Главные вкладки
Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики
статья (1 класс) по теме
«Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики»
Автор: Серебренникова Вера Геннадьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» город Когалым
Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил [7, с. 59].
В средней общеобразовательной школе № 3 г. Когалыма для успешной социальной адаптации первоклассников созданы все необходимые условия. Деятельность педагогического коллектива в данном направлении включает следующие направления:
1) определение уровня готовности детей к школе;
2) организацию режима школьной жизни первоклассников;
3) организацию оздоровительно-профилактической работы;
4) организацию учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период;
5) организацию внеучебной жизни первоклассников;
6) взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
Кроме всего прочего, в школе проводится комплекс мероприятий по социальной адаптации первоклассников средствами театральной педагогики.
Школьный театр – это особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности [4, с. 27].
Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Дети вполне в силах уяснить, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализированного представления. Театральные занятия дают детям неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе [6, с. 58].
Наравне с практическими театральными навыками, комплекс мероприятий подразумевает развитие кругозора в области театрального искусства, ведь и теория, и история театра – это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическим навыкам в любой профессии.
Целью комплекса является поддержка первоклассников в постижении своих творческих возможностей, социальная адаптация к школе средствами театральной педагогики.
Задачи:
- помочь детям обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё собственное мнение;
- формировать навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни;
- развивать навыки творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей;
- развивать разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.;
- расширять кругозор, дать детям дополнительные знания о жизни;
- воспитывать в первоклассниках чувство ответственности и самостоятельности.
Комплекс мероприятий реализуется на основе следующих принципов:
- социальной активности;
- социального творчества;
- взаимодействия личности и коллектива;
- развивающего воспитания;
- мотивированности;
- индивидуализации;
- целостности воспитательного процесса.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток [1, с. 62].
Занятия проводятся в актовом зале, где достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительная атмосфера создается, поставив стулья в круг, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.
Занятие отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива.
Одной из идей комплекса мероприятий является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Основные виды деятельности, которые используются при работе:
1. Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
2. Театральная игра. Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций [3, с. 105].
3. Занятия по ритмопластике. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка.
4. Занятия по культуре и технике речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы [5, с. 70].
5. Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
6. Создание спектакля. Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
- деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
- работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
- репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
- репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит;
Комплекс мероприятий включает разделы: «Мы играем – мы мечтаем!»; Театр; Основы актёрского мастерства; Просмотр спектаклей в театре города; Наш театр.
К работе по данному комплексу мероприятий привлекаются родители первоклассников. В план работы с родителями входят: выступления на родительских собраниях; индивидуальные беседы; участие родителей в различных конкурсах; привлечение родителей к изготовлению декораций, костюмов; оформление творческих отчетов о проделанной работе; совместные спектакли.
Материал для творческих отчетов собирается постепенно, формируется по темам. Родители с удовольствием знакомятся с материалом.
Выступления на родительских собраниях. Незадолго до родительского собрания проводится анкетирование родителей. В анкете указываются несколько тем, из которых родители выбирают наиболее волнующие их в данный момент. Затем на собрании в доступной форме, используя иллюстрации, фотографии, показываются отрывки из спектаклей, доносится до родителей необходимая информация [2, с. 181].
Индивидуальные беседы. В индивидуальных беседах родителям объясняется, почему именно эту роль в спектакле или на утреннике будет играть его ребёнок, какие качества характера у героя. Необходимо не только сохранить заинтересованность родителей к театральной деятельности, но и вовлечь их в решение новых задач, связанных с работой ребёнка над ролью, изготовление костюмов, декораций и т.д. [6, с. 76].
Творческие конкурсы. Что может быть лучше, когда ребёнок вместе с мамой или папой делает своими руками театральную игрушку, проявляя своё творчество, фантазию и умения. Такое совместное творчество сближает родителей с детьми. Впоследствии ребёнок очень гордиться своей работой, рассказывает о ней с особым восторгом и восхищением.
В процессе занятий театральной педагогикой первоклассники становятся более активными, жизнерадостными, любопытными, редко простужаются, хорошо спят, меньше устают. Данные занятия способствуют уверенности, первоклассники могут обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
Таким образом, в школе № 3 г. Когалыма деятельность по социальной адаптации первоклассников направлена на: максимальное обеспечение двигательной активности детей в школе; создание в школе развивающей предметной среды, являющейся, по сути, продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду и которую отличают яркость, красочность, наглядность, включение в нее игровых и сказочных мотивов; широкое использование в образовательной и воспитательной работе игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций и условий для самостоятельной практической деятельности; изменение стиля взаимодействия взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества; использование многообразных форм обучения неурочного типа; создание щадящего режима учебной деятельности.
Данные исследования показывают, что применяемый комплекс мероприятий средствами театральной педагогики в школе № 3 г. Когалыма помогает первоклассникам приспособиться к новым условиям в школе, процесс адаптации проходит более успешно.
Список использованной литературы
- Андреева, Т. П. Роль театрального кружка в воспитании школьников [Текст] / Т. П. Андреева. – М. : Знание, 1999. – 145 с.
- Антонова, О. А. Школьная театральная педагогика [Текст] /
О. А. Антонова. – СПб., 2001. – 376 с. - Быков, М. Театральная педагогика в школе [Текст] / М. Быков,
А. Никитина. – М. : Академия, 2002. – 214 с. - Ганелин, Е. Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» [Текст] / Е. Р. Ганелин. – М., 2004. – 78 с.
- Дмитриева, Н. И. Воспитательная работа в театральном кружке [Текст] / Н. И. Дмитриева. – М. : Наука, 2004. – 189 с.
- Крымский С. В. Воспитание и театр [Текст] / С. В. Крымский. – М., 1999. – 154 с.
- Социальная адаптация младших школьников средствами искусства [Текст] // Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях : Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 236 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.
Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...
Игра - как средство адаптации первоклассников к школе.
Играм, содержащим тяжелые задачи, должны предшествовать простые, более легкие. Они готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в сложных играх....
Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики
Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики...
Мастер-класс Развитие выразительной речи средствами театральной педагогики
Содержание данного мастер-класса доказывает интеграцию учебных предметов и внеурочной деятельности. Учитывая возрастные особенности каждого воспитанника в театре, учитель получает в свои руки эф...
Статья "Адаптация первоклассников к школе средствами актерского мастерства в группе продленного дня"
В статье рассматривается проблема социальной и психологической адаптации первоклассников к школе. Занятия актерского мастерствв в группе продленного дня являются наиболее приемлемым и эффе...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...