Методическая разработка учебного занятия
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

 

С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельность, которая характеризуется наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учением и применением учебных действий для получения новых знаний.

Одной из таких форм, мы считаем, является проектная деятельность. Учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность могут быть сформированы через проектную деятельность учащихся.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Согласитесь, что обучающиеся в начальных классах, в силу своих возрастных особенностей и отсутствия жизненного опыта не могут самостоятельно  выполнять все эти действия для получения конечного результата своей деятельности. Самостоятельности нужно учиться, для осуществления полноценной проектной деятельности в основной школе необходимо подготовить  почву. В первом классе мои ученики делают первые шаги к проектированию.

Думаю, мой опыт будет полезен учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka._obuchenie_gramote_1_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельность, которая характеризуется наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учением и применением учебных действий для получения новых знаний.

Одной из таких форм, мы считаем, является проектная деятельность. Учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность могут быть сформированы через проектную деятельность учащихся.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Согласитесь, что обучающиеся в начальных классах, в силу своих возрастных особенностей и отсутствия жизненного опыта не могут самостоятельно  выполнять все эти действия для получения конечного результата своей деятельности. Самостоятельности нужно учиться, для осуществления полноценной проектной деятельности в основной школе необходимо подготовить  почву. В первом классе мои ученики делают первые шаги к проектированию.

Думаю, мой опыт будет полезен учителям начальных классов.

Методическая разработка учебного занятия.

Название УМК   Гармония   Предмет  обучение грамоте    Класс  1

Тема урока   Буквы Бб-Пп        

Место и роль урока в изучаемой теме  урок 56, второй урок по теме «Буквы парных по глухости звонкости согласных звуков»

Тип урока   урок проект

Цель урока:  Познакомить детей с буквами Б, б и с особенностями звуков (б)-(п)

Задачи:   обучать чтению с пониманием; познакомить детей с детскими журналами

               развивать фонетический слух  и познавательные интересы  детей

               воспитывать интерес и  любовь к чтению 

Оборудование:  учебник «Букварь» С.М. Соловейчик, выставка детских журналов, сигнальные карточки для оценивания, картинки, листы бумаги А-4 .

Этап урока

Время, мин.

Содержание

учебного

материала

Методы и приемы и работы

Формы организации

учебной

деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование

универсальных

учебных действий


I. Организация начала урока.


2


- Слова учителя (к классу):

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.



словесный


фронтальная


Проверка готовности

Самоконтроль готовности

Волевая саморегуляция(Р)*

II.Погружение в проект.




































5

  1. Подведение к теме урока

- Хотите узнать, чем мы будем сегодня заниматься?

Отгадайте загадку:

Разноцветные странички

интересны детворе,

Их читают и листают часто дома,  во дворе.

Посмотрите-ка, у Аллы

Есть различные … (журналы).

- А какие журналы для детей вы знаете? Прочитайте их названия: «Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.

- Самый старый из них «Мурзилка», издаётся с 1924 г.

-Каждый журнал по-своему интересен. В них есть познавательные материалы: читая их, вы сможете узнать много нового; на их страницах много игр, загадок, шуток, головоломок. Каждый журнал имеет свои рубрики.

- По обложке журнала можно определить его тему. Давайте попробуем это сделать.

- Кто составляет журнал? (редактор)


Словесный


Беседа


Наглядный

фронтальная

Организация подготовки учащихся к изучению нового материала


Вызвать интерес у детей

Слушают учителя.

Рассказывают о своих любимых журналах

Строят понятные для собеседника высказывания

Отвечают на вопросы.


Извлекать информацию (П)

Доносить свою позицию до других.(К)




Добывать новые знания из различных источников и разными способами. (наблюдение, чтение, слушание) (П)





















Формирование положительного отношения к учению.(Л)

III.Формирование темы и целей деятельности.


1.Постановка учебных задач.

















Музыкальная

физминутка

5






















3

- Вот и мы с вами попробуем сегодня создать свой журнал. А как он называется, отгадайте?

- Что мы делаем на уроках чтения (изучаем буквы)

- Посвятим наш журнал новой букве.

-Как вы думаете, как должен выглядеть наш журнал?

-О чем он будет?

-Сегодня каждый из вас будет редактором и создаст свою страницу журнала.


Техника безопасности работы с клеем.

Словесный


Наглядный


Проблемный


практический


Фронтальная
















индивидуальная

Организует погружение в проблему.


Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Принимают и сохраняют учебную задачу.














 

Определять и формулировать цель деятельности.(Р)

Соотносить результат своей деятельности и оценивать его.(Р)

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.(П)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П)


Доносить свою позицию до других. (К)

IV.Практическая работа над проектом.

Моделирование страницы журнала.






































































Физминутка

4

- Каждый из вас будет редактором собственной страницы

На ней вы изложите всё, что узнаете о букве.

-А начнём со звукового анализа нашей буквы «именинница».

- Составьте схемы слов.

На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, шапочки зелены.
(Березы)

-  Не мотылёк, не птичка-

Держит две косички

                      (бант)

- С каких звуков начинаются слова? ( б    и б)

- Какой буквой обозначаются эти звуки? (Б)


Вывод: Звуки  б и б обозначают буквами Б б


- А почему буквы две: большая и маленькая?

