спецкурс по математике для 4 класса
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
календарно-тематическое планирование спецкурса по математике "Решение нестандартных задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speckurs.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов
Согласовано Утверждено Зам.директора по УВР Директор МАОУ СОШ №72 __________ Т.Г.Сорокина _________ Л.П. Шишкина « 2011г. « 2011г. Рабочая программа дополнительных курсов по математике для 4 класса начальной школы Решение нестандартных задач Учитель: Аверьякова Н.Н.
Рассмотрено на заседании ШМО руководитель МО учителей начальных классов ________ Л.Г. Нестерова Протокол № от « 2011г. г. Ульяновск – 2011 Задачи курса: - развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти, мышления; - формирование специфических математических способов действий: обобщения, классификации, простейшего моделирования; - формирование умения практически применять полученные знания. Систематическое выполнение подобранных логических заданий, решение нестандартных задач будут развивать и совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность детей; умение выполнять анализ взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, активизацию учащихся, их творческую инициативу. В процессе выполнения таких заданий ученики будут глубже сознавать практическую значимость математики. Библиография
Пояснительная записка Программа составлена на основе спецкурса для 4 класса начальной школы «Обучение решению нестандартных задач» (Авторы: А.Я. Горбылева, Л.Н. Долматова, А.Н. Иванова 2010г.) Рецензенты программы - Н.В.Калинина, заведующая кафедрой начального образования УИПК ПРО, профессор, доктор психологических наук; Н.А. Сипратова, методист кафедры начального образования УИПК ПРО. Основное содержание предлагаемого спецкурса по математике представлено двумя разделами: Первый раздел раскрывает различные методические подходы к обучению учащихся четвертого класса решению задач повышенной сложности. Второй раздел опирается на систему нестандартных задач, при решении которых развивающий эффект достигается через содержание предлагаемых задач. Курс углубляет и расширяет знания основной программы по математике в начальной школе. Порядок следования разделов обуславливается тем, что для успешного выполнения заданий, представленных во втором разделе, ученики должны уметь оперировать различными способами и приемами решения задач повышенной сложности, формируемыми при работе над задачами первого раздела. Основными компонентами математического образования, получаемого при использовании в полном объеме предлагаемой программы, являются:
|
№п/п | Тема занятия | Цель | Дата |
Задачи с лишними и недостающими данными. | Учить анализировать текст задачи, преобразовывать ее, дополнять данными, необходимыми для ее решения. | 07.10 | |
Решение задач с неопределенными данными. | Учить абстрагироваться от конкретного содержания и числовых данных задачи, устанавливать связи между объектами задачи. | 14.10 | |
Решение задач с буквенными данными. | Учить абстрагироваться от числовых характеристик объектов задачи, устанавливать связи между объектами задачи. | 21.10 | |
Решение задач с помощью блок-схем и чертежей. | Учить переводить словесную модель задачи на язык знаков и символов, строить блок-схемы и чертежи с целью поиска решения задачи. | 28.10 | |
Решение задач различными способами. | Учить устанавливать различные связи между данными и искомыми, переводить словесную модель задачи на язык знаков и символов, строить блок-схемы и чертежи с целью поиска различных путей решения задачи. | 04.11 | |
Работа с обратными задачами. | Учить составлять обратные задачи к данной как одному из способов проверки решения задачи с целью установления того, правильно ли понята задача и как ответ согласуется с исходными данными задачи. | 11.11 | |
Работа с текстом задачи. | Учить ставить разные вопросы к одному условию, изменять условие и вопрос задачи, сравнивать исходную задачу с получившейся, их решения, делать выводы. Развивать логику, память. | 18.11 | |
Работа по классификации задач. | Учить находить сходства и различия в текстах и решениях, классифицировать задачи по заданному и незаданному основанию. | 25.11 | |
Работа над задачей после ее решения. | Учить проводить анализ реального смысла данных и их соотношений, находить область определения искомого, выявлять влияние изменений задачи на ее решение и ответ. | 02.12 | |
