Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
рабочая программа по теме

Дроздова Марина Николаевна

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx69.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОЗЕРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»

на заседании ШМО классных руководителей

___________________

Попкова С.М.

Протокол № 1

от «30» августа 2017 года

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

____________________

Дроздова М.Н.

«31» августа 2017 года

«Утверждаю»

Директор школы

____________________

Кульков А.А.

Приказ № 200  

от «01» сентября 2017 года

Рабочая программа

кружка дополнительного образования

«Волшебный мир оригами»

Срок реализации программы: 4 год

Возраст детей, на которых рассчитана

дополнительная образовательная программа: 8-12 лет

Педагог:

Дроздова Марина Николаевна

Принято на заседании

педагогического совета

МБОУ «Озерецкая СОШ»

Протокол № 01 от 30.08.2017 г.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

        Начальное техническое моделирование – первая ступенька в занятиях детей техническим творчеством. Развивать техническое творчество ребёнка можно начать с самого простого - складывания фигурок из бумаги.

        В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Складывание бумаги развивает мелкую моторику рук, улучшает память, сочетает образное и логическое мышление. Любой человек, увлёкшись этим занятием, со временем начинает творить что-то новое, своё. Ему уже не интересно действовать шаблонно, по образцу, он стремится найти что-то такое, что ни у кого ещё не получалось.Главное у ребёнка появляется желание улучшать то, что он уже сделал, творить, моделировать. И именно искусство оригами может стать тем толчком, который позволит расцвести творчеству, привить интерес к нему, и мир узнает об удивительных изобретениях и неожиданных конструкциях во всех сферах деятельности человека.

        Оригами - это искусство складывания различных фигур из бумаги. Возникло оно в Японии много веков назад. Сейчас оригами известно и популярно во многих странах мира. Успех оригами обусловлен необычайно широкими возможностями, кроющимися в простейшем и доступнейшем материале – кусочке бумаги. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить из него целый мир.

        Рабочая программа кружка дополнительного образования «Моделист-конструктор» относится к программам технического направления, разработана на основе методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика».Она предназначена для детей в возрасте 8-12 лет (2 – 5 классы). Программа рассчитана на 4 года обучения.

        Значение оригами для развития ребенка

  1. Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  2. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  3. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  4. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  5. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  6. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  7. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  8. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  9. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  10. Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

        Цель программы:

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.

        Задачи программы:

Обучающие:

  •   Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  •   Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  •   Обучение различным приемам работы с бумагой.
  •  Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,     пространственного воображения.
  •   Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  •   Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  •   Воспитание интереса к искусству оригами.
  •   Расширение коммуникативных способностей детей.
  •   Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

        Основные содержательные линии:в рабочей программе выделены две содержательные линии, которые дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий в технике оригами».

        Программа построена с нарастанием степени сложности осваиваемых фигур, модулей, изделий: в процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы рекомендуется использовать аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

•исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы • групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

1. Составление альбома лучших работ.

2. Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

3. Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.

Планируемые результаты

Личностные:

– осознание ответственности человека за общее благополучие,

– осознание своей этнической принадлежности,

– гуманистическое сознание,

– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире,

– внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе,

– ценностное отношение к природному миру,

– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Познавательные:

– использовать  общие приёмы решения задач;

– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– моделировать;

– обрабатывать и оценивать  информацию;  

– устанавливать  причинно-следственные связи;

– обобщать;

– рассуждать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;

- перерабатывать и оценивать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

Должны знать что такое оригами;

–  правила безопасности труда и личной гигиены;

– различать материалы и инструменты, знать их назначения;

– понятия: оригами, базовые формы, условные обозначения.

- основные геометрические понятия;

- условные обозначения к схемам;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

-  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-  проговаривать последовательность действий на уроке;

-  с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-  учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы, правильно работать ручными инструментами;

-  выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Коммуникативные:

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– определять общую цель и пути ее достижения;

– осуществлять взаимный контроль;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– строить понятные для партнёра высказывания;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

- слушать и понимать речь других.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

Практические

Знакомство с оригами

3

2,5

0,5

1

Вводное занятие. Беседа по охране труда.

1

1

2

Знакомство с оригами.

1

1

3

Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек)

1

0,5

0,5

Базовая форма «Треугольник»

8

1

7

4

Базовая форма «Треугольник».

Стилизованный цветок.

1

0,5

0,5

5

Базовая форма «Треугольник».

Лисенок и собачка.

1

0,5

0,5

6

Базовая форма «Треугольник».

Котик и бычок.

1

-

1

7

Базовая форма «Треугольник».

Яхта и пароход.

1

-

1

8

Базовая форма «Треугольник».

Композиция  «Кораблик в море».

1

-

1

9

Базовая форма «Треугольник».

Стаканчик и фуражка.

1

-

1

10

Базовая форма «Треугольник».

Синица и снегирь.

1

-

1

11

Базовая форма «Треугольник».

Композиция «Птицы в лесу».

1

-

1

Базовая форма «Воздушный змей»

6

1

5

12

Базовая форма «Воздушный змей».

Кролик и щенок.

1

0,5

0,5

13

Базовая форма «Воздушный змей».

Курочка и петушок.

1

0,5

0,5

14

Базовая форма «Воздушный змей».

Домашние птицы на лужайке.

1

-

1

15

Базовая форма «Воздушный змей».

Ворона.

1

-

1

16

Базовая форма «Воздушный змей».

Сказочная птица.

1

-

1

17

Базовая форма «Воздушный змей».

Сова.

1

-

1

Базовая форма

 «Двойной треугольник».

4

1

3

18

Базовая форма «Двойной треугольник».

Подснежник.

1

0,5

0,5

19

Базовая форма «Двойной треугольник».

Рыбка.

1

0,5

0,5

20

Базовая форма «Двойной треугольник».

Бабочка.

1

-

1

21

Базовая форма «Двойной квадрат».

Головастик и жук.

1

-

1

Цветы к празднику 8 марта

2

-

2

22

Цветы к празднику 8 марта.

Открытка «Букет гвоздик».

1

-

1

23

Цветы к празднику 8 марта.

Открытка «Букет роз».

1

-

1

Базовая форма «Двойной квадрат»

2

0,5

1,5

24

Базовая форма «Двойной квадрат»

Жаба

1

0,5

0,5

25

Базовая форма «Двойной квадрат».

Островок в пруду.

1

-

1

Базовая форма «Конверт».

2

0,5

1,5

26

Базовая форма «Конверт». Яхта.

1

0,5

0,5

27

Базовая форма «Конверт».

Пароход и подводная лодка.

1

-

1

Цветочные  композиции.

6

1

5

28

Цветочные  композиции.

Нарцисс.

1

-

1

29

Цветочные композиции.

Лилия.

1

-

1

30

Впереди – лето!

Волшебный  цветок.

1

-

1

31

Впереди – лето!

Парусный кораблик.

1

-

1

32

Оформление выставочных работ.

1

1

-

33

Выставка работ

1

-

1

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

Практические

Оригами – искусство

складывания из бумаги

2

2

0

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Базовые формы.

Условные обозначения.

1

1

-

Базовая форма «Квадрат».

5

1

4

3

Базовая форма «Квадрат».  Знакомство с формой.

1

1

-

4

Базовая форма «Квадрат».

«Улитка»

1

-

1

5

Базовая форма «Квадрат».

 «Барбус»

1

-

1

6

Базовая форма «Квадрат».

«Лягушка »

1

-

1

7

Базовая форма «Квадрат».

 «Голубь»

1

-

1

Базовая форма

«Двойной треугольник».

12

2

10

8

Базовая форма «Двойной треугольник».  Знакомство с формой.

1

1

-

9

 Базовая форма «Двойной треугольник». «Гризли»

1

-

1

10

Базовая форма «Двойной треугольник». «Георгин»

1

-

1

11

Базовая форма «Двойной треугольник». «Орел»

1

-

1

12

Базовая форма «Двойной треугольник». «Чайка»

1

-

1

13

Базовая форма «Двойной квадрат». Знакомство с формой.

1

1

-

14

Базовая форма «Двойной квадрат».

«Жар-птица»

1

-

1

15

Выставка работ учащихся.

Альбом лучших работ.

1

-

1

16

Базовая форма «Двойной квадрат».

«Шатл»

1

-

1

17

Базовая форма «Двойной квадрат».

«Краб»

1

-

1

18

Базовая форма «Двойной квадрат». «Пеликан»

1

-

1

19

Базовая форма «Двойной квадрат»

«Лилия»

1

-

1

Базовая форма «Прямоугольник».

3

1

2

20

Базовая форма «Прямоугольник». «Разноцветные поделки».

1

0,5

0,5

21

Базовая форма «Прямоугольник». «Фонарики».

1

0,5

0,5

22

Базовая форма «Прямоугольник». «Машина».

1

-

1

Базовая форма «Воздушный змей».

5

1

4

23

Базовая форма «Воздушный змей». «Дерево».

1

0,5

0,5

24

Базовая форма «Воздушный змей». «Ёлочка».

1

0,5

0,5

25

Базовая форма «Воздушный змей». «Жираф».

1

-

1

26

Базовая форма «Воздушный змей». «Обезьяна»

1

-

1

27

Базовая форма «Воздушный змей». «Пингвин»

1

-

1

Базовая форма «Рыба».

7

2,5

4,5

28

Базовая форма «Рыба».

Знакомство с формой.

1

1

-

29

Базовая форма «Рыба»

«Воробышек».

1

-

1

30

Выставка работ учащихся.

 Альбом лучших работ.

1

-

1

31

Базовая форма «Рыба»

«Петух»

1

-

1

32

Базовая форма «Рыба»

«Кролик»

1

-

1

33

Итоговое занятие

1

1

-

34

Выставка  работ

1

0,5

0,5

        3 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

Практические

Оригами – искусство

складывания из бумаги

2

2

-

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Базовые формы.

Условные обозначения.

1

1

-

Летние иосенние композиции.

5

-

5

3

Летние композиции.

Лесные цветы – калужница.

1

-

1

4

Лесные цветы - ландыш, сон-трава.

1

-

1

5

Оформление композиций

 «На лесной полянке».

1

-

1

6

Золотая осень.

Осенние листья клена.

1

-

1

7

Деревья. Оформление композиций

«Вот и осень».

1

-

1

Чудесные превращения

бумажного листа.

9

2

7

8

Чудесные превращения бумажного листа.Закладки.

1

0,5

0,5

9

Простые коробки.

1

-

1

10

Коробки для подарков

1

-

1

11

Знакомство с кусудамами.

1

1

-

12

Кусудамы.

1

0,5

0,5

13

Сборка кусудамы.

1

-

1

14

Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.

1

-

1

15

Ветка ели

1

-

1

16

Новогодняя открытка

 «Ветка ели»

1

-

1

Оригами на праздничном столе.

7

1

6

17

Оригами на праздничном столе.Правила этикета. Приглашение-открытка.

1

0,5

0,5

18

Салфетка «Веер».

1

-

1

19

Салфетка «Лилия».

1

-

1

20

Салфетка «Петушиный гребень».

1

-

1

21

Коробочка «Звезда».

1

-

1

22

Стаканчик для салфеток и коробочка-вазочка.

1

-

1

23

Коробочка «Санбо». Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе.

1

0,5

0,5

Цветы к празднику.

2

-

2

24

Цветы к празднику

8 марта.

Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики).

1

-

1

25

Японская ваза для цветов.

1

-

1

Оригами – почта.

3

0,5

2,5

26

Оригами – почта.

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

1

0,5

0,5

27

Датское и английское письмо.

1

-

1

28

Оригинальный конверт (2 варианта)

1

-

1

Впереди – лето!

6

1,5

4,5

29

Впереди – лето!

Базовая форма «Дом». Пилотка.

1

0,5

0,5

30

Шапочка с козырьком.

1

-

1

31

Самолеты и истребители.

1

-

1

32

Летные соревнования моделей.

