Система работы класса по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
статья (3 класс)
Данная работа представляет собой портфолио 3 класса, описывающее систему работы класса по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_klassa.docx | 41.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Самый здоровый школьный класс»
Портфолио 3д класса МБОУ «СОШ № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области (классный руководитель Калдина Елена Николаевна)
Система работы класса по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Март, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение………………………………………………………..стр. 3
- Цели и задачи здоровьесберегающей деятельности……...стр. 3
- Описание системы работы…………………………………. стр. 4
- Эффективность системы работы……………………………стр. 12
- Заключение……………………………………………………..стр. 12
- Приложение…………………………………………………….стр. 13
- ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы. Чтобы ребёнок рос умным и рассудительным, надо научить его быть крепким и здоровым. Современная школа призвана научить ребёнка самостоятельно добывать знания и гарантировать сохранение его здоровья.
Требования к организации здоровьесберегающей среды на ступени начального общего образования прописаны в государственных нормативно-правовых документах, которыми являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999)
Основываясь на вышеперечисленных документах, мною, Калдиной Е.Н., ведётся системная работа по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью работы по организации здоровьесберегающей деятельности в классном коллективе является: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
- ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
Для реализации вышеперечисленных задач мною активно используются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентируемую в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
Здоровьесберегающая деятельность, осуществляемая мною с привлечением психолого-педагогической службы МБОУ «СОШ № 23» и родителей обучающихся, – это:
-переход к личностно-ориентированной педагогике – ориентация на потребности и интересы обучающихся; -на уроках обоснованное применение средств обучения, в том числе ТСО и ИКТ (СанПиН 2.4.2.1178-02). После использования ИКТ применяется комплекс упражнений гимнастики для глаз (СанПиН 2.4.2.1178-02);
- чередование и смена видов деятельности на каждом уроке;
- проветривание классных помещений в любое время года; - использование для снятия локального и общего утомления 3 видов активности:
1) физминутки для улучшения мозгового кровообращения; 2) физминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук; 3) физминутки для снятия утомления с туловища.
- динамические минутки – свободный комплекс упражнений на разные группы мышц;
- активные минутки- формы работы, при которых происходит движение обучающихся (работа у доски, передвижения при работе в группах, при выполнении практических работ, игры и т.п.)
- организация подвижной (динамической) перемены
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
- «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса в 1 классе. Со 2 сентября в 1 классе проводятся 3 урока в помещении в урочной форме, a остальные уроки ( четвёртые и пятые на улице в игровой форме), так весь сентябрь, затем с октября и всю 1 и 2 четверти уроки в игровой форме частично проводятся в помещении. 3 и 4 четверти обязательно пятые уроки проводятся в игровой форме, так постепенно первоклассники переходят от ведущей игровой деятельности к учебной.
- психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Учитель создаёт благоприятный психологический климат, использует для эмоциональной разрядки афоризмы, шутки, релаксационные паузы, во время проведения практических работ, по возможности, использует классическую музыку.
В образовательной деятельности я учитываю индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности. В используемой в обучении системе учебников УМК «Планета Знаний» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей, используется принцип мини-макса. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Мною в течение ряда лет широко используется технология личностностно ориентированного обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. Практикуется систематическая индивидуально-дифференцированная работа на уроках
Также на моих уроках происходит постоянное диалоговое взаимодействие педагога и обучающегося. Мною создаются условия для безопасного оценивания: самопроверка, взаимопроверка, самооценка, эффективная обратная связь (технология оценивания). Свою работу стараюсь направлять на снижение тревожности, психологической нагрузки на ученика. В ходе всего урока происходит организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися при доброжелательном, поддерживающем отношении учителя к учащимся.
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
В 2015-2016 учебном году во внеурочной деятельности была реализована программа «Разговор о правильном питании», в 2016-02017 учебном году – «Две недели в лагере здоровья». Данные программы направлены на формирование у детей и подростков основ культуры питания, как одной из составляющей здорового образа жизни, на формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья, осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Третий год школьными психологами происходит реализация программы «Психологическая азбука». На занятиях данного кружка дети, например, учатся контролировать свои эмоции, правильно организовывать свой день, разбирают понятия «вредные привычки», «здоровый образ жизни», «личное пространство» и многое другое.
В плане воспитательной работы 1 раз в месяц запланированы и проводятся занятия по правилам дорожного движения (a иногда и 2 раза в месяц, особенно в сентябре). По мере необходимости проводятся инструктажи по технике безопасности на уроках, переменах, в столовой, перед выездами в общественные места, на природу, a также инструктажи о правилах поведения во время ледостава, гололёда, на водоёмах в весенний период, во время распространения ОРВИ и гриппа.
Ученики 3д класса очень активны и всегда с удовольствием принимают участие в различных социальных акциях, что свидетельствует об их нравственном и психическом здоровье. Они с радостью приходят на помощь жителям дома престарелых, постояльцам приюта «Верный друг», малообеспеченным детям, и просто рады своими работами поздравить жителей микрорайона с Днём защитника Отечества, Новым годом и Рождеством, 8 марта.
Приёмы, используемые учителем, для оздоровления обучающихся и профилактики заболеваний, направленные на формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Вид деятельности | Формы работы |
Урочная деятельность |
|
Внеурочная деятельность |
|
Мною проводятся родительские собрания (с привлечением специалистов), классные часы, индивидуальные беседы с учениками и их родителями, направленные на сокращение и снижение заболеваний, на соблюдение каждым школьником коллектива класса основ здорового образа жизни
Примеры мероприятий, проводимых с обучающимися класса за период сентябрь 2015 г.- март 2018 г., направленные на формирование всесторонне здоровой личности школьника
№ п/п | год | мероприятие | Подтверждение |
1 | ежегодно | Организация горячего питания для всех учащихся класса | Приказ по УО № 616 от 04.09.2017 |
1 класс | |||
Сентябрь, 2015 | Выставка рисунков «Моё весёлое лето!» | Благодарность | |
Сентябрь, 2015 | Социальная акция «Дети – детям» | Благодарность | |
Сентябрь, 2015 | Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце!» | Благодарность | |
4 | Октябрь 2015 | Организация участия обучающихся во всероссийском дистанционном конкурсе «Спасатели» | Приказ по ОУ № 798 от 07.10.2015 |
Октябрь 2015 | Школьный конкурс «Чистые тарелки» в рамках декадника «Ярмарка здорового питания» | Грамота победителя | |
Ноябрь, 2015 | Акция «Мы разные, но мы дружны» | Благодарность | |
8 | Ноябрь, 2015 | Проведение классного мероприятия «Осенний праздник» с участием родителей. | Фотографии |
Декабрь, 2015 | Конкурс украшения кабинетов «В гостях у Морозко» | Грамота победителя | |
Февраль 2016 | Конкурс – смотр «Песни военных лет» | Грамота победителя | |
7 | Апрель, 2016 | Посещение Саратовского лимонария | ScrinShot заметки со школьного сайта |
Апрель, 2016 | Конкурс плакатов, посвящённый 55-летию первого полёта человека в космос | Грамота победителя | |
Май. 2016 | Посещение лесополосы района Мостоотряд с проведением экскурсии и весёлых стартов на свежем воздухе. | Фотографии | |
Май, 2016 | Выставка детского рисунка «Жизнь в движении» | Благодарность | |
Май. 2016 | Выставка детского рисунка «День победы» | Благодарность | |
Май. 2016 | Участие в международной акции «Читаем детям о войне» | Диплом | |
2 класс | |||
Октябрь, 2016 | Социальная акция «К старшему поколению с благодарностью» | Благодарность | |
Октябрь, 2016 | Спортивные соревнования с участием родителей «Семья и я – спортивная команда моя» | Грамота победителя | |
Октябрь, 2016 | Акция «Покорми птиц зимой» | ScrinShot заметки со школьного сайта | |
7 | Ноябрь, 2016 | Посещение краеведческого музея г. Энгельса, занятия «История слободы Покровской» | ScrinShot заметки со школьного сайта |
Декабрь, 2016 | Конкурс новогоднего украшения кабинетов | Грамота победителя | |
Декабрь, 2016 | Фестиваль народных культур (участие в выставке и концерте) | Благодарность | |
Январь,2017 | Спортивные соревнования, посвящённые 25-летию школы. | Грамота победителя | |
Февраль, 2017 | Участие в региональном конкурсе детских проектов «Щи да каша» «Разговор о правильном питании» | Диплом 1 степени (Трембак Дмитрий) | |
Апрель, 2017 | Акция «Лучше маленькая помощь, чем большое сочувствие» | ScrinShot заметки со школьного сайта | |
Май, 2017 | Смотр строя и песни, посвящённый 72 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. | Грамота | |
