Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и планом внеурочной деятельности МАОУ НОШ № 53.
Программа ведётся в 1 классе, рассчитана на 33 часа.
Цели программы:
1. Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития дошкольников.
2. Осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской сказкой.
3. Содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Задачи программы:
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
- Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
- Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
- Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
- Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
Особенности построения программы
Занятия программы предполагают использование
– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,
– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,
– былин,
– познавательных рассказов из круга детского чтения.
В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.
Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.
Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.
Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.
Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.
Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
- Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов
- Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность
- Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки
2. Учебно-тематическое план
№ п/п | Название сказки | Тема | Кол-во часов |
1. | “Репка” | “Там, где дружат – живут, не тужат” | 1 |
2. | “Колобок” | “Лесть без зубов, а с костьми съест” | 1 |
3. | “Теремок” | “В тесноте, да не в обиде” | 1 |
4. | “Кот и петух” | “Друг познается в беде” | 1 |
5 | “Муравей и голубка” | “Сам погибай, а друга выручай” | 1 |
6. | “Маша и медведь” | “Глупый киснет, а умный все промыслит” | 1 |
7 | “Гуси-лебеди” | “Придет беда – не купишь ума” | 1 |
8 | “Каша из топора” | “Смекалка – второе счастье” | 1 |
9. | Проверочное занятие | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. | 1 |
10. | “Два Мороза” | “С трудом и мороз не страшен”, “Труд согревает” | 1 |
11. | “Лисичка-сестричка и волк” | “Первой касатке не верь”, “Догадаешься, как проиграешься” | 1 |
12. | “Морозко” | “Как проживешь, так и прослывешь” | 1 |
13. | Новогоднее занятие | 1 | |
14. | “Двенадцать месяцев” | “Доброму Бог помогает” | 1 |
15. | “Зимовье зверей” | “Согласного стада волк не берет”, “В согласии жить – никто не одолеет” | 1 |
16. | “Заюшкина избушка” | “На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай” | 1 |
17. | “Летучий корабль” | “Добро в век не забудется ” | 1 |
18. | “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” | “Умей обождать”, “Мир не без добрых людей” | 1 |
19. | Проверочное занятие | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. | 1 |
20. | “Стойкий оловянный солдатик” | “За честь хоть голову снесть” | 1 |
21. | “Как рубашка в поле выросла” | “За один раз дрова не срубишь”, “Дело шутки не любит” | 1 |
22. | “О рыбаке и рубке” | “Чего нет, того и хочется”, “Кто многого желает, тот и мало не видает” | 1 |
23. | “Сивка-бурка” | “Храброму смерть не страшна”, “За добро добром платят” | 1 |
24. | “Царевна-Несмеяна” | “Долг платежом красен” | 1 |
25. | “Царевна-лягушка” | “Покорись беде и беда покорится” | 1 |
26. | “Иван-царевич и серый волк” | “Что кому на роду написано, то тому Бог и даст” | 1 |
27. | “Спящая красавица” | “Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал” | 1 |
28. | Экскурсия | В дом-музей В.М. Васнецова | 1 |
29. | Былина “На заставе богатырской” | “Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст” | 1 |
30-31 | Авторская музыкальная сказка | 2 | |
32. | “Цветик-семицветик” | “Для милого дружка и сережка из ушка” | 1 |
33. | Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 33 |
3.Содержание курса
Занятия программы предполагают использование
– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,
– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,
– былин,
– познавательных рассказов из круга детского чтения.
В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.
Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.
Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.
Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.
Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие навыков сотрудничества, находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Предметные:
формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности;
формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова;
формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.
4. Список литературы к программе
1. Андерсен Г.Х. Дикие лебеди и другие сказки. – София: 1964
2. Аникин В.П. Русские народные сказки. – М.:1984
3. Богатырские сказы. – М.: 1995
4. Галеркина О. Художник В.М. Васнецов. – Л.: 1957
5. Даль В.И. Пословицы русского народа
6.Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М.: 1978
7.Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993
8. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика.– М.: 1971
9. На острове Буяне. – М.: 1999
10. Народные русские сказки. – М.: 1982
11. Перро Ш. Волшебные сказки. – М.: 1993
12. Русские народные сказки. – М.: 1958
13. Трубецкой Е.Н. “Иное царство” и его искатели в русской народной сказке. –М.: 2000
14. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: 1995
15. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск: 1997
16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000
17. Шамаева С.В. Апология сказки. – Воронеж: 1994
18. Шанина Н.Ф. В.Васнецов. –Л.: 1979
5. Список литературы
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство «Просвещение» - 3. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
- 4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
- 5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)
Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания....
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 2 класс
Программа внеурочной деятельности во 2 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного обра...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 3 класс
Программа внеурочной деятельности в 3 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 4 класс
Программа внеурочной деятельности в 4 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...