Решение задач методом предположения. | Развивать умение строить предположения, доказывать или опровергать выдвинутые гипотезы, обосновывать свою точку зрения. | 09.12 | |
Составление задач. | Учить составлять задачи по выражению, схемам и чертежам, по решению задачи. Развивать умение проводить анализ схем и чертежей. | 16.12 | |
Моделирование задач. | Учить строить модели и блок-схемы для решения задач. Развивать самостоятельность учащихся в анализе текста задачи, способности к обобщению и абстракции. | 23.12 | |
Решение усложненных задач на движение. | Учить решать задачи на движение разных видов: на встречное движение, на движение в одном и противоположных направлениях. | 06.01 | |
Решение задач на перевод единиц скорости. | Развивать умение переводить разные единицы скорости, решать задачи на движение. Учить анализу и синтезу задач, моделированию задач с целью установления связей между объектами задачи. | 13.01 | |
Решение задач с геометрическим содержанием. | Развивать способности анализа и синтеза задач. | 20.01 | |
Решение задач на уравнивание данных. | Учить решать задачи на уравнивание данных. Развивать умение искать нестандартный подход к поиску решения задачи, формировать гибкость мышления. | 27.01 | |
Решение задач с промежутками. | Учить решать задачи с промежутками; анализировать задачу и делать выводы, обобщения. | 03.02 | |
Решение задач на смешивание веществ. | Развивать умение искать нестандартный подход к поиску решения задачи. Учить решать задачи на смешивание веществ. | 10.02 | |
Решение задач на переливание. | Формировать гибкость мышления, логически излагать ход решения и выбор правильного решения задачи. Учить решать задачи на переливание. | 17.02 | |
Решение задач, решаемых с конца. | Познакомить с задачами, которые удобнее решать с конца, учить решать такие задачи. Развивать умения строить логически правильные рассуждения. | 24.02 | |
Решение логических задач. | Учить решать логические задачи; развивать умения логически рассуждать, обосновывать свои ответы. | 02.03 | |
Решение задач на принцип Дирихле. | Учить решать логические задачи на принцип Дирихле, развивать мыслительную деятельность, умения логически рассуждать и обосновывать свое решение задачи. | 09.03 | |
Решение задач на установление соответствия. | Учить решать задачи на установление взаимооднозначного соответствия, развивать умения логически рассуждать, обосновывать свои ответы, решения. | 16.03 | |
Решение задач на упорядочивание множеств. | Учить решать задачи на упорядочивание множеств. развивать логику, формировать гибкость мышления. | 23.03 | |
Решение задач на планирование действий. | Учить решать задачи на планирование действий. Развивать умения анализировать и делать обобщения и выводы. | 06.04 | |
Решение задач с помощью графов. | Формировать умения решать логические задачи с помощью графов; выбирать правильное решение и его обосновывать. | 13.04 | |
Решение комбинаторных задач. | Учить решать комбинаторные задачи, знать их разновидности и уметь правильно решать их | 20.04 | |
Занимательный час. | В занимательной форме закреплять знания, умения учащихся решать задачи разных видов. Развивать память, операции мышления, способствовать активизации учащихся и развитию у них интереса к уроку математики. | 27.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса "Речь" (1 - 4 класс)
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...
Программа спецкурса "Литература Ставрополья" 2 класс
Спецкурс «Литература Ставрополья» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов. Курс рассчи...
Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс
Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс...
Математика 4 класс. Спецкурс "Х-педиция". Вводное занятие.
Конспект занятия по математике по дополнительному курсу "Х-педиция"...
Развитие логического мышления средствами спецкурса по математике.
Статья о роли спецкурса по математике "Математический калейдоскоп", как средстве развития познавательной активности, творческого потенциала младших школьников, мышления, внимания. ...
Развитие логического мышления средствами спецкурса по математике "Математический калейдоскоп"
Презентация к статье "Развитие логического мышления младших школьников во внеурочное время" (на кружке Умники и умницы) с помощью разработанной мною тетради по математике д...
Календарно - тематическое планирование спецкурса по математике Мир логики 4 класс.
Календарно - тематическое планирование спецкурса по математике "Мир логики" составлено для учеников 4 класса с целью развития логического не стандартного мышления и воображения. Недельная ...