рабочая программа кружка дополнительного образования "Карачаевский фольклор"
рабочая программа (2 класс)
Министерство науки и образования Карачаево- Черкесской республики
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Гимназия с Дружба»
Рабочая программа
кружка дополнительного образования
«Карачаевский фольклор»
на 2019-2020 уч год.
учителя высшей квалификационной
категории карачаевского языка и
литературы
Хубиевой Г.Т.
2019 год
Пояснительная записка
Программа « Карачаевский фольклор» духовно-нравственного направления.
Рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -
- Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
- Программы «Русский фольклор» Л.Л.Куприяновой, рекомендованной Министерством образования РФ.
Карачаевская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями своего народа, художественноэстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Карачаевская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому, во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях каждого народа. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя своей культуры.
Ведущая педагогическая идея – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа. Знания народнохудожественных традиций являются фундаментом национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
В основе содержания и структуры программы лежит идея школьного музыкальноэстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности. Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности.
Рабочая программа кружка «Карачаевский фольклор» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей раннего школьного возраста.
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становление личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребенка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Именно в раннее возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечивает дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир… Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружать малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире , играя ребенком , а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут- то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатство – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки (сабий джырла)-песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки (зауукъ оюнла)- игры взрослого с ребенком (с его пальцами, ручками).
Считалки (тергеуле)-коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки (тилбургъучла)- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши-забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Колыбельные (белляу джырла)- народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появление на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает…
Уроки дополнительного образования нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что кружковый метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего школьного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.
Задача кружка:
- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- развивать интерес и любовь к фольклору
- воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность кружка «Карачаевский фольклор» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развития связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Данная рабочая программа кружка предполагает, что младшие школьники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.
Условия реализации программы:
· Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приёмов воспитания и обучения.
· Внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников.
· Исключение формализма, шаблона, сухости, излишнего дидактизма, противоречащих специфике искусства и художественного творчества.
Основные виды творческой деятельности:
· импровизация поэтического текста;
· импровизация движений и пластики в танцах и играх; · варьирование и импровизация музыкального текста.
Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Песенный фольклор рассматривается и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство духовнонравственного воспитания.
Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой.
Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, народа. В программу включены фольклорные произведения различных областей России. При изучении национального фольклора школьники приходят к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.
Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 135 часов, в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных, теоретических и практических форм работы. Примерная структура занятий:
-обыгрывание народных песен;
-сценки- картинки из народного быта;
-народные игры;
-игра на шумовых инструментах;
-слушание и анализ народной инструментальной музыки;
-знакомство с русскими музыкальными инструментами;
-сочинение и импровизация.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
В результате занятий в кружке «Карачаевский фольклор» учащиеся должны знать:
- о фольклоре как источнике народной мудрости;
- пройденный фольклорный материал;
-основные нородные календарные праздники и уметь рассказывать о них, особенности традиционных календарных праздников; - основные жанры фольклора.
уметь:
- исполнять песни, заклички, плясовые, хороводные с соответствующими движениями, по желанию – с простейшим инструментальным сопровождением; - применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;
- сочинять варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам; - играть в народные игры и организовывать их;
Проверка результатов обучения осуществляется посредством:
- наблюдения педагога за практической работой учащихся;
- опросов по изучаемым темам;
- успешное участие в празднично-игровых мероприятиях, школьных праздниках, концертах и фестивалях и конкурсах.
Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей: 7-11 лет
Режим занятий: раз в неделю по 40 мин.
Ожидаемые результаты:
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
- Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
План работы кружка дополнительного образования
«Карачаевский фольклор» на 2019-2020 год
Сентябрь
- Игровая ситуация «В гостях у Солнышка». Наглядность картинка солнышка
- Путешествие в сказку «Гюттючюк». Настольные фигурки
- Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
- Прослушивание и разучивание народных колыбельных песен.
Октябрь
- Игровая ситуация по мотивам скороговорки –«Бара, Бара, баз табдым»
- Прослушивание и заучивание песни «Къобан» Узденова А.
- Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
- Игровая ситуация по мотивам сказки « Турна бла Тюлкю».
Ноябрь
- Знакомство с потешками .
2-3. Инсценировка народной сказки «Сюрюучю джаш бла джылан».
4 . Дидактическая игра «Узнай сказку».
Декабрь
- В гостях у Басни.
«Каска бла Къумурсха» и др.
- «Чудесный сундучок» ( загадки о труде , о родной земле и т.д. на карачаевском языке)
- Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
- «Бешик джырла» знакомство и изучение, инсценирование.
Январь
1. Сказка в гости к нам пришла. «Киштик, гугурук бла тюлкю».
2. Скороговорки. «Къакъ , къакъ къаргъала».
3. Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
4. Обычаи и традиции моего народа. «Усталыкь сайлау».
Февраль
- Обычаи и традиции моего народа. Стихотворения. «Сабийлеге» Биджиева Идриса.
- Скороговорки « Къар джауады, борайды».
- Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
- Сказка в гости к нам пришла.»Къоянчыкъны юйю».
Март
- Знакомство с карачаевскими пословицами и поговорками .
- Карачаевские народные игры. «Ашыкъ оюн», «Хойнух оюн».
- Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
- Сказка в гости к нам пришла. «Тюлкю бла къарт».
Апрель
- Знакомство со считалками. (иллюстрации).
- Прослушивание и разучивание карачаевских народных песен.
- Пословицы и поговорки.
- Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
Май
- Игра «Угадай сказку».
- В гостях у сказки. «Батыр джашчыкъ».
- Просмотр мультфильма на карачаевском языке.
- Игра «Кто в тереме живет?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Волшебная ниточка"
Программа кружка «Волшебная ниточка» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная,...