занятия 18-19.

Тема: «Профессия «Водитель автомобиля».

Цель: познакомить с профессией родителя автомобиля.

  1. Устные рассказы детей об известных им  машинах.
  2. Дискуссия.
  3. Практическая работа с маршрутными картами  «Дорога в школу и из школы».
  4. Обсуждение.
  5. Рисование.

Виды и формы контроля: дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование.

Формы контроля: текущий.

 Занятия 20-21.

Тема: «Я – водитель, ты – пешеход».

  1. Беседа с  представителем ГИБДД.
  2. Обсуждение и анализ ситуаций.  
  3. Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.

Виды и формы работы: беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра, встреча с отрядом ЮИД школы

Занятия 22-23.

 Тема: «Ты – водитель, я – пешеход».  

  1. Обсуждение и анализ ситуаций.
  2. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти).
  3. Посещение ДОСААФ, беседа с преподавателями водительских курсов.

Виды и формы работы: Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра, встреча с отрядом ЮИД школы

Занятие 24.

Тема: «Профессия «Бухгалтер».

Цель: познакомить с профессией бухгалтер.

  1. Беседа с представителем профессии.
  2. Обсуждение.  
  3. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером?  
  4. Что значит быть усидчивым?

Виды и формы работы: беседа с представителем экономики, обсуждение.

Формы контроля: текущий.

Занятия 25-26.

Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги».

  1. Беседа.
  2. Решение практических задач и ситуаций.
  3. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю.
  4. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».

Виды и формы работы: беседа, решение практических задач и ситуаций, приглашение мам.

Формы контроля: текущий

Занятие 27.

Тема: «Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства  («Фермер»).

Цель: Познакомить с профессией фермер.

  1. Беседа с представителем профессии.
  2. Обсуждение.
  3. Дискуссия.
  4. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».

Виды и формы работы: Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия

Формы контроля: текущий.

 Занятия 28-29.

 Тема: «Профессия «Мастер-цветовод».

Цель: познакомить с профессией мастер-цветовод.

  1. Встреча и беседа со специалистом.
  2. Обсуждение.
  3. Практическая работа по составлению букетов.  
  4. Создание проекта по  оформлению школьного двора и пришкольного участка.
  5. Защита проектов.

Виды и формы работы: беседа, обсуждение, практическая работа

Формы контроля: текущий.

Занятия 30-31.

Тема: «Профессия «Юрист».

Цель: познакомить с профессией юриста.

  1. Встреча с представителем профессии.
  2. Решение практических задач и ситуаций.
  3. Ответственность человека перед законом (беседа).

Виды и формы работы: Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций, беседа.

Формы контроля: текущий.

Занятия 32-33.

Тема: «Подведение итогов изучения курса».  Подготовка и проведение выставки «Все профессии важны»

  1. Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу (рисунки, поделки, литературное творчество и т.д.), участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (например, «Малая академия»).

Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать в учебно-воспитательном процессе.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся,
  • создание ситуации успеха для каждого ученика,
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка,
  • приобретение навыков саморефлексии.

           

  1. Литература для учителя:
  1. Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.
  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991.
  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. – М.: Инноватор, 1997.
  4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. Институт практической психологии; Воронеж: Изд. НПО МОДЭК, 1996.
  7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
  8. Сборник программ. Профессиональная ориентация. – М.: Просвещение, 2013.
  9. Петренко Е.Л. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения. - Ульяновск УИПК ПРО 2013.
  10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников – методический конструктор. – М.: Просвещение, 2013.
  11. О воспитательном компоненте  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Текст)// Воспитание школьников. – 2009. - №8. – С. 10-16.

Литература для учащихся:

  1. Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.
  2. Энциклопедия «Мир профессий».   –М.: Изд. «Знание», 2005.
  3. Энциклопедия «Я познаю мир».  –М.: Изд. Дрофа, 2007.

Интернет-ресурсы

1. http:/www.standart.edu.ru

2. http://docfish.ru/documents/stihi-na-temu-vybor-professii-deti-shkolnikov-school-choose-profession

3.http://schoolinfo.at.ua/publ/stikhi_dlja_shkolnikov/detjam_o_professijakh/2-1-0-221

4. http://malchishki-i-devchonki.ru/Zagadki-professii.html

5. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-dlja-shkolnikov-s-otvetami-tema-profesi.html

6. http://shkolniky.at.ua/publ/zagadki_dlja_shkolnika/zagadki_o_professijakh/4-1-0-19

7. http://ljubimyj-prazdnik.ru/stsenarii_prazdnikov/518860/

Приложение 1. Стихи о профессиях

Ветеринарный врач

Агния Барто

Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно – мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий – он ничей!