3 класс | |||
Сентябрь, 2017 | Спортивные соревнования «Школа, семья и я - спортивная команда моя!» | Грамота, 2 место | |
Сентябрь, 2017 | Социальная акция «Дети детям» | Благодарность | |
Сентябрь, 2017 | Участие в соревнованиях по лёгкой атлетике «Осенний кросс» | ScrinShot заметки со школьного сайта | |
Октябрь, 2017 | Посещение гончарной мастерской города Энгельса | ScrinShot заметки со школьного сайта | |
Октябрь, 2017 | Посещение театра оперетты города Энгельса | ||
Октябрь, 2017 | Посещение художественной галереи города Энгельса | ||
Ноябрь, 2017 | Участие в фестивале православной культуры «Свет Преображения» | ScrinShot заметки со школьного сайта | |
Декабрь, 2017 | Акция «Бумажный бум» по сбору макулатуры | ScrinShot заметки со школьного сайта | |
Декабрь, 2017 | Участие в выставке и концерте в рамках Фестиваля национальных культур | Благодарность | |
Декабрь, 2017 | Конкурс «Новогоднее украшение ёлок» | ScrinShot заметки со школьного сайта | |
Январь,-2018 | Посещение крытого катка «Ледовая сказка» | Фотографии |
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
Эффективность проводимой работы отслеживается в ходе мониторинга на основе психолого-педагогичксих диагностических методик: изучение адаптации по методике «Схема наблюдения за адаптацией» Александровской Э.М., исследование личностных универсальных учебных действий (ЛУУД), «оценка эмоционального благополучия» критерий из методики МБОУ «ДО центра «Позитив» для исследования ЛУУД, исследование сформированности морально-нравственных установок (методика «Учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы» из методики МБОУ «ДО центра «Позитив» для исследования ЛУУД), исследование самооценки (методика Д. Рубинштейн), индивидуальное обследование интеллектуальной сферы и школьной тревожности (тест Филлипса).
Ведется мониторинг состояния здоровья обучающихся (анализ пропусков в классном журнале, анализ документов школьного врача, через анкетирование родителей).
В результате применения здоровьесберегающих технологий снизилось количество пропусков уроков по болезни на 16% по сравнению с предыдущим учебным годом (сравниваются результаты 1 полугодия), у обучающихся расширился объём знаний о собственном здоровье, о факторах, влияющих на него и способствующих его укреплению, о чем свидетельствуют результаты анкетирования детей.
На родительских собраниях учителем проводятся беседы о пользе горячего питания, в результате 100% обучающихся охвачены горячим питанием.
Все ученики 3д класса посещают кружки и секции в школе и иных учреждениях дополнительного образования (см. приложение), где добились хороших результатов, о чём свидетельствуют дипломы призёров и победителей (см. приложение).
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Организация воспитательного процесса предусматривает согласование
усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений. С дошкольного возраста до окончания полной средней школы обучающиеся нашей школы находятся в преемственной физической реальности, включающей природные факторы (выезды на природу, посещение музеев, природных заповедников), технические средства обучения, игровой инвентарь, аппаратное и компьютерное обеспечение учебного процесса. Весь процесс направлен на создание окружающей интеллектуальной среды, организованной педагогическим коллективом нашей школы. При этом, обеспечиваются наилучшие условия для общения педагога с учеником, трудовое обучение и социальная ориентация образования, развитие у обучающегося способности анализировать свою умственную деятельность, собственные способности и возможности к самосовершенствованию и управлению своим здоровьем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный" основной образовательной программы начальной школы...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
ООП Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...
Методика и инструментарий достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. (консультация)
Материал данной консультации предназначен для педагогв начальных классов, отчечающих за здоровье сбережение обучающихся.Представлены основные направления формирования здорового образа жизни, фор...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ...