Программа кружка "Волшебная иголочка"
методическая разработка
Программа предназначена для воспитателей реабилитационных центров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zolotaya_igolochka.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГУСО «Юрьев-Польский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Павших борцов, д.6
(09246) 3-30-76
«Утверждаю»
Директор _________ М.Ю. Краев
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
«Золотая иголочка»
Составитель:
Гражданникова Наталья Николаевна
воспитатель
социально-реабилитационного
центра
г. Юрьев-Польский
2019г.
Структура программы.
- Пояснительная записка……………………………………………1 стр.
- Актуальность программы…………………………………………2 стр.
- Цель и задачи программы…………………………………………3 стр.
- Организационные условия реализации программы……………..4 стр.
- Ожидаемые результаты……………………………………………5 стр.
- Методическое обеспечение………………………………………..6 стр.
- Условия реализации программы…………………………………..7 стр.
- Система программных мероприятий………………………….8-11 стр.
- Оценка эффективности программы………………………….......12 стр.
1. Пояснительная записка.
Народная художественная вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно – прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Это яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Кружок художественной вышивки дает возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.
Занятия вышивкой вызывают у детей большой интерес и имеют воспитательное значение. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и души. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.
Кружковая деятельность стимулирует ребят к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
2. Актуальность программы.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Воспитанники учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения воспитанники знакомятся с историей рукоделия.
Программа направлена на формирование у детей эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием. Техника вышивки помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Предметной областью программы является художественная счетная вышивка. На занятиях дети знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Занятия позволяют детям познакомиться с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Дети учатся вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевают техникой выполнения некоторых швов ( «вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «перевив», «через край», «крестик» и др.)
3. Цель и задачи программы.
Цель программы: социально-педагогическая реабилитация посредством кружковой деятельности.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
- Создание условий, способствующих расширению и обогащению знаний детей об основных приемов вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);
- Способствовать обучению технике выполнения простейших швов и шва «крестик»;
- Способствовать обучению безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке;
- Способствовать обучению чтения схем для вышивания крестиком.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
- Способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- Способствовать развитию мелкой моторики и координации рук.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у воспитанников усидчивости, трудолюбия, терпения, стремления доводить начатое до конца;
- Способствовать привитию аккуратности в работе;
- Способствовать воспитанию этики общения при совместной деятельности;
- Способствовать воспитанию художественного вкуса, привитию интереса к народной вышивки, к художественным традициям народов нашей страны.
4. Организационные условия реализации программы.
Возраст детей:
программа рассчитана на воспитанников 6-17 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.
Форма и режим занятий:
в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
Теоретические:
- рассказ воспитателя;
- беседа с детьми, рассказы детей;
- показ воспитателем способа действия.
Практическая работа:
Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
- практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием воспитанников;
- выставка;
- коллективная работа
Итогом работы воспитанников является выставка изделий, выполненных своими руками.
Занятия проводятся:
- один раз в неделю (30-45 минут);
- в течение занятий происходит смена деятельности.
5. Ожидаемы результаты.
Знания, получаемые по окончании курса программы:
- правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
- начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вышивании;
- виды ручной вышивки;
- способы нанесения рисунка на ткань;
- способы закрепления нитей.
К умениям следует отнести:
- правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы;
- уметь вышивать на пяльцах и без них;
- начинать и заканчивать работу без узелков;
- выполнять работу качественно и в срок;
- вышивание образцов;
- выполнять работу швами «вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «перевив», «через край», «крестик»;
- соблюдать правила техники безопасности.
К навыкам следует отнести:
- вышивание различными узорами;
- составление простейших схем;
- навыки культурного общения со сверстниками.
6. Методическое обеспечение.
Приемы и методы организации работы соответствуют возрастным особенностям воспитанников, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.
Методы и приемы обучения:
- метод прямого воздействия (показ способов действия);
- наглядный метод (рассматривание, применение схем, инструкционных карт);
- практический метод (планирование, действия с предметами);
- словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ, художественное слово, краткое описание, объяснение);
- репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);
- игровой метод (привлечение кукольный персонажей).
Основным принципом организации содержания курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в обучающих видах деятельности, в которых ребенок сохраняет себя как ценность.
Кружковая работа строится по принципу добровольности, с учетом личных склонностей детей, опираться на самостоятельную инициативу воспитанников.
7. Условия реализации программы.
- Правила техники безопасности при работе с пяльцами, иглами, ножницами, утюгом.
- Наличие инструментов: пяльцы, иглы с широким ушком, ножницы, копировальная бумага, калька.
- Наличие материалом: нитки мулине и катушечные различных цветов, ткань для вышивки, канва для вышивания крестиком АИДА, копировальная бумага, калька.
- Специальная литература по вышиванию, наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия.
ГКУСОВО «Юрьев-Польский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Календарно-тематический план работы по реализации кружка
«Волшебная иголочка»
Тема | Срок исполнения |
Теоретические занятия . 1-е занятие. Вводное занятие. Цель: ознакомление с планом работы кружка, режим работы кружка, первичный инструктаж по охране труда, рассматривание готовых изделий, образцов, изучение индивидуальных особенностей воспитанников.
2-е занятие. «Сокровища старинного сундука»: знакомство с вышивкой как видом народного творчества. Цель: знакомство с вышивкой как искусством народного творчества. 3-е занятие. Инструменты и приспособления для вышивания. Правила обращения с ними. Цель: знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями, безопасными приёмами работы, с необходимыми инструментами и материалами для вышивания. 4-е занятие. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Цель: Знакомить со значением тканей, с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине. | январь |
Практические занятия. 1-е занятие. Упражнения по основным приемам вышивки. Цель: Знакомить с основными приёмами вышивки, повторить технику безопасности при вышивании, правильное положение рук во время работы. 2-е занятие. «Поможем ежику перебраться через ручей»: обучение шву «вперед иголку». Вышивка салфетки. Цель: Знакомство с понятиями «стежок», «шов». Работа со схемой (прорисовывание шва) и выполнение шва «вперед иголку» на картонной модели. Овладение приемом закрепления нити на ткани. 3-е занятие. Бахрома на салфетке как способ украшения изделия. Цель: Учить детей выполнять бахрому. 4-е занятие. Панно «Петушок и курочка». Перевод рисунка на ткань. Цель: Знакомство с народным орнаментом: мотивы птицы в народной вышивке. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Упражнение в вышивании швом «вперед иголку» по контуру изображения при вышивке заданной работы. | февраль |
1-е занятие. Шов «строчка» Цель: Знакомство со швом «строчка». 2-е занятие. Шов «за иголку» Цель: Знакомство со швом «за иголку». 3-е занятие. «Стебельчатый» шов Цель: Овладение приемом «стебельчатого» шва. 4-е занятие. «Тамбурный шов» и его варианты. Цель: Знакомство с тамбурным швом. | март |
1-е занятие. Шов «роспись» Цель: Овладение приемом шва «роспись». 2-е занятие. Шов «козлик». Цель: Овладение приемом шва «козлик». 3-е занятие. Шов «косичка». Цель: Овладение приемом шва «косичка». 4-е занятие. «История, которую рассказала пуговица». Цель: Знакомство с видами пуговиц (деревянные, пластмассовые, железные, с дырочками, на ножке). Художественное слово «История, которую рассказала пуговица». | апрель |
1-е занятие. «Цветочная поляна пуговиц». Пришивание пуговиц с двумя отверстиями способом «в прокол». Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями. Цель: Обучение обведению шаблона цветка на ткани, вырезание фигуры, подбор пуговиц по цвету и форме. Учить пришивать пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”, с четырьмя отверстиями с использованием Модель пришивания пуговиц. 2-е занятие. Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Цель: Знакомить с технологией выполнения простого креста с горизонтальными стежками на изнанке. 3-е занятие. Крест с вертикальными стежками на изнанке. Цель: Знакомить с технологией выполнения простого креста с вертикальными стежками на изнанке. 4-е занятие. Вышивание крестиком рамки. Цель: Учить вышивать рамку по образцу. | май |
1-е занятие. Кресты в наклонном ряду. Цель: Знакомство с технологией креста в наклонном ряду. 2-е занятие. Кресты в два ряда. Цель: Знакомство с технологией креста в два ряда. 3-е занятие. Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме. Цель: Знакомить детей со схемой готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. | июнь |
1-2-3-4 занятие. Выбор рисунка (яблоко, кораблик). Цель: Учить вышивать крестиком рисунок по образцу. | июль |
1-2-3-4 занятие. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом животного. Цель: Вышивать по образцу. 1-2-3-4 занятие. «Рыбка» Цель: Вышивать по образцу. | август сентябрь |
1-2-3-4 занятие. Самостоятельная практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва Односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны воспитателя. «Колобок» Цель: Вышивать по образцу. | октябрь |
1-2-3-4 занятие. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом птицы. Цель: Вышивать по образцу. | ноябрь |
1-е занятие. Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическое освоение выполнения креста двойного. Цель: Знакомить с новым видом вышивки болгарским крестом. 2-3-4 занятие. Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест. «Цветок». | декабрь |
9.Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности данной программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев:
- Уровень знаний техники безопасности, правил пользования инструментами.
- Критерий оценки качества выполняемых работ.
- Уровень развития умения пользоваться схемами, описаниями.
- Уровень развития умения выполнять основные приемы вышивания иголкой.
Отслеживания результатов реализации программы осуществляется с помощью следующих методов:
- педагогическое наблюдение
- викторина
- анализ работ воспитанников
- беседа
- участие воспитанников в выставках своих работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка вышивания крестом "Золотая иголочка"
Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом....
Программа внеурочной деятельности " По следам иголочки"(1-2 класс)
Программа «По следам иголочки» является продолжением уроков технологии, изобразительного искусства.Составлена на в соответствии с ФГОС по УМК " Школа 2100" Занятия по программе « По следам иго...
Программа кружка "Волшебная иголочка"
Программа кружка « Волшебная иголочка» Пояснительная запискаВ процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и...
Образовательная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Кружок "Волшебная иголочка"
Образовательная программа разработана для организации кружка по вышивке ....
Конспект воспитательного занятия. "Ёлочка-зелёная иголочка".
Конспект воспитательного занятия.Акция "Ёлочка-зелёная иголочка"....
Кружок "Волшебная иголочка"
Целью программы является развитие художественно-творческих способностей каждого ребёнка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.Эпиграфом нашей работ...
Волшебная иголочка
Отчёт детского объединения "Волшебная иголочка" среди учащихся 3 класса....