Программа кружка "Волшебная иголочка"
методическая разработка

Гражданникова Наталья Николаевна

Программа предназначена для воспитателей реабилитационных центров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zolotaya_igolochka.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ОГУСО «Юрьев-Польский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Павших борцов, д.6

(09246) 3-30-76

                                                                                             «Утверждаю»

Директор _________ М.Ю. Краев

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

«Золотая иголочка»

Составитель:

Гражданникова Наталья Николаевна

воспитатель

социально-реабилитационного

центра

г. Юрьев-Польский

2019г.

Структура программы.

  1. Пояснительная записка……………………………………………1 стр.
  2. Актуальность программы…………………………………………2 стр.
  3. Цель и задачи программы…………………………………………3 стр.
  4. Организационные условия реализации программы……………..4 стр.
  5. Ожидаемые результаты……………………………………………5 стр.
  6. Методическое обеспечение………………………………………..6 стр.
  7. Условия реализации программы…………………………………..7 стр.
  8. Система программных мероприятий………………………….8-11 стр.
  9. Оценка эффективности программы………………………….......12 стр.

1. Пояснительная записка.

         Народная художественная вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно – прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Это яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Кружок художественной вышивки дает возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.

         Занятия вышивкой вызывают у детей большой интерес и имеют воспитательное значение. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и души. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

         Кружковая деятельность стимулирует ребят к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает  потребность строить свою жизнь по законам красоты.

         В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

 2. Актуальность программы.

         Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Воспитанники учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения воспитанники знакомятся с историей рукоделия.

         Программа направлена на формирование у детей эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием. Техника вышивки помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Предметной областью программы является художественная счетная вышивка. На занятиях дети знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Занятия позволяют детям познакомиться с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Дети учатся вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевают техникой выполнения некоторых швов ( «вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «перевив», «через край», «крестик» и др.)

3. Цель и задачи программы.

         Цель программы: социально-педагогическая реабилитация посредством кружковой деятельности.

         Программа ставит следующие задачи:

               Обучающие:

  • Создание условий, способствующих расширению и обогащению знаний детей об основных приемов вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);
  • Способствовать обучению технике выполнения простейших швов и шва «крестик»;
  • Способствовать обучению безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке;
  • Способствовать обучению чтения схем для вышивания крестиком.

               Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
  • Способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • Способствовать развитию мелкой моторики и координации рук.

               Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию у воспитанников усидчивости, трудолюбия, терпения, стремления доводить начатое до конца;
  • Способствовать привитию аккуратности в работе;
  • Способствовать воспитанию этики общения при совместной деятельности;
  • Способствовать воспитанию художественного вкуса, привитию интереса к народной вышивки, к художественным традициям народов нашей страны.

4. Организационные условия реализации программы.

   Возраст детей:

   программа рассчитана на воспитанников 6-17 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.

   Форма и режим занятий:

   в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

   Теоретические:

  • рассказ воспитателя;
  • беседа с детьми, рассказы детей;
  • показ воспитателем способа действия.

   Практическая работа:

   Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

  • практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием воспитанников;
  • выставка;
  • коллективная работа

Итогом работы воспитанников является выставка изделий, выполненных своими руками.

   Занятия проводятся:

  • один раз в неделю (30-45 минут);
  • в течение занятий происходит смена деятельности.

5. Ожидаемы результаты.

Знания, получаемые по окончании курса программы:

  • правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
  • начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вышивании;
  • виды ручной вышивки;
  • способы нанесения рисунка на ткань;
  • способы закрепления нитей.

К умениям следует отнести:

  • правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы;
  • уметь вышивать на пяльцах и без них;
  • начинать и заканчивать работу без узелков;
  • выполнять работу качественно и в срок;
  • вышивание образцов;
  • выполнять работу швами «вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «перевив», «через край», «крестик»;
  • соблюдать правила техники безопасности.

К навыкам следует отнести:

  • вышивание различными узорами;
  • составление простейших схем;
  • навыки культурного общения со сверстниками.

6. Методическое обеспечение.

