Программа кружка вышивания крестом "Золотая иголочка"
методическая разработка (1 класс) по теме
Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_-_zolotaya_igolochka.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка вышивания крестом «Золотая иголочка».
Автор: учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Селихово
Сырова Нина Ивановна
Селихово 2010 г.
Пояснительная записка
Актуальность: Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися первого класса.
Цель программы: Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием крестом.
Задачи программы:
Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.
Программа рассчитана на один год работы с учащимися первого класса.
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. День занятия руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Ожидаемые результаты.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- закреплять ткань в пяльцах;
- вдевать нитку в иголку;
-завязывать узелок;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); - использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
- отбор лучших работ для портфолио;
- творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
Краткое описание тем.
1 занятие.
Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
2 занятие.
Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.
3-4 занятие.
Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).
5 занятие.
Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
6-7 занятие.
Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.
8-9 занятие.
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).
10-11 занятие.
Самостоятельный выбор рисунка. Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами (по выбору детей). Аккуратность и точность в работе.
12 занятие.
Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.
13-15 занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
16 занятие.
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
17 занятие.
День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .
18 занятие.
Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.
19 занятие.
Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
20 занятие.
Овладение технологией и способами выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.
21-25 занятие.
Самостоятельная практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
26 занятие.
Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
27 занятие.
Практическое освоение выполнения креста двойного.
28-31 занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .
32 занятие.
Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.
33 занятие.
Выставка работ. Награждение учащихся.
Техническое оснащение и дидактический материал занятий :
1.Ткань белая «вафелька».
2. Набор цветных ниток мулине .
3. Иглы №2, №3.
4. Ножницы с тупыми концами.
5. Пяльца пластмассовые.
6. Карандаши простые.
7. Калька, копировальная бумага.
8. Тетрадь в клеточку.
9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).
10. Образцы рисунков для вышивания.
11. Иллюстрации вышивок в различной технике.
Тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | дата проведения |
1 | Вводное занятие | |
2 | Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. | |
3-4 | Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.) | |
5 | Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. | |
6-7 | Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. | |
8-9 | Пяльцы. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). | |
10-11 | Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами ( по выбору детей). | |
12 | Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов. | |
13-15 | Практическая работа Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. | |
16 | Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. | |
17 | День презентации детских работ. | |
18 | Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. | |
19 | Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. | |
20 | Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. | |
21-25 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. | |
26 | Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. | |
27 | Технология и способы выполнения креста двойного. | |
28-31 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест . | |
32 | Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке. | |
33 | Выставка работ. Награждение учащихся. |
Список литературы.
1. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия ,1994.
2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
3. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.
4. Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994 .
5. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.
6. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.
7. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебная иголочка"
Программа кружка « Волшебная иголочка» Пояснительная запискаВ процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
Программа кружка «Азбука добрых дел»...
Программа кружка "Волшебная иголочка"
Программа предназначена для воспитателей реабилитационных центров....