Образовательная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Кружок "Волшебная иголочка"
рабочая программа на тему
Образовательная программа разработана для организации кружка по вышивке .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.docx | 76.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Владимира
Образовательная программа
внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
Кружок
Составила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Ардалионова
Елена Валентиновна
Владимир 2012 г.
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогами декоративно-прикладного творчества в условиях внеурочной деятельности является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.
Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем и многими другими инструментами и материалами. Можно выполнить рисунок нитками и бисером. Такие картины часто называют «живыми».
Занятия рукоделием позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Такая работа развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы наложения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Вышивка расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании узора.
Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков. Рукоделие требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия в кружке способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывают аккуратность, усидчивость, т.е. способствуют развитию личности ребенка. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, вышивка является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для школьников. Программа «Волшебная иголочка» выполняет художественно – эстетическую воспитательную функцию в рамках реализации ФГОС общекультурного направления внеурочной деятельности.
Программа знакомит с основными приёмами, последовательностью работы, различными способами наложения нитей и бисера. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная иголочка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.
Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.
Педагогическая целесообразность: занятия вышивкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Целью программы является формирование практических умений работы в различных техниках вышивки и развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техник.
Задачи программы:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о различных видах рукоделия;
- Научить владеть иголкой, ниткой, шилом;
- Научить работе с трафаретом;
- Научить различным техникам рукоделия;
- Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия ;
- Обучить плоскостному моделированию - умению составлять изображения предметов и композиций;
- Освоить понятие «зеркальное изображение»;
- Правилам безопасного обращения с инструментами, материалами;
- Осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам.
Развивающие:
- Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга
- Развить глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
- Развить активный и пассивный словарь детей;
- Развить объяснительную и доказательную речь;
- Творческое мышление, эстетический вкус;
- Внимание;
- Интерес к русскому народному творчеству;
- Приобщать к общечеловеческим ценностям.
Воспитательные:
- Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, трудолюбие;
- Привить эстетический вкус;
- Привить умение использовать полученные ранее знания (на других видах изобразительной деятельности, на уроках в школе, из различных информационных источников);
- Способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества , Владимирского края;
- Доброжелательность, взаимопонимание, честность, уважение к труду других людей;
- Чувство патриотизма через национальное самосознание;
- Приобщать к здоровому образу жизни;
- Приобщать к работе родителей, узнавая их семейные традиции и обычаи;
- Привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;
- Содействовать в профессиональной ориентации.
Возраст детей: 7-17 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год. Каждый последующий год направлен на совершенствование техник вышивки, развитие умения сочетать несколько техник для достижения желаемого результата, самостоятельное моделирование изделий, креативное решение поставленных задач.
Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Ведётся индивидуальная работа с каждым ребёнком. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирается для работы, нравился ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная учеником вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.
Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия.
Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.
Условия для реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Привлечение к работе родителей;
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактический материал;
- Будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- Будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
- Будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Принципы организации деятельности:
- гуманизации;
- личностно-ориентированный подход;
- научность;
- доступность;
- дифференцированный подход;
- практическая направленность.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Коллективная
- Индивидуальная
Форма занятий
- Практические занятия
- Открытые занятия для родителей
- Экскурсии
- Выставки
- Конкурсы
Методы проведения занятий
- Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
- Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
- Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
- Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
- Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.
Формы подведения итогов:
составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, по окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. Также учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- - правила поведения, правила техники безопасности;
- - инструменты и материалы;
- - условные обозначения;
- - основные виды швов;
- - техники выполнения вышивок;
- - основы цветоведения;
- - последовательность изготовления изделий;
- - самостоятельно составлять композиции;
- - технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление.
Учащиеся должны уметь:
- -соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой, ножницами, циркулем,
- - правильно читать условные обозначения;
- - подбирать материалы для вышивания;
- - выполнять основные элементы и узоры;
- - правильно соединять элементы между собой, наращивать нити;
- - гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- - вышивать различные элементы и изделия;
- - выполнять заключительную отделку готовых изделий.
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать:
- - внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- - мелкую моторику рук и глазомер;
- - художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
.
Техническое оснащение и дидактический материал занятий :
1.Ткань белая.
2. Набор цветных ниток мулине .
3. Иглы №2, №3.
4. Ножницы с тупыми концами.
5. Пяльца пластмассовые.
6. Карандаши простые.
7. Калька, копировальная бумага.
8. Тетрадь в клеточку.
9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).
10. Образцы рисунков для вышивания.
11. Иллюстрации вышивок в различной технике.
