ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
учебно-методический материал по теме

Съедина Светлана Вадимовна

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства и направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.

НА. Амосов

         Здоровье детей — результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Оно зависит от генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. В то же время специалисты считают, что условия жизни ребёнка в семье и в образовательном учреждении, сформированность ценностного отношения к своему здоровью составляют  до 50 % факторов, позитивно или негативно влияющих на состояние здоровья детей.

        За последние два десятилетия произошли значительные изменения в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространённости функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, увеличением распространённости поведенческих факторов риска. Состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьёзную психолого-медико-социальную проблему. Выход из сложившейся ситуации возможен при условии реализации долгосрочной программы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства и направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.

Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием у него эмоционально- чувственного способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование наглядно- образной картины мира и нравственно - экологической позиции личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обеспечивает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком извне.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе и своему здоровью.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • Концепции УМК «Планета знаний», «Школа 2100».

При разработке «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» общеобразовательное учреждение опиралось на понятийно-терминологический аппарат современной «Концепции общего экологического образования для устойчивого развития 2010»:

Экологическая культура – вектор общей культуры человека, определяемый экологической направленностью личности, ее экологическим мышлением, способностью и готовностью к практической деятельности в рамках экологической необходимости и права, ведению  экологически грамотного, здорового образа жизни, безопасного для  человека и окружающей его среды.

Экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни  – (далее  – ЭЗОЖ) это способы и формы жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических, социально-экономических и природно-территориальных условий, направленные на сохранение и повышение здоровья и безопасности людей, качества их среды обитания  как важных факторов качества жизни, устойчивого развития территории.

Качество жизни – ключевое понятие экологического образования для устойчивого развития. Оно включает в себя и характеристику экологического качества окружающей человека среды, и влияние его на здоровье и безопасность людей, проживающих на данной территории.

Здоровье  – системный индикатор качества жизни человека.

 ЭЗОЖ направлен на сохранение и  развитие физических, физиологических, личностных ресурсов саморегуляции,  расширение диапазона адаптационных возможностей человека и его стрессоустойчивости  средствами экологически грамотного поведения, здоровьесозидающего режима дня, двигательной активности, здорового питания, рационального труда (учебы), отказа от вредных привычек.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Программа обеспечивает:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом;
  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьеобеспечивающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.                               

Цель программы: сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы

  • сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
  • сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
  • научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
  • сформировать навыки позитивного общения;
  • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы:

  • Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
  • Принцип доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что  улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования  драматических сцен.
  • Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
  • Принцип последовательности. Данный принцип предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
  • Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
  • Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании  ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
  • Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с обучающимися (задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье; задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении).
  • Принцип комплексности. Использование комплекса мер при организации  здоровьесберегающей среды, взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, врачей, педагогов, родителей, педагогов дополнительного образования).
  • Принцип индивидуальности. Учет индивидуальных  и возрастных особенностей обучающихся при организации здоровьесберегающей деятельности на уроке и во внеучебной деятельности.
  • Принцип гуманистичности. Принцип признания активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья
  • Принцип интегративности. Включение здоровьесберегающих компонентов во все предметные области.

Базовая модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Работа школы по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни будет реализована в три этапа.

Первый этап (организацион- ный)

Анализ состояния и планирование работы школы

Анализ состояния и планирование работы по

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
  • организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);
  • выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Сентябрь

2012

Заместители директора по УВР

Второй этап Организация просветитель-ской, учебно-воспитательной и методической работы школы.

  1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
  • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
  • лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
  • создание в школе общественного совета по реализации Программы, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов, специалистов по охране окружающей среды.

2012-2015

Заместители директора по УВР, медицинский работник,    учителя физической культуры,  учителя начальных классов.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:

  • проведение лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, заседаний кафедр, педагогических советов по данной проблеме;
  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов, медицинских работников,  и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Директор, заместители директора по УВР, медицинский работник,    учителя физической культуры,  учителя начальных классов.

Третий этап

(аналитический)

  • Анализ результатов работы, корректировка методик, разработка методических рекомендации по организации формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов валеологического направления.

Июнь 2015

Заместители директора по УВР, медицинский работник,    учителя физической культуры,  учителя начальных классов.

Основные направления, формы и методы реализации программы

На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционального переживания.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Наиболее эффективный путь формирования экологической культуры, ценности здоровья, здорового образа жизни — самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, взрослыми в семье. Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации младшего школьника, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно - исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально- творческая и общественно полезная практика.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.

Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.

Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию экологически безопасной, здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации дополнительных образовательных курсов и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует  формированию у учащихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся.

1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения ОУ соответствуют экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся. Параметры микроклимата в учебных помещениях, уровень освещённости рабочих мест соответствуют гигиеническим требованиям.

В ОУ созданы все условия для правильного полноценного питания обучающихся. Работает столовая, оснащённая современным технологическим оборудованием, позволяющая организовывать горячие завтраки, обеды и полдники, ведётся постоянный контроль за качеством приготовленной пищи.

В школе работают 2 оснащенных спортивных зала, зал для занятий хореографией, скалодром, тренажёрный зал, имеется спортивная площадка.

В школе работает медицинский кабинет. Медицинский работник оказывает первичную доврачебную медицинскую помощь, проводит профилактические мероприятия, иммунопрофилактику. Кроме этого, медицинским работником организован приём кислородных коктейлей.

  В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в здании школы:

  • оборудована кнопка тревожной сигнализации;
  • здание оснащено автоматической пожарной сигнализацией;
  • территория школы имеет металлическое ограждение;
  • осуществляется пропускной режим, ведётся журнал регистрации посещения школы.

        

В школе изданы соответствующие приказы, назначены ответственные за каждый участок работы при возникновении чрезвычайных ситуаций, оформлен стенд «Действия в условиях чрезвычайных ситуаций», Регулярно проводятся тренировки по эвакуации обучающихся и преподавательского состава.

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: 3 учителя физкультуры, 2 преподавателя хореографии, медицинская сестра.

Деятельность администрации и педагогического коллектива МБОУ СОШ № 55 «Лингвист» по организации экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры школы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Организация экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Совершенствование нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Постоянно

Администрация

Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности всех участников образовательного процесса.

Постоянно

Администрация;

педагогический коллектив

Создание системы комфортной пространственной среды (санитарно-гигиенический режим, интерьер, распределение кабинетов, гардероба и пр.).

Постоянно

Администрация;

педагогический коллектив

Оборудование помещений и совершенствование материально-технической базы

Постоянно

Администрация

Оснащение спортивного и тренажерного залов современным оборудованием

Постоянно

Администрация;

учителя физической культуры

Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) на базе школы и учреждений дополнительного образования (секции ДЮСШ и др.)

Постоянно

Администрация;

учителя физической культуры; педагоги доп. образования

Обеспечение санитарно-гигиенического режима школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.

Постоянно

Администрация;

педагогический коллектив

Оптимизация системы организации питания обучающихся.

Постоянно

Администрация

Организация приема кислородного коктейля.

Постоянно

Медицинский работник

Создание инфраструктуры медицинского сопровождения деятельности систем сохранения и укрепления здоровья школьников: организация работы медслужбы, стоматологического кабинета, логопедического кабинета, кабинета педагога-психолога).

Постоянно

Администрация

Проведение летней оздоровительной кампании. 

Ежегодно: июнь

Администрация

Организация обучения детей с ограниченными возможностями на дому.

Постоянно

Администрация

Совершенствование работы по обеспечению безопасности школы, антитеррористической защищенности за счет оснащения современными средствами пожаротушения, совершенствования школьных коммуникаций, привлечения к охране школы сотрудников ЧОП

Постоянно

Администрация

Благоустройство и озеленение школьной территории

Постоянно

Администрация,

педагогический коллектив

Осуществление мониторинга состояния здоровья школьников с целью выявления факторов риска здоровья и образа жизни

Постоянно

Администрация, учителя, медицинские работники

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • Составление расписания звонков, уроков, групповых занятий, дополнительного образования с учетом санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.
  • Составление графика проведения контрольных работ. 
  • Совершенствование календарно-тематического планирования с включением вопросов охраны здоровья, нормирования учебной нагрузки, дозирования домашнего задания с целью предотвращения перегрузки  учащихся.
  •  Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима в учебное время на уроках и переменах, а также во внеурочное время.
  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).
  • Реализация комплексного плана мероприятий психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе перехода.
  • Совершенствования плана воспитательной работы классных руководителей с включением раздела по формированию у обучающихся здорового образа жизни, укреплению здоровья.
  •  Изучение социально – психологического климата классных коллективов.
  •  Исследование тревожности учащихся как неблагоприятного фактора в учебно – воспитательном процессе. 
  •  Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в ОУ.
  •  Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся.
  • Повышение психологической компетенции педагогов по внедрению современных здоровьесберегающих технологий (проведение проблемных семинаров).
  • Повышение социально-психологической   компетенции учителей, классных руководителей, родителей по проблеме сохранения и укрепления  здоровья детей. 
  • Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. 
  • Индивидуализацию обучения, учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным траекториям.
  • Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Направления работы

  • Организация работы спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике, тхэквондо.
  • Проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения (внутришкольные, районные, городские).
  • Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, минутки здоровья).
  • Активное использование в  начальной школе зон двигательной активности.
  • Проведение праздников «Мама, папа, я – спортивная семья» 1-4 кл.
  • Активизация работы по обеспечению безопасности учащихся во время занятий физической культурой, спортивных мероприятий (правила техники безопасности при выполнении различных упражнений, смены видов спортивной деятельности, замена устаревшего оборудования и т.д.).
  • Введение третьего часа физической культуры. 
  • Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).
  • Организация динамической паузы.

4. Реализация дополнительных образовательных программ,

направленных на повышение уровня знаний и практических умений обучающихся в области экологической культуры и охраны здоровья, предусматривает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

• организацию в образовательном учреждении кружков, секций, факультативов по избранной тематике;

• проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, праздников и т. п.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности всех педагогов.

Дополнительные образовательные программы,

реализуемые в МБОУ СОШ № 55 «Лингвист»

Классы

1-е классы

2-е классы

3-е классы

4-е классы

Образовательные программы МБОУ СОШ № 55 «Лингвист».

1. «Разговор о правильном питании».

1. «Две недели в лагере здоровья».

2. «Школа здорового образа жизни».

3. «Азбука общения».

4. «Подвижные игры». 

в рамках проведения динамической паузы, прогулки во 2-й половине дня

в рамках проведения прогулки во 2-й половине дня

Программы учреждений дополнительного образования.

1. «Наши истоки» (МОУ ДОД ЭЦ «Экосфера»).

2. Юнитур» (туристско-краеведческое объединение Липецкого городского Центра детского и юношеского туризма).

Формы подведения итогов: соревнования, конкурсы, оформление альбомов, стендов о знаменитых спортсменах города и страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями,  презентации проектов об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, составление мониторинга собственных достижений; экологические конкурсы, викторины, агитбригады, защита проектов, участие в экологических акциях.

Преподавание дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, факультативные занятия, занятия в кружках, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, организацию тематических дней здоровья.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

  • Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности совместно с родителями.
  • Проведение тематических классных и общешкольных родительских собраний.

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма        

  • Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.
  • Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  • Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми и родителями.  
  • Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.    

3. Содействие развитию детскому и взрослому спорту и туризму.

  • Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр;          соревнований по отдельным видам спорта; проведение олимпийских игр, спартакиады, дней здоровья.
  • Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Содержание работы по здоровьесбережению.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ СОШ № 55 «Лингвист» включает следующие   направления учебно-воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к определённым общечеловеческим ценностям.

Направление «Экология природы»

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

  • Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
  • Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Городские мероприятия

  • Экологическая выставка «Улыбка природы».
  • Конкурс детского изобразительного творчества «Как прекрасна Земля и на ней человек» .
  • Городская выставка ёлочных композиций «Вместо ёлки – букет» .
  • Городская экологическая акция «Покормите птиц зимой».
  • Конкурс экологических агитбригад «Мы в ответе за свою Планету!».
  • Всероссийские Дни защиты от экологической опасности.
  • Слёт юных исследователей природы.
  • Экологический конкурс «Цвети, Земля!».

Общешкольные творческие дела

  • Дни защиты окружающей среды от экологической опасности.
  • Природоохранительные акции: «Мой экодом», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон».
  • Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли».
  • Конкурс экологических сказок.
  • Конкурс экологических агитбригад.
  • Общешкольный субботник «Сделай доброе дело».
  • Экологический фестиваль, в рамках которого проводятся:
  • День Земли. Фотоконкурс «Если взглянуть вокруг»;
  • Конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир»;
  • Урок – игра «Знатоки природы»;
  • Выступление агитбригады «Экология души;
  • Просмотр видеопрезентаций с последующим обсуждением «Чернобыль. Черная боль», видеоматериалов «Последствия лучевой болезни» и др.
  • Озеленение кабинетов и помещений ОУ.

День защиты детей, в рамках которого проводятся тематические мероприятия по защите от экологической опасности:

  • «Береги планету нашу!»;
  • «Земля- наш дом родной»;
  • «Чудес полна могучая природа… Ты только помоги их сохранить!»;  «Как хорошо на свете жить».

Формы работы с классом

Общение с природой

  • Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).
  • Посвящение в друзья природы.

Экологические игры

  • Загадки природы.
  • Требуется помощь!
  • Читаем лесную азбуку.
  • Осторожно, их мало!
  • Почемучкина поляна.
  • Лесная аптека.

Экологические проекты 

  • Разведка прекрасного и удивительного.
  • Зеленый класс.
  • «Жалобная книга» природы.
  • Сохраним мир живой природы».

Классные часы, беседы 

  • «Заповеди леса»,
  • «Редкие растения и животные»,
  • «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»,
  • «Прогулки в Природоград»,
  • «По тропинке открытий»,
  • «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья»,
  • «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

Досуговая деятельность

  • Посещение областного краеведческого музея:
    музейные уроки «Экология родного края», «Природоохранная деятельность нашей школы», «Памятники природы Липецка и области».
  • Видеолекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо и др.
    Летний оздоровительный лагерь экологической направленности.

Работа с семьей

  • Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе».
  • Экологические акции «Чистый микрорайон», «Бумаге – вторую жизнь», «Мой экодом», «Школьный двор», «Школьный день вместе».

Заповеди

  • Вылечи каждое раненое дерево.
  • Будь настоящим другом природы.
  • Ухаживай за природой, приумножай ее богатства.
  • Посади и вырасти дерево, цветок, растение.
  • Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.
  • Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться.
  • Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

  • Знание младшими школьниками причин экологических проблем и способов выхода из них.
  • Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

  • Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
  • Формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья.
  • Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека.
  • Формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

Городские мероприятия

  • «Внимание, дети».
  • «Дорога глазами детей».
  • Месячник «Здоровье».

Общешкольные творческие дела

  • Школьные Олимпийские игры.
  • Осенний кросс.
  • Всемирный День Здоровья:
  • единый классный час в 1-4 классах,
  • в начальной школе – беседы старшеклассников-волонтёров на тему сохранения и укрепления здоровья;
  • по итогам Дня Здоровья оформление стенда, выпуск классной газеты.
  • Дни здоровья.
  • Весёлые старты.

Формы