Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Аннотация
- Цель, задачи и направленность учебно-методической разработки
Предлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
- Адресат (для кого предназначена) Рассчитана на учащихся первого класса (6-7 лет) с ЗПР.
- Актуальность и востребованность на современном этапе.
Данный курс вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Поэтому, в первую очередь, он предназначен для детей с отклонениями в развитии.
- Условия реализации Занятия можно проводить во внеурочное время (в группе продленного дня), элементы некоторых игр можно брать на любой урок обучения грамоте.
- Показания и противопоказания к применению
В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков. Продолжительность занятий с ребенком 7 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.
- Способы взаимодействия специалистов
Данной разработкой могут пользоваться как учителя, так и школьные психологи. Некоторые занятия возможно проводить совместно.
- Краткая характеристика содержания
Данный курс помогает вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу; научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли; развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
- Результативность
Данная программа поможет педагогу подготовить первоклассников к изучению русского языка и литературы и смягчит трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность учеников, обогатить их словарный запас.
9. Литература
1. Г. Г. Гранин. С.М. Бондаренко. А.А.Концевая. Секреты орфографии. М., 1994
2. Л.Ф. Климанова, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996
3. М.А.Калугин, Н.В.Новотворцева. Развивающие игры для младших школьников.
4. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996
5. И.Б. Голуб, Н.И. Ушаков. Путешествие по стране слов. М., 1992
6. В.Волина. Учимся играя. М., 1994
7. Л.Г.Милостевенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб. 1995
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецкурс по развитию речи
для учащихся первого класса
с задержкой психического развития
(программа коррекционно-развивающей направленности)
Захарчук Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………………………..3
Пояснительная записка…………………………………………………………….…………5
Тематическое планирование…………………………………………………………………6
Содержание кррекционных игр……………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………………......12
Аннотация
- Цель, задачи и направленность учебно-методической разработки
Предлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
- Адресат (для кого предназначена) Рассчитана на учащихся первого класса (6-7 лет) с ЗПР.
- Актуальность и востребованность на современном этапе.
Данный курс вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по-возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Поэтому, в первую очередь, он предназначен для детей с отклонениями в развитии.
- Условия реализации Занятия можно проводить во внеурочное время (в группе продленного дня), элементы некоторых игр можно брать на любой урок обучения грамоте.
- Показания и противопоказания к применению
В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков. Продолжительность занятий с ребенком 7 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.
- Способы взаимодействия специалистов
Данной разработкой могут пользоваться как учителя, так и школьные психологи. Некоторые занятия возможно проводить совместно.
- Краткая характеристика содержания
Данный курс помогает вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу; научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли; развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
- Результативность
Данная программа поможет педагогу подготовить первоклассников к изучению русского языка и литературы и смягчит трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность учеников, обогатить их словарный запас.
9. Литература
1. Г. Г. Гранин. С.М. Бондаренко. А.А.Концевая. Секреты орфографии. М., 1994
2. Л.Ф. Климанова, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996
3. М.А.Калугин, Н.В.Новотворцева. Развивающие игры для младших школьников.
4. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996
5. И.Б. Голуб, Н.И. Ушаков. Путешествие по стране слов. М., 1992
6. В.Волина. Учимся играя. М., 1994
7. Л.Г.Милостевенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб. 1995
Пояснительная записка
Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей первоклассников с ЗПР с элементами обучения грамоте.
Данный курс развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Спецкурс призван обеспечить:
• интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
• развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
• работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;
• научить осмысленно читать, говорить, писать;
• по-возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
• развивать интерес к учебным занятиям;
• расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
• развитие фонематического слуха;
• дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;
• обогащение словаря учащихся, развитие их речи;
• правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
• научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Игры |
1 | Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. | 1 | Для чего мы говорим? Игра «Полслова за вами» | |
2 | Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Текст, Предложение. Слово. | 1 | Опиши предмет. Кто больше назовет свойств и использование предмета | |
3-4 | Звуки. Зачем они нужны? | 2 | Игра: «Я знаю...» Гласные звуки. Мы поем | |
5-6 | Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) | 2 | Игра: « Догадайся, что показал» - пантомима | |
7-8 | Работа с гласными. Изображение их на письме. Печатные буквы. Диалог. Графическая речь. | 2 | Игра: «Расшифруй письмо». Штриховка. Игра: « Кто лучше» | |
9-10 | Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. | 2 | Игра: « Кто наблюдательнее», «Говорящий» мир вещей. «Общение» с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка | |
11 | Гласные звуки и буквы. Условные знаки и обозначения, виды. Составление знаков символов. Противоположные по значению слова. | 1 | Игра: «Сочини сказку о предмете». Игра: «День-ночь» | |
12-13 | Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Согласные звуки и буквы. | 2 | «Идем в гости». Игра: «Подружи буквы» | |
14 | Дорога к письменности. Древние письмена. Кодирование. В стране говорящих скал. Согласные 6, в, г, д. Слияние, слог. | 1 | Игра: «Составь слово» | |
15 | Печатание слов с изученными буквами и звуками. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже. | 1 | Игра: «Разложи по-порядку» | |
16-17 | Согласные ж, з, к, л. Встреча с радугой. Звуки мягкие и твердые. Слова, которые рисуют мир в красках. | 2 | Игра: « Сказочные владения Радуги. Опиши». Игра: «Скажи правильно». | |
18-19 | В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Ударение. | 2 | Игра: « Раздели слова на части». Игра: «Молоточки» | |
20-21 | Согласные звуки и буквы м, н, п, р. В городе Неслове. Категории до, после, потом, сейчас | 2 | Игра: «Буква заблудилась». Игра: «Время рассердилось и ушло. Догони» | |
22-23 | Чудеса в стране Слов. Времена года. Звуки и буквы с, т, ф, х. | 2 | Игра: « Когда это бывает?» Игра: «Составь слово» | |
24 | В стране Зеркал.Буква, ее отражение. Предложение. | 1 | Игра: «Электронная муха». Игра: «Составь по схеме» | |
25 | Звуки и буквы ц, ч, ш, щ. Разбор слов.Звуки глухие и звонкие. Что такое ребус? Звуковые схемы. Родственные слова. | 1 | Игра: «Колокольчики». Игра: «Кто отгадает». Игра: «Кто больше?» | |
26-27 | Звуковой анализ слов. Составление рассказов. Подбор слов к рифме. Сложные слова. | 2 | Игра: «Самый красивый». Игра: «Поэты». Игра: «Какие слова спрятались?» | |
28-29 | Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка умения делать звуко-буквенный анализ. Чтение слов и предложений. Слово, как название (имя). | 2 | Игра: «Исправь ошибки». Игра: « Слова». | |
30-31 | Контрольно-закрепляющие занятия. Составление текстов и предложений. Рассказ по плану. Карнавал слов. | 2 | Игра: «Узелки на память». Конкурс знающих. |
Коррекционные игры
Игра «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра « Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).
Игра «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Игра «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры «Расшифруй письмо», где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра «Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
Игра «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.
Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра «День - ночь»
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)
Игра «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
Игра «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Игра «Разложи по-порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.
Игра «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Игра «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.
Игра «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Игра «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра «Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
Игра «Узелки на память»
Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.
Список литературы
- Г. Г. Гранин. С.М. Бондаренко. А.А.Концевая. Секреты орфографии. М., 1994
- Л.Ф. Климанова, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996
- М.А.Калугин, Н.В.Новотворцева. Развивающие игры для младших школьников.
- Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996
- И.Б. Голуб, Н.И. Ушаков. Путешествие по стране слов. М., 1992
- В.Волина. Учимся играя. М., 1994
- Л.Г.Милостевенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб. 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития
В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....
Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы и формы р...
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В представленной работе обозначенная проблема освещается по следующим направлениям Актуальность изучения проблемы нарушений письменной речи у детей с ЗПР.Письменная речь и предпосылки ее фо...
Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития
Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития...
Развитие связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический материал по проблеме....
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....
К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.
В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...