Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - патриот»
рабочая программа по теме
Цель моей программы-формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
Задачи программы:
- формирование элементарных знаний о России как правовом государстве;
- формирование представлений о гражданских правах и обязанностях;
- формирование позитивного отношения к государственным праздникам;
- формирование элементарного опыта социально- преобразующей деятельности;
- знание символики РФ. РК;
Ожидаемые результаты реализации программы:
Рост понимания школьниками важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
сопричастность к делам и достижениям старших поколений;
готовность к активному участию в различных сферах жизни общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma-ya_patriot_.doc | 715.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная общеобразовательная школа – интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми»
имени Ю.А. Спиридонова
Ю.А.Спиридонов нима «Коми Республикаса Юралысь бердын искусство гимназия» канму школа-интернат
ПРОГРАММА
гражданско-патриотического воспитания
«Я - патриот»
на 2012-2014 гг.
Разработчик программы:
воспитатель
Паршукова В.В.
г. Сыктывкар
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Наименование программы | «Я – патриот». Программа гражданско-патриотического воспитания |
Основание для разработки программы | 1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 2. «Конвенция о правах ребенка» |
Разработчик программы | Воспитатель: Паршукова В.В. |
Цель программы | формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта; |
Задачи программы | - формирование элементарных знаний о России как правовом государстве; - формирование представлений о гражданских правах и обязанностях; - формирование позитивного отношения к государственным праздникам; - формирование элементарного опыта социально- преобразующей деятельности; - знание символики РФ. РК; |
Исполнители основных мероприятий | Воспитатели, классный руководитель, библиотекарь, руководитель музея, родители |
Участники программы | Воспитанники группы |
Время реализации программы | 2012-2014 годы |
Ожидаемые результаты реализации программы | Рост понимания школьниками важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, сопричастность к делам и достижениям старших поколений; готовность к активному участию в различных сферах жизни общества |
Введение
В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи формирования патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Современное российское общество нуждается в такой личности российского гражданина, основными качествами которой были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины, любовь к Отечеству, забота о природе, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность, забота о своих близких, о своем здоровье.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край. республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Проблема воспитания молодежи в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояла в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к Отечеству как высшая ценность рассматривалась в трудах таких мыслителей, как Н.Макиавелли, Ю.Крижанич, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Фихте.
Я.А.Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике», что лишь тогда наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия.
К.Д.Ушинский отмечал, что как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденными соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Письмом Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
Программа ориентирована на воспитанников Государственной общеобразовательной школы – интерната «Гимназии искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова. Она определяет основные пути развития гражданской культуры подростков.
Программа рассчитана на двухлетний срок работы.
Концептуальное обоснование программы.
«Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» В. Г. Белинский.
Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей школьного возраста? Как школьник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал школьного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в школьном детстве наверстать в дальнейшем чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.
Тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традиция своего народа, народным промыслам. Темы воспитательных мероприятий реализуются в соответствии с трёхчастной моделью воспитательных результатов, обозначенных в примерных образовательных программах ФГОС:
- сообщение и усвоение важной социально-значимой информации;
- формирование ценностного отношения к системе социальных ценностей;
- приобретение элементарного социального опыта посредством осуществления социальной пробы.
Тематические мероприятия имеют огромное значение в воспитательной работе. Такие мероприятия расширяют кругозор, способствуют развитию их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулирует саморазвитие и самовыражение.
Основные формы реализации программы:
- этические беседы;
-игры;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- викторины;
- круглый стол;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- проекты;
- социальные акции.
Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, песни, загадки, былины. Очень важно добиться осознания каждым воспитанником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
Условия реализации программы
- поддержка идеи коллективом группы, родителями;
- организация активной, эмоционально – насыщенной деятельности воспитанников и родителей.
Основные направления по реализации программы в 6 классе.
Направление | Дидактические единицы | Мероприятия |
«Гражданственность» | Зачем людям нужно жить в государстве? Человек и общество,человек и госудаство:формы и их взаимодействия. | - беседа «Святые дочери России» - классный час «День народного единства» - экскурсии в музеи города -фотовыставка «Моя семья – моё богатство» -Творческая мастерская «Поздравительная открытка ко Дню Матери» |
«Патриотизм» | Герои Советского Союза. Наши земляки-герои СССР. Война в произведениях искусства. Война и её последствия глазами детей. Дети тыла. Знаменитые земляки.
| -беседа «Наши земляки-герои СССР» -экскурсия в музей -беседа « Дети войны» -экскурсия в «Национальную галерею» -просмотр фильмов о ВОВ Акция «Подарок ветерану» -конкурс газет и плакатов -Беседа «Георгиевская лента – боль и гордость моего народа» -Уроки мужества: «Воспоминания о войне и боевых товарищах» Встреча с ветераном ВОВ Иваном Петровичем Конюховым |
«Основные государственные праздники» | 12 декабря – День конституции 1 октября – День пожилого человека 1 мая – день мира и труда. 1 сентября – День Знаний 5 октября – День Учителя 8 марта - Международный Женский день. 23 февраля – День защитника Отечества. 9 мая – День Победы. | КТД «Это мы и наши права» Акция «Спасибо ветерану ВОВ» КТД «На радость людям» Акция «Чистый двор» КВН «Ученье-свет, а неученье – тьма» Выпуск газеты КВН «А ну-ка, девочки!» Конкурс «Рыцарский турнир» Газета «Мой прадед служил России» с презентацией |
Основные направления по реализации программы в 7 классе.
Направление | Дидактические единицы | Мероприятия |
«Гражданственность» | История флагов, гимнов, гербов России. Геральдика городов и районов РК. Исторические памятники г.Сыктывкара | Викторина «Символы государства» Фотовыставка Виртуальная экскурсия |
«Патриотизм» | Герои земли русской. Воины-интернационалисты -наши земляки. | Викторина «Богатырская наша сила» «Встреча с воинами - интернационалистами» Акция «Подарок ветеранам» |
«Основные государственные праздники и праздники народного календаря» | Празднование 50-летия полёта Терешковой В.В. 1 октября – День пожилого человека 12 декабря – День конституции 7 января – Рождество Христово 19 января - Святки 23 февраля – День защитника Отечества. 24 февраля-2 марта – Масленица 8 марта - Международный Женский день. 20 апреля – Пасха Господня 1мая – День мира и труда. 9мая – День Победы. | Информационный стенд «Первая женщина космонавт» Викторина «Космическая биография» Творческая выставка «Космос - человечеству» КТД «На радость людям» Ролевая игра «Линия жизни» -Презентация «История конституции РФ» -Беседа «Конституция – основной закон жизни государства» «Рождественский сундучок» Рождественские посиделки Конкурс «Рыцарский турнир» Уличные гулянья КТД «А мы для мальчиков» Мастерская «Пасхальные посиделки» Акция «Чистый двор» Акция «Живой коридор» |
Ведущей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Методы оценки эффективности.
- Беседа.
- Анкета «Диагностика уровня воспитанности учащихся П.В.Степанова».
- Педагогическое наблюдение.
- Методика А. Лутошкина.
- Методика Андреева «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения»
- Творческие работы.
Оценка эффективности реализации программы.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей детей;
- в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
Использованная литература:
- Белоусова Л.Е. «Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов».
- Методическое пособие «Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников».
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие Изд. 2-е.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе: Сборник сценариев внеурочных мероприятий для 4-11 классов.
- Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы: Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации"; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Федеральный закон "О днях воинской славы (Победных днях) России"; Постановление "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях".
- Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие, 2006
- Беленко В. Патриотическое воспитание школьников. Выпуск 2; 2005
- Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
- Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
- Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
- Сатова Е.В., Еременко Н. И., Миронова М.М. Гражданско-патриотическое воспитание в школе: Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Учитель, 2006 г.
- Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание: Классные часы; Общешкольные мероприятия; Интеллектуальные игры и др.: Выпуск 2. Серия: Воспитание в школе
- Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие. - (Растим патриотов России), 2007
Приложение
Взаимодействие воспитанников с другими организациями в рамках программы
Пионерское движение
Акция «Спасибо ветерану ВОВ»
Правила пожарной безопасности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом
Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...
программа гражданско-патриотического воспитания "Мрй родной край"
Данная программа составлена учителями начальных классов (авторы:Брызгаева Т.Т., Попова Г.Д., Батарина А.А.) на основе традициям школы , с целью сохранения любви к родному краю. Конечная цель: воспитат...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА 2015-2016 ГОДЫ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
В программе 7 блоков: 1. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в МОУ СОШ №21 в 3 «А» классе 2. Пояснительная записка (Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учени...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Я гражданин и патриот"
Программа патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастны...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»
Программа воспитания детей и подростков, цель которой – создание условий для формирования личности гражданина, социального становления, патриотического воспитания, формирования активной гражданс...