- В правом верхнем углу своей страницы, запишите буквы Бб. обозначьте схематично звуки, которые она обозначает.

Расскажем об ещё одной особенности нашей буквы

- Послушайте: Набухают в мае бочки

Появляются листочки.

       

- Какой звук заблудился? Бочка – почка

– Чем различаются слова?

- Произнесите звук  б  громко, а потом шёпотом.

- Что услышали? Какой можно сделать вывод?

(Звуки   б – п  парные по глухости – звонкости)

- Каким знаком это показать?

 - Наклейте картинки почки и бочки под буквой Б запишите первые буквы этих слов и покажите значком их парность.

Вывод: Буква Б может звучать б  и б  -это звонкие согласные звуки, имеют глухую пару п   и  п

Практическое моделирование



Словесный































Исследовательский

коллективная











индивидуальная





























Индивидуаль-ная














Парная

Организует учебное взаимодействие учеников в парах и следующее обсуждение соотавленных звуковых моделей .
























Помощь детям.

Создают звуковые схемы слов.





Участвуют в обсуждении.

Осуществляют взаимоконтроль


Систематизируют (на основе модели) информацию о буквах и обозначаемых ими звуках. Анализируют звуковой состав слов.
























Самостоятельная работа.





Сравнивают пары согласных звуков, выделяют парные по глухости-звонкости, осознают понятие «парные» звуки, опознавать их буквы








Анализируют звуки.


Делают вывод.

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать сообща.(К)





Преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П)
















Построение логической цепи рассуждения. (П)




Анализ объектов(П)














Классификация объектов (П)













Понимать информацию представленную в виде схемы.(П)




Построение логической цепи рассуждения. (П)

V.Первичное чтение с изученной буквой.

        





























Физминутка для глаз.

5


































2

1.Чтение слогов

- Выложите из разрезной азбуки слоги и продолжите до слов. Работаем в парах.

  2. Чтение текста

- Прочитайте стихи. Выберите стихотворение, которое подходит для нашей страницы в журнале.

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.      


У Вари на бульваре                       Варежки пропали

Воротилась Варя

Вечером с бульвара

И нашла в кармане

Варежки Варвара

                                 Е.Благинина.

- Приклейте выбранное стихотворение в центре нашей страницы

 3. Чтение по букварю

С. 36-37

Практический



Словесный


Наглядный


Проблемный диалог

Парная









индивидуальная


Организует учебное взаимодействие учеников в коллективе. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Участвуют в обсуждении

исследуемого материала, формируют понятие.

Учатся формировать собственное мнение и позицию.

Учатся использовать речь для регуляции своего действия.

Читают слова с изученными буквами, выявляют те, значение которых не совсем понятно, находят информацию на страницах букваря. Правильно произносят, составляют, преобразовывают слова, в том числе путём замены одной буквы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П)


Доносить свою позицию до других.(К)


Классификация объектов.(П-Л)






Читать ,извлекая нужную информацию.(П)

V. Применение полученных знаний и умений.

3

Игры с буквой

 –В нашем журнале должна быть развлекательная колонка

- Найдите и прочитайте слова, которые записаны в ребусе на букву  «б»

- Приклейте этот ребус в левый нижний угол.


Словесный

Наглядный

проблемный

Фронтальный

Организует учебное взаимодействие учеников в коллективе.

Строят понятные для собеседника высказывания

Отвечают на вопросы.

Доносить свою позицию до других.(К)


Оценка качества и уровня усвоения.(Р)

п

I. Итог  урока



















Рефлексия

3



















3

– Вот и почти готова страница нашего журнала. На ней не хватает только красочных иллюстраций. Давайте оживим её вашими рисунками.

– Вы были сегодня не только авторами журнала, но и художниками – оформителями и редактором личной страницы. Подпишите свою страницу.

Соберём наш журнал

-Какова тема нашего журнала?

-Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте

характеристики этим звукам.

- Какое настроение у вас было на уроке?

-Пригодятся вам знания полученные на уроке?

-Покажите  свое положение на лестнице знаний.

Словесный














наглядный



Проблемный диалог

Фронтальный





























Индивидуаль-ный

Организует учебное взаимодействие учеников в коллективе.



Организует

проблемный диалог.

Учатся формировать собственное мнение и позицию.

Участвуют в обсуждении.

Осуществляют взаимоконтроль.












Объясняют смысл своих оценок , мотивов.



Оцениваю свою работу.


Доносить свою позицию до других.(К)

Оценка качества и уровня усвоения.

Оценивать ситуации и поступки.(Л)

Формирование положительного отношения к учению.(Л)

Соотносить результат своей  деятельности с целью и оценивать его.(Р)

Адекватно оценивать свои достижения.

Преодолевать возникающие трудности. (Р)

Условные обозначения (*)

Л – личностные учебные универсальные действия

П – познавательные учебные универсальные действия

Р -  регулятивные учебные универсальные действия

К – коммуникативные учебные универсальные действия

Исмаилова Наталья Борисовна, учитель начальных классов МОБУ Петровская СОШ Саракташского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Математика   Класс: 3Тема урока:  Учимся решать задачи.Место и рол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой

Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.ПоглазовойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Окружающий мир   Класс: 3Тема у...

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12»        Класс: 1 «Б»         Учитель: Очи...