РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»
рабочая программа (3 класс) на тему
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mudryy_sovenok.docx | 187.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУДРЫЙ СОВЕНОК»
Содержание: | |
| 3 |
| 4 |
| 8 |
4. Список литературы для учителя и учащихся | 16 |
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Мудрый совенок»
Главная задача НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность - вот слагаемые успеха.
Предполагаемые результаты - участие в НОУ даст возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомит с методами научной и творческой работы, разовьет познавательный интерес, любознательность, научит общению со сверстниками и единомышленниками, даст возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Программы рассчитаны на 1 год обучения. Полный объем учебных часов –144 часа. Возраст обучающихся – 8-10 лет. Наполняемость учебной группы –12- 15 человек.
Запись в научное общество осуществляется на основании заявления родителей, желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников, классных руководителей.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; составлять план действий по решению проблемы; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в) познавательные универсальные учебные действия:
добывать новые знания (информацию) из различных источников; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, относить объекты к известным понятиям);
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»
Диагностический инструментарий | Оцениваемые универсальные учебные действия |
| Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. |
| Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества |
| Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования |
| сформированность действия личностного самооценивания |
| Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей |
| Формирование актуального рефлексивного контроля |
| Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности |
| Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели |
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в конференциях в рамках школьных, районных, окружных, всероссийских мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на конференциях. Свидетельством успешного обучения являются дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Учебно- методическое обеспечение
Название программ мы, автор | Срок реа лизации | Возраст | Утверждена | Учебно-методическое обеспечение |
Общеинтеллектуальная направленность | ||||
«Мудрый совенок» | 1 год | 8-10 лет | Лицензия №1251 15.06.2010г. Утверждена Педагогическим советом МОУ СОШ №2 п. Пангоды, протокол №1 от 31.08.2012г. | Литература для учителя 1.Бахир В.К. Эксперимент в начальных классах.// Начальная школа.- 1997.-№5 Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя.- Екатеринбург: Дом учителя, 2010.
3.Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. 4.Винокурова Н.А. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления.- Ярославль: Академия развития, 1998. 5.Криволап Н.С. - Исследовательская работа школьников. Минск, 2006 г. 6.Кривобок Е.Б. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2009. 7.Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе. 8.Муратова Н.А. Рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе.//Практика административной работы в школе.-2012. - №- 9.Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе. Ульяновск: УИПКПРО, 2008. 10.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Ось-89, 2006. Литература для учащихся 1.Асанов Л.В. Лучшие задачи на сообразительность.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 2.Атлас Вселенной для детей. – М.; Ридерз Дайджест, 2004. 3.Мартелл Х.М. Древний мир. История человечества.- М.: Астрель, 2001 4.Светлова Е.И. Атлас Земли.- М.: Эксмо, 2007. 5.Энциклопедия для детей. Все о животных. От А до Я.-М.: Махаон, 1999. |
Учебно-тематический план
№ | Дата | К-во часов | Название темы | |
Теория | Практика | |||
1 | 2 | Организационное собрание НОУ “Мудрый совенок ”. Знакомство с членами объединения. Цели и задачи работы. | Игра «Путаница», с целью формирования сотрудничества в коллективе, способности оказывать помощь товарищам. Фотографирование. | |
2 | 2 | Разработка устава НОУ “ Мудрый совенок ”. Основные направления работы НОУ. | Выбор Совета НОУ Диагностика исследовательских интересов учащихся. | |
3 | 2 | Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений. | Умеем ли мы наблюдать? Наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе. Практическая работа. « Переход из одного состояния в другое» | |
4 | 2 | Анализ диагностических данных. | ||
5 | 2 | Выбор учащимися научных секций по интересам. Обсуждение тематики научно-исследовательских работ. | ||
6 | 2 | Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Организация встреч-консультаций с учителями-предметниками. | Участие в школьной олимпиаде по предметам. | |
7 | 2 | Формирование культуры научного исследования. | Игры-исследования «Проращивание лука», «Проращивание гороха», «Выращивание плесени». | |
8 | 2 | Встреча со школьным библиотекарем. Знакомство с научно-популярной и энциклопедической литературой. | Работа с научными источниками литературы. Работа в читальном зале | |
9 | 2 | Организация работы с литературными источниками. Работа с каталогом. | ||
10 | 2 | Поиск информации в Интернете. Знакомство с популярными сайтами. | Работа в информационно- библиотечном центре. | |
11 | 2 | Интернет – помощник. Поиск информации в Интернете | ||
12 | 2 | Заседание НОУ“Мудрый совенок”, по вопросам участия во всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся. Знакомство с положениями. Отбор участников. | Мини-исследование «Наш классный кабинет». Работа с датчиками определения освещенности, температуры, магнитного поля. | |
13 | 2 | Как написать сообщение? Правила написания сообщения | Редактирование представленного сообщения. | |
14 | 2 | Чем реферат отличается от сообщения? Правила написания реферата | Подготовка реферата по заданной теме | |
15 | 2 | Виды исследовательских работ. | Составление памятки по оформлению исследовательской работы | |
16 | 2 | Основное содержание исследовательской работы. | ||
17 | 2 | План исследовательской работы. Разработка проблемы исследования. | Критерии и требования к оформлению исследовательских работ | |
18 | 2 | План написания научно-исследовательской работы | Распределение обязанностей при выполнении коллективных дел | |
19 | 2 | Этапы работы над научным исследованием. Определение объекта и предмета исследования. | Как мы наблюдаем? Выделение объекта наблюдения. Выделение свойств объекта. Необходимость планирования наблюдения и фиксация результатов. | |
20 | 2 | Этапы работы над научным исследованием. Выбор и формулировка темы. Формулирование гипотезы. | ||
21 | 2 | Этапы работы над научным исследованием. Формирование цели и задач исследования. | Погодные наблюдения. Школьная метеостанция | |
22 | 2 | Методы научного исследования. Наблюдение. Выявление закономерностей. | Групповые мини-исследования «Метеорологи» | |
23 | 2 | Методы научного исследования. Собеседование. Метод устного опроса. | Тренинговые упражнения. Собеседование. Метод устного опроса (да, нет) Интервьюирование (по специально подготовленным вопросам). Работа в фойе школы | |
24 | 2 | Методы научного исследования. Интервьюирование. | ||
25 | 2 | Методы научного исследования. Опыт. Эксперимент. | Проведение опытов, экспериментов. Использование наборов «Юный химик», «Юный физик». | |
26 | 2 | Раскрытие темы. | ||
27 | 2 | Критерии и требования к оформлению исследовательских работ | Наглядные опоры с изображением методов исследования | |
28 | 2 | Обобщение материала. Схемы, диаграммы, графики. | Создание схем, диаграмм, графиков | |
29 | 2 | Обобщение материала. Заключение и выводы. | ||
30 | 2 | Оформление библиографических данных. | Консультация у специалистов | |
31 | 2 | Оформление приложения. | Изучение образцов презентаций. Создание презентаций. | |
32 | 2 | Презентация. Шаблон презентации исследования. | ||
33 | 2 | Презентация | ||
34 | 2 | Культура выступления. Ораторское искусство. Подготовка доклада | Подготовка доклада | |
35 | 2 | Культура выступления. Ораторское искусство. Ответы на вопросы | Выступление перед участниками НОУ | |
36 | 2 | Групповые исследования. | Презентация результатов исследований. Обсуждение работы | |
37-40 | 2 | Групповые исследования. | ||
41-43 | 2 | Самостоятельные исследования | Предъявление результатов самостоятельной работы и их обсуждение | |
44-47 | 2 | Защита самостоятельных исследований | ||
48 | 2 | Подготовка к участию в районной конференции младших школьников «Юный исследователь» | Тренинговые упражнения по подготовке выступления. «18 способов подготовки к выступлению» | |
49 | 2 | Участие в районной конференции младших школьников «Юный исследователь» | ||
50 | 2 | Подготовка к школьной научно-практической конференции “Старт в науку ” | ||
51 | 2 | Участие в школьной научно-практической конференции “Старт в науку ” | ||
52 | 2 | Подготовка к интеллектуальной игре “Эрудит-шоу”. | Подготовка к интеллектуальной игре | |
53 | 2 | Интеллектуальная игра “Эрудит-шоу”. Встреча команды НОУ «Эврика» со сборной командой НОУ “Мудрый совенок ”. | ||
54 | 2 | Анализ деятельности НОУ «Мудрый совенок» за истекший период | Поздравление победителей | |
ВСЕГО: 108 часов | ||||
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
55 | 2 | Выбор темы для проекта. | Знакомство с видами проектов. Информационный (реферативный проект) | |
56 | 2 | Погружение в проблему. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? | Знакомство с видами проектов. Проблемный проект (частично-поисковый) | |
57 | 2 | Этапы работы над проектом. Проблемный вопрос. Выдвижение гипотез. | Виды проектов. Исследовательский проект. | |
58 | 2 | Этапы работы над проектом. Деление на группы. Лист планирования работы в группе. | Виды проектов. Творческие проекты | |
59 | 2 | Этапы работы над проектом. Составление плана. Определение сроков. | Сбор материала | |
60 | 2 | Этапы работы над проектом. Поиск информации в Интернете. | ||
61 | 2 | Лист планирования работы в группе. Фиксирование результатов работы | Предъявление результатов самостоятельной работы и их обсуждение | |
62 | 2 | Консультации у специалистов. | Посещение зала краеведения, поселковой библиотеки. | |
63 | 2 | Консультации у специалистов. | ||
64 | 2 | Заполнение оценочного листа промежуточных результатов | Сбор материала | |
65 | 2 | Представление результатов. Презентация, публикация, статья (отзыв о работе). | Корректировка презентаций | |
66 | 2 | Визитная карточка проекта | ||
67 | 2 | Буклет | Изготовление буклета | |
68 | 2 | Правила ведения дискуссии | Тренинговые упражнения | |
69 | 2 | 18 способов подготовки к выступлению | ||
70 | 2 | Защита проекта | Презентация результатов проекта. Обсуждение работы | |
72 | 2 | Защита проекта | ||
74 | 2 | Анализ деятельности НОУ «Мудрый совенок» за 2012-2013 учебный год. Планы на будущее. | Поздравление победителей | |
ВСЕГО: 36 часов | ||||
ВСЕГО: 144 часа |
Пусть ум победит силу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Волшебная ниточка"
Программа кружка «Волшебная ниточка» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная,...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...