«Актерское мастерство как средство социализации и развития творческих способностей у обучающихся».
материал на тему
Актерское мастерство и его применение на занятиях в сиситеме дополнительного образования. Упражнения и задания, используемые на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tvorcheskaya_masterskaya.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Актерское мастерство как средство социализации и развития творческих способностей у обучающихся».
Театр кукол – первый театр в жизни ребенка. Его задачи, положительное воздействие на развитие и воспитание детей раннего возраста.
Кукла является одной из любимых игрушек детей. С ее помощью дети учатся распознавать добро и зло, решать проблемы общения, познавать себя и окружающий мир. В руках ребёнка неодушевленная игрушка оживает, обретает голос, характер, способность двигаться.
Растворяясь в атмосфере спектакля, каждый ребёнок делает выбор, какому герою симпатизировать, какому сопереживать, а кого и недолюбливать.
В процессе игры малыш получает возможность почувствовать, каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусливым. Герои их кукол самостоятельно преодолевают трудности, принимают решения, делают тот или иной выбор, справляются с задачами, и дети, наконец, получают возможность почувствовать себя взрослыми.
Актер-кукольник. Специфика, особенности профессии. Основные отличия актера-кукольника от актера драматического театра.
Актер-кукольник, как и актер драматического театра, «проживает» свою роль на сцене, независимо от того, работает он за ширмой или без нее. Безусловно, и тот и другой должны обладать актерским умением. Другое дело, что не каждый драматический актер может стать кукольником, обладая при этом огромным актерским талантом.
Воображение, фантазия. Одним из самых важных отличий между актером драматическим и актером театра кукол Образцов С.В. считает способность фантазировать и видеть живое в неживом. «Человек, который видит в облаке слона, в чернильном пятне – собаку, в картошке – голову старухи, – этот человек имеет много шансов быть хорошим кукольником, особенно если он актер» [2, c. 143].
Оживление предмета. Здесь и просматривается одно из главных отличий актеров драматического театра и актеров-кукольников – способности «оживлять» предметы.
В театре кукол, где действующее лицо зачастую кукла – предмет, такого произойти не может. Внешность ее может быть полной противоположностью внешности и физическим данным актера. Драматический актер, двигаясь на сцене, создает физическое поведение образа, он пользуется своим собственным телом.
Пластика. Во многом обучение актера драматического театра и актера-кукольника схожи на начальном этапе. Кукольники должны также досконально изучить движения и пластику своего собственного тела, которые уже дошли до автоматизма, но для того, чтобы их скопировала кукла в руках мастера, необходимо вспомнить и сопоставить движения героя с человеческими движениями, передать эти движения механизму куклы.
Амплуа. Существует мнение, что актеры-кукольники никогда не стареют. Связано это мнение прежде всего с тем, что кукла остается всегда в одном и том же возрасте. Маленького мальчика может сыграть пожилая дама, а старушку не обязательно должна играть она же. Отсюда следующее отличие актера-кукольника от актера драматического театра. Актер драматического, оперного или балетного театра должен понимать, что ему необходимо подходить для роли не только внутренне, но и внешне, он должен вжиться в роль, должен стать другим человеком на сцене. Для этого зачастую актер прибегает к таким приемам, как парики, толщинки и т. д.
Рождение образа. Еще одним отличием актера от актера-кукольника Образцов С.В. считает то, как представляется роль для того и другого, сама разность их психологий. Актер драматического театра представляет себя в роли, актер же театра кукол представляет куклу в роли отделимо от себя, он видит ее со стороны, он ее создает, становясь также немного и режиссером
Еще одним важным качеством, без которого не может обойтись актер-кукольник, по мнению Образцова, является ирония и чувство юмора, ведь он «подглядывает» не только за куклой, но и за собственным поведением, а это не возможно без иронического взгляда. Это «подглядывание» делает актера-кукольника ближе к зрителю.
Сценическая речь. Актер драматического или оперного театра передает на сцене образ, при этом он дополняет его не только своей внешностью, но и голосом, он старается подстроиться под персонаж, задуманный автором.
Таким образом, голос наряду с куклой для актера-кукольника становится очень важным инструментом в его работе.
Чтобы проявить свои творческие способности , ребенку зачастую необходима помощь . Эту задачу выполняет педагог. Ребенок может раскрыть свои творческие способности и один, находясь дома, с мамой. Но очень часто мы наблюдаем, как дети замкнуты, не могут показать на что они способны. Есть желание, но их не поддерживают.
Занятия в творческом объединении помогают детям социализироваться, раскрепоститься, быть более общительными, чувствовать соседа, своего одногруппника. Уметь искать решение проблемы через игру совместно. Ведь очень важно, чтобы каждый был услышан не только педагогом, но и своими сверстниками.
Упражнения и задания по актерскому мастерству можно разбить на несколько групп:
- Упражнения на развитие воображения и фантазии
- Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на пластику и мимику
- Упражнения на память
- Упражнения на речевую окраску голоса
- Упражнения по сценической речи
Упражнения на развитие воображения и фантазии
Упражнение №1 Погладь котенка , Съешь яблоко Необходимо правдоподобно изобразить действия
Упражнение №2 Предмет по кругу. Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет). Участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение – на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.
Упражнение №3 Оживление предметов. Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут действия детей?
Упражнение №4 Сочиняем сказки сами. Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5—6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили были…» и заканчивающуюся: «Ну надо же!». По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.
Упражнение №5 Составление сказки по одному слову, потом предложению (фантазия и реакция)
Упражнение №5 Беседа глухонемых.
Все участники игры делятся на пары, напарники будут изображать двух глухонемых. Ведущий, наедине, объясняет одному из игроков пары то, о чем он должен поведать своему собеседнику. Затем все рассаживаются полукругом, оставляя свободным центр. Первая пара, выйдя на середину, изображает неожиданную встречу двух глухонемых, затем один из них (получивший задание) начинает рассказывать партнеру свою историю. Его друг должен, также жестами, задавать своему спутнику вопросы, а тот, следовательно, отвечать на них. На беседу игрокам дается не более 5 минут, а затем игроку, который внимал, необходимо рассказать, что же он понял из увиденного? Ведущий сопоставляет его ответ с тем, о чем на самом деле рассказывал игрок, и знакомит с ним окружающих.
Темы бесед можно выбрать абсолютно любые: рассказ о том, как собаке отдавили лапу и игрок ее лечил, о поездке на рыбалку, о посещении музея и т. д. Чем разностороннее и обширнее выбранная тема, тем интереснее пройдет упражнение.
Упражнения на развитие внимания
Упражнение №1 Печатная машинка.
Участники распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише – это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники «печатают», хлопая в нужный момент с равными между «буквами» промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка – общими двумя хлопками.
Упражнение №2 Капля, речка, океан.
Действие желательно сопровождать динамичным музыкальным фоном.
Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок — это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли.
Ведущий дает команду: "Объединиться по двое". Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: "Объединиться по трое". И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: "По четыре человека, по пять, по шесть". "Все в общий круг", — командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.
Упражнение №3 Кто где?
Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.
Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.
Упражнения на пластику и мимику
Упражнение №1 Едим яблоко, ловим муху, разглядываем картину и восхищаемся.
Движение тела и мимикой правдоподобно изображаем действия.
Упражнение №2 Комар. Находясь в неподвижном состоянии, нужно прогнать комара с различных частей лица. Двигать руками нельзя. Двигаются только та часть лица, на которую сел комар.
Упражнение №3 Эмоции Показать настроение
Упражнения на эмоциональную окраску голоса
Упражнение №1 Озвучиваем сказку
И заключительное действие в занятии – минипостановки в группах . Обыгрывание сказки.
Выполняя задания , дети снимают с себя груз закрепощенности, смущения и неловкости.
Таким образом, занятия актерским мастерством в кукольном театре помогает детям социализироваться, общаться и находить себя окружающей среде, обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей учащихся.
Выступление на августовских педчтениях....
Оригами как средство формирования и развития творческих способностей детей.
В педагогическом процесе формирование творческих способностей- это необходимое условие всестороннего развития личности....
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...
доклад "Развитие творческих способностей у обучающихся начальных классов коррекционной школы на уроках чтения"
С первого класса я начала вовлекать учеников своего класса в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок проявляет себя по-разному: один -в качестве актера, другой ...
«Использование эффективных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности, как средство социализации и развития творческих способностей детей с ОВЗ»
В свете реализации Закона образования в Российской Федерации ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на ...
Авторский проект "Образовательная площадка как условие социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Цель проекта: Создание образовательной площадки для социализации и развития творческих способностей детей в разновозрастных группах.Задачи проекта: Обеспечить условия для социализации и развития творч...
Проектная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей младших школьников
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в...