Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»
методическая разработка по теме
Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на повышение статуса патриотического воспитания, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций, с учетом регионального компонента и на основе традиций воспитательной системы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_-_grazhdanin_rossii.docx | 50.02 КБ |
programma_detskaya_organizatsiya.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
__________Нукатова С.
Приказ № от
Программа
гражданско - патриотического воспитания
МОУ «СОШ с. Пигари»
«Я – гражданин России»
Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
- Актуальность.
В настоящее время Россия снова переживает непростой исторический период, характеризующийся инфляцией, экономической дороговизной жизни, ее моральным обесцениванием.
Сложные социально-экономические перемены, происходящие в стране, ведут к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах общества. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма у молодежи. Стала очевидной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам. Противоречия, особенно обострившиеся в последнее время, диктуют необходимость поиска новых путей развития системы воспитания, оздоровления и досуговой деятельности.
Героические события истории нашего Отечества, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры, спорта еще являются нравственными идеалами, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса действий по гражданско-патриотическому воспитанию.
2.Концептуальная часть.
Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на повышение статуса патриотического воспитания, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций, с учетом регионального компонента и на основе традиций воспитательной системы школы.
Гражданско - патриотическое воспитание учащихся мы понимаем как многоплановую, систематическую, целенаправленную деятельность педагогического коллектива по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.
Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Программа направлена на формирование патриотического сознания, активной гражданской позиции, социализацию учащихся,
Конечным результатом программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и гражданственности.
Цель программы:
Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия для формирования личности человека, готового к достойной самореализации в условиях 21 века и для формирования социально-компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно-богатого, гражданина и патриота России.
Направления деятельности.
- Моя малая родина.
Это направление предполагает:
*Изучение истории России, Саратовской области, района, родного села,
организация поисково - исследовательской работы, написание рефератов;
*проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми;
*проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории.
*активизация и совершенствование деятельности школьного музея, изучение истории школы, закрепление школьных традиций.
* работа по благоустройству школьного здания и территории школы, проведение субботников, трудовых десантов, акций,
- Ты гражданином быть обязан.
В рамках этого направления осуществляются мероприятия по изучению Конституции РФ, символов российского государства, встречи с депутатами районного и местного Совета, праздник вручения паспорта, день Конституции РФ.
- Защитники Отечества.
Основное содержание этого направления: подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии
- Проведение уроков мужества.
- Участие в смотре-конкурсе почетных караулов, в смотрах строя и военной песни.
- Организация военно-спортивных игр «Зарница», «Зарничка», военно-полевых сборов для юношей 10 – 11 классов.
- Встречи с военнослужащими, с ветеранами войны, конкурсы чтецов «О доблести, о мужестве, о славе», мероприятия по изучению военной истории Отечества.
- Салют, Победа!
В рамках реализации этого направления программы школьники
*изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в митингах, интеллектуальных играх, акциях
*готовят программу агитбригады, концертные программы, выступления театральной студии.
*оказывают шефскую помощь ветеранам войны, ухаживают за памятниками павшим воинам.
Задачи программы.
- Воспитательные.
- Воспитать чувство патриотизма, гражданского долга, желание служить Родине и защищать ее.
- Познакомить учащихся с жизненным путем и величием подвига воинов- защитников России, показать им образцы нравственного отношения к служению Родине.
- Строить воспитание учащихся на традициях Российского государства.
- Воспитать у учащихся чувство глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением.
- Познакомить учащихся с историей родного села, воспитывать чувство любви и уважения к его историческому прошлому.
- Помочь учащимся понять неповторимость, очарование, своеобразие родной стороны.
- Развить у детей чувство рода, ответственность за свою родословную, гордость за свою фамилию.
- Помочь учащимся осознать роль школы в жизни, развить чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником.
- Сформировать навыки правовой культуры учащихся.
- Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской
позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.
- Образовательные.
- Расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
- Подготовить к службе в Вооруженных силах.
- Дополнить знания учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы, по истории России, краеведению, культуре, развить желание учащихся заниматься
- Познакомить учащихся со спецификой музейного дела, организовать работу постоянно действующего музея школы.
- Обучить учащихся военно-прикладным видам спорта, методам организации военно-спортивных игр, военно-полевых сборов.
- Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях.
- Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем великих земляков.
- Коммуникативные.
- Развить у учащихся навыки коллективной деятельности
- Развить у учащихся умение общения со сверстниками, взрослыми, младшими товарищами, престарелыми людьми на основе совместной творческой деятельности.
- Построить позитивную систему межличностных взаимоотношений детей и взрослых.
Программа рассчитана на 5 лет, 2011 – 2015 годы.
