Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся «Азбука православия» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Разработана с учётом культурно-исторических особенностей ХМАО, запросов семьи и стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей русской православной церкви на территории Российской Федерации. Планирование составлено на основе пособия для учащихся начальной школы С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкой «Азбука православия» ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_pravoslaviya.docx | 51.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Междуреченская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному развитию учащихся
«Азбука православия»
1 класс
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Карпова Светлана Владимировна
2018г.
Введение
Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества. С. Михалков
Несмотря на то, что уровень нашей жизни растёт, современное общество
находится в глубоком духовном кризисе. Поэтому задача духовного воспитания молодого поколения становится важнейшим приоритетом не только образовательных учреждений, но и на государственном уровне. Наш педагогический коллектив и родительская общественность серьёзно обеспокоены проявлениями безнравственного поведения молодежи, неуважения к людям старшего поколения. Непросто воспитать ребенка в наше сложное время. Экономические кризисы, утрата традиционных ценностей, распространение вредных привычек. В то же время высокие требования к ребенку предъявляет современная система образования. Неслучайно родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. Но зачастую их усилия бывают напрасными и дети не оправдывают ожиданий родителей. Хотелось бы обратить внимание на такой важный компонент, как духовное развитие ребенка. Если не происходит духовного возрастания, то, как бы ни был ребенок умен и талантлив, все его таланты и способности могут обратиться при определенных обстоятельствах против него. Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника, начиная с начальной школы. В соответствие с Программой развития на 2016-2019гг. ключевой задачей Междуреченской школы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников через включение в активную общественно значимую деятельность класса и школы, формирование новых жизненных установок. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию. А обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, считаю, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана с учётом культурно-исторических особенностей ХМАО, запросов семьи и стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей русской православной церкви на территории Российской Федерации. Планирование составлено на основе пособия для учащихся начальной школы С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкой «Азбука православия» ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г. В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также взаимодействие с семьёй и учреждениями дополнительного образования. В соответствие с ФГОС целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Программа курса предлагается учащимся начальных классов, как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС, с письменного согласия родителей (законных представителей). Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия.
Цель: Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на основе системы развивающих и познавательных занятий. Сохранение духовного здоровья школьников, через заложение основ православного мировосприятия.
Задачи:
- Формировать понятие о православной вере;
- Воспитать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру;
- Познакомить с особенностями культуры России, праздниками и духовными ценностями народа;
- Развивать нравственные чувства, давать представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.
Учебно-методический комплект «Азбука православия» включает в себя методическое пособие для учителя, рабочую тетрадь и наглядные материалы.
Но данный комплект мною используется не полностью, некоторые темы изменены в соответствие с Программой духовно-нравственного и патриотического воспитания, которая реализуется на базе моего класса.
Социальным партнером в реализации Программы является Храм «Всех скорбящих Радость» в гп. Междуреченский и Воскресная школа при нём.
Предусматривает так же самостоятельную деятельность учащихся, как на занятиях, так и совместно с родителями при участии в православных праздниках.
В реализации программы участвуют учащиеся 1 класса, возраст которых от 7 до 9 лет. Занятия проходят с 11.20ч. до 12.00ч. по 35-40 минут. Общая недельная нагрузка детей – 1 час. Общее количество часов в году – 33 часа. Занятия по программе личностно – ориентированные, реализуются в основном в форме диалога, при этом используются эвристические и проблемные методы обучения.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
Согласуются с традиционными источниками нравственности. Основные
формируемые ценности содержания образования – это:
Ценность мира как общего дома для всех жителей Земли;
Ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать
человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу, как проявление духовной зрелости человека,
выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное
отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к
источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются
язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и
взаимоподдержка.
Ценность добра как проявление высшей человеческой способности – любви,
сострадания и милосердия.
Ценность свободы выбора как возможность совершать суждения и поступки в
рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания
определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном
выпускнике школы.
Выпускник начальной школы — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей
и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий
высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
Условия реализации программы
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы. В школе организованы воспитательные пространства: кабинет с интерактивной доской и мобильным классом, МФУ, холл, оформленный творческими работами учащихся, уголок с символикой Российской Федерации и ХМАО, спортивный и актовый залы для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов, позволяющие учащимся осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни. Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.
