рабочая программа кружка дополнительного образования "Карачаевский фольклор"
рабочая программа (2 класс)

            Министерство науки и образования Карачаево- Черкесской республики

                               Муниципальное казенное образовательное учреждение

                                                 «Гимназия с Дружба»

 

 

 

 

 

 

                                     Рабочая программа

 кружка дополнительного образования

           «Карачаевский фольклор»

                   на  2019-2020 уч год.

  учителя  высшей квалификационной       

     категории карачаевского языка и

                       литературы

                      Хубиевой Г.Т.

 

 

 

 

                                                         2019 год

 

 

 

                    Пояснительная записка

Программа « Карачаевский фольклор» духовно-нравственного направления.

  Рассчитана  для детей 7-11 лет. Срок реализации  - 4 года.

  Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Федерального государственного  образовательного стандарта начального  общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373); 
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -
  • Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
  • Программы «Русский фольклор»    Л.Л.Куприяновой,   рекомендованной Министерством образования РФ. 

Карачаевская  народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями своего народа, художественноэстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Карачаевская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому, во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях  каждого народа. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя своей культуры.

          Ведущая педагогическая идея  – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа. Знания народнохудожественных традиций являются  фундаментом национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

   В основе содержания и структуры программы  лежит идея школьного музыкальноэстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности.             Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности.

 

Рабочая программа кружка «Карачаевский фольклор» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей раннего школьного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становление личности ребенка.

Значение фольклора в жизни ребенка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Именно в раннее возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечивает дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир… Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружать малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире , играя ребенком , а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут- то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатство – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки (сабий джырла)-песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки (зауукъ оюнла)- игры взрослого с ребенком (с его пальцами, ручками).

Считалки (тергеуле)-коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки (тилбургъучла)- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши-забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Колыбельные (белляу джырла)- народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появление на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает…

Уроки дополнительного образования нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что кружковый метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего школьного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задача кружка:

- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- развивать интерес и любовь к фольклору

- воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность кружка «Карачаевский фольклор» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развития связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Данная рабочая программа кружка предполагает, что младшие школьники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.

Условия реализации программы:

·   Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приёмов воспитания и обучения. 

·   Внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников.

· Исключение формализма, шаблона, сухости, излишнего дидактизма, противоречащих специфике искусства и художественного творчества.

Основные виды творческой деятельности

·    импровизация поэтического текста; 

·    импровизация движений и пластики в танцах и играх;  ·     варьирование и импровизация музыкального текста.

Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Песенный фольклор рассматривается и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство духовнонравственного воспитания. 

Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой.

         Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются  не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создаются  различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края,  народа. В программу включены фольклорные произведения различных областей России. При изучении  национального фольклора школьники приходят  к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.

Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года обучения. Общая     продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе – 33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1  классе, по 40 мин во 2-4 классах.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных, теоретических и практических форм работы. Примерная структура занятий:

-обыгрывание народных песен;

-сценки- картинки из народного быта; 

-народные игры;

-игра на шумовых инструментах;

-слушание и анализ народной инструментальной музыки; 

-знакомство с русскими музыкальными инструментами;

-сочинение и импровизация.                                                                          

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате занятий в кружке «Карачаевский  фольклор» учащиеся должны знать:

  • о фольклоре как источнике народной мудрости;
  • пройденный фольклорный материал;

-основные нородные календарные праздники и уметь рассказывать о них, особенности      традиционных календарных праздников; - основные жанры фольклора.

уметь:

  • исполнять песни, заклички, плясовые, хороводные с соответствующими движениями, по      желанию – с простейшим инструментальным сопровождением; - применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;
  • сочинять варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам; - играть в народные игры и организовывать их;

 

Проверка результатов обучения осуществляется посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой учащихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • успешное участие в празднично-игровых мероприятиях, школьных праздниках, концертах и фестивалях и конкурсах.

 

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 7-11 лет

Режим занятий: раз в неделю по 40 мин.

Ожидаемые результаты:

  • Умение различать фольклорные жанры;
  • Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
  • Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

 

План работы кружка дополнительного образования

«Карачаевский фольклор» на 2019-2020 год

 

Сентябрь

  1. Игровая ситуация «В гостях у Солнышка». Наглядность картинка солнышка
  2. Путешествие в сказку «Гюттючюк». Настольные фигурки
  3. Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
  4. Прослушивание и разучивание народных колыбельных песен.


Октябрь

  1. Игровая ситуация по мотивам скороговорки –«Бара, Бара, баз табдым»
  2. Прослушивание и заучивание песни «Къобан» Узденова А.
  3. Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
  4. Игровая ситуация по мотивам сказки « Турна бла Тюлкю».

 

Ноябрь

 

  1.   Знакомство с потешками . 

2-3. Инсценировка  народной сказки «Сюрюучю джаш бла джылан».

          4 .    Дидактическая игра «Узнай сказку».

 

                                                                 Декабрь

 

  1. В гостях у Басни.

«Каска бла Къумурсха»  и др.

  1. «Чудесный сундучок» ( загадки о труде , о родной земле и т.д. на карачаевском языке)
  2.  Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
  3. «Бешик джырла» знакомство и изучение, инсценирование.

 

                                        Январь

 

1. Сказка в гости к нам пришла. «Киштик, гугурук бла тюлкю».

2. Скороговорки. «Къакъ , къакъ къаргъала».

          3.  Просмотр мультфильма на карачаевском языке.

          4. Обычаи и традиции моего народа. «Усталыкь сайлау».

 

                                                 Февраль

 

  1. Обычаи и традиции моего народа. Стихотворения. «Сабийлеге» Биджиева Идриса.
  2. Скороговорки « Къар джауады, борайды».
  3. Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
  4. Сказка в гости к нам пришла.»Къоянчыкъны юйю».

 

                                                    Март

 

  1. Знакомство с карачаевскими пословицами и поговорками .
  2. Карачаевские народные игры. «Ашыкъ оюн», «Хойнух оюн».
  3. Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
  4. Сказка в гости к нам пришла. «Тюлкю бла къарт».

 

                                                     Апрель

  1. Знакомство со считалками. (иллюстрации).
  2.  Прослушивание и разучивание карачаевских народных песен.
  3. Пословицы и поговорки.
  4. Просмотр мультфильма на карачаевском языке.

 

                          Май

  1. Игра «Угадай сказку».
  2. В гостях у сказки. «Батыр джашчыкъ».
  3. Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
  4. Игра «Кто в тереме живет?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Волшебная ниточка"

Программа кружка   «Волшебная ниточка»  ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная,...