Повар

Сергей Чертков

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

Парикмахер

Сергей Михалков

Папа к зеркалу садится:
– Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щелкнул ножницами звонко,
Раз-другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила,
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».

Маляр

Агния Барто

Мы с дедом красили сарай,
Мы встали с ним чуть свет.
- Сначала стену вытирай,-
Учил меня мой дед. -

Ты ототри ее, очисть,
Тогда смелей берись за кисть.

Так и летала кисть моя!
Гремел на небе гром,
А мне казалось - это я
Гремлю своим ведром.

Ну, наконец сарай готов.
Мой дедушка так рад!
Эх, взять бы краски всех цветов
И красить всё подряд!

Немного краски есть в ведре,
На донышке, чуть-чуть,-

Я завтра встану на заре,
Покрашу что-нибудь!

Песня моряков

Агния Барто

Мы - моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.

Жарко в кочегарке!
В Африке не жарче!
Бьется пульс машинный,
Видно, что спешим мы...

Мы - моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.

Море в бурю
Волны хмурит,
В черное ненастье
Распевают снасти.

Ишь, какая качка!
Скачешь вроде мячика.
Эй, смотрите с палубы —
За борт не упали бы!

Мы - моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.

Мы - морские черти,
Все море исчертим.

Шофер

Борис Заходер

Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль-
И машина
Мчится вдаль!

Фокусник

Сергей Чертков

Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.

Парикмахер

Сергей Чертков

Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

Строители

Борис Заходер

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!

Сапожник

Борис Заходер

Мастер, мастер,
Помоги-
Прохудились
Сапоги!
Забивай покрепче
Гвозди-
Мы пойдем сегодня
В гости!

Портниха

Борис Заходер

Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка,-
Будет и тебе одежка.

Доярка

Сергей Чертков

Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.

Столяр
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.

Ветеринар
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.

Конструктор
На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.

Пограничник
Охранять границу - важно!
Пограничника зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут
Лётчик
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.

Моряк
Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море - дом его родной.

Художник
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.

Фермер
Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства -
Знает каждый из ребят.

Рыбак
Каждый день он в море ходит
И сетями рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом -
Рыбака работа в этом.

Пожарный
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, - это точно.

Музыкант
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.

Учёный
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.

Спасатель
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать - работа для мужчин.

Учитель

Наш учитель лучший самый,
Добрый он, почти как мама!
И не только буквам учит,
Но и то, как стать нам лучше.
Чтоб мы с радостью учились,
Чтобы к знаниям стремились,
Чтоб могли все успевать:
И учиться, и играть!

Столько профессий, и все хороши:
Каждый способен найти для души.
Стряпает торты и кексы кондитер,
Груз на машине привозит водитель.
Смелый пожарный потушит огонь,
Спляшет на сцене артист под гармонь.
Ловит рыбак судака и треску,
Клоуны в цирке разгонят тоску.
В цехе портные одежду сошьют,
А продавцы ее нам продают.
Каждое дело по своему цѐнно,
И пригодится всегда непременно!

Можешь ли сейчас понять,
Кем ты хочешь после стать?
Где работать, кем трудиться,
На кого пойти учиться?
Да, вопросы сложноваты,
Но решенье есть, ребята!
Нужно пробовать, мечтать,
О профессиях читать,
В разные кружки ходить,
Чтоб понять, кем хочешь быть!

Учитель

(автор: Натали Самоний)

 Кто даёт ростки познания,

Кто достоин почитания;

Кто добру нас с детства учит,

Быть ещё умней и лучше?

Кто и строг и добр к нам?

Это – лучшая из мам,

Наш наставник, не мучитель:

Это – мамочка-учитель!  

Музыкант 

(автор: Натали Самоний)

 Кто о музыке всё знает,

С детства нотам обучает;

Нам поёт, как песни, сказки

И раскрыл мелодий краски?

У кого такой талант?

Это – мама-музыкант!

Кулинар

(автор: Натали Самоний)

 У кого рецептов больше,

Кто на кухне трудолюб;

У кого вкуснее борщик,

У кого полезней суп?

Вкус еды – всегда отменный,

У кого на кухне дар?

Ну, конечно, несомненно,

Это – мама-кулинар!

 Воспитатель

(автор: Натали Самоний)

 Кто любовь нам дарит, ласку,

Знает все стихи и сказки;

Мир познать нам помогает,

И по-доброму ругает.

Кто всегда наш друг, приятель?

Это – мама-воспитатель!

Парикмахер 

(автор: Натали Самоний)

 Кто в причёсках понимает

И о стрижках много знает,

Что за мастер всех добрей –

Это мама-брадобрей,

Парикмахер это значит.

Коль стрижёт – никто не плачет:

Стрижка каждая как чудо…

Лишь у мамы стричься буду!

 

Врач

(автор: Натали Самоний)

 Лучший доктор –

Мама-врач.

Если лечит,

Ты не плачь:

Не доставит 

Страшных мук

Шприц из самых

Добрых рук!

Швея 

(автор: Натали Самоний)

 О напёрстках кто всё знает,

Нас «с иголки» одевает,

Знает все журналы мод…

Кто на свете лучше шьёт? 

Кто наряды нам рисует,

Нас одеждою балует,

Чтоб блистали ты и я?

Это – мамочка-швея!

Продавец

(автор: Светлана Павлова)

Моя мама - продавец!

Красок, бусиков, колец!

Знает все она о моде,

Красоте, любви, природе!

Ветеринар

(автор: Натали Самоний)

 Кто учит нас беречь природу,

Любить всех тех, кто приручён,

И тех, кто нами не прирУчен,

И тех, кто слаб и обречён;

Кто так сочувствию нас учит,

Знаток  всей фауны, любитель…

– Ну, что за мама-Айболит,

Животных преданный целитель?

Ведь у неё врачебный дар…

Мамуля – врач-ветеринар! 

Ткачиха

(автор: Светлана Павлова)

Мамочка моя - ткачиха!

Сочиняет ткани лихо!

Не бывать станку упрямым, -

Все заладится у мамы!

Повар

(автор: Светлана Павлова)

 А моя мамуля - повар!

С ней кастрюльки не поспорят!

Борщ, котлетки и капуста -

Все у мамы - вкусно-вкусно!

Бизнес-леди

(автор: Светлана Павлова)

Наша мама - бизнес-леди!

На крутой машине ездит.

На контроле держит сроки!

Проверяет мне уроки)

Бухгалтер

(автор: Светлана Павлова)

А моя - бухгалтер-мама!

У нее из цифер - гаммы!

Подсчитает все доходы!

И со мною - в хороводы)

Приложение 2. Загадки о профессиях

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ...
Ответ: Артист

   
У того спортсмена стать –
Всем пример нам можно брать.
Но пришлось ему немало
Попотеть в стенах спортзала.

Ответ: Атлет  


Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать,
И все родное, родину любить.

Ответ: Воспитатель


Доброты, тепла, души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши -
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат -
Ждет ее весь детский сад!
Ответ: Воспитатель

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.
Ответ: Водитель


Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский ...
Ответ: Врач

Кто, скажите, по лесам
Ходит, кланяясь грибам?

Ответ: Грибник  


Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
Ответ: Доктор

Работник этот хоть куда!
Сопровождает поезда.

Ответ: Железнодорожник  


Он водил вокруг Земли
И суда, и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый ...

Ответ: Капитан

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?

Ответ: Космонавт


Их ракеты доставляют
На такие корабли,
Что ни в море не бывают,
Ни в штормах, ни на мели!

Ответ: Космонавт

Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто ...
Ответ: Лётчик


Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.

Ответ: Маляр


Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!
Ответ: Маляр

Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их ...
Ответ: Машинисты

Мама может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки.
Мама делает уколы
Всем ребятам нашей школы.
Мама лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым!
Ответ: Медсестра

Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси -
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!"
Ответ: Музыкант


Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
Ответ: Мукомол


Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы.
Ответ: Пекарь

Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас ….
Ответ: Пилот


С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
И рассказывает классно
Наш любимый ...
Ответ: Педагог

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Ответ: Повар

В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
Ответ: Повара


Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый!
Ответ: Повар


Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
Ответ: Пограничник


С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
Ответ: Пожарники


Есть у Андрюши старший брат –
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой?

Ответ: Пожарник

Мама - золотые руки -
Шьет рубашки, платья, брюки,
Папа, я, сестренка Света -
Все с иголочки одеты!
Ответ: Портниха


Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
Мама словно королева
В нашем магазине!
Ответ: Продавец

Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный ...
Ответ: Продавец

 
В небо ласточкой вспорхнет,
Рыбкой в озеро нырнет.
Ответ: Прыгун в воду


Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо.
Ответ: Рыбак

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
Ответ: Учитель


В школе я ученый самый -
Повезло мне очень с мамой.
От нее узнают дети
На уроке все на свете.
Станут лучше и умней,
Справедливей и добрей.
Ответ: Учитель


Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
Ответ: Фотограф


Отгадать здесь будет надо,
Кто пасет овечье стадо.
Ответ: Чабан


Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.
Ответ: Шофёр

Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
(Плотник)
Задымила наша печь,
Пироги не хочет печь.
Мастер тут пришёл умелый,
Повязал он фартук белый.
Кирпичи поправил в кладке,
И замазал глиной щель...
Печь у нас теперь в порядке,
Не дымит она теперь.
(Печник)

Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
(Повар)

Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
(Почтальон)

Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нём.
(Кровельщик)