1

-

1

33

Итоговое занятие

1

1

-

34

Выставка работ

1

-

1

4 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

Практические

Оригами – искусство

складывания из бумаги

2

2

0

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Повторение базовых форм

1

1

-

Игровое применение оригами

4

1

3

3

Игровое применение оригами

1

1

-

4

Создание кукол

1

-

1

5

Создание декораций

1

-

1

6

Создание масок

1

-

1

Знакомство с техникой и

видами торцевания

5

1

4

7

Контурное торцевание

1

-

1

8

Объемное торцевание

1

1

-

9

Виды торцевания  

1

-

1

10

Оригами и торцевание.

1

-

1

11

Объединенные модели

1

-

1

Знакомство с техникой и видами художественного вырезания

3

1

2

12

Знакомство с техникой и видами художественного вырезания  

1

-

1

13

Белорусская выцинанка

1

1

-

14

Оригами и вырезание.

1

-

1

Знакомство с техникой и видами айрисфолдинга

4

-

4

15

Знакомство с техникой и видами айрисфолдинга

1

-

1

16

Одноцентровые модели

1

-

1

17

Двух и трехцентровые модели

1

-

1

18

Оригами и айрисфолдинг

1

-

1

Знакомство с техникой и видами скрапбукинга

4

1

3

19

Знакомство с техникой и видами скрапбукинга

1

-

1

20

Простые композиции с элементами скрапбукинга

1

0,5

0,5

21

Открытка «Папин праздник»

1

0,5

0,5

22

Открытка «Весна пришла»

1

-

1

Знакомство с техникой и

видами плетения

7

2

5

23

Знакомство с техникой и видами плетения

1

0,5

0,5

24

Двухмерное плетение

1

0,5

0,5

25

Объемное плетение

1

-

1

26

Вставка плетения в готовую модель

1

-

1

27

Оригами и плетение

1

-

1

28

Объединенные модели

1

1

-

29

Оформление изделия

1

-

1

Движущиеся модели

3

-

3

30

Движущиеся модели

1

-

1

31

Разметка и подготовка деталей

1

-

1

32

Сборка изделия

1

-

1

Итоговая работа «Я – творец»

2

0,5

0,5

33

Итоговое занятие

1

1

-

34

Выставка  работ

1

0,5

0,5

Содержание изучаемого курса.

1 год обучения

1. Вводное занятие(1 час). Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий данной внеурочной деятельности. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

2. История возникновения бумаги (1 час). Виды бумаги и картона. Инструменты для работы. Правила по технике безопасности и личной гигиене.

3. Знакомство с оригами (1 час). История возникновения оригами. Схемы и условные обозначения. Термины, принятые в оригами.

4. Понятие «базовые формы». Базовые формы:

«Треугольник» (8 часов)

«Воздушный змей» (6 часов),

«Двойной треугольник» (3 часа),

«Двойной квадрат» (3 часа),

«Конверт» (2 часа)

5. Цветы к празднику 8 марта (2 часа). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

  1. Цветочные композиции (4 часа). Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
  1. Итоговое занятие: «Чему мы научились за год» (1 час).
  2. Оформление выставочных работ (1 час).

2 год обучения

1. Вводное занятие(1 час).Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий данной внеурочной деятельности. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.    

2. Схемы и условные обозначения. Термины, принятые в оригами.(1 час)

Повторение условных знаков, принятых в оригами, основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. 

3. Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Понятие «базовые формы».

Базовая форма «Квадрат» — 5часов.

Базовая форма «Двойной треугольник» — 5 часов.

Базовая форма «Двойной квадрат» - 6 часов.

Базовая форма «Прямоугольник» — 3 часа.

Базовая форма «Воздушный змей» — 5 часов.

Базовая форма «Рыба» — 6 часов.

4. Выставка работ учащихся. Оформление тематических выставок.

3 год обучения

  1. Вводное занятие (1 ч). Рассказ об истории развития искусства оригами. Беседа по охране труда
  2. Базовые формы (1 ч). Условные обозначения.
  3. Летние композиции (3 ч). Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
  4. Золотая осень (2ч). Осенние листья клена. Деревья. Оформление композиций «Вот и осень».
  5. Чудесные превращения бумажного листа (9 ч). Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. 
  6. Оригами на праздничном столе (7 ч).  Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
  7. Цветы к празднику 8 марта (2 ч). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
  8. Оригами – почта (3 ч). Конверты для писем.
  9. Впереди – лето! (4 ч). Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
  10. Итоговое занятие (1 ч)
  11. Оформление выставочных работ (1 ч). Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Цветы для наших мам».

4 год обучения

        Цель: формирование навыков самостоятельного применения технических приемов оригами, освоение различных техник работы с бумагой в сочетании с оригами.

  1. Вводное занятие (1 ч)
  2. Повторение всех базовых форм (1 ч)                        

        2.1 Повторение базовых форм

  1. Игровое применение оригами (4 ч)

        3.1 Создание кукол, декораций, масок

  1. Знакомство с техникой и видами торцевания (5ч)

        4.1 Контурное торцевание

        4.2 Объемное торцевание

        4.3 Оригами и торцевание. Объединенные модели

  1. Знакомство с техникой и видами художественного вырезания (3ч)

        5.1 Белорусская выцинанка

  1. Знакомство с техникой и видами айрисфолдинга(4ч)

        6.1 Одноцентровые модели

        6.2 Двух и трехцентровые модели

        6.3 Оригами и айрисфолдинг. Объединенные модели

  1. Знакомство с техникой и видами скрапбукинга (4ч)

        7.1 Простые композиции с элементами скрапбукинга

  1. Знакомство с техникой и видами плетения (7ч)

        8.1 Двухмерное плетение

        8.2 Объемное плетение

        8.3 Вставка плетения в готовую модель

        8.4 Оригами и плетение. Объединенные модели

9. Движущиеся модели (3ч)

10. Итоговая работа «Я – творец» (2ч)

        Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

Учебные столы и стулья

Выставочные стенды  Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия

Схемы складывания изделий  Журналы и книги по оригами

Альбом для лучших работ

Конверты для незаконченных работ

Белая бумага

Цветная бумага тонкая

Цветная бумага плотная

Двухсторонняя цветная бумага

Цветной картон

Коробки для обрезков цветного картона

Линейки

Треугольники

Простые карандаши

Цветные карандаши

Ластики

Фломастеры

Трафареты с кругами

Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам

Ножницы

Клей ПВА

Кисточки для клея

Бумажные салфетки

Коробочки для мусора Магнитофон

Библиотека из отечественных и японских книг по искусству «Оригами»


Список литературы.

Литература, рекомендуемая для учителя:

1. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина// Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С.2-3.:ил.

 2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207с. – Библиогр.: 206-207.: ил.

 3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

4. Выгонов В.В.  Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.

5.Выгонов В.В.  Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.

6.Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.

7.Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

8. Т.Б. Сержантова   Оригами для всей семьи.  М.: Рольф, 2001.

9. Т.Б. Сержантова  365 моделей оригами.   М.: Рольф, 2001.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1. И. Агапова «Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона». М.. Лада, 2008

2. Т.Б Сержантова «Оригами. Лучшие модели». М.. Айрис-Пресс, 2006

3. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Все об оригами, изд. Кристалл, 2004

4. Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома»,

изд. Кристалл, 2004

  1. Соколова С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика»,

изд. Азимут СП, 2002

6. Выгонов В.В.  Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.

7. Выгонов В.В.  Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.

8. Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.

9. Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

Интернетресурсы:

http://shtory-2012.info/vazy/604-kupit-knigu-s-afonkin-cvety-i-vazy-origami-2002.html

http://mirknig.com/2006/02/19/cvety_i_vazy_origami_safonkin.html

http://arhivknig.com/raznoe/4852-y-s.-ju.-afonkin-e.-ju.-afonkina-cvety-i-vazy.html

http://mirknig.com/knigi/deti/1181300324-skazka-origami-igrushki-iz-bumagi.ht



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Волшебная ниточка"

Программа кружка   «Волшебная ниточка»  ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная,...

Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...