Работа с родителями
Тесные контакты с родителями способствует более глубокому проникновению в интересы детей, их духовный мир, постижению их умственных и физических возможностей. Все это позволяет открыть неиспользованные ранее резервы и поставить их на службу делу воспитания. Быт и отношения между членами семьи, семейные традиции, отношения с другими семьями становятся предметом изучения педагогом кружка в том случае, если он хочет быть истинным другом каждой семьи, понимающим заботы взрослых ее членов и готовым прийти на помощь по первому зову.
Список литературы.
1. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия ,1994.
2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
3. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.
4. Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994 .
5. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.
6. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.
7. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.
8. Сухарева К. С. – Графика в нитках(новое в вышивке Владимирского края). – Владимир. Транзит-ИКС. 2007.
Интернет – ресурсы:
- http://artlifebazar.ru/vidyi-shvov-tamburnyiy-shov-chast-1/
- http://www.canash.ru/vish_lesson7.htm
- http://www.masteriua.ru/CROSS/main.html
- http://sdelaj.com/embroidery/lessons_embroidery/187-vyshivanie-svobodnoj-gladyu.html
- http://www.krestx.ru/lessons-17.html
- http://u-babushki.ru/index.php?menuop=view&menuid=7&contentop=view&contentid=216
- http://www.emb.in.ua/dokuwiki/doku.php/art-embroidery
Тематическое планирование
№ | часы | Тема занятия | дата |
1. | 1 | Виды вышивок. Материалы и инструменты. История возникновения вышивки. | |
2. | 1 | Основные виды швов: Шов «вперёд иголку». | |
3. | 1 | Основные виды швов: Варианты шва «вперёд иголку». | |
4. | 1 | Основные виды швов: Шов «назад иголку», строчка. | |
5. | 1 | Основные виды швов: Стебельчатый шов. | |
6. | 1 | Стебельчатый шов: Способы выполнения. | |
7. | 2 | Выполнение салфетки изученными швами. | |
8. | 1 | Основные виды швов: Петельный шов. | |
9. | 1 | Основные виды швов: Варианты петельного шва. | |
10. | 2 | Аппликация: Виды, способы выполнения. | |
11. | 1 | Основные виды швов: Тамбурный шов. | |
12. | 1 | Основные виды швов: Варианты тамбурного шва. | |
13. | 1 | Основные виды швов: Эстонский тамбур. | |
14. | 3 | Вышивка носового платка изученными швами. | |
15. | 1 | Основные виды швов: Шов «козлик». | |
16. | 1 | Основные виды швов: Варианты шва «козлик». | |
17. | 1 | Подкладная гладь. | |
18. | 3 | Вышивка салфетки (панно) любыми основными видами швов. | |
19. | 1 | Шов «роспись» (полукрест) Знакомство с символикой народных рисунков. | |
20. | 1 | «Русская гладь»: история и техника. | |
21. | 1 | Шов «крестик»: Правила и приёмы выполнения | |
22. | 1 | Болгарский крест. | |
23. | 3 | Выполнение орнамента изученными швами, оформление полотенца. | |
24. | 3 | Выполнение сувениров и подарков к Новому Году. | |
25. | 1 | Виды глади: Техника выполнения гладьевого шва. | |
26. | 1 | Виды глади: Гладь «в раскол». | |
27. | 1 | Виды глади: Витой шов. | |
28. | 1 | Виды глади: Шов «роккоко» | |
29. | 1 | Виды глади: Шов «узелки» | |
30. | 2 | Выполнение картины (салфетки) изученными швами. | |
31. | 1 | Виды глади: Прорезная гладь (панская). | |
32. | 1 | Виды глади: Владимирский верхошов (история) | |
33. | 1 | Владимирский верхошов: Техника выполнения. | |
34. | 1 | Владимирский верхошов: Составление рисунка. | |
35. | 3 | Владимирский верхошов: Вышивка изделия. | |
36. | 1 | Виды глади: Мстёрская гладь. | |
37. | 1 | Виды глади: Художественная гладь. | |
38. | 3 | Выполнение подарков к 8 Марта. | |
39. | 2 | Приёмы работы с бисером. Инструменты, материалы, способы. | |
40. | 1 | Бисероплетение: Низание. | |
41. | 1 | Бисероплетение: Сетка. | |
42. | 3 | Бисероплетение: Оплетение пасхального яйца. | |
43. | 1 | Бисероплетение: Мозаика. | |
44. | 1 | Бисероплетение: Гобеленовое плетение. | |
45. | 2 | Бисероплетение: Плетение украшений. | |
46. | 4 | Выполнение изделия в любой технике. | |
68 ч |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»
Пилотная площадка 1 класс. Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .
Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".
Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления. «Друзья Самоделкина»
В программу входит пояснительная записка и КТП. Успешно реализуется в 1-4 классах....
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр"
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр" реализуется в начальной школе с целью приобщения младших школьников к творчеству, выявление...