Программа гражданско-патриотического воспитания "Я гражданин и патриот"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Леонидовна Харченко
     Программа патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
     Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
     Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.  В программе созданы условия для развития творческих индивидуальных способностей и роста личности ребенка.   
Программа реализуется по трем направлениям:
- «Связь поколений» (походы в музеи, беседы с родственниками, ветеранами, «детьми войны», посещение библиотеки);
- «Растим патриота и гражданина России» (урочная, внеурочная деятельность);
- «Юные исследователи» (исследовательская деятельность)
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Я – гражданин и патриот»

Содержание

1

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Я – гражданин и патриот»

2

1.1

Актуальность программы ………………………………...

2

1.2

Цель и задачи программы………………………………...

3

1.3

Принципы военно-патриотического воспитания……….

4

1.4

Паспорт программы……………………………………….

7

1.5

Направления и формы реализации программы…………

8

1.6

Ожидаемые результаты…………………………………...

9

1.7

План мероприятий по патриотическому воспитанию….

15

1.8

Оценка результатов……………………………………….

15

2

Список литературы……………………………………….

15

3

Приложения……………………………………………….

16

1.1 Актуальность программы

В современном обществе остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Легко ли быть патриотом? Как привить человеку чувство любви к Родине? Каким должно быть патриотическое воспитание поколения?

1.2 Цель и задачи

В связи с этим разработана программа воспитания детей и подростков, цель которой – создание условий для формирования личности гражданина, социального становления, патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в нестандартных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Задачи:

- создание условий для совместной деятельности двух поколений: старшего (бабушки, дедушки) и младшего (дети, внуки) во имя общей цели;

- обмен знаниями, «живой» диалог между поколениями;

- улучшение коммуникации между поколениями;

- развивать социальные компетентности воспитанников (коммуникабельность, исполнительность, творческие навыки) через участие в проектной деятельности;

- способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, сохранять историческую память поколений у детей;

-  утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Свойства, характеризующие гражданина — патриота своей страны:

• умение любить Родину;
• неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью;
• готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
• умение устанавливать контакты с другими людьми;
• способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
• умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность.

1.3 Принципы военно-патриотического воспитания

Основополагающие принципы военно-патриотического воспитания, представляющие собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере:

  • научность, гуманизм, демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, с учетом особенностей различных категорий;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

1.4 Паспорт программы

Разделы паспорта программы

Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средней общеобразовательной школы   № 11» Находкинского городского округа

 «Я – гражданин и патриот» на 2018-2020 гг.

2. Сроки реализации

2018 – 2020 гг. Программа рассчитана на 2 года

I этап: проектный.

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить Программу  патриотического воспитания.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.

II этап: практический.

Цель: реализация Программы патриотического воспитания.

Задачи:

Организация внеурочной работы.

Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.

Проведение мониторинга эффективности Программы.

III этап: аналитический.

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.

Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.

Планирование работы на следующий период.

3. Основание для создания программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
  • Устав МБОУ «СОШ № 11» НГО;
  • План воспитательной работы школы;
  • локальные правовые акты.  

5. Заказчик программы

  • Школа
  • Родители

6. Аннотация программы

Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»

«Я – гражданин и патриот»  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

   Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

 В программе созданы условия для развития творческих индивидуальных способностей и роста личности ребенка.   

7. Предполагаемый результат

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России.

1.5 Программа реализуется по трем направлениям:

- «Связь поколений» (походы в музеи, беседы с родственниками, ветеранами, «детьми войны», посещение библиотеки);

- «Растим патриота и гражданина России» (урочная, внеурочная деятельность);

- «Юные исследователи» (исследовательская деятельность)

Формы реализации программы:

  • теоретические: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми,

классные часы, посещение музеев, экскурсии, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов и презентаций);

  • практические: конкурсы, викторины, экскурсии,  деловая игра, ролевая игра,  познавательная игра,  тематические игры,     подготовка и проведение КТД, квесты, оформление стендов, стенгазет, заметок в СМИ,  поздравление ветеранов ВОв,    участие в акциях (приложение № 1).

1.6 Ожидаемые результаты

Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей ОО и рассчитана на 2 года.

Ожидаемые результаты:

1. В организации, как образовательной системе:

  • организация работы по  военно-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания военно-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  • качественный рост воспитанности детей;
  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Количественные параметры:

  • включенность каждого ученика в воспитательные мероприятия;
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по  гражданско-патриотической тематике;
  • самостоятельная организация и проведение мероприятий (самоуправление).

1.7 План мероприятий по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин и патриот»

№ 

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение дополнительного курса по  военно-патриотической тематике

В течение года

Заместитель директора по ВР

2

Организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр на военную тематику

В течение года

Заместитель директора по МР

3

Организация работы по проектной деятельности обучающихся на военно-патриотическую тематику

В течение года

Учителя

4

Организация  школьной конференции «Российская армия. Вчера. Сегодня. Завтра»,  школьных конкурсов: «Нить времен», «Знатоки военной истории России», «Знатоки истории Великой Отечественной войны»,

В течение года

Заместитель директора по ВР, учителя-предметники

5

Проведение диспутов на  военно-патриотические темы

В течение года

Учителя истории

6

Подготовка презентаций обучающимися и использование их в процессе урока на  военно-патриотические темы

В течение года

Учителя истории,

учитель информатики

7

Участие в международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны»

В течение года

Заместитель директора по ВР, учителя истории

Проведение массовых мероприятий

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ:
музыкально-литературные композиции;
смотр строя и песни;
интеллектуальные игры;
рыцарские турниры;

походы в музеи, приглашение передвижных музеев.

Май

Заместитель директора по ВР

2

Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества

Февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители

3

Создание выставки книг: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт», «Битва под Москвой»

В течение года

Заместитель директора по ВР, библиотекарь

4

Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий

В течение года

Заместитель директора по ВР,

классные руководители

5

Проведение операции «Забота»:
• поздравление ветеранов ВОВ и труда;
• «Неделя добра» (оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям);
• поздравления для ветеранов, «детей войны»

Декабрь. февраль, май

Заместитель директора по ВР,

 классные руководители,

Совет старшеклассников

6

Встречи с участниками ВОВ, афганской, чеченской войн и героями тыла

В течение года

Заместитель директора  по ВР

7

Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам российского и городского значения: «Битва за Москву», «День героя»,
«Снятие блокады Ленинграда», «День народного единства»

Ноябрь, декабрь, январь

Заместитель директора  по ВР, классные руководители

8

Выпуск боевых листов: «Битва за Москву», «Великие полководцы»

Январь, декабрь, февраль

Заместитель директора по ВР,

 Совет старшеклассников

9

Проведение акции «Подвиг моего прадеда»

Апрель, май

Классные руководители

10

Участие в интеллектуально-спортивных играх «Зарничка», «Первый рубеж», «Вперед, мальчишки!»

В течение года

Заместитель директора  по ВР, классные руководители,

Учителя физической культуры

11

Проведение музейных уроков (в городском музее), классных часов, уроков мужества на  военно-патриотические темы

В течение года

Руководитель музея, классные руководители

12

Возложение цветов к Вечному огню

Май

Классные руководители

13

Участие в акции «Бессмертный полк», «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка»

В течение года

Заместитель директора  по ВР

17

Организация работы малого кинотеатра «Фильмы о ВОВ»

В течение года

Классные руководители

18

Участие в параде 9 мая

май

Заместитель директора по ВР,

 классные руководители

Физкультурно-оздоровительная и  военно-спортивная деятельность

1

Проведение спортивной эстафеты «А  ну-ка, парни!» для обучающихся 1-4-х классов

Февраль

Учителя физкультуры

2

Проведение соревнований по  мини-футболу среди обучающихся 6-11-х классов

Январь

Учителя физкультуры

3

Проведение военно-спортивной игры «Зарница»

Сентябрь

Учителя физкультуры,

заместитель директора  по ВР

4

Соревнования по пулевой стрельбе среди обучающихся 7-11-х классов

Март

Учитель физкультуры

5

Участие в городских соревнованиях по легкой атлетике, посвященных Дню Победы

Май

Учитель физкультуры

6

Организация работы спортивных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу,

В течение года

Учителя физкультуры,

заместитель директора  по ВР

Общественно полезный труд

1

Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет

1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ

2

Благоустройство территории ОО

Апрель, май

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, классные руководители

Методическое обеспечение

1

Создание кино- и видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: Дню города; Дню защитника Отечества; Дню Победы и др.

В течение года

Заместитель директора по ВР, руководитель музея

2

Разработка положений о различных спортивных и  военно-спортивных соревнованиях

В течение года

Заместитель директора по ВР

3

Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

4

Освещение опыта работы организации в средствах массовой информации

В течение года

Заместитель директора по ВР

Мероприятия в направлении «Я и моя семья»

1

Анкетирование по  профориентации с обучающимися 9-х классов

I полугодие

Центр занятости,

заместитель директора по ВР

2

Родительские собрания, конференции

В течение года

Заместитель директора по ВР, психологи, классные руководители

4

Проведение праздников, спортивных эстафет с обучающимися и их родителями

В течение года

Учитель физкультуры, классные руководители

5

Проведение акций «В театр всей семьей»

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

1.8 Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:

широта охвата объектов воспитания; целенаправленность; системность; содержательность; инновации.

  Риски программы

Риск

Пути преодоления риска

1. Пассивность  педагогического коллектива

Убеждение в необходимости  гражданско-патриотического воспитания  школьников

2. Отсутствие активности со стороны учащихся и их родителей

Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности

3. Перегрузка учащихся

Согласование  планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы

4.  Недостаточность материальных средств для реализации программы

Привлечение спонсорских средств

Литература

  1. Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013 - 2017 годы. Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 № 395-па;
  2. Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 N 273-Ф;
  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 № 2765-р;
  5. Программа Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».
  • Акция «Письмо солдату».
  • Игра «Зарница».
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
  • Возложение цветов к Памятным местам. 
  • Круглый стол
  • Конференции
  • Исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»

Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на  повышение статуса патриотического воспитани...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - патриот»

Цель моей программы-формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, кр...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...

ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА 2015-2016 ГОДЫ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

В программе 7 блоков: 1. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в МОУ СОШ №21 в 3 «А» классе 2. Пояснительная записка (Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учени...

Программа гражданско-патриотической направленности "Я - гражданин России"

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя ...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»

Программа воспитания детей и подростков, цель которой – создание условий для формирования личности гражданина, социального становления, патриотического воспитания, формирования активной гражданс...