Совместная деятельность с социальным партнёром
Важное значение имеет участие детей в церковных праздниках и посещение Храма. Более эффективным это будет при участии родителей. Но даже если ребенок один придёт в Храм или с учителем – у него возникнет много вопросов, на которые он постарается найти ответы. В этом наши помощники – это священнослужители, они терпеливо выслушают всё, что говорят дети, правильно всё объяснят и на многое обратят внимание. После таких познавательных бесед (из своего опыта) ученики, как правило, с удовольствием идут на следующую встречу, задают много вопросов, просят что-то попробовать. Очень важным считаю момент, когда дети в Храме ставят свечи за своих родных и близких, учатся «молиться» за здоровье родителей (о чём они никогда и не задумывались), узнают об истории икон и о жизни святых людей. В основном то, что изучается на занятиях – ребята закрепляют в Храме, связывают всё с реальной современной жизнью. Например, Георгий Победоносец, который изображён на гербе Москвы и России – это святой человек.
Посещение Храма «Всех скорбящих Радость» в п. Междуреченский запланировано 2-3 раза в учебный год. Кроме этого, посещаем и в православные праздники – Рождество, Крещение, Пасху. Совместно готовим и защищаем социальные проекты.
Передача веры «от сердца к сердцу» - это процесс очень сложный. Главной целью занятий должно стать привитие ребенку способности противостоять тому злу, с которым человек может столкнуться в жизни. Важно научить понимать детей духовные рассказы, познакомить их с чувствами, переживаниями, внутренним душевным состоянием человека; учить анализировать свои слова и поступки; учить жить по заповедям Божиим.
Совместная деятельность с родителями
В те редкие часы, когда современная семья собирается дома, люди почти не общаются, проводят время у телевизора. А так важны моменты духовного общения в семье! Всегда ли родители думают, какие ценности и нравственные представления сформированы у ребенка? Как часто бывает, что дети становятся нечувствительными к добру. Их душа постепенно опустошается. Поэтому в духовно-нравственном развитии и воспитании нельзя обойтись без родителей, которых нужно привлекать к активной деятельности в этом направлении. Только совместная работа может принести хорошие плоды. Ярким подтверждением всего выше сказанного является тот факт, что занятия, направленные на духовное развитие ребенка, стали востребованными сегодня в российском образовании.
Реализуя программу внеурочной деятельности «Азбука православия», спланирована работа с родителями:
- Родительское собрание на тему «Знакомство с курсом «Азбука православия». (Беседа с настоятелем Храма - отцом Сергием. Оформление письменных согласий на посещение детьми занятий по православию)
- Участие семьями в Рождественских праздниках.
- Родительское собрание «Основы православного мировосприятия». Рекомендации по домашнему православному чтению.
- Посещение Воскресной школы – праздник Масленицы.
- Подготовка к Празднику Пасхи и участие в пасхальных молебнах вместе с детьми (по желанию).
- Опрос родителей (мониторинг) на эффективность совместных занятий и востребованность данного курса с точки зрения родителей.
Критерии, показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность).
Цели проведения такого мониторинга:
1. Определить эффективность деятельности педагогов по конкретным результатам развития личности и индивидуальности учащихся
2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей к самоопределению и самореализации.
Для диагностики можно воспользоваться рекомендованными тестами.
Задачи | Форма диагностики |
1 класс: Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми. |
|
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
Направления | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности | Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности |
Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям. | -Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; •элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; | Первый уровень результатов: Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов: Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения. Третий уровень результатов: Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; представление о духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности. | Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; •нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; •уважительное отношение к традиционным религиям; •неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; •уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; •знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. | |
Воспитание трудолюбия творческого отношения к труду. | Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие. | •Ценностное и творческое отношение к учебному труду; •первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; •первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; •мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. | |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. | • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; •первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; •знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы и вредных привычек на здоровье человека. | |
Воспитание ценностн. отношения к окружающей среде | Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. | • Ценностное отношение к природе; •элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; •личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. | |
Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. | • Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; •мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. |
Тематическое планирование по курсу «Азбука православия» в 1 классе
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Россия – наша Родина. Красота земного мира. | 1 | |
2 | Наш край. Красота и богатство Кондинского района. Как мы можем это сберечь? | 1 | Урок в технологии проблемного обучения |
3 | Во что верит человек? Бог – творец мира. | 1 | |
4 | Ангел. Откуда появилось зло? | 1 | |
5 | Дни творения. Жизнь первых людей в Раю. | 1 | Открытое занятие для родителей |
6 | Грехопадение. Молитва. | 1 | |
7 | Храм. Посещение Храма «Всех скорбящих Радость» Как люди молятся и за кого? | 1 | Разговор с настоятелем Храма |
8 | Народные символы России – духовные символы. | 1 | Урок в технологии проблемного обучения |
9 | Заповеди Божьи – правила жизни людей. | 1 | |
10 | Красота послушания (о послушании родителям) | 1 | Дома разговор с родителями |
11 | Георгий Победоносец на гербе г. Москвы и России. Кто он? Чем прославился и стал святым? | 1 | |
12 | Гимн, флаг и герб России и ХМАО. Толкование государственных символов. | 1 | Оформляется выставка |
13 | Добродушие (душа, доброта, счастье) | 1 | |
14 | Что такое любовь? Учимся любить (любовь, милосердие, злость) | 1 | |
15 | Трудолюбие и лень. Урок-исследование педагогических ситуаций. | 1 | Открытое занятие для родителей |
16 | Семейные традиции и святки. | 1 | |
17 | Рождество Христово. Участие в рождественском утреннике (КДК «Рондо») | 1 | Посещение с родителями |
18 | Крещение Господне. Участие в освящении воды на реке «Конда» (по желанию) | 1 | Посещение с родителями |
19 | Благовещение Пресвятой Богородицы. Кто такая Богородица? | 1 | |
20 | Совесть – добрый помощник (о грехе воровства) Почему человека мучает совесть? | 1 | Мини-сочинение, устный рассказ |
21 | Щедрость и жадность. Урок-исследование педагогических ситуаций. | 1 | |
22 | Какую дружбу считают настоящей? Что мешает дружить (гордость, зависть, ложь)? | 1 | Урок в технологии проблемного обучения |
23 | Мир души моей. Истинное богатство. | 1 | |
24 | Таинства Церкви (Исповедь, Причастие, Венчание) Урок-исследование. | 1 | Оформление памятки |
25 | Скорый помощник (чудотворец Серафим Саровский, его жизнь и земной подвиг) | 1 | Оформление листовки |
26 | Скорый помощник (преподобный Сергий Радонежский, его жизнь и земной подвиг) | 1 | Оформление листовки |
27 | Пост и прощение. Крест – символ спасения. | 1 | |
28 | Посещение Воскресной школы и Храма «Всех скорбящих Радость». Пасха Христова. Крашение яиц. Звон в колокола (по желанию). | 1 | Разговор с настоятелем Храма |
29 | Твоё святое имя. Зачем нужно делать добрые дела? Есть ли сейчас место подвигу? | 1 | Урок в технологии проблемного обучения |
30 | Защита Отечества – долг каждого гражданина России. Подвиги в мирное время. | 1 | |
31 | Подвиги детей в годы войны. Кто такие пионеры-герои? | 1 | Мультимедийное приложение |
32 | Азбука веры. Итоговое занятие. | 1 | |
33 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 |
Список литературы
Для учителя:
- С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкая. Методическое пособие для учителей и родителей к рабочей тетради «Азбука православия» ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г.
- Электронное приложение к учебнику С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкой «Азбука православия»
- А.В. Кураев «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Основы православной культуры. 4-5 классы: Методическое пособие /А.В. Кураев.- М.: Просвещение, 2013.
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»
Для учащихся:
- С.В. Юрцун, В.Н. Афтенко, Е.Н. Белолипецкая. Учебное пособие для учащихся «Азбука православия» ХМАО – Югра, г. Урай. 2013г.
- Альбом, цветные карандаши, фломастеры
учитель начальных классов С.В.Карпова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 1 класс
Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандар...