Статья "Адаптация первоклассников к школе средствами актерского мастерства в группе продленного дня"
статья (1 класс)
В статье рассматривается проблема социальной и психологической адаптации первоклассников к школе.
Занятия актерского мастерствв в группе продленного дня являются наиболее приемлемым и эффективным средством ее реализации. Так как на занятиях по актерскому мастерству раскрывается заложенный потенциал ребенка, развиваются навыки общения, внимания, происходит сплачивание коллектива, разрешаются конфликты, завязываются дружеские отношения.
В статье рассмотрены основные направления работы по адаптации младших школьников посредством актерского мастерства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников к школе средствами актерского мастерства в группе продленного дня
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, так как школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Трудности адаптации первоклассников вызваны важностью школы в жизни ребенка. Ведь именно там происходит формирование личности ребенка, закладываются и развиваются когнитивные навыки, и, если ребенок не ходил в детский сад – проходит первая социализация. По большей части мироощущение ребенка и его самосознание во многом зависит от первых школьных лет, и период адаптации к школе обычно занимает весь 1 класс.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.
Актерское мастерство рассматривается как наиболее приемлемое и эффективное средство развития социальной адаптации.
Актерское мастерство помогает справиться с комплексами в игровой форме, ребенок может получить базу, которая необходима для того, чтобы обрести уверенность, снять тревожность, эмоциональное напряжение, закомплексованность, стеснительность. Помогает не бояться проявить себя, быть более уверенным в окружении большого количества новых людей. С помощью актерского мастерства улучшается речь, дикция, память, внимание, расширяется кругозор, развиваются навыки общения и творческие способности. Всё в комплексе помогает первокласснику быстрее адаптироваться к школе, избавляет его от страхов, тревожности и психологических зажимов.
Занятия по актерскому мастерству в группе продленного дня, хорошая смена вида деятельности, служащая разгрузкой после уроков, отдыхом с полезным эффектом. Неформальная обстановка помогает вести себя непринужденно и расслабиться после школьного напряжения. Происходит смена стиля общения.
На занятиях актерского мастерства происходит сплочение коллектива, разрешаются конфликты, завязываются дружеские отношения.
Психологи рекомендуют творческие занятия, как метод борьбы с застенчивостью и страхами. Следовательно, актерское мастерство будет полезно неуверенным детям.
Эмоционально-неустойчивым, актерское мастерство поможет, так как учит детей искренне проживать эмоции. Дает понимание, как ими управлять, как владеть своим телом и голосом, чувствовать себя и пространство.
На занятиях актерского мастерства важна ответственность и дисциплина, как следствие неусидчивые дети после этих занятий серьёзнее начинают относиться к учебе, что влияет и на их успеваемость.
На занятиях используется начальный этап освоения художественно-творческой деятельности, погружение в творчество. Развитие навыков свободного самочувствия в условиях публичности. Познание себя - «я в предлагаемых обстоятельствах». Приобретение навыков физического действия в событийной ситуации. Основным видом учебной деятельности на этом этапе является тренинг и игровые упражнения, одиночные и парные этюды.
Тренинг - вырабатываются, тренируются определенные навыки и умения. Базовые комплексы упражнений на: сценическое внимание, освобождение мышц, воспитание образного мышления и воображения, восприятие и сценическое общение (взаимодействие с партнёром), актёрскую импровизацию, развитие чувства темпо-ритма и т. д.
Сценический этюд – специфическое произведение или упражнение, выполненное на основе каких-либо жизненных образцов с целью их изучения. Этюды на наблюдение (за животными, трудовыми навыками, физическим самочувствием, трудовыми процессами и пр.) Этюды на освоение активного воздействия на партнера.
Виды этюдов: на органическое молчание, на перемену отношения, словесные, музыкальные этюды.
Используются следующие формы организации деятельности обучающихся: практические групповые, тренинги, занятия-игры, творческие мастерские, диагностические занятия, репетиции, показательные выступления, праздники спектакли, конкурсы.
Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации и учебно-педагогической деятельности. В структуре занятия должно быть предусмотрено систематическое повторение пройденного ранее материала. Всё новое должно входить в занятие как продолжение известного, через старые упражнения, в которых дается некий новый поворот (хорошо усвоенные упражнения дополняются бессловесными элементами действия, становятся этюдными работами и постепенно исключаются из содержания повторяемого материала, уступая место новым упражнениям по той же теме).
Основные задачи занятий по актерскому мастерству:
Обучающие: Знакомить обучающихся с театром как видом искусства. Обучить основам техники речи, сценического движения и актерского мастерства.
Развивающие: Развитие актерских способностей: (наблюдательности, образной, эмоциональной памяти, фантазии, воображения, образного и логического мышления . Развитие внутренней свободы личности, эмоционально - волевой сферы.
Воспитывающие: Привлекать обучающихся к разновозрастному сотрудничеству на основе общего коллективного творчества, воспитывать ответственность за свои действия.
Примерная программа занятий
Вводное занятие. Знакомство, техника безопасности. Правила поведения.
История театра. Виды театров.
Навыки рабочего самочувствия «Гимнастика чувств».
Упражнения на внимание.
Развитие фантазии и воображения.
Упражнения для снятия телесных и психологических зажимов.
Игра «Птичий двор». Этюды с домашними животными.
«Зоопарк», этюды с дикими животными.
Этюдная работа «Знакомое дело».
Этюды с воображаемыми предметами.
Я в предлагаемых обстоятельствах.
Реакция двоих на одно событие, парные упражнения.
Импровизация с предметами, одиночные этюды.
Общение и взаимодействие с партнером.
Групповые импровизации на заданные темы.
Сюжетные этюды на общение без слов.
Сюжеты литературные с минимальным использованием слов.
Этюды на самочувствие.
Упражнения на развитие образного мышления.
Музыка и образ. Прослушать музыку и воспроизвести картину.
Техника и культура речи.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательный тренинг.
Скороговорки в движении с мячом и в разных самочувствиях.
Сценическое движение.
Физический тренинг.
Упражнения на релаксацию и освобождение мышц.
Пластическая выразительность действия и характерности.
Экскурсии в музеи, посещение спектаклей с последующим обсуждением, беседы по театру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Урок актерского мастерства"
Внеклассное мероприятие с использованием различных видов театров (театр- рукавичка, теневой театр, инсценировка), мультимедийного оборудования, направленное на закрепление правильног...
Использование игровых технологий на занятиях актерским мастерством с младшими школьниками
Большое значение в развитии ребенка имеет игра. В игровой среде ребенок чувствует себя комфортно и свободно. Вот пчему использование на занятиях игровых технологий играет большую роли в формировании с...
Классный час на тему: "Конкурс актерского мастерства".
Конкурс актерского мастерства предназначен для развития у младших школьников творческих способностей, привития учащимся любви к прекрасному через приобщения к театральному искусству, для сплочения дет...
Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики
«Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики»...
Уроки актерского мастерства
Картотека игр и упражнений по театротерапии....
«Актерское мастерство как средство социализации и развития творческих способностей у обучающихся».
Актерское мастерство и его применение на занятиях в сиситеме дополнительного образования. Упражнения и задания, используемые на занятиях....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на примере занятия в группе продленного дня «Размышляйка» .
Занятие "Размышляйка" ( 2 класс) с элементами здоровьесберегающих технологий...