Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»
методическая разработка на тему

Коновалова Наталья Алексеевна

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_grazhdansko-patrioicheskogo_vospitaniya.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрена                                                                  «Утверждаю»

на заседании                                                                  Директор школы

педагогического совета                                                 ___________  Г.В. Штоль

Протокол №_________

от «___»______2013г.                                                   «___»________2013 года

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Я - гражданин России»

                                                            Автор: Коновалова Н.А.,

                                                                   заместитель директора по ВР

с.Перегребное

2013г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Разработчик Программы

Коновалова Н.А..-заместитель директора по воспитательной работе

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская  средняя общеобразовательная школа №2»

Контактные данные образовательного учреждения

628109, ул. Строителей, д.68, с. Перегребное, ХМАО-Югра, Октябрьский район, Тюменская обл.,

Тел/факс: (34678)68-446, тел. 68-472  E-mail: peregsch2@oktregion.ru

Исполнители

Педагоги,  учащиеся, родители МКОУ «Перегребинская СОШ №2»

Цель Программы

  • Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи Программы

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
  • Воспитывать чувство долга, ответственность, готовность к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
  • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

Законодательная база для разработки Программы

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.)

Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России)  /с изменениями от 22 августа 2004г./;

Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»;

Концепция  патриотического воспитания граждан РФ;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».

Сроки реализации

2013 – 2018 гг.

Этапы реализации Программы

I этап – организационно-мобилизационный (2013.).

II этап – практический (2014-2017гг.).

III этап  - итогово-обобщающий (2018г.).

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.

Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания  

Программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.

Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру.

Цель и задачи программы

Цель: 

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи: 

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
  • Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
  • Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.

РАЗДЕЛ I.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.

Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.

Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.

Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.

II категория: учащиеся 5–8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

Задачи:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,
  • формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
  • формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды

III категория: учащиеся 9–11-х классов.

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.

В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

Задачи:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
  • сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития

Сроки и этапы реализации Программы:

I этап – организационно-мобилизационный (2013г.):

  • аналитическо-диагностическая деятельность;
  • поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
  • изучение современных технологий.

II этап – практический (2014 -2017 гг.):

  • использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
  • промежуточный контроль

III этап  - итогово-обобщающий (март-май 2018г.):

  • обработка и интерпретация данных;
  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
  • определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.

     

Программа является открытой для внесения корректив по ходу

Основные принципы организации патриотического воспитания

  • Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Основные направления программы

Связь поколений.

Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: 

  • тематические классные часы, беседы,
  • уроки мужества,
  • предметные недели,
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла,  воинами–интернационалистами,
  • конкурсы,
  • посещение музеев,
  • праздники, посвященные памятным датам
  • реализация классных и общешкольных проектов

Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся уважение к государственным символам России.

5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;

6. Изучать культуру других национальностей, населяющих Россию;

7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.

Формы: 

  • тематические классные часы,
  • коллективные творческие дела,
  • фестивали народов Югры, России, мира,
  • конкурсы, викторины по правовой тематике,
  • праздник получения паспорта, дня Конституции,
  • устный журнал,
  • встречи с интересными людьми,
  • акции, диспуты,
  • военно-спортивные игры,
  • проектная деятельность

Мой край родной.

Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать позицию «Я – гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: 

  • тематические классные часы,
  • предметные недели
  • встречи с интересными людьми
  • экологическое движение,
  • выпуск листовок, газет,
  • озеленение,
  • игры, марафоны, викторины,
  • экскурсии, выезды на природу,
  • туристско-экскурсионная деятельность
  • проектная деятельность, исследовательская деятельность

Моя школа

Цель: создание позитивного имиджа школы

Задачи

1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;

2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.

3. Создавать историю школы

4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься

5. Пропагандировать профессию педагога

Формы

  • различные школьные мероприятия;
  • субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;
  • традиционные мероприятия школы
  • встречи с выпускниками

Моё село

Цель: приобщение учащихся к насущным заботам села,  к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному краюу, уважение к его истории и жителям.

Задачи:

1.знакомить с историей малой родины;

2.изучать военную и трудовую историю села;

3.работать по благоустройству села.

Формы

  • встречи с интересными людьми;
  • выставки и экскурсии;
  • классные часы;
  • субботники
  • проектная, исследовательская деятельность

Я и семья.

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии

5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания

6. Привлекать к изучению родословной своей семьи

Формы: 

  • беседы,
  • родительские собрания,
  • родительский лекторий,
  • индивидуальное консультирование,
  • совместные мероприятия, игры,
  • семейные праздники и  часы общения.
  • анкетирование,
  • реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д

План мероприятий по реализации  программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Пополнение банка информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог–организатор

кл. руководители

Использование символов Российской Федерации и ХМАО-Югра при проведении школьных мероприятий.

постоянно

 Завуч по ВР,

педагог–организатор

Участие в постоянно действующих районных, окружных и российских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2013-2018г.

Завуч по ВР,

педагог–организатор, учителя–предметники,

кл. руководители

Проведение тематических линеек, классных часов по истории России, символике России и ХМАО-Югра 

2013-2018г.

Завуч по ВР,

педагог–организатор

Участие в акции «Вахта памяти»:

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
  • Классные мероприятия;
  • Митинг, посвященный Дню Победы
  • Почетный караул
  • Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции   «Георгиевская ленточка» под девизом  «Мы помним, мы гордимся»

2013-2018г.

Завуч по ВР,

педагог–организатор

преподаватель ОБЖ 

классные руководители

Линейка памяти жертв Беслана

Сентябрь ежегодно

Завуч по ВР,

Кл. руководители

Проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог–организатор

Участие в акциях «Великие люди Великой Победы», «Память»

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог–организатор

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»

ежегодно

преподаватель ОБЖ 

Проведение сборов с юношами 10 классов

ежегодно

преподаватель ОБЖ 

Включение элементов военно-прикладных видов спорта и строевой подготовки в тематику занятий по физкультуре

ежегодно

преподаватель ОБЖ

учителя физкультуры 

Организация традиционных встреч:

  • с ветеранами,
  • с тружениками тыла;
  • с воинами-интернационалистами;
  • с курсантами военных училищ;
  • с призывниками
  • выпускниками  школы
  • интересными людьми культуры, спорта и труда

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог–организатор

классные руководители

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

ежегодно

учителя истории, русского языка

Участие обучающихся  и педагогов проектной деятельности

ежегодно

Кл. руководители

Реализация подпрограмм

  • Подросток и закон
  • Жить – здорово!
  • Школьное самоуправление

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог–организатор

кл.руководители

Проведение общешкольных мероприятий посвященных

Дню Знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы, Дню рождения ХМАО-Югра, Дню Конституции, Дню Героя Отчества и т.д.

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог–организатор

кл.руководители

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

ежегодно

Классные руководители

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов

ежегодно

Преподаватель ОБЖ

библиотекарь

Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам

ежегодно

учителя литературы

учителя ИЗО

Акция «Моя семья – моя крепость»

ежегодно

Педагог-организатор

Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности

ежегодно

Завуч по ВР

Педагог-организатор

Неделя Добра

ежегодно

Завуч по ВР

Педагог-организатор

Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся  «Президентские соревнования»

ежегодно

Учителя физкультуры и ОБЖ

Благотворительные акции и мероприятия

ежегодно

Завуч по ВР

Профориентационные мероприятия

ежегодно

Педагог-психолог

Кл. руководители

Изучение предмета основы культуры и светской этики

ежегодно

УчительОРКСЭ

 Семинар-практикум для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

2014

Зам. директора по ВР

Совместная работа с Советом ветеранов

По плану

Зам. директора по ВР

Партнеры по реализации Программы

Совет ветеранов, сельская библиотека библиотеки, ДДТ

РАЗДЕЛ II.  КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.

Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования  создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

 В состав совета входят:

  1. Заместитель директора по воспитательной работе.
  2. Преподаватель-организатор ОБЖ
  3. Руководитель МО классных руководителей.
  4. .Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
  5. Педагог-организатор

РАЗДЕЛ III ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  • Формирование стойкой патриотической позиции.
  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.
  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
  • Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

В результате реализации Программы ожидается:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;
  • создание условий для преемственности поколений;
  • конкретизация цели воспитательной работы
  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
  • поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

  • доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
  • привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической;
  • повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
  • разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.

Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»

Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на  повышение статуса патриотического воспитани...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я -гражданин России"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №421Петродворцового района Санкт-Петербурга_____________________________________________________________...

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания "Я - Гражданин России"

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Я-Гражданин России» МКОУ «Присадская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский рай...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»...

Программа гражданско - патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - гражданин России"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №421Петродворцового района Санкт-Петербурга___________________________________________________________________...