Может делать он буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак.
Вот работать надо как!
(Столяр)

К нам пришёл сегодня в дом
Мастер с гаечным ключом.
Он пришёл сегодня к нам,
Чтоб сменить на кухне кран.
(Слесарь)

По размеру в самый раз
Он костюм сошьёт для вас.
Всё исполнит по науке -
И ходите руки в брюки.
(Портной)

На часах настенных стрелки
Стали прыгать словно белки.
Мастер тут на них взглянул,
Круглый винтик подтянул
И сменил пружину срочно,
Чтоб часы ходили точно.
(Часовщик)

Чистит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали.
(Сапожник)

Перетянут он ремнём,
Каска прочная на нём.
Он в горящий входит в дом,
Он сражается с огнём.
(Пожарный)

Он проснётся на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
И песком посыпет лёд.
(Дворник)

Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнет раз - запомнит вас.
(Фотограф)

Приложение 3. Викторина о Профессиях

Вопросы викторины

■ Врач, сталевар, строитель— это... Ответ: Профессии.

■ Кто обучает школьников основам разных наук? Ответ: Учитель.

■ Кто главный на корабле? Ответ: Капитан.

■ Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? Ответ: Ветеринар.

■ Кто главный человек в лесу? Ответ: Лесник.

■ Кто сочиняет музыку? Ответ: Композитор.

■ Кто исполняет сочинения (произведения) композитора? Ответ: Музыкант.

■ Кто управляет самолетом: поднимает его в воздух, ведет по нужному курсу, приземляет на аэродроме? Ответ: Летчик.

■ Кто пишет книги? Ответ: Писатель.

■ Кто старается сделать здания не похожими друг на друга? Ответ: Архитектор.

■ Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию? Ответ: Журналист.

■ Кому в работе нужны кисти, краски и мольберт? Ответ: Художник.

■ Какая профессия самая героическая? Ответ: Военный.

■ Кто добывает из-под земли каменный уголь? Ответ: Шахтер.

■ Как называют повара на корабле? Ответ: Кок.

■ Кто умеет делать новую обувь и чинить старую? Ответ: Сапожник.

■ Кто всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет неизвестное и непонятное? Ответ: Ученый.

■ Кто вступает в бой с огнем? Ответ: Пожарный.

■ Кто водит посетителей музея по залам, рассказывает про экспонаты? Ответ: Экскурсовод.

■ Кто приводит в порядок музейные диковинки? Ответ: Реставратор.

■ Кто поможет найти нужную книгу? Ответ: Библиотекарь.

■ Кто изучает, что происходит с разными живыми существами, когда вокруг них изменяется воздух или вода, появляется лишний шум или яркий свет? Ответ: Эколог.

■ Кто на станке делает из тоненьких нитей красивые полотна — ткани? Ответ: Ткач.

■ Как называют человека, который придумал (изобрел) что-то новое, раньше неизвестное? Ответ: Изобретатель.

■ Кто шьет одежду для детей и взрослых? Ответ: Портной.

■ Кто делает гвозди, подковы и другие вещи из разогретого металла? Ответ: Кузнец.

■ Кто выплавляет металл? Ответ: Металлург.

■ Протекает дома кран: кто его починит? Ответ: Сантехник.

■ Кто работает с холодным металлом? Ответ: Слесарь.

■ Что за дом без мебели? А кто ее делает? Ответ: Столяр.

■ Кем работал Печкин из книги про дядю Федора? Ответ: Почтальон.

■ Благодаря его мастерству на сцене оживают любимые герои. Ответ: Актер.

■ Кто готовит к работе в театре и цирке зверей и птиц? Ответ: Дрессировщик.

■ Кто путешествует по разным местам и изучает недра земли? Ответ: Геолог.

■ Кто все знает о работе различных машин и создает новые машины? Ответ: Машиностроитель.

■ Кто помогает людям других профессий управлять техникой? Ответ: Инженер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Преображение"

Программу нравственного воспитании младших школьников  «Преображение» является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм,  методов...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников

Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Мир в радуге профессий»

Программа «Мир в радуге профессий» разработана на основе программы курса «Введение в мир профессий»  учителя начальных классов  МОУ СОШ №1 с. Александровское  Ставропольского края...

Программа внеурочной деятельности " Математика в твоей профессии""

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика в твоей профессии» входит в область изучения  «Математики и информатики».Данная рабочая программа ориентирована на...

Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Все профессии хороши! Выбирай на вкус» для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

Данный курс предназначен для обучающихся 3 - 4 классов специальных школ, преимущественно для детей с УО.В начальной школе обучающиеся ещё далеки от профессионального выбора,но правильно проведённая сн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка в мир профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности по профориентации составлена с целью развития интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников, формирования уважительного отноше...