   Приемы и методы организации работы соответствуют возрастным особенностям воспитанников, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.

   Методы и приемы обучения:

- метод прямого воздействия (показ способов действия);

- наглядный метод (рассматривание, применение схем, инструкционных карт);

- практический метод (планирование, действия с предметами);

- словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ, художественное слово, краткое описание, объяснение);

- репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);

- игровой метод (привлечение кукольный персонажей).

  Основным принципом организации содержания курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в обучающих видах деятельности, в которых ребенок сохраняет себя как ценность.

   Кружковая работа строится по принципу добровольности, с учетом личных склонностей детей, опираться на самостоятельную инициативу воспитанников.

7. Условия реализации программы.

  1. Правила техники безопасности при работе с пяльцами, иглами, ножницами, утюгом.
  2. Наличие инструментов: пяльцы, иглы с широким ушком, ножницы, копировальная бумага, калька.
  3. Наличие материалом: нитки мулине и катушечные различных цветов, ткань для вышивки, канва для вышивания крестиком АИДА, копировальная бумага, калька.
  4. Специальная литература по вышиванию, наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия.

ГКУСОВО «Юрьев-Польский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Календарно-тематический план работы по реализации кружка

«Волшебная иголочка»

Тема

Срок исполнения

Теоретические занятия .

1-е занятие. Вводное занятие.

     Цель: ознакомление с планом работы кружка, режим

     работы

     кружка, первичный инструктаж по охране труда,

     рассматривание готовых изделий, образцов, изучение

     индивидуальных  особенностей воспитанников.

             

2-е занятие. «Сокровища старинного сундука»: знакомство с вышивкой как видом народного творчества.

Цель: знакомство с вышивкой как искусством народного творчества.

3-е занятие. Инструменты и приспособления для вышивания. Правила обращения с ними.

Цель: знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями, безопасными приёмами работы, с необходимыми инструментами и материалами для вышивания.

            4-е занятие. Понятие об орнаменте, цвете, композиции.

            Краткие сведения о нитках и тканях.

            Цель: Знакомить со значением тканей, с полотняным

            переплетением для вышивания.

            Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по

            числу сложений, окраске, толщине.

январь

Практические занятия.

            1-е занятие. Упражнения по основным приемам вышивки.

Цель: Знакомить с основными приёмами вышивки, повторить технику безопасности при вышивании, правильное положение рук во время работы.

            2-е занятие.  «Поможем ежику перебраться через ручей»:

            обучение шву «вперед иголку». Вышивка салфетки.

            Цель: Знакомство с понятиями «стежок», «шов». Работа со  

            схемой (прорисовывание шва) и выполнение шва «вперед

            иголку» на картонной модели. Овладение приемом

            закрепления нити на ткани.

            3-е занятие.  Бахрома на салфетке как способ украшения  

            изделия.

            Цель: Учить детей выполнять бахрому.

            4-е занятие. Панно «Петушок и курочка». Перевод рисунка

           на ткань.

           Цель: Знакомство с народным орнаментом: мотивы птицы в

           народной вышивке. Ознакомление с техникой перевода

           рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

           Упражнение в вышивании  швом «вперед иголку» по контуру

           изображения при вышивке заданной работы.

февраль

            1-е занятие. Шов «строчка»

            Цель: Знакомство со швом «строчка».

            2-е занятие. Шов «за иголку»

            Цель: Знакомство со швом «за иголку».

            3-е занятие. «Стебельчатый» шов

            Цель: Овладение приемом «стебельчатого» шва.

            4-е занятие. «Тамбурный шов» и его варианты.

            Цель: Знакомство с тамбурным швом.

март

            1-е занятие. Шов «роспись»

            Цель: Овладение приемом шва «роспись».

            2-е занятие. Шов «козлик».

            Цель: Овладение приемом шва «козлик».

            3-е занятие. Шов «косичка».

            Цель: Овладение приемом шва «косичка».

            4-е занятие. «История, которую рассказала пуговица».

            Цель: Знакомство с видами пуговиц (деревянные,

            пластмассовые, железные, с дырочками, на ножке).

            Художественное слово «История, которую рассказала

            пуговица».

апрель

            1-е занятие.  «Цветочная  поляна пуговиц». Пришивание

          пуговиц с двумя отверстиями способом «в прокол».

          Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

          Цель: Обучение обведению шаблона цветка на ткани,

          вырезание фигуры, подбор пуговиц по цвету и форме.

         Учить пришивать пуговицы с двумя отверстиями способом

         “в прокол”, с четырьмя отверстиями  с использованием

          Модель пришивания пуговиц.

           2-е занятие. Крест с горизонтальными стежками на

           изнанке.

           Цель: Знакомить с технологией выполнения простого

           креста с горизонтальными стежками на изнанке.

           3-е занятие. Крест с вертикальными стежками на изнанке.

           Цель: Знакомить с технологией выполнения простого

           креста с вертикальными стежками на изнанке.

           4-е занятие. Вышивание крестиком рамки.

            Цель: Учить вышивать рамку по образцу.

май

            1-е занятие. Кресты в наклонном ряду.

            Цель: Знакомство с технологией креста в наклонном ряду.

            2-е занятие. Кресты в два ряда.

            Цель: Знакомство с технологией креста в два ряда.

            3-е занятие. Знакомство с чтением готового узора. Чтение

             схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей

             по цветовой гамме.

             Цель: Знакомить детей со схемой готового узора. Подбор

             нитей по цветовой гамме.

июнь

            1-2-3-4 занятие.  Выбор рисунка (яблоко, кораблик).

            Цель: Учить вышивать крестиком рисунок по образцу.

июль

           

            1-2-3-4 занятие. Практическая работа. Вышивание изделия

            с использованием шва простым крестом животного.

            Цель: Вышивать по образцу.

            1-2-3-4 занятие. «Рыбка»            

            Цель: Вышивать по образцу.

август

сентябрь

            1-2-3-4 занятие. Самостоятельная практическая работа.

            Вышивание изделия с использованием шва

            Односторонний крест. Индивидуальная помощь со

            стороны воспитателя. «Колобок»

            Цель: Вышивать по образцу.

октябрь

            1-2-3-4 занятие. Практическая работа. Вышивание изделия

            с использованием шва простым крестом птицы.

             Цель: Вышивать по образцу.

ноябрь

             1-е занятие. Крест двойной или болгарский.

             Теоретические сведения. Практическое освоение

             выполнения креста двойного.

             Цель: Знакомить с новым видом вышивки болгарским

             крестом.

            2-3-4 занятие.  Практическая работа. Вышивание изделия с

            использованием шва двойной крест. «Цветок».

декабрь

9.Оценка эффективности реализации программы.

   Оценка результативности данной программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев:

  • Уровень знаний техники безопасности, правил пользования инструментами.
  • Критерий оценки качества выполняемых работ.
  • Уровень развития умения пользоваться схемами, описаниями.
  • Уровень развития умения выполнять основные приемы вышивания иголкой.

   Отслеживания результатов реализации программы осуществляется с помощью следующих методов:

  • педагогическое наблюдение
  • викторина
  • анализ работ воспитанников
  • беседа
  • участие воспитанников в выставках своих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка вышивания крестом "Золотая иголочка"

Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом....

Программа внеурочной деятельности " По следам иголочки"(1-2 класс)

Программа «По следам иголочки» является продолжением уроков технологии, изобразительного искусства.Составлена на в соответствии с ФГОС по УМК " Школа 2100" Занятия по программе « По следам иго...

Программа кружка "Волшебная иголочка"

Программа кружка « Волшебная иголочка» Пояснительная запискаВ процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и...

Конспект воспитательного занятия. "Ёлочка-зелёная иголочка".

Конспект воспитательного занятия.Акция "Ёлочка-зелёная иголочка"....

Кружок "Волшебная иголочка"

Целью программы является развитие художественно-творческих способностей каждого ребёнка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.Эпиграфом нашей работ...

Волшебная иголочка

Отчёт детского объединения "Волшебная иголочка" среди учащихся 3 класса....