ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ
материал ( класс) на тему
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovz_po_ekologii_zhirnova_somova_titova.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ
Составили: Жирнова Н.Б., Сомова Р.В., Титова Е.П.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ - это комплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в части экологической составляющей на ступени начального общего образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей с ОВЗ. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с ОВЗ действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Цель программы – создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ экологической грамотности и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи:
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- сформировать познавательный интереса и бережное отношение к природе;
- сформировать установку на использование здорового питания;
- использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдать здоровьесберегающий режим дня;
- сформировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- способствовать становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- сформировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Учащиеся должны научиться:
- описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать их, объяснять;
- называть экологические проблемы в жизни природы и человека; опасности для окружающей среды и здоровья человека; способы их предотвращения; правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; правила научной организации учебного труда;
- объяснять смысл закона экологии «Всё связано со всем»; связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учиться и экологической грамотностью; как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
- приводить примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека, разнообразия окружающего мира – природного, мира людей, рукотворного мира; цепочек экологических связей; экологически предосторожного поведения в окружающей среде;
- основам здоровьесберегающей учебной культуры;
- здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;
- противостоянию вредным привычкам;
- необходимости экономии в быту, предвидения последствий своего поведения для природы и человека; следования законам природы;
- формулировать своими словами, что такое «экологическая культура», «биологическое разнообразие»; «экология», «здоровый образ жизни», «безопасность»;
- разыгрывать экологические проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, специалистам, взрослому;
- планировать и организовывать экологически направленную деятельность в окружающей среде по образцу (инструкции); планировать безопасное поведение в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, типичных для места проживания;
- рефлексировать результаты своих действий для здоровья человека, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что и как следует исправить);
- оценивать результаты по заранее определенному критерию;
- делать выводы о том, в чем причины экологических проблем; какие качества в себе надо воспитывать, чтобы сохранить здоровье свое, окружающих людей, природы;
- рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, если…, то…; о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни;
- высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности;
- организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально- эффективных, здоровьесберегающих приемов.
Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы, - здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни спроектирована на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Направления реализации программы:
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ОВЗ реализуется по следующим направлениям:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья обучающихся с ОВЗ.
2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающихся с ОВЗ установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся с ОВЗ, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю; приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.); совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов образовательной организации, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, ведения Дневников здоровья с обучающимися с ОВЗ, прошедшими саногенетический мониторинг и получивших рекомендации по коррекции различных параметров здоровья.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При разработке программы формирования экологической культуры были выявлены следующие проблемы:
- отсутствие единых принципов организации экологического образовательного пространства;
- отстраненность, инертность, потребительское отношение к своему ближайшему окружению;
- неумение отстоять свои права и экологические интересы перед органами власти и другими людьми;
- уменьшение биоразнообразия, ухудшение состояния оболочек Земли (гидросфера, литосфера, атмосфера)как результат антропогенного воздействия.
Разрабатывая программу культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования, учитывали факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей с ОВЗ:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место при организации образовательного процесса, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса, акции.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни проектируется на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и
социокультурных особенностей региона.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования вносит вклад в достижение требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования является составной частью основной образовательной программы и проектируется в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования универсальных учебных действий, программами отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, программой духовно-нравственного развития, программой коррекционной работы и др.
Виды деятельности, предусмотренные Программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся с ОВЗ отражают специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса и обеспечивают достижение планируемых результатов основной образовательной программы школы. 1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физкультуры, психолог, медицинский работник).
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: два учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ.
2.Использование возможностей учебников в образовательном процессе.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК «Школа России».
Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках «Школа России» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
Курс «Физическая культура» (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни, физического развития ребенка с ОВЗ.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами учебников, в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3.Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
Эффективность организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся зависит от деятельности каждого педагога.
Планируемые личностные результаты в зависимости от видов и форм внеучебной деятельности
№ | Внеучебная деятельность | Планируемые результаты (личностные) | |
У обучающихся будут сформированы: | Обучающиеся получат возможность для формирования: | ||
1. | Тематические беседы и классные часы, конкурсы агитбригад, оформление классных уголков по экологии, БДД и ЗОЖ. | Понятие о правильном режиме дня и отдыха; | Представления об основных компонентах культуры здоровья и экологической культуры. |
2. | Встречи с сотрудниками ГИБДД Сызранского района листок здоровья, стенгазеты | Понятие о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи | Представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье; |
3. | Походы, весёлые старты, «Путешествие в страну здоровья», учебная эвакуация, беседы с социальным педагогом, с врачами Сызранского района. | Понятие о полезности занятий физкультурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях; | Представления о негативных факторах риска здоровью; |
4. | Школьная спартакиада, турслеты, военно-патриотическая игра «Зарница», экскурсии, поездки. | Понятие о гиподинамии и об её преодолении, о влиянии компьютера на здоровье и зрение; | Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей |
5. | Учебная эвакуация, беседы, оздоровительный лагерь, волонтерская деятельность. | Навыки действий при пожаре и чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного обучения |
4.Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
• введение третьего часа физической культуры;
• полноценную и эффективную работу с обучающимися ОВЗ (на уроках физкультуры, в секциях);
• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера при получении начального общего образования;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) | |
У обучающихся будут сформированы: | ||
1. | Урок-беседа, рассказ, групповая работа. | Начальные представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье человека; |
2. | Обучение составлению режима дня, беседы о гигиене, праздники в классе, День Здоровья. | Потребность в выполнении режима дня и правил гигиены; |
3. | Беседы медработников, презентации на уроках, беседы по ПДД, викторина «Светофорик», акция «Внимание - дети», «Подросток», игра «Зарница» | Элементарные представления о вредных привычках и факторах, влияющих на здоровье; |
4. | Учебная эвакуация, беседы, работа с родителями, консультации психолога. | Потребность ребёнка безбоязненно обращаться к учителю по вопросам состояния здоровья. |
5.Реализация дополнительных образовательных программ
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Здоровые дети-здоровая нация»
В качестве образовательной программы используется программа деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта - «Здоровые дети-здоровая нация».
Программа предусматривает разные формы организации занятий:
• интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
• проведение часов здоровья;
• факультативные занятия;
• проведение классных часов;
• занятия в кружках, секциях
• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, акций;
• Дни здоровья, турпоходы и т.д.
6.Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни охраны; укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов, консультаций;
• привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
• создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, дней безопасности, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
№ | Виды и формы работы с родителями | Планируемые результаты обучающихся (личностные) У обучающихся будут сформированы: | Планируемые результаты работы с родителями |
1. | Консультации по предметам, день открытых дверей для родителей. | Понимание обязательности и полезности учения, положительная мотивация, уважительное отношение к учителям и специалистам школы. | Согласованность педагогических и воспитательных воздействий на ребёнка со стороны семьи и школы. Коррекция проблемного поведения детей. |
2. | Консультации специалистов школьного педагогического консилиума для родителей | Бесконфликтное общение в классе и семье, потребность безбоязненно обращаться за помощью к учителям и специалистам. | |
3. | Родительские собрания: «Основы правильного питания», «Гигиенические основы режима дня школьника», «Физическая культура и здоровье», «Здоровый образ жизни», «Почему ребёнок не любит читать», «Десять заповедей для родителей», «Безопасность детей в интернете» и др. | -Навык организации режима дня и отдыха, -Уважительное отношение к родителям и старшим, потребность в выполнении правил поведения в школе и общественных местах, - Серьёзное отношение и потребность в чтении; - Умение общаться в коллективе класса, толерантность, милосердие. | Повышение педагогической компетентности родителей Повышение количества инициативных обращений родителей к специалистам школы Формирование у родителей положительного эмоционального отношения к школе |
4. | Практикум для родителей: «Уметь отказаться», «Я и здоровье», « Что делать, если…» «Профилактика острых и кишечных заболеваний» | - Умение следить за своим здоровьем, -Начальные навыки и умения выхода из трудной жизненной ситуации; - Устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды | Практическое участие родителей в решении вопрсов школьной жизни |
5. | Анкетирование: «Здоровье и физическая культура ребёнка»: «Как ребёнок справляется с домашним заданием» | -Потребность в общении со сверстниками, выбор установки на здоровый образ жизни; - Умение попросить совета и помощи у старших, мотивация к учению. | Формирование положительной мотивации родителей к получению педагогических знаний |
6. | Общешкольное тематическое собрание | Принятие установки на здоровый образ жизни, понимание важности здоровья, экологически сообразного поведения. | Формирование «образа школы» как у родителей, так и у сторонних лиц и организаций |
7. | Организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек, организация походов, весёлых стартов | Навык толерантности, коммуникабельности. | Активное участие в делах школы и класса |
Примерная тематика бесед с родителями
1 класс:
Забота государства о здоровье подрастающего поколения.
Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов .
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности физического развития младших школьников.
2 класс:
Гигиена мальчиков и гигиена девочек.
Основные принципы режима для младшего школьника.
Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
Гигиена питания.
3 класс:
Физическое воспитание детей в семье.
Закаливание.
Активный отдых младших школьников.
Режим просмотра телевизора.
4 класс:
Половое воспитание детей младшего школьного возраста.
Профилактика бытового травматизма.
Профилактика пищевых отравлений.
Профилактика уличного травматизма.
В программе предусмотрена модель «Экология, здоровье, безопасность жизни», которая соответствует методологии системно-деятельностного подхода. В рамках этой общей модели используются следующие организационные модели:
- организационная модель физкультурно-спортивной работы;
- модель организации работы по формированию экологически сообразного поведения;
- модель организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ;
- модель организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Данные модели предусматривают систему управления работой, функционал отдельных её звеньев, их взаимодействие, сочетание малых и больших, индивидуальных и массовых форм работы, связи с родительской общественностью, дополнительным образованием, мониторинг результатов; обновление содержания, методов и форм работы.
Организационная модель физкультурно-спортивной работы реализуется через такие формы работы, как уроки, школьные спортивные секции, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования; предполагает охват учащихся различными видами деятельности через включение их в занятия подвижными играми, баскетболом, волейболом, пионерболом, беговыми упражнениями, прыжками, метанием мяча.
Модель организации работы по формированию экологически сообразного поведения реализуется через урочную и внеурочную деятельность: урок-экскурсия, урок-путешествие, викторины, проведение недели экологии, экологические праздники, прогулки. Виды деятельности: беседы, решение экологических задач, моделирование экологических ситуаций, проектная деятельность.
Модель организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и профилактике психоактивных веществ на уроках реализуется через проведение физкультминуток, соблюдение режима труда и отдыха, применение здоровьесберерегающих технологий, соблюдение снитарно-гигиенический требований и норм. Во внеурочной деятельности организуются подвижные игры во время перемен, дни здоровья, недели здорового образа жизни, тематические беседы, выпуск газет, организация встреч с медицинским работником, беседы с родителями о соблюдении режима дня школьников.
Организационная модель по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма реализуется через встречи с инспекторами дорожного движения, беседы, праздники, конкурс «Безопасное колесо», оформление информационных стендов, выпуск стенгазет, проведение конкурсов рисунков, участие в акциях «Внимание - дети», «Подросток»
Циклограмма работы класса
Ежедневно | Утренняя гимнастика (перед уроками). Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием. Выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений на уроках, прогулки после уроков. Санитарная уборка классных комнат. |
Еженедельно | Занятия в кружках, спортивных секциях, курсах внеурочной деятельности, проведение уроков на свежем воздухе. |
Ежемесячно | Консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты. Участие в соревнованиях, физкультурно-спортивных мероприятиях. |
Один раз в четверть | Семейные спортивные праздники, экскурсии, родительские собрания. |
Один раз в полугодие | Дни открытых дверей (для родителей). |
Один раз в год | Оформление уголков безопасности. Беседа о пользе витаминов, способах повышения иммунитета. Социально-психологическая диагностика. Профилактика гриппа и других вирусных инфекций. |
Примерное программное содержание по классам
Класс, год обучения | Содержательные линии |
1 класс | Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания. Формирование осознанного отношения к самому себе, к своему собственному здоровью. Правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни. |
2 класс | Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. Организация учебной деятельности в домашних условиях. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета. Организация семейных и самостоятельных занятий физкультурой и спортом. Быть здоровым – это здорово! |
Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации программы
Критериями эффективности реализации программы на ступени начального общего образования является овладение обучающимися умениями:
- следовать социальным установкам экологически культурного, здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям), самостоятельно планировать его;
- сравнивать свое поведение с образцом, обращаться за помощью к взрослым, принимать её;
- оценивать соответствие мотива и результата поведения с позиции экологической культуры, взаимосвязи здоровья человека и здоровья природы.
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Для отслеживания достижения планируемых результатов в части экологической грамотности и формирования элементов экосистемной познавательной модели, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся используется методика и инструментарий, предусмотренный программами по отдельным учебным предметам. Мониторинг будет осуществляться педагогами и классными руководителями в форме педагогического наблюдения, анкетирования, опроса, тестирования.
- Мониторинг состояния здоровья обучающихся по группам здоровья;
- Мониторинг состояния здоровья по заболеваниям;
- Мониторинг случаев травматизма в ОУ и вне ОУ;
- Мониторинг питания;
- Мониторинг занятости детей в каникулярное и внеурочное время;
- Изучение уровня экологической культуры (методика Жестовой Н.С.)
- Мониторинг вакцинации и прививок;
Список литературы
- Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
- Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
4. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с
хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.
5. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие
- М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.
6. Дзятковская Е.Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учебы :
Книга для родителей, школьных психологов и медицинских работников. - М.:
Образование и экология. 2009. - 56 с.
7. Дзятковская Е.Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы :
Книга для педагогов и родителей. Изд-ние - М.: Образование и экология. 20II, — 32 с.
- Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние второе, перераб. - М.: Образование и экология, 2012. - 40 с.
- Теория и практика современного экологического образования в школе У Сост. А.Н. Захлебный: Хрестоматия, часть 1. - М.: Образование и экология, 2012. - 160 с.
- Дзятковская Е.Н. УМК «Экологическая культура: здоровье и безопасность жизни» (Рабочие тетради для уч-ся 1, 2. 3. 4 класса, методические рекомендации). - М. : Образование и экология. 2012.
- Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы[1] : Комплект научно-методического журнала 2000 - 2012 годы. - М.: Образование и экология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный" основной образовательной программы начальной школы...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
ООП Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.
Доклад на педагогическом совете по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...