Внеурочная деятельность "Подвижные народные игры"
план-конспект занятия (1 класс)

Киселёва Вера Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление "Подвижные народные игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные  игры» отводится 66 часов в год (33 учебные недели по 2 часа в неделю) в 1 классе,  предусмотренной учебным планом.          

Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.  

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Роль и место данного курса

    Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. 

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать  сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
  • В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны: иметь представление:
  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о способах изменения направления и скорости движения;
  •  о народной игре как средстве подвижной игры;
  • об играх разных народов;
  • о соблюдении правил игры

       уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  •  играть в подвижные игры;
  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  •  выполнять строевые упражнения;
  • соблюдать правила игры

            Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры  самостоятельно.

 Тематическое планирование   1класс    (66ч)

  Разделы

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение . Основы знаний о народных играх

        2

     2

2

Игры на свежем воздухе

       10

 10

3

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть

        6

     1

 5

4

Игры- эстафеты

       10

 10

5

Подвижные игры разных народов

       10

 10

6

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств

       6

      1

 5

7

Спортивные игры

       8

 8

8

Зимние забавы

       10

 10

9

Праздник здоровья и подвижной народной игры

        2

 2

10

Итоговое занятие

        2

    1

1

   Итого

          66

     5

 61

                                                       Основное содержание    обучения

1 раздел (2час)

 Основы знаний о народной  подвижной игре.

- Что такое подвижная игра?  Познакомить с историей народной подвижной      игры.   Понятие правил игры. Выработка правил. Игра «Клубочек»

          2 раздел (10 часов)

Игры на свежем воздухе.

- Русские народные игры: «Защита крепости», «Белки, орехи, шишки», «Птицы и клетка», «Водяной»

- Групповые игры: «Ловля парами», «Мяч по кругу», «Светофор», «Поймай хвост дракона», «Айсберги»

-  Командная игра: «Вороны и воробьи»

         3 раздел (6 часов)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

- Двигательная активность и гиподинамия. Дыхательная гимнастика. Игры для профилактики плоскостопия. Игры для профилактики искривления  позвоночника.

        4 раздел (10часов)

Игры-эстафеты.

-   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

-    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

-   Эстафеты с бегом и прыжками.

-   Эстафеты с преодолением препятствий.

-    Веселые старты.

    5 раздел (10 часов)

Народные подвижные игры.

-Игры русского народа.   «Совушка -сова – большая голова», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки», «Кот и мышь»,

- Игры разных народов. «Липкие пеньки», «Стрелок», «Разорви цепь», «Сторож», «Петушки».

         6 раздел (6 часов)

 Игры, способствующие развитиюосновных физических качеств.  

-  Игры с мячом. «Самый меткий»,

- Игры со скакалками. «Удочка»

- Игры с элементами бега. «Нитка и иголка», «Ловишка»,

- Игры на равновесие. «Сохрани равновесие», «Стой».

         7 раздел (8 часов)

Спортивные игры.

Спортивные игры: «Брось — поймай»,  «Выстрел в небо», «Охотники и   утки», «Быстро по местам», «Не урони мяч», «Круговая эстафета», «Кто первый», «Картошка»,

        8 раздел (10 часов)

Зимние забавы

- Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежныхкомов».

- Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки.

- Игры на снегу.

        9 раздел (2 часа)

Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

       Спортивные соревнования и эстафеты на основе изученных игр

10 раздел (2 час)

Итоговое занятие.

Учебно- методическое обеспечение

Гриженя В.Е.Организация и методические приемы проведения занятий по  подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

 Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005

Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989

Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М.,  1986.

Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.

Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

Календарно-тематическое планирование

Секция «Подвижные игры»

№ п/п

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Введение. Основы знаний о народных играх

2

Понятие правил игры. Выработка правил игры. Игра «Клубочек»

3

Русская народная игра «Защита крепости»

4

Русская народная игра «Белки, орехи, шишки»

5

Русская народная игра « Водяной»

6

Русская народная игра «Птицы и клетка»

7

Групповая игра «Ловля парами»

8

Групповая игра Мяч по кругу»

9

Групповая игра «Светофор»

10

Групповая игра «Поймай хвост дракона»

11

Групповая игра «Айсберги»

12

Командная игра «Вороны и воробьи»

13

Двигательная активность и гиподинамия

14

Разучивание комплекса дыхательной гимнастики

15

Игры для профилактики плоскостопия

16

Игры для профилактики плоскостопия

17

Игры для профи лактики искривления позвоночника

18

Игры для профи лактики искривления позвоночника

19

Эстафета с мячами

20

Эстафета с мячами

21

Игра «Бег по кочкам»

22

Большая игра с малым мячом. Игра «Не упусти мяч»

23

Игра «Чемпионы малого мяча»

24

Эстафета с бегом и прыжками

25

Эстафета с бегом и прыжками

26

Эстафета с преодолением препятствий

27

Эстафета с преодолением препятствий

28

Игра «Веселые старты»

29

 Игры русского народа. Игра «Совушка- сова большая голова»

30

 Игры русского  народа». Игра «У медведя во бору»

31

 Игры русского народа. Игра «Филин и пташки»

32

 Игры русского народа. Игра «Горелки»

33

Игры русского народа. Игра «Кот и мыши»

34

Игры разных народов. Игра «Липкие пеньки»

35

Игры разных народов. Игра «Стрелок»

36

Игры разных народов. Игра «Разорви цепь»

37

Игры разных народов. Игра «Сторож»

38

Игры разных народов. Игра «Петушки»

39

Зимние забавы. Скатывание снежныхкомов

40

Зимние забавы. Гонки снежныхкомов

41

Строительство игры из снега. «клуб ледяных инженеров»

42

Эстафета на санках.

43

Эстафета на санках

44

Лыжные гонки

45

Лыжные гонки

46

Эстафета на санках

47

Игры на снегу

48

Игры на снегу

49

Игры способствующие развитию основных физических качеств. Игра с мячом «Самый меткий»

50

Игры способствующие развитию основных физических качеств. Игра со скакалкой «Удочка»

51

Игры с элементами бега. Игра «Нитка и иголка»

52

Игра с элементами бега. Игра «Ловишки»

53

Игра на равновесие «Сохрани равновесие»

54

Игра на  равновесие «Стой»

55

Спортивная игра «Брось, поймай»

56

Спортивная игра «Выстрел в небо»

57

Спортивная игра «Охотники и утки»

58

Спортивная игра «Быстро по местам»

59

Спортивная игра «Не урони мяч»

60

Спортивная игра «Круговая эстафета»

61

Спортивная игра «Кто первый»

62

Спортивная игра «Картошка»

63

Спортивные соревнования на основе изученных игр

64

Спортивная эстафета на основе изученных игр

65

Итоговое занятие  Игры по выбору

66

Итоговое занятие. Игры по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Внеурочная деятельность " Народные игры"

Программа  внеурочной  деятельности  "  Народные  игры",  основные  цели  и  задачи, результаты,  которые  достигаются  по  окончанию...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры" для учащихся 1-4 классов

"Играя-оздоравливать,играя-воспитывать,играя-развивать,играя обучать!"Предлагаемая программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3  класс...

Планирование внеурочной деятельности "Народные игры " 3 класс

Тематическое планирование с УУД внеурочной деятельности "Народные игры " 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные игры", 34 ч

Для использования при планировании внеурочной деятельности....

Программа по внеурочной деятельности. Народные игры.

Программа составлена для проведения кружка по знакомству с играми разных народов....