Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Земцова Елена Николаевна

Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  планируемых результатов начального общего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  планируемых результатов начального общего образования.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и планом внеурочной деятельности МАОУ НОШ № 53.

Программа  ведётся в  1 классе, рассчитана на 33 часа.

      Цели программы:

1. Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития дошкольников.

2. Осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием  русской сказкой.

3. Содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и  авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи программы:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
  2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
  3. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
  4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
  5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость  и правил доброй, совестливой жизни.
  6. Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
  7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
  9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  10. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую  деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
  11. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  12. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  13. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Особенности построения программы

Занятия программы предполагают использование

– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,

– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,

– былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале года берутся простые и небольшие  русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

  1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов

  1. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность

  1. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки

2. Учебно-тематическое план

№ п/п

Название сказки

Тема

Кол-во часов

1.

“Репка”

“Там, где дружат – живут, не тужат”

1

2.

“Колобок”

“Лесть без зубов, а с костьми съест”

1

3.

“Теремок”

“В тесноте, да не в обиде”

1

4.

“Кот и петух”

“Друг познается в беде”

1

5

“Муравей и голубка”

“Сам погибай, а друга выручай”

1

6.

“Маша и медведь”

“Глупый киснет, а умный все промыслит”

1

7

“Гуси-лебеди”

“Придет беда – не купишь ума”

1

8

“Каша из топора”

“Смекалка – второе счастье”

1

9.

Проверочное занятие

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

1

10.

“Два Мороза”

“С трудом и мороз не страшен”, “Труд согревает”

1

11.

“Лисичка-сестричка и волк”

“Первой касатке не верь”, “Догадаешься, как проиграешься”

1

12.

“Морозко”

“Как проживешь, так и прослывешь”

1

13.

Новогоднее занятие

1

14.

“Двенадцать месяцев”

“Доброму Бог помогает”

1

15.

“Зимовье зверей”

“Согласного стада волк не берет”, “В согласии жить – никто не одолеет”

1

16.

“Заюшкина избушка”

“На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да  свой затевай”

1

17.

“Летучий корабль”

“Добро в век не забудется ”

1

18.

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

“Умей обождать”, “Мир не без добрых людей”

1

19.

Проверочное занятие

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

1

20.

“Стойкий оловянный солдатик”

“За честь хоть голову снесть”

1

21.

“Как рубашка в поле выросла”

“За один  раз дрова не срубишь”, “Дело шутки не любит”

1

22.

“О рыбаке и рубке”

“Чего нет, того и хочется”, “Кто многого желает, тот и мало не видает”

1

23.

“Сивка-бурка”

“Храброму смерть не страшна”, “За добро  добром платят”

1

24.

“Царевна-Несмеяна”

“Долг платежом красен”

1

25.

“Царевна-лягушка”

“Покорись беде и беда покорится”

1

26.

“Иван-царевич и серый волк”

“Что кому на роду написано, то тому Бог и даст”

1

27.

“Спящая красавица”

“Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал”

1

28.

Экскурсия

В  дом-музей В.М. Васнецова

1

29.

Былина “На заставе богатырской”

“Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст”

1

30-31

Авторская музыкальная сказка

2

32.

“Цветик-семицветик”

“Для милого дружка и сережка из ушка”

1

33.

Итоговое занятие

1

Итого

33

3.Содержание курса

Занятия программы предполагают использование

– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,

– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,

– былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале года берутся простые и небольшие  русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.

Планируемые результаты:

Личностные:    

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование эстетических чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

развитие навыков сотрудничества, находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения,  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Предметные:

формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности;

формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова;

формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.

4. Список литературы к программе

1. Андерсен Г.Х. Дикие лебеди и другие сказки. – София: 1964

2. Аникин В.П. Русские народные сказки. – М.:1984

3. Богатырские сказы. – М.: 1995

4. Галеркина О. Художник В.М. Васнецов. – Л.: 1957

5. Даль В.И. Пословицы русского народа

6.Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М.: 1978

7.Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993

8. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика.– М.: 1971

9. На острове Буяне. – М.: 1999

10. Народные русские сказки. – М.: 1982

11. Перро Ш. Волшебные сказки. – М.: 1993

12. Русские народные сказки. – М.: 1958

13. Трубецкой Е.Н. “Иное царство” и его искатели в русской народной сказке. –М.:                  2000

14. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: 1995

15. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск: 1997

16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000

17. Шамаева С.В. Апология сказки. – Воронеж: 1994

18. Шанина Н.Ф. В.Васнецов. –Л.: 1979

5. Список литературы

  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    Издательство «Просвещение»
  2. 3.   Ковалева Г.С.  Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  3. 4.   Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
  4. 5.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)

Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания....

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 2 класс

Программа внеурочной деятельности во 2 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного обра...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 3 класс

Программа внеурочной деятельности в 3 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 4 класс

Программа внеурочной деятельности в 4 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...