"Я сам- составление сказки" Методическая разработка учебного занятия
методическая разработка (2 класс)
Данное занятие входит в раздел второго года обучения« Импровизация «Я - сам» общеобразовательной общеразвивающей программы «Куклы вокруг нас». Этот раздел знакомит учащихся с планом составления собственной сказки. Они составляют свои сказки и истории, взяв за основу какое-либо событие. Они также являются актёрами и режиссёрами своих работ. Это заставляет ребят проявить немало фантазии и выдумки, находчивости и смекалки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_sam-sostavlenie_sobstvennoy_skazki.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Тяжинский центр дополнительного образования»
«Я сам» составление сказки
Методическая разработка учебного занятия
Автор – составитель: Семенова Н. А.
педагог дополнительного образования
пгт Тяжинский, 2018
Категория участников: младший школьный возраст
Тема: «Я сам» составление сказки
Цель: знакомство с приемами сюжетносложения сказки
Задачи:
Обучающие
- Познакомить с планом построения сказки.
- Обучить приемам сюжетносложения сказки.
Развивающие
- Развить монологическую и диалогическую речь.
- Развить творческое воображение и фантазию через сочинения сказки.
Воспитательные
- Формировать коммуникативные способности и навыки работы в группе.
- Воспитывать желание помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарища.
Формируемые УУД
Личностные: умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий проект.
Регулятивные: научатся проявлять творческую инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.
Коммуникативные: научатся работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Основные понятия темы: Схема построения сказки, зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, слова помощники.
Межпредметные связи: литературное чтение, история
Ресурсы:
основные: мультимедиа, презентация по теме, УМК
дополнительные: раздаточный материал, рисунки, ширма, набор перчаточных кукол, музыкальный центр.
Организация пространства: фронтальная работа, работа малыми группами.
Структура занятия:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий:
- Поиск ответа на вопрос «Я сам могу сочинить сказку ?».
- Формулирование понятий с помощью выполнение задания.
V. Этап первичной проверки понимания, изученного:
1. Коллективная работа учащихся, сочинение сказки по цепочки.
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий:
- Творческая работа учащихся в группах, показ сказки собственного сочинения.
VII. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше занятие с традиционного полукруга. У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.
(Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются)
Педагог: Ну вот, ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше! А значит, мы с вами сможем выполнить любое задание!
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Удивитесь такому событию (О-о-о), обрадуйтесь (А-а-а), улыбнитесь им. И пусть от вашей улыбки у наших гостей тоже будет прекрасное настроение.
II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. Педагог: Сегодня мы проводим необычное занятие. И главной героиней его будет сказка. (Звучит сказочная музыка) (слайдовые иллюстрации сказок) Педагог: (слайд 2) «За долами, за горами, за широкими реками и глубокими морями было царство-государство. И в царстве том у царя была дочка – царевна Несмеяна (иллюстрация сказки «Царевна Несмеяна»). Педагог: А вот послушайте ещё один эпизод(слайд 4) В одном старинном замке жил король-вдовец со своей дочерью, которую звали Белоснежка. Король решил жениться во второй раз. Королева была злой колдуньей. У неё было волшебное зеркало, и она каждый день спрашивало его: «Зеркальце, скажи: кто прекрасней всех на свете?» И всякий раз зеркальце говорило в ответ, что никого красивее королевы нет (иллюстрация сказки «Белоснежка») Педагог: Как вы думаете, так может начинаться сказка или быль? - Почему вы так считаете? Учащиеся: ответы детей Педагог: А что такое сказка? Учащиеся: Это что-то волшебное, необычное, понарошку, чего в жизни не бывает Педагог: Да, ребята, вы правильно сказали, что в сказках все необычно, все понарошку (слайд 5) Педагог: Скажите, а кто может сочинять сказки? Учащиеся: ответы детей Педагог: А можем ли мы с вами сочинять сказки? Учащиеся: ответы детей Педагог: Как вы думаете, какой деятельностью будет наполнено наше занятие? Учащиеся: мнение детей Педагог: Вы правы! Мы будем вместе сочинять сказки. А нашу тему попробуем вместе свами сформулировать. Я начну, а вы должны будите продолжить её. (слайд 6) Для этого внимательно посмотрите на слайд, найдите ту тему, которая бы продолжила мои слова (на экране высвечиваются первые слова «Я сам - ….». Дети выбирают продолжение - составление собственной сказки») Педагог(слайд 7): Тема нашего занятия «Я сам – составление собственной сказки» -А какие знания и умения нам понадобятся для достижения результата? Учащиеся: мнение детей Педагог: Всё верно! Молодцы! Посмотрите на слайд, вот какие умения и знания выделила я. ( слайд 7): Умение слушать и слышать, работать в группе, договариваться, воображать, придумывать; Знание плана сказки, слов-помощников Педагог: А что будет являться нашим окончательным продуктом. Учащиеся: ответы детей Педагог: Это сочинение собственной сказки. |
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
(звучит сказочная музыка)
Педагог (слайд 9,10,11): Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда мы произносим это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Как вы думаете почему?