План реализации программы
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Исполнитель | Ожидаемый результат |
Формирование нормативно-правовой базы патриотического воспитания школьников | ||||
1. | На основе ФЗ «О днях воинской славы России» создать календарь памятных дат России, Саратовской области. | 2011 | Библиотекарь | Создание исторической основы патриотического воспитания. |
2. | Создать и периодически пополнять картотеку федеральных и местных федеральных и местных законодательных актов по вопросам гражданского и патриотического воспитания граждан. | Весь период | Зам. директора по ВР, библиотекарь | Нормативно-правовая база государственной политики в области Гражданско-патриотического воспитания |
Методическая работа в области патриотического воспитания школьников | ||||
1. | Организация и проведение школьной конференции по теме «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития» | 2011 | Зам. директора по ВР | Повышение квалификации педагогических работников |
2. | Проведение семинаров, совещаний с классными руководителями, учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, реализующими программу гражданско-патриотического воспитания. | 2011 -2012 | Зам.директора по ВР, Руководители МО | Повышение квалификации педагогических работников, расширение возможностей системы образования |
3. | Проведение единого методического дня по организации работы по направлениям «Малая моя родина», «Защитники Отечества», «Ты гражданином быть обязан», «Салют, Победа» | Ежегодно | Зам. директора по ВР | Повышение квалификации педагогических работников |
4. | Провести презентацию разработок уроков, внеклассных воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию. | 2011г. 2015 г. | Зам. директора по ВР | Распространение опыта гражданско-патриотического воспитания |
5. | Обобщение накопленного опыта по организации гражданско-патриотического воспитания в школе. | 2015 | Зам. директора по В.Р. | Распространение опыта гражданско-патриотического воспитания. |
6. | Разработать программу развития музея школы. | 2012-2013 | Знакомство учащихся со спецификой музейного дела, организовать работу постоянно действующего музея школы. | |
Направления деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА | ||||
1. | Организация классных мероприятий с учащимися и их родителями по теме «Люблю тебя, родимый край» | Постоянно | Классные руководители | Развитие у учащихся умения общения со сверстниками, взрослыми, младшими товарищами, престарелыми людьми на основе совместной творческой деятельности. |
2. | Организация сотрудничества с музеями и библиотеками и учреждениями дополнительного образования района по изучению истории России, Саратовской области | Постоянно | Зам. директора по ВР, Классные руководители | Пополнение знаний учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы по истории России, краеведению, культуре. |
3. | Участие в фотоконкурсе «Красота мира», посвященного родной природе. | Октябрь-декабрь 2012 г. | Руководители ТО | Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов. |
4. | Интеллектуальный турнир «Саратов от А до Я» | 2011 г. Сентябрь-ноябрь | библиотекарь | Знакомство учащихся с историей родного города, воспитание чувства любви и уважения к его историческому прошлому. |
5. | Интеллектуальная игра «Колесо истории» | Ноябрь 2013 г. | Зам. директора по ВР, Классные руководители | Знакомство учащихся с историей родного города, воспитывать чувство любви и уважения к его историческому прошлому. |
6. | День краеведческих знаний | Ежегодно сентябрь | Классные руководители | Пополнение знаний учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы, по истории России, краеведению, культуре. |
7. | Праздник Первого звонка «Здравствуй, школа» | Ежегодно сентябрь | Классные руководители 9 и 11 классов | Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником |
8. | Школьный день туризма. | Ежегодно сентябрь | Зам. директора по ВР, Классные руководители | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
9. | Литературная гостиная «Малая моя родина» | Ежегодно | Библиотекарь | Развитие творческих способностей, формирование эстетического вкуса. |
10. | День ученика. | Ежегодно октябрь | Педагог-организатор | Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником |
11. | День рождения школы. | Ежегодно май | Зам. директора по ВР, Классные руководители | Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником |
12. | Акция «Чистый двор -чистая улица» | Ежегодно апрель | Совет лидеров | Развитие, становление и укрепление гражданской позиции. |
13. | Праздник последнего звонка. | Ежегодно май | Зам. директора по ВР, Классные руководители | Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником |
14. | Праздник успеха. | Ежегодно май | Зам. директора по ВР, Классные руководители | Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником Создание ситуации успеха |
ТЫ ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН | ||||
1. | Урок гражданина России. | Ежегодно сентябрь | Классные руководители | -Знание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, о возможности граждан влиять на политику и жизнь своего города и государства в целом. |
2. | Памятная дата России. День солидарности в борьбе с терроризмом | Ежегодно сентябрь | Зам. директора по ВР, | Развитие, становление и укрепление гражданской позиции. |
3. | Конференция учащихся «Учебный год: каким ему быть?» | Ежегодно сентябрь | Зам. директора по ВР, | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции учащихся, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения. |
4. | Операция «Подросток» | Ежегодно Май- октябрь | Социальный педагог | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции |
5. | День народного единства | Ежегодно ноябрь | Классные руководители | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции |
6. | Урок Конституции» Что такое закон? Главный закон страны. | Ежегодно декабрь | Классные руководители | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции |
7. | Неделя правовых знаний Права детей – защита государства. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Асоциальное поведение. | Ежегодно ноябрь | Социальный педагог | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции учащихся, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения. |
8. | Цикл занятий по программе «Мои профессиональные намерения» | Ежегодно 1 раз в месяц | Соц. пед. | Определение выбора жизненного пути, выбора профессии. |
9. | Цикл бесед «Ты и закон» , встречи с представителями правоохранительных органов по профилактике правонарушений. | Ежегодно 1 раз в месяц | Соц. пед. | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции |
10. | Цикл классных часов по профессиональному самоопределению учащихся «Твой выбор» | Ежегодно 1 раз в месяц | Классные руководители Социальный педагог | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции |
11. | Экскурсии образовательного характера на день открытых дверей в высшие и средние учебные заведения города. | Ежегодно Март, апрель | Кл.рук. Соц. пед. | Определение выбора жизненного пути, выбора профессии. |
12. | Деловая игра «Покажи себя в полном блеске или как устроиться на работу» для 11- классников | Ежегодно | Классный руководитель | Формирование навыков правовой культуры учащихся активной жизненной позиции |
13. | День инспектора в школе | Ежегодно апрель | Социальный педагог | Развитие, становление и укрепление гражданской позиции, отрицательного отношения к правонарушениям. |
14. | Цикл занятий «Как бороться с вредными привычками. | Ежегодно 1 раз в месяц | Социальный педагог | Развитие, становление и укрепление гражданской позиции, отрицательного отношения к правонарушениям |
ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА | ||||
1. | Первенство района по волейболу | Сентябрь Январь Ежегодно | Руководители спортивных секций | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
2. | Месячник военно-патриотической и спортивно-массовой работы | Ежегодно Январь-февраль | Зам директора по ВР | Овладение военно-прикладным видами спорта, методам организации военно-спортивных игр, подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
3. | Конкурс «А ну-ка, мальчики» | февраль | Педагог-организатор | Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
4. | Слет настоящих мальчишек» | февраль | Педагог -организатор | Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
5. | «Время выбрало нас» встречи с ветеранами афганской войны и контртеррористической операции в Чеченской республике. | Январь, февраль | Руководитель ТО «Юный патриот» | Знакомство учащихся с жизненным путем и величием подвига воинов-защитников России, демонстрация им примеров нравственного отношения к служению Родине |
6. | Организация работы ТО «Юный патриот» | Сентябрь, в течение года | Руководитель ТО «Юный патриот» | Овладение военно-прикладным видами спорта, методам организации военно-спортивных игр, подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
7. | Участие в конкурсе «А мы в армию готовы» | февраль | Руководитель ТО «Юный патриот» | Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
8. | Смотр -конкурс почетных караулов. | Ежегодно май | Руководитель ТО «Юный патриот» | подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
11. | Школьная «Зарничка» для учащихся 1 – 4 классов | Ежегодно февраль | Руководитель ТО «Юный патриот» | Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
12. | Заседание клуба старшеклассников «Есть такая профессия – Родину защищать» | Ежегодно февраль | Зам.директора по ВР, классные руководители | Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
13. | Участие в городском смотре конкурсе почетных караулов | февраль | Зам.директора по ВР | Овладение военно-прикладным видами спорта, методами организации военно-спортивных игр |
14. | Смотр строя и военной песни | февраль | Зам.директора по ВР, классные руководители | Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
15. | Акция «Поздравления защитникам Отечества» | февраль | Классные руководители | Формирование потребности в заботе о старшем поколении. |
16. | Школьная «Зарница» | Ежегодно май | Руководитель ТО «Патриот» | Овладение военно-прикладным видами спорта, методам организации военно-спортивных игр |
17. | Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница» | Ежегодно февраль | Зам.директора по ВР, классные руководители Руководитель ОБЖ | подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
18. | День призывника | Ежегодно ноябрь | Руководитель ОБЖ | подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
19. | Военно-полевые сборы десятиклассников | Ежегодно май | Руководитель ОБЖ | подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии |
20. | Лыжня России. | Ежегодно февраль | Руководители спортивных секций | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
21. | Первенство района и города по минифутболу | Февраль, март | Руководители спортивных секций | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
22. | Легкоатлетическое четырехборье. | Ежегодно Апрель-май | Руководители спортивных секций | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
23. | Легкоатлетическая эстафета | Ежегодно апрель | Руководители спортивных секций | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
24. | Майская эстафета. | Ежегодно май | Руководители спортивных секций | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
25. | туристический слет. | Ежегодно май | Преподаватель ОБЖ | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья. |
САЛЮТ, ПОБЕДА! | ||||
1. | Организация месячника «Вахта памяти» | Апрель-май, ежегодно | Совет лидеров МО классных руководителей | Активизация работы по патриотическому воспитанию |
2. | Цикл бесед - встреч с ветеранами Великой Отечественной войны (участниками войны, тружениками тыла, детьми войны) «Фронтовая судьба земляков» | Ежегодно, в течение года | Классные руководители | Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением |
3. | Посещение музея «По местам боевой Славы земляков» | Ежегодно, в течение года | Классные руководители Библиотекарь | Расширение кругозора, пополнение знаний учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы, по истории России, краеведению, культуре, о людях, которые отдали свою жизнь за будущее России. Воспитание патриотизма средствами культуры и искусства. |
4. | Конкурс творческих работ (рисунков, сочинений, рефератов), посвященный юбилею Победы. | февраль | Руководители ТО Учителя литературы за. Директора по ВР | Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов |
5. | Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной» | январь | Учителя литературы Ст. вожатая | Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства. |
6. | «Мы не просто вспоминаем дни войны» | май | Театральная студия «Первоцвет» | Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства. |
7. | Итоговое КТД «Нам память досталась в наследство» | май | Совет лидеров | Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину. |
8. | Акция «Поздравление ветерану» | Февраль Май | Классные руководители | Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением |
9. | Трудовой десант у памятника | Май | Совет лидеров ТО «Юный патриот» | Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину. |
10. | Митинг | Май | Совет лидеров ТО «Юный патриот» Классные руководители 1 -11классов | Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину. |
11. | Областной детско-юношеский конкурс творческих работ «И помнит мир спасённый!» | Апрель 2013 | Руководители ТО | Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства. |
12. | Муниципальный детско-юношеский конкурс исполнителей патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» | Март 2011-15 | Руководители ТО | Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства. |
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
Военно-патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности: из опыта работы
Кисляков Н.И.
МОУ «СОШ № 7», г. Усть-Илимск
События недавнего прошлого подтверждают, что экономическая дезинтеграция общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, происходит снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданско-патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Совершенно очевидно, что в этих условиях решение острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства является первостепенной задачей.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию [2].
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели образование к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон практической системы воспитания. Изменился и подход к воспитанию через целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2].
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В педагогических исследованиях прошлых лет многие ученые в том или ином аспекте рассматривали проблему военно-патриотического воспитания. Так, В.В. Белоусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородникова, Д.Н. Щербаков и другие рассматривали патриотизм как нравственное чувство, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев – как моральный принцип, И.С. Марьянко, И.П. Егоров, Ю.П. Сокольников – как нравственное качество [3].
Решение задач военно-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения позволило выстроить органичную систему учебно-воспитательной работы.
Целью данной работы стало развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение некоторых задач: воспитание гражданина и патриота, формирование нравственных ценностей, чувства долга, готовности к защите Отечества, любви к родному краю, городу – через историческую память и любовь к семье, дому, школе, старшему поколению.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников выстроена с учетом таких принципов деятельности, как индивидуальный подход, соуправление, развитие творческого потенциала учащихся.
Становление деятельности по гражданско-патриотическому направлению началось в 2000 году, когда в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Усть-Илимска Иркутской области было сформировано общественное объединение учащихся 5-11 классов, отряд «Юнармейцы». Один из критериев успешной деятельности отряда – привлечение к работе большого количества учащихся.
В рамках деятельности отряда «Юнармейцы» можно выделить несколько основных направлений.
«Школа выживания»
Цель данного направления – подготовка допризывной молодежи к службе в рядах вооружённых сил. Этому способствует организация и проведение военно-спортивных игр «Зарничка» (2-7 классы); «Зарница» (8-9 классы); «Орлёнок» (10-11 классы). Большую роль при этом играет преемственность игр, проведение их в лучших традициях российского военного дела.
Кроме проведения военно-спортивных игр ведется работа по ознакомлению учащихся с символами российской, областной и муниципальной государственности: гербом, флагом, гимном, а также воспитанию уважения к государственной символике. Результатом данной работы стало формирование знаменной группы, которая открывает не только школьные, но и многие городские мероприятия.
Постоянно поддерживается связь с организациями военно-технического направления (Военный комиссариат, Управление по делам ГО и ЧС, пожарная часть № 30 города Усть-Илимска). Координируется работа отрядов юных инспекторов дорожного движения (пропаганда правил дорожного движения, участие в школьных и городских конкурсах ЮИДД).
В рамках внеклассной работы проводятся мероприятия по подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ, по выработке практических навыков и умений действовать в чрезвычайных ситуациях, безопасному поведению в экстремальных ситуациях, оказанию самопомощи и взаимопомощи.
«Милосердие»
Учащиеся нашей школы активно сотрудничают с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, воинами, отслужившими в «горячих точках». Ведется планомерная работа по оказанию помощи ветеранам, посещение на дому, организации встреч с участниками Великой Отечественной войны и других войн, включению их в учебно-воспитательный процесс.
Деятельность по данным направлениям осуществляется на основании плана работы на год, в планировании работы принимают участие не только школьники, но и педагогические работники: в рамках школьной работы это проведение классных часов, в рамках городской – участие в совместных мероприятиях-встречах, библиотечных лекциях и пр.
«Спорт и здоровье»
Данное направление включает в себя участие в месячниках патриотического воспитания, эстафетах, туристических слётах, соревнованиях.
Самым запоминающим мероприятием для ребят являются подготовка и участие в городских военно-спортивных играх «Зарница» и «Орлёнок».
Ребята соревнуются в таких конкурсах, как стрельба из пневматической винтовки, военно-спортивная полоса, туристическая полоса, оказание первой медицинской помощи пострадавшему, преодоление полосы ГО, разбивка военно-полевого лагеря и приготовление пищи, выпуск боевых листков, конкурсах «На привале», «Пожарная полоса», конкурс песни и строя.
«Творческая деятельность»
Отряд регулярно проводит фестивали, смотры-конкурсы на военно-патриотическую тематику, Дни Воинской Славы России и другие мероприятия.
В составе жюри в конкурсах принимают активное участие ветераны, что способствует поддержанию связи поколений, развивает у школьников интерес к изучению боевого прошлого, воспитывает у них чувство гордости и ответственности перед старшим поколением. Также юнармейцы принимают участие в городских митингах, праздниках-шествиях, уборке городских памятников, возложении венков и гирлянд к памятникам Воинской славы, в несении вахты памяти.
Муниципальная программа «Патриот России» дает возможность ребятам из отряда «Юнармейцы» принять участие в городских месячниках патриотического воспитания школьников и молодёжи. Работа отряда «Юнармейцы» неоднократно отмечена дипломами, грамотами и кубками за активное участие в общественном движении «Патриот России», освещена в средствах массовой информации.
В состав отряда «Юнармейцы» входят не только одарённые дети, но и дети так называемой группы «риска». Все члены объединения располагаются на разных ступеньках социальной лестницы: кто выше, кто ниже, в зависимости от своего жизненного опыта, возраста, характера, здоровья, отношения к товарищам, что и определяет в комплексе человеческую личность.
Военно-патриотическая работа, проводимая как на уроках по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, так и во внеклассной деятельности, позволила собрать комплексный методический материал, индивидуализированный по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности учащихся, что позволяет обеспечить продуктивную самостоятельную работу школьников на учебных занятиях и развивает потребность в рефлексивной творческой деятельности.
Выстроенная система позволяет воспитанникам добиться высоких результатов в жизни: многие выпускники отряда обучаются в высших учебных заведениях, а двое из них выбрали специальности, связанные с деятельностью нашего объединения: Клименков Андрей – Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище; Смирнов Александр – Уральское высшее военное училище противоздушной обороны.
Таким образом, реализация поставленных целей и задач военно-патриотической работы способствует воспитанию у учащихся таких качеств, как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, формированию нравственности, что является одним из основополагающих принципов образования. Кроме того, ребята учатся отстаивать свои интересы, владеть своими чувствами, уважению и взаимопониманию. Такое взаимодействие служит основой формирования единого коллектива, единства взглядов, доброжелательных отношений и стремления к достижению общей цели, что в свою очередь позволяет нашему коллективу, отряду «Юнармейцы» расти и совершенствоваться, достигать новых высот.
Литература
- Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1987.
- Васнев В.В. Надежная школа патриотизма. – М.: Изд-во «Русский журнал», 2002.
- Качалова В.Г., Кондратов К.С. Патриотизм. – М.: Изд-во «Вече», 1998.
- Фролова Ю.А. Здоровый образ жизни. – Пермь: Изд-во «Звезда», 1991.
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор______Нукатова С.
Приказ № от
Программа
детско-юношеской организации
«СПЕКТР»
МОУ «СОШ с. Пигари»
Детско-юношеская организация МОУ «СОШ с. Пигари»добровольное, самоуправляемое, общественное, некоммерческое, нерелигиозное, неполитическое формирование детей средней школы, которая объединяет детей в один дружный коллектив. Деятельность организации направлена на развитие у школьников организаторских способностей, раскрытие их творческого потенциала, на умение находить интересные дела, видеть и понимать прекрасное, на создание условий, при которых учащиеся сами могли бы улучшать свою жизнь в стенах школы и вне. Участие в деятельности детской организации может стать эффективным средством формирования у школьников организованности, ответственности, инициативы и творчества. Совместный характер участия в жизни организации помогает осознать собственные победы и ошибки. Действуя по определённым правилам, каждый ребёнок может заслужить признание и уважение личностных качеств своими ровесниками. Действует на основе Конституции РФ, федерального закона «Об общественных объединениях», Гражданского кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка. Деятельность организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
Цель ДО: помогать детям и подросткам познавать и улучшать окружающий мир, вырасти достойными гражданами своего Отечества, развивать творческие способности.
Задачи ДО: Развитие самостоятельности, подготовка к самореализации в жизни. Развитие организаторских навыков. Обеспечение широкого выбора форм внеурочной деятельности. Обеспечение возможности реализовать свои способности, таланты.
Механизм реализации.
Данная подпрограмма рассчитана на 3 года.
Деятельность детско-юношеской организации регламентируется следующими документами:
· Конституция Р.Ф. 1993г.;
· Конвенция ООН «О правах ребёнка» Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.85г.;
· Закон РФ «Об образовании» от 12 июля 1995г., №12-ФЗ.;
· Закон РФ «Об общественных объединениях»;
· Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций»;
· Устав МОУ «СОШ с. Пигари»;
· Устав ДО «Спектр»;
· Положение о детском общественной организации «Телецентр «Совершенство»
· Положение о Совете старшеклассников
Программа реализуется поэтапно. Каждый год реализации программы предусматривает организационный, основной и итоговый этапы.
Этап | Деятельность | Результат |
I Организационный. Сентябрь | Изучаются интересы детей, мотивы, способности. Дети с помощью старшего вожатого, педагогов знакомятся с программой и определяют цель и задачи текущего года. | У детей пробуждается интерес к активной совместной деятельности. |
II Основной. Октябрь - март | Ребята вместе с педагогами реализуют социально-значимые проекты, готовят и проводят акции, операции, различные мероприятия в рамках направлений программы. | У детей развивается инициатива, организаторские способности, приобретаются конкретные умения и навыки, идёт процесс формирования коллектива. |
III Итоговый Апрель - май | Дети вместе с педагогами подводят итоги работы за год и определяют перспективы дальнейшей деятельности. | Дети учатся анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность коллектива. |
Направления работы:
Интеллектуальное
Военно-патриотическое
Художественно-эстетическое
Эколого- краеведческое
Спортивное
Информационно-издательское.
Органы управления:
1. Высшим органом детско-юношеской организации является общешкольная конференция, которая проводится не реже двух раз в год.
2.Руководящий орган самоуправления – Совет старшеклассников, избираемый всеми членами организации, и формируется из учащихся школы по 1 человеку от класса (7-11кл.).
3.Совет старшеклассников имеет полномочия издавать законы, обязательные для исполнения всеми членами детско-юношеской организации.
4.Совет старшеклассников возглавляет председатель.
5.Заседания Совета старшеклассников проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
Структура детско-юношеской организации МОУ «СОШ с. Пигари
Школьная конференция
«Совет старшеклассников»
Совет детского объединения Совет детского объединения Юношеское объединение
«Гномики» (1-4кл) «Кристалл» (5-8кл.) «АССОРТИ» (9-11кл)
Отряд «Росинки» Отряд «Созвездие» А– акции и наши добрые дела
Отряд «Солнышко» Отряд «Дружба» С – студия современного танца
Отряд «Радуга» Отряд «Мечтатели» С – спорт –клуб «Олимп»
Общество Книголюбов» Сектор«Знание сила» О - отдел подготовки вечеров
Общество «Цветочкиных» Сектор«Краеведы» Р–рукотворчество Общество«Любителей спорта» Сектор«Олимп» Т - театр-студия «Первоцвет»
Общество «Пилюлькиных» Сектор «Юные журналисты» И – информационный отдел
Общество «Затейников» Сектор«Затейники» «СКИФ»
Сектор «Друзья природы»
1 ступень: объединение «Гномики»
Цели программы:
· Помочь школьникам адаптироваться в условиях школьной и современной жизни.
· Дать возможность ребятам раскрыть свои творческие способности.
Задачи программы:
· Заинтересовать ребят в общении друг с другом;
· Организовать культурное, интересное и полезное общение школьников с взрослыми и своими сверстниками.
· Помогать «трудным» найти своё место в школьном коллективе.
· Дать возможность большему количеству ребят продемонстрировать свои положительные качества и возможности, помочь им завоевать авторитет и самоутвердиться на основе положительного в их жизни.
· Воспитывать нравственные черты характера.
· Развивать инициативу, приобщать к самоуправлению.
· Вовлекать в общественно полезную деятельность.
Девиз: «Не смотрите, что малы, в дружбе очень мы сильны»
1.1 Порядок и условия приёма в детское объединение «Гномики»
Членами детского объединения становятся ребята в возрасте от 7 до 10 лет, объединённые общими делами;
учащиеся первого класса входят в состав детского объединения после праздника «Посвящение в первоклассники».
Из членов детского объединения 1 ступени « Гномики» формируются общества:
Общество Книголюбов»
Общество «Цветочкиных» Общество«Любителей спорта»
Общество «Пилюлькиных
Общество «Затейников»
1.2.В деятельности детского объединения применяются различные формы:
игры, турниры- викторины, которые расширяют кругозор ребят, формируют умение вести совместный поиск истины;
конкурсы, творческие задания «Клуба любознательных» помогают раскрыть интересы и способности ребят, осуществить обмен знаниями и умениями;
эстафеты и соревнования развивают ловкость, находчивость учащихся, учат умению соотносить свои действия с действиями других, ориентироваться в обстановке и быстро принимать решение; праздники и участие в общешкольных концертах укрепляют отношения сотрудничества в классе и между классами.
Калейдоскоп деятельности в детском объединении обеспечивает реальную возможность каждому её участнику проявление самостоятельности, творчества, инициативы, согласование своих идей с идеями других членов детского объединения, появляется плодотворное соревнование, подчинённость социально значимой идее- успешности общего дела и достижения поставленной цели.
1.3.Критерии эффективности детского объединения:
1. Готовность к продолжению образования: наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху; наличие знаний, специальных умений, необходимых для успешного обучения в основной школе; обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности; способность находить творческие решения учебных и практических задач в рамках образовательных программ начальной школы;
2. Нравственная ориентация на социально-значимые ценности: наличие норм и правил поведения в школе, правил общения со сверстниками и взрослыми, наличие желания и умения следовать им на практике; способность наладить дружеские отношения со сверстниками в коллективе класса; наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике; наличие интереса к участию в жизни классного коллектива и жизни школы.
1.4.Законы детского объединения «Гномики»:
Закон «00» (точного времени).
Закон вежливости. Закон поднятой правой руки.
Закон уважения старших.
Закон дела: «Думать – коллективно,
Работать - оперативно,
Спорить – доказательно
Для всех – обязательно,
Каждое дело - творчески!»
1.5. Заповеди Совета детского объединения «Гномики»:
1. Не тот командир, кто впереди идёт,
А тот командир, кто за собой ведёт.
2. Не думай, что ты выше друзей,
И нос задирать , зазнаваться не смей!
3. Твори, ищи, фантазируй смелее-
Поиск идёт необычной идеи!
4.Сваливай мысли в гору большую,
Из сотни простых найдём золотую!
5.«Камнем» в соседа бросать не смей,
Бросишь камень – не будет идей!
6.Особенно ценится комплекс идей,
Созрели идеи- в совет их скорей!
7.Не доволен- возражай,
Возражаешь- предлагай,
Предлагаешь- делай,
Берись за дело смело.
1.6. Правила детского объединения «Гномики»:
Кто если не ты .
Каждое дело – до конца!
Все дела – творчески, иначе зачем.
1.7. Детское объединение «Гномики» поможет детям:
стать самостоятельнее;
раскрыть резервы своих способностей; пополнить свои знания интересными фактами;
стать более спортивными и закалёнными;
уважать старших и защищать младших;
найти настоящих друзей и единомышленников.
2 ступень – детское объединение «Кристалл»
Цель программы: · разностороннее развитие личности в системе социальных отношений.
Задачи программы:
· Создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении.
· Защита прав и свободы ребёнка от негативных влияний социальной среды.
· Через участие в комплексе программ формировать у детей готовность к выполнению разнообразных функций в обществе.
· Формировать мировоззрение детей и подростков на основе гуманности,духовности, нравственности.
· Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
Девиз: «Кем бы в жизни ты не стал, будь чистым как КРИСТАЛЛ»
1.Участники программы.
Члены детского школьного объединения - учащиеся среднего звена.
1.1 Приём в детское объединение осуществляется на добровольной основе (с 10 лет), добровольный выход из организации.
1.2 Все члены детского объединения имеют равные права, следуют основным законам:
· единства слова и дела;
· дружбы и товарищества;
· чести и слова;
· заботы и милосердия.
Из членов детского объединения 2 ступени « Кристалл» формируются сектора:
Секторэкологов «Друзья природы»
Задачи:
1. Организация субботников, акций
2. Участие в озеленении территории школы и села.
3. Вести природоохранную деятельность.
Сектор учебной работы «Знание сила»
Задачи: 1. Организовывать и проводить интеллектуальные конкурсы и викторины.
2. Оказывать помощь в проведении ежегодного конкурса «Умники и умницы»
3. Организация в классах учкомов.
Секторкультмассовой работы «Затейники»
Задачи:
1. Организовывать и проводить творческие конкурсы и мероприятия.
2. Принимать активное участие в изготовлении декораций к мероприятиям.
Сектор любителей спорта «Олимп»
Задачи:
1. Проводит работу по организации спортивных мероприятий, соревнований
2. Организует участие школьных команд в соревнованиях разного уровня.
3. Привлекает учащихся к занятиям спортом, физическими упражнениями.
Сектор шефской работы «Друзья младших ребят»
Задачи:
1. Вести шефскую работу с учащимися из объединения «Гномики»
2.Организовывать и проводить заседания «Клуба любознательных» для учащихся младших классов.
3. Вести шефскую работу над воспитанниками детского сада «Солнышко»
Сектор «Юные журналисты»
Задачи:
1. Организует выпуск школьной газеты «СКИФ»;
2.Проводит конкурсы газет, плакатов, листовок по различным направлениям;
3. Проводит социологические опросы, анкетирование по интересующим вопросам.
Сектор «Краеведы»
Задачи: 1. Организовывать работу по сбору краеведческого материала .
2.Проводить работу по заботе о престарелых и одиноких людях.
3. Готовить и проводить встречи с людьми села.
4. Принимать активное участие в проведение акций милосердия.
Каждый отряд избирает старосту, председателей секторов (учебный, КТД, спортивный, редколлегия).Все должности назначаются сроком на 1 учебный год. Они имеют право избираться повторно. Старосты, председатели секторов тесно сотрудничают со старшей вожатой школы, зам. директора по ВР.
1.3.Самоуправление.
Самостоятельность – одна из главных ценностей и для ребят, и для родителей, и для педагогов. В объединении жизнь и работа ведётся согласно уставу. Объединение имеет свой гимн и эмблему.
2.Организационное обеспечение деятельности детского объединения.
· Организация и проведение викторин, конкурсов, игровых программ, КВН, выставок работ, спортивных соревнований.
· Акции милосердия, трудовые десанты.
· КТД
3.Форма реализации:
через КПД на основе программы
· «Милосердие»
· «Красота и здоровье»
· «Экология и дети»
· «Я – гражданин России»
· 4.Описание программ.
4.1. «Милосердие»
Цель: воспитывать уважение к престарелым людям, воспитывать чувство милосердия к ним, желание оказывать посильную помощь.
Направления работы: - организация работы по заботе о престарелых и одиноких людях.
Мероприятия: Операция «Мир глазами детей».
Акция «Старость, согретая нашим теплом».
Операция «Вахта памяти».
Операция «Поздравительная открытка»
Акция «Забота», «Подарок ветерану».
Праздник «Мир дому твоему».
Акция «Спешите делать добро» (помощь детскому дому)
Акция «Тепло родного дома»
Акция «Молодежь детям»
4.2. «Красота и здоровье».
Цель: приобщение к спорту, организация активного отдыха, спортивных и творческих дел.
Направления работы: - подготовка и проведение рейдов, акций, операций по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и по пропаганде здорового образа жизни;
- выпуск информационных заметок для школьной газеты «СКИФ», листка здоровья;
- подготовка и проведение игр, викторин, конкурсов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и по пропаганде здорового образа жизни,
проведение месячника «Мы за здоровый образ жизни» и т. д.
Мероприятия: КВН, конкурсы, викторины по пропаганде здорового образа жизни. Выставки рисунков, плакатов по теме.
Участие в Малых олимпийских играх, конкурсах «Красота и творчество»
4.3. «Экология и дети».
Цель: вести природоохранную деятельность, воспитывать любовь к природе.
Направления работы: - работа на пришкольном участке;
- проведение выставок творческих работ на тему «Природа и мы»;
- выпуск газет на экологическую тему.
Мероприятия: Выставка поделок из природного материала.
Шефство над местечком «Моршин»
Акция «Зелёный патруль».
Праздник русской природы.
Изготовление игрушек из глины.
«Путешествие в тайны природы».
Проекты «Школьный двор», «Деревенская улица на школьном дворе», «Мир наших фантазий» (ландшафтный дизайн школьного двора)
4.4. «Я - гражданин России»
Цель:
1.повышение интереса членов детского объединения к истории родного края, школы;
2. воспитание чувства патриотизма.
Направления работы:
- подготовка и проведение встреч с людьми села;
- проведение акций;
- проведение поисковой работы;
- проведение этнографической работы.
Мероприятия: · Конкурс «О чём рассказала реликвия».
· Оформление альбомов: Летопись школы, Летопись села, «Герои живут рядом», Летопись Великой Отечественной войны,
· Конкурс творческих работ «Я в современном мире».
· Акция «Отзовись, фотография» и т.д.
3 ступень
Юношеская организация "АССОРТИ"
Девиз«В дружбе наша сила»
Для чеговсе это?
- Помочь каждому раскрыть свои способности.
- Интересно проводить свое время и расширять свой кругозор.
- Учимся быть милосердными
Что нас объединяет?
- Интересное дело.
- Радость общения
- Дружба
Форма работы: клубная (по интересам)
А – акции и наши добрые дела
С – студия современного танца
С – спорт –клуб «Олимп»
О - отдел подготовки вечеров
Р - рукотворчество Т - театр-студия «Первоцвет»
И – информационный отдел «СКИФ»
Школьная газета «СКИФ»
Школьная газета выпускается 1999 года. Для этого создано школьное объединение «Юный журналист». В его состав вошли учащиеся 7-11 классов. В числе внештатных корреспондентов работают школьники(по 2 человека от класса) и педагоги. Иллюстративный материал готовится с помощью цифровой камеры.
Основная идея газеты : газета – средство общения между всеми, кто причастен к школе ;
газета – средство информации, позволяющее каждому быть причастным к событиям, происходящим в школьном коллективе;
газета – школьная летопись, позволяющая сохранить в истории школы память о событиях и личностях.
Ожидаемые результаты реализации программы
· Приобретение членами детского общественного объединения практического опыта социального взаимодействия, реализации социально-значимых проектов, решения актуальных проблем социума.
· Развитие гражданской активности и чувства патриотизма.
· Развитие лидерских навыков и творческих способностей, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.
· Развитие навыков ведения здорового образа жизни и ответственности за своё здоровье.
· Укрепление авторитета детского объединения в обществе.
. Увеличение численного состава детского общественного объединения.
· Создание информационного пространства детского общественного объединения, приобретение детьми журналистских навыков с использованием информационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
ПРОГРАММА по гражданственно-патриотическому воспитанию учащихся 1 и 2 классов «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем низшие калеки»...
Экологическое воспитание в рамках реализации программы «Я - гражданин России».
Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Созерцание природы для детей «особой заботы», не имеющих положительного социального опыта, не является ле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»...
Образовательный проект по патриотическому воспитанию "Я гражданин России"
Образовательный проект "Я гражданин России" содержит в себе описание разделов реализации патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся....
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА 2015-2016 ГОДЫ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
В программе 7 блоков: 1. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в МОУ СОШ №21 в 3 «А» классе 2. Пояснительная записка (Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учени...