Программа внеурочной деятельности " По следам иголочки"(1-2 класс)
рабочая программа (технология) по теме
Программа «По следам иголочки» является продолжением уроков технологии, изобразительного искусства.Составлена на в соответствии с ФГОС по УМК " Школа 2100"
Занятия по программе « По следам иголочки» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа « По следам иголочки» построена в соответствии с принципами:
Принцип деятельности. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
Принцип доступности, последовательности и систематичности обучения и воспитания: В рамках программы дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Участники программы: дети от 7до 9лет.
Сроки реализации: 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_sledam_igolochki1-2klass.rar | 61.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, МО Туапсинский район
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № _____
Утверждено
Решение педсовета протокол №___
от___________20___ года
Председатель педсовета
_____________
Подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа внеурочной деятельности
« По следам иголочки»
тип: образовательные программы по конкретному виду внеурочной деятельности.
срок реализации: 1-2 классы
возраст: дети от 7 до 9 лет.
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок ...»
В. А. Сухомлинский
- Пояснительная записка.
Известные исследователи народного декоративного искусства (В. С. Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).
Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д. Доступность этих технических приемов детям 7 лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.
Особая роль в приобщении детей к народному декоративному творчеству принадлежит тем районам, где живут и трудятся мастера традиционных художественных промыслов. На Кубанской земле, где не прерывалась живая нить традиций, с древности высоко ценилось рукотворное мастерство. Реализация программы создает благоприятные условия для приобщения детей к истокам народного творчества на начальном этапе в 7 лет.
Цель программы « По следам иголочки»: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно - прикладного искусства (предметов быта, художественной среды) в жизни общества;
- привитие любви к традиционному народному искусству;
- создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
- усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
- овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов декоративно - прикладного искусства;
- развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
- обучение навыкам и приемам в работе с материалом (лепка, коллаж, аппликация, плетение, вышивка и т.д.);
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
II. Общая характеристика программы « По следам иголочки»
Программа «По следам иголочки» является продолжением уроков технологии, изобразительного искусства.
Занятия по программе « По следам иголочки» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа « По следам иголочки» построена в соответствии с принципами:
- Принцип деятельности. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
- Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
- Принцип доступности, последовательности и систематичности обучения и воспитания: В рамках программы дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
- Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Участники программы: дети от 7до 9лет.
Сроки реализации: 2 года.
Занятия в клубе проводятся по определённой системе:
1-й год – «Гармония во всём»;
2-й год – « Великая сила искусства».
Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования.
Механизм управления
Родители учащихся | Учителя школы | Психолог школы |
Обеспечение необходимым инвентарём занятий . Проведение занятий клуба. Экскурсии. Индивидуальные беседы Мини проекты. Оформление рекриаций школы к праздникам. Участие в создании тематическихвыставок. Тематические родительские собрания | Проведение занятий, праздников, викторин , экскурсий. Создание мини - проектов Проведение диагностики усвоения материала учащимися. Проведение праздников. Организация тематических выставок. | Проведение тестирований и диагностик. Оказание психологической поддержки учащимся и родителям. Консультации для родителей по вопросам Индивидуальные занятия Тренинги |
Методика работы по программе строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями.
Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве. Подбор образцов художественных произведений не ограничен одним видом народного промысла (керамика, роспись по дереву, вышивка, и др.). Дается представление об ансамблевости художественных изделий - гармоничном сочетании их с окружающей средой.
Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются:
- проведение экскурсий в краеведческие музеи;
- посещение выставок народного и декоративно - прикладного искусства;
- совместные занятия с родителями;
- применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд).
Серьезное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм - предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Тематика заданий связана с календарем народных праздников. Итогом является выставка (раз в полугодие), демонстрирующая достижения детей.
При оборудовании мастерской и организации образовательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.
Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям.
III. Описание места программы « По следам иголочки» в учебном плане.
Преподавание программы « По следам иголочки» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программ « Технология» и « Изобразительная деятельность», рекомендованных для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «По следам иголочки» изучается с 1 по 2 класс по одному часу в неделю: 1 класс -33часа, 2 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 77 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, выставки, конкурсы, праздники).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы «По следам иголочки»
Одним из результатов преподавания программы «По следам иголочки » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы « По следам иголочки».
Личностными результатами изучения программы «По следам иголочки» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы « По следам иголочки» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) ;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы « По следам иголочки» является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение самостоятельного общественного действия |
Художественное творчество | Программа «По следам иголочки» | ||
Беседа « Уход за одеждой», беседа « В зоопарке», изучение энциклопедий, составление художественной композиции «Букет из осенних листьев», аппликация из природного материала, тренировочные упражнения « Прямые стежки» . Экскурсия в магазин тканей. Экскурсия в краеведческий музей г.Туапсе Заочное путешествие в музей игрушек | |||
Праздники «День моего села», выставка творческих работ ко « Дню матери» Создание панно для оформления интерьера с использованием пуговиц. . Мини проект « Многоликая роза ». «Оформление выставки« Чему мы научились за год »,«Наши достижения». |
VI. Содержание программы « По следам иголочки»
Название блоков | Задачи | Формы мероприятий |
1-й год – «Гармония во всём» ( 33 ч.) | . | Игра, экскурсия, микроисследование Обобщение изученного проводится в форме праздника « Наши достижения.». |
2-й год – «Великая сила искусства» ( 34ч.) | 1. Формировать навыки | Подвижные игры Игра, экскурсия, микроисследование Обобщение изученного проводится в форме праздника « |
Всего- 77часов | Теоретических – 15час | Практических – 52 часа |
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1 класс «Гармония во всём»
(33 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Цель | Форма работы |
I.Общетрудовые знания, умения, способы деятельности ( 1ч.) | |||
1 | Отношение человека к природе | Дать общее представление о процессе труда, технике безопасности в быту и школе | Беседа « Я и окружающий мир». |
II.Изготовление изделий из природного материала ( 3 ч.) | |||
2 | Красота вокруг нас | Развить у детей чувство красоты; научить видеть, понимать природную красоту | Составление художественной композиции «Букет из осенних листьев» |
3 | Осень – очей очарования | Обратить внимание детей на осеннюю красоту природы. Научить любить и беречь природу, потому что она наш дом | Аппликация из природного материала (листьев, семян и т.д.) « Бабочка», «Рыбка» |
4 | Осень – очей очарование | Расширить знания детей о свойствах природного материала и научить детей использовать их в своих работах | Изготовление вазы для цветов с использованием природных материалов ( косточек , семян растений)и пластилина |
III.Изготовление изделий из бумаги и картона ( 13 ч.) | |||
5 | Волшебный мир бумаги | Дать общее представление о назначении бумаги, ее видах и свойствах | Изучение условных обозначений (на примере схем оригами)Складные игрушки – кораблик, самолет, подарочный конверт. |
6,7 | Если только постараться… | Научить детей работать по шаблонам. Развитие творческого воображения. | Беседа « В зоопарке», работа с энциклопедией. Изготовление объемных животных по шаблонам. |
8 | Мир мозаики | Научить детей выполнять работы в данной технике с соблюдением всех правил безопасности. | Мозаичная аппликация из рваной бумаги( рисунок по выбору) |
9 | Магия бумажных лент ( квилинг) | Познакомить с техникой квилинг и научить выполнять работы в данной технике. | Изготовление поздравительных открыток « Хризантемы» к Всемирному дню матери. |
10 | Мы такие разные .Портрет | Познакомить детей с конструкцией головы. | Работа с книгами, изучение различных выражений лица человека. Изготовление портрета из бумаги |
11 | Многоликая рамка | Освоить приемы выполнения различных видов рамок из бумаги | Изготовление рамки для оформления своей работы. |
12 | В мастерской деда Мороза | Мини – проект « Новогодняя игрушка» | Работа с энциклопедией. Изучение технологии изготовления новогодних игрушек. |
13 | Сбор и изучение материала по теме « Новогодняя игрушка» | Беседа. Заочное путешествие в музей игрушек | |
14 | Выбор материала и инструментов для работы | Научить экономному использованию выбранного материала и правилам техники безопасности при работе | Изучение свойств материалов и выбор наиболее подходящего для работы |
15 | Изучение последовательности изготовления игрушки | Научить работать по технологическим картам,схемам | Выполнение нескольких эскизов будущей игрушки и выбор самого лучшего |
16, 17 | Изготовление игрушки | Использование игрушек при оформлении новогодней ёлки в школе , детском саду или дома. | |
IV.Изготовление изделий из текстильных материалов (11 ч.) | |||
18 | Знакомые незнакомцы | Дать общее представление о назначении и видах тканей и ниток, их свойствах ( толщина, цвет) | Беседа «Мир тканей и ниток ». Экскурсия в магазин тканей. |
19 | Чудесные превращения | Познакомить с технологией изготовления помпонов и кисточек. Научить выполнять из них разные изделия. | Изготовление изделий для оформления файе сельской библиотеки |
20 | По следам иголочки и ниточки | Познакомить детей с творчеством народных умельцев ( на примере кубанской вышивке) | Экскурсия в краеведческий музей г.Туапсе |
21 | Работа с лентами | Научить работе с лентами | Украшение из лент « Многоликая роза » |
22 | « Салфетка с бахромой » | Мини – проект. Продолжить работу по изучению учащимися проектной деятельности | Работа с энциклопедиями, интернет ресурсами, журналами по рукоделию |
23, 24 | Прямые стежки | Обучить безопасным приемам работы иглой. Воспитывать аккуратность в работе.. | Тренировочные упражнения « Прямые стежки» |
2 5 | Выбор рисунка и перенос его на ткань | Научить всем основным видам переноса рисунка на ткань и выбору наиболее эффективного в каждом отдельном случае | Перенос рисунка на ткань |
26 | Вышивка салфетки прямыми стежками с учетом выбранного рисунка | Закрепление полученных раннее умений и навыкав | Вышивка салфетки |
27 | Оформление края салфетки бахромой | Научить выполнять бахрому по краю салфетки | Окончательное оформление салфетки и участие в выставке « День моего села» |
28 | Правила ухода за вышитыми изделиями | Научить правилам ухода за вышитыми изделиями | Работа по карточкам |
V.Домашний труд (5 ч.) | |||
29 | История, которую рассказала пуговица | Развитие мелкой моторики рук. | Создание панно для оформления интерьера с использованием пуговиц |
30 | Салфетка – королева стола | Освоение детьми основных приемов складывание салфеток для сервировки стола | Практикум. Складывание салфеток |
31, 32 | Подготовка к празднику с родителями « Мы за чаем не скучаем» | Научить правилам сервировки стола к чаепитию | Изготовление приглашений к чаепитию |
33 | Праздник с родителями « Мы за чаем не скучаем» | Сервировка стола к чаю | Оформление выставки « Чему мы научились за год », «Наши достижения». Подведение итогов за год |
Всего – 33 ч. | Теоретических – 9ч. | Практических – 24ч. |
2 класс «Великая сила искусства»
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Цель | Форма работы | |
I.Общетрудовые знания, умения, способы деятельности ( 1ч.) | ||||
1 | Взаимосвязь технологии и окружающей среды | Дать общее (вводные) сведения о различных технологиях: естественных и искусственных, механических, информационных | Беседа « Взаимосвязь технологии и окружающей среды ». | |
II.Изготовление изделий из природного материала ( 4 ч.) | ||||
2 | Вспомни! | Развить у детей чувство красоты; повторение материала изученного в 1 классе | Пластический этюд « Поделки оживают » | |
3 | Прекрасное в природе | Развитие фантазии, пространственно – образных представлений | Аппликация из природного материала (листьев, семян и т.д.) « Осенний луг » | |
4 | Наши меньшие друзья | Расширить знания детей о свойствах природного материала. Познакомить со способами крепления природного материала к ткани, деревянной и стеклянной основе | Изготовление композиции из природного материала « Веселые ежики» | |
5 | Ветка сирени | Закрепить умения и навыки при работе с природным материалом | Панно « Ветка сирени » из шишек туи . Оформление рекреаций школы к празднику « Золотая осень » | |
III.Изготовление изделий из бумаги и картона ( 6 ч.) | ||||
6 | Знакомство с чертежом | Познакомить учащихся с основными сведениями о назначении и оформлении чертежа. Научить учащихся правильному чтению чертежей | Практическая работа « Знакомые и незнакомые линии » | |
7 | Книги - это интересно | Мини – проект « Любимая книга» | Беседа « Волшебный мир книг», работа с энциклопедией, экскурсия в библиотеку. | |
8 | Сбор и изучение материала по теме проекта | Познакомить учащихся с технологией изготовления книг | Экскурсия в типографию | |
9, 10 | Изготовление книжки - малышки | Закрепить полученные знания на практике | Изготовление книжек – малышекдля детского сада | |
11 | Закладка для книг | Познакомить с элементами плоского плетения и научить использовать их при выполнении работ | Изготовление закладки по своему эскизу | |
IV.Изготовление изделий из текстильных материалов ( 15ч.) | ||||
12 | Лоскутные фантазии | Дать общие представление о тканях. Научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани | Беседа « Из чего состоит ткань». Практическая работа « Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» | |
13 | Веселые лоскутики. Игольница | Развитие фантазии, закрепление полученных знаний на практике | Изготовления игольницы прямоугольной формы | |
14 15 | Прихватки | Мини- проект « Прихватки» | Работа с энциклопедией, журналами по рукоделию | |
16 17 | Выбор материала и инструментов для работы | Научить экономному использованию выбранного материала и правилам техники безопасности при работе | Изучение свойств материалов и выбор наиболее подходящего для работы | |
18 | Изучение последовательности изготовления прихватки | Выполнение нескольких эскизов будущей прихватки и выбор самой лучшей | ||
19 20 21 | Изготовление прихватки | Закрепить знания и умения при работе с иглой, ножницами | Оформление прихватки для участия в выставке « Подарок для мамы» к дню матери | |
22 | Работа с лентами | Научить работе с лентами | Составить коллекцию из лент | |
23 24 | Чудесные превращения | Познакомить с технологией изготовления изделий с использованием лент | Изготовление изделий для оформления фае сельской библиотеки | |
25 26 | Чудесные превращения. Корзинка- мыльница | Закрепить полученные знания на практике | Изготовление мыльницы корзиночки | |
V. Декоративное оформление жилища и уход за ним( 5ч.) | ||||
24 | Букеты из живых цветов | Мини – проект. Продолжить работу по изучению учащимися проектной деятельности | Работа с энциклопедиями, интернет ресурсами, журналами по ландшафтному дизайну | |
25 | Изучение основных правил и приемов используемых при составлении икебан | Обучить безопасным приемам работы при срезании цветов. Воспитывать аккуратность в работе.. | Выполнение эскиза будущей композиции | |
26, 27, 28 | Составление икебаны | Научить составлять икебану из живых цветов | Составление икебаны. Участие в муниципальной выставке «Цветы весны» | |
V. Домашний труд (1 ч.) | ||||
29 | Уход за обувью | Познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для ухода за обувью и научить их применению их на практике | Практическая работа « Чистка обуви» | |
VI.Современная бытовая техника (5ч.) | ||||
30 | Домашние помощники | Научить приёмам пользования и управления бытовой техникой при уборке жилища | Упражнения на чтения условных обозначений на панели бытовой техники и управление ею | |
31 | Домашние помощники | Мини – проект « Уборка помещения ».Соблюдение мер безопасной работы при работе с бытовой техникой | Генеральная уборка классного кабинета по окончанию учебного года | |
32 | Составление меню для завтрака | Научить сервировать стол к завтраку | Сервировка стола к завтраку. Изготовление пригласительных открыток | |
33,34 | Праздник с родителями по окончанию 2 класса | Сервировка стола к чаю | Оформление выставки « Чему мы научились за год », «Наши достижения». Подведение итогов за год | |
Всего – 34 часа, из них теория –6ч., практика – 28 ч. |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «По следам иголочки» в частности.
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи.
- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы « По следам иголочки».
Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Урок здоровья» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Библиотечный фонд.
- Богатеева З. А., Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М. Просвещение, 1982.
- Богатеева З. А., Чудесные поделки из бумаги. М.Просвещение, 1992
- Журавлева А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование. М. Просвещение, 1982.
- Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. М. Просвещение, 1984
- Гусакова М. А., Аппликация. М. Просвещение, 1997.
- Гусакова А. М., Внеклассная работа по труду. М. Просвещение, 1981..
- Кузьмина М. Азбука плетения. М. Просвещение, 1992.
- Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов. М. Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по русскому языку ГРАМОТЕЙКА. 1 класс.
Цель: развитие восприятия младших школьников и изучение алфавита....
Программа внеурочной деятельности по литературному чтению 1-4 классы
Программа представляет собой раздел курса "Литература как предмет эстетического цикла". Курс расчитан на четыре года обучения в начальной школе. Оснавная задача - воспитание эстетически развитого чита...
Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс
Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...