Учащиеся: ответы детей
Педагог: У нас с вами не одно занятие было посвящено сказкам, так давайте обобщим наши знания.
Педагог: (слайд 12 )
- Какие виды сказок вы знаете?
волшебные,
(слайд 13 ) бытовые,
(слайд 14 ) сказки о животных)
А теперь ответьте на вопросы
(слайд 15) - Чем она отличается от других произведений?
(В сказках происходят чудеса; там есть волшебники; в сказках оживают и разговаривают животные, растения, вещи; происходят разные превращения; есть живые существа, которых нет в настоящей жизни – динозавры, русалочка, змей – Горыныч)
- Что обязательно должно быть в сказке? (волшебство, превращения)
- Каков конец сказки? (счастливый)
- Кто придумывает сказки?
(Сказки придумывают писатели, например, А.С. Пушкин, А. Толстой. Есть русские сказки. Их придумал русский народ - все понемногу: и бабушки, и мамы, и дети. У разных народов - свои сказки)
IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий
Педагог: Трудно ли было им сочинять сказку?
Учащиеся: ответы детей
Педагог: Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит. А вы сочиняли когда-нибудь сказки?
Учащиеся: ответы детей
Педагог: Вы тоже можете научиться придумывать сказки.
Педагог: Я предлагаю вам стать сказочниками. Мы с вами будем сочинять
сказки, записывать, ставить, иллюстрировать, а потом объединим все в одной книжке. Согласны?
Педагог: Как вы думаете ребята нужна ли вам какая –та схема или план для сочинения сказки?
Учащиеся: ответы детей
Педагог: Прежде чем приступить к сочинению сказки нужно составит план или ещё называют композицию сказки.
Педагог: Итак, как вы думаете, по какому плану строится сказка?
Учащиеся: мнение детей (начало, основная часть и конец (слайд 16 ):
Педагог: А как правильно называется начало, основная часть, конец?
Учащиеся: мнения детей
Педагог: (на слайде композиция сказки) Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.
Сказка выстраивается по следующему плану (слайд 17) Пока он пуст, но мы с вами постараемся заполнить все его клеточки.
Педагог: Вспомним, какими словами может начинаться сказка?
Учащиеся: ответы детей
Педагог(слайд 18): «Жили-были дед и баба»; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «Жили-были царь и его три сына»; «Много-много лет назад»; « Однажды…»; «Это случилось…»; « Как-то раз…»; «В одном доме жили две девочки» и др.
Педагог: О чем же говорится в начале сказки?
Д. – О том, где происходит действие, и какие герои в них участвуют.
Педагог (слайд 19) Итак, в сказке есть начало, правильно он называется зачин
Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным, в нем сообщается, в каком месте происходят события, и какие герои в них участвуют.
У вас на столах находится книга со сказкой «Зайкина избушка».
Найдите и прочитайте в ней зачин сказки.
Учащиеся: ответ детей
Педагог: Все ли герои одинаковые, совершают одинаковые поступки?
Учащиеся: Нет. Есть добрые герои, которые помогают всем в трудных ситуациях; они добрые, внимательные, веселые и проходят разные испытания.
А ещё есть злые, вредные герои. Они всех обижают, вредят, делают все
наоборот.
А в сказке «Зайкина избушка» перечислите добрых и злых персонажей?
Педагог: Вспомните, как взаимодействуют добрые и злые персонажи?
Учащиеся: Добро борется со злом.
Педагог (слайд 19) Это называется развитие сюжета. В сюжете происходит взаимодействие положительных и отрицательных персонажей.
Найдите развитие сюжета в сказке «Зайкина избушка»?
Учащиеся: ответ детей
Педагог(слайд19):После этого идет -кульминация. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.
Так в сказке «Зайкина избушка» кульминацией будет, когда петушок выгоняет лису из дома. Можно сказать, что добро победило зло?
Педагог(слайд 19): Конец сказки или как вы говорите её концовка, нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности.
Какими словами обычно сказки заканчиваются?
Учащиеся: ответы детей
Педагог: (слайд20) «Я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и жили они долго и счастливо, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец»
Педагог: А в сказке «Зайкина избушка» концовкой будут какие слова…Давайте мы с вами найдем их
Учащиеся: «И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке. Вот и сказке «Зайкина избушка» конец, а кто слушал - молодец!»
Педагог: Ещё в сказке есть слова - помощники? Как вы думаете, что это за слова?
Учащиеся: выслушивают мнение нескольких человек
V. Этап первичной проверки понимания, изученного
Педагог: Известный итальянский детский писатель Джанни Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй.
- Мы же с вами попробуем сочинить сказку по цепочке.
- Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам примерную цепочку вопросов. Я начну, а вы продолжите:
Итак, сказка по цепочке (слайд 21):
Педагог: Жил-был в одной деревне Петух.
- Какой он был?
- Что умел делать?
Педагог: А ещё он очень любил летать в лес и клевать ягоды на поляне. Идёт Петенька по лесу, а навстречу ему идет …..(добрый герой).
- Что он у него спросил? О чем предупредил?
- Послушался ли его наш герой?
Педагог: Идёт Петя дальше, торопится. Видит, у куста отдыхает … (добрый герой).
- Что он у него спросил? О чем предупредил?
- Послушался ли его наш герой? Тогда возьми … . Она тебе поможет.
Педагог: Но Петя и его не послушал и дальше пошёл. А вот … взял. Вот и опушка леса. Ещё чуть-чуть и он будет на месте. Вдруг он увидел, как …
- Выходит отрицательный, злой герой
- Что этот отрицательный герой делал (или умел делать?)
Педагог (слайд 22): Что же ему такого придумать, чтобы обмануть
- Что стало происходить между Петей и отрицательным героем.
- Как Петушок справился с ним. Что стало со злым героем?
- Что сделал Петушок потом?
- Как он отблагодарил своих друзей?
- Чем закончилась сказка?
Педагог: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец»
(совместно с педагогом составляют сказку, по заданной цепочке вопросов)
Педагог: Вот какую замечательную сказку мы вместе сочинили! А сейчас настало время вам самостоятельно сочинить сказку. Вы готовы? (ответ)
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Педагог: Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте немножко отдохнём.
Физкультминутка «Чудесные превращения»
Встали все, немного подвигаемся. Превращаемся в то, что я буду называть. Я буду смотреть, кто лучше проявляет свои актерские способности.
(музыка …….)
(слайд 23): Гусеница – бабочка
(слайд 24): Котенок – лев
Цыпленок – петух
Семя – дерево
Капля – море
Педагог: Чтобы приступить к заданиям я предлагаю вам объединиться в группу.
- На столе у меня лежат жетоны красного и желтого цвета, выберите любой.
Учащиеся: дети объединяются в группы
Педагог: У нас образовались две группы
Для того, чтобы работать в группе надо соблюдать правила (слайд 25).
Правила при работе в группе
- Будьте внимательны
- Слушайте каждого члена группы, не перебивая.
- Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
- Не отвлекайся сам и не отвлекай товарища.
Педагог(слайд 26): Начинаем работу по созданию собственной сказки
Задание:
Каждая группа будет сочинять свою сказку. Все вы побудите в роли авторов, артистов и зрителей.
Так дайте же волю фантазии и оживите неживое. Пусть у вас заговорят деревья и животные, пойдут в пляс корзинки и вёдра, полетят столы и ковры…. Всем вам удачи.
(Группы приступают к созданию сказки. Время на выполнение задания- две минуты)
Педагог: Сказки придуманы, и группы готовы их рассказать и показать.
Начинаем сказку с присказки:
На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под тем дубом стол золочёный,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай!
(идет показ сказок)
По окончанию показа:
1. «Тут и сказке конец. А кто слушал, молодец»
2. Вот, видите, как бывает оно на свете.
VII. Подведение итогов занятия
Педагог: Ребята, как все же интересно сочинять свою сказку. Я думаю, что вам всем понравилось.
Педагог: Подведем итоги нашего занятия
Педагоги: Давайте вспомним тему нашего занятия
Учащиеся: (слайд27) «Я сам -составление собственной сказки»
Педагог: Что вы сегодня делали на занятии?
Учащиеся: ответы детей
Педагог: Мы применили все знания и умения, о которых говорили в начале нашего занятия? ( слайд28)
Учащиеся: ответы детей
Рефлексия
Педагог: Молодцы ребята! Занимались вы сегодня хорошо.
Кто считает, что он сегодня плохо старался или ничего не понял - потопайте!
-Кто считает, что он сегодня хорошо постарался и всё понял – похлопайте!
-Я похлопаю вам! Спасибо за работу! (слайд29)До свидания.
конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»
Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...
Методическая разработка учебного занятия
С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельно...
Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике
Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....
Разработка учебного занятия по математике
Урок в системе Эльконина - Давыдова 3 класс по теме "Распределительное свойство умножения"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой
Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония» Предмет: Математика Класс: 3Тема урока: Учимся решать задачи.Место и рол...
Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год
Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12» Класс: 1 «Б» Учитель: Очи...