Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа воспитания детей и подростков, цель которой – создание условий для формирования личности гражданина, социального становления, патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в нестандартных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот» | 140.5 КБ |
Титульный лист к программе | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа гражданско-патриотического воспитания
«Я – гражданин и патриот»
Содержание
1 | Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот» | 2 | |
1.1 | Актуальность программы ………………………………... | 2 | |
1.2 | Цель и задачи программы………………………………... | 3 | |
1.3 | Принципы военно-патриотического воспитания………. | 4 | |
1.4 | Паспорт программы………………………………………. | 7 | |
1.5 | Направления и формы реализации программы………… | 8 | |
1.6 | Ожидаемые результаты…………………………………... | 9 | |
1.7 | План мероприятий по патриотическому воспитанию…. | 15 | |
1.8 | Оценка результатов………………………………………. | 15 | |
2 | Список литературы………………………………………. | 15 | |
3 | Приложения………………………………………………. | 16 |
1.1 Актуальность программы
В современном обществе остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Легко ли быть патриотом? Как привить человеку чувство любви к Родине? Каким должно быть патриотическое воспитание поколения?
1.2 Цель и задачи
В связи с этим разработана программа воспитания детей и подростков, цель которой – создание условий для формирования личности гражданина, социального становления, патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в нестандартных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Задачи:
- создание условий для совместной деятельности двух поколений: старшего (бабушки, дедушки) и младшего (дети, внуки) во имя общей цели;
- обмен знаниями, «живой» диалог между поколениями;
- улучшение коммуникации между поколениями;
- развивать социальные компетентности воспитанников (коммуникабельность, исполнительность, творческие навыки) через участие в проектной деятельности;
- способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, сохранять историческую память поколений у детей;
- утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Свойства, характеризующие гражданина — патриота своей страны:
• умение любить Родину;
• неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью;
• готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
• умение устанавливать контакты с другими людьми;
• способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
• умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность.
1.3 Принципы военно-патриотического воспитания
Основополагающие принципы военно-патриотического воспитания, представляющие собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, с учетом особенностей различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
1.4 Паспорт программы
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 11» Находкинского городского округа «Я – гражданин и патриот» на 2018-2020 гг. |
2. Сроки реализации | 2018 – 2020 гг. Программа рассчитана на 2 года I этап: проектный. Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания. Задачи: Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты. Разработать, обсудить и утвердить Программу патриотического воспитания. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы. Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы. II этап: практический. Цель: реализация Программы патриотического воспитания. Задачи: Организация внеурочной работы. Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия. Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами. Проведение мониторинга эффективности Программы. III этап: аналитический. Цель: анализ итогов реализации Программы. Задачи: Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения. Проведение коррекции затруднений в реализации Программы. Планирование работы на следующий период. |
3. Основание для создания программы |
|
5. Заказчик программы |
|
6. Аннотация программы | Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» «Я – гражданин и патриот» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих индивидуальных способностей и роста личности ребенка. |
7. Предполагаемый результат | Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России. |
1.5 Программа реализуется по трем направлениям:
- «Связь поколений» (походы в музеи, беседы с родственниками, ветеранами, «детьми войны», посещение библиотеки);
- «Растим патриота и гражданина России» (урочная, внеурочная деятельность);
- «Юные исследователи» (исследовательская деятельность)
Формы реализации программы:
- теоретические: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми,
классные часы, посещение музеев, экскурсии, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов и презентаций);
- практические: конкурсы, викторины, экскурсии, деловая игра, ролевая игра, познавательная игра, тематические игры, подготовка и проведение КТД, квесты, оформление стендов, стенгазет, заметок в СМИ, поздравление ветеранов ВОв, участие в акциях (приложение № 1).
1.6 Ожидаемые результаты
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей ОО и рассчитана на 2 года.
Ожидаемые результаты:
1. В организации, как образовательной системе:
- организация работы по военно-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания военно-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- качественный рост воспитанности детей;
- достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
- активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
- способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
Количественные параметры:
- включенность каждого ученика в воспитательные мероприятия;
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- самостоятельная организация и проведение мероприятий (самоуправление).
1.7 План мероприятий по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин и патриот»
№ | Название мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время | |||
1 | Проведение дополнительного курса по военно-патриотической тематике | В течение года | Заместитель директора по ВР |
2 | Организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр на военную тематику | В течение года | Заместитель директора по МР |
3 | Организация работы по проектной деятельности обучающихся на военно-патриотическую тематику | В течение года | Учителя |
4 | Организация школьной конференции «Российская армия. Вчера. Сегодня. Завтра», школьных конкурсов: «Нить времен», «Знатоки военной истории России», «Знатоки истории Великой Отечественной войны», | В течение года | Заместитель директора по ВР, учителя-предметники |
5 | Проведение диспутов на военно-патриотические темы | В течение года | Учителя истории |
6 | Подготовка презентаций обучающимися и использование их в процессе урока на военно-патриотические темы | В течение года | Учителя истории, учитель информатики |
7 | Участие в международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны» | В течение года | Заместитель директора по ВР, учителя истории |
Проведение массовых мероприятий | |||
1 | Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ: походы в музеи, приглашение передвижных музеев. | Май | Заместитель директора по ВР |
2 | Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества | Февраль | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
3 | Создание выставки книг: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт», «Битва под Москвой» | В течение года | Заместитель директора по ВР, библиотекарь |
4 | Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
5 | Проведение операции «Забота»: | Декабрь. февраль, май | Заместитель директора по ВР, классные руководители, Совет старшеклассников |
6 | Встречи с участниками ВОВ, афганской, чеченской войн и героями тыла | В течение года | Заместитель директора по ВР |
7 | Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам российского и городского значения: «Битва за Москву», «День героя», | Ноябрь, декабрь, январь | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
8 | Выпуск боевых листов: «Битва за Москву», «Великие полководцы» | Январь, декабрь, февраль | Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников |
9 | Проведение акции «Подвиг моего прадеда» | Апрель, май | Классные руководители |
10 | Участие в интеллектуально-спортивных играх «Зарничка», «Первый рубеж», «Вперед, мальчишки!» | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, Учителя физической культуры |
11 | Проведение музейных уроков (в городском музее), классных часов, уроков мужества на военно-патриотические темы | В течение года | Руководитель музея, классные руководители |
12 | Возложение цветов к Вечному огню | Май | Классные руководители |
13 | Участие в акции «Бессмертный полк», «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка» | В течение года | Заместитель директора по ВР |
17 | Организация работы малого кинотеатра «Фильмы о ВОВ» | В течение года | Классные руководители |
18 | Участие в параде 9 мая | май | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность | |||
1 | Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» для обучающихся 1-4-х классов | Февраль | Учителя физкультуры |
2 | Проведение соревнований по мини-футболу среди обучающихся 6-11-х классов | Январь | Учителя физкультуры |
3 | Проведение военно-спортивной игры «Зарница» | Сентябрь | Учителя физкультуры, заместитель директора по ВР |
4 | Соревнования по пулевой стрельбе среди обучающихся 7-11-х классов | Март | Учитель физкультуры |
5 | Участие в городских соревнованиях по легкой атлетике, посвященных Дню Победы | Май | Учитель физкультуры |
6 | Организация работы спортивных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу, | В течение года | Учителя физкультуры, заместитель директора по ВР |
Общественно полезный труд | |||
1 | Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет | 1 раз в четверть | Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ |
2 | Благоустройство территории ОО | Апрель, май | Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, классные руководители |
Методическое обеспечение | |||
1 | Создание кино- и видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: Дню города; Дню защитника Отечества; Дню Победы и др. | В течение года | Заместитель директора по ВР, руководитель музея |
2 | Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях | В течение года | Заместитель директора по ВР |
3 | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций | Сентябрь | Заместитель директора по ВР |
4 | Освещение опыта работы организации в средствах массовой информации | В течение года | Заместитель директора по ВР |
Мероприятия в направлении «Я и моя семья» | |||
1 | Анкетирование по профориентации с обучающимися 9-х классов | I полугодие | Центр занятости, заместитель директора по ВР |
2 | Родительские собрания, конференции | В течение года | Заместитель директора по ВР, психологи, классные руководители |
4 | Проведение праздников, спортивных эстафет с обучающимися и их родителями | В течение года | Учитель физкультуры, классные руководители |
5 | Проведение акций «В театр всей семьей» | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
1.8 Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:
широта охвата объектов воспитания; целенаправленность; системность; содержательность; инновации.
Риски программы
Риск | Пути преодоления риска |
1. Пассивность педагогического коллектива | Убеждение в необходимости гражданско-патриотического воспитания школьников |
2. Отсутствие активности со стороны учащихся и их родителей | Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности |
3. Перегрузка учащихся | Согласование планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы |
4. Недостаточность материальных средств для реализации программы | Привлечение спонсорских средств |
Литература
- Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013 - 2017 годы. Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 № 395-па;
- Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 N 273-Ф;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 № 2765-р;
- Программа Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию
- Акция «Ветеран живет рядом».
- Акция «Письмо солдату».
- Игра «Зарница».
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных воин.
- Единые классные часы.
- Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
- Возложение цветов к Памятным местам.
- Круглый стол
- Конференции
- Исследования
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»
Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на повышение статуса патриотического воспитани...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - патриот»
Цель моей программы-формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, кр...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА 2015-2016 ГОДЫ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
В программе 7 блоков: 1. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в МОУ СОШ №21 в 3 «А» классе 2. Пояснительная записка (Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учени...
Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я -гражданин России"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №421Петродворцового района Санкт-Петербурга_____________________________________________________________...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Я гражданин и патриот"
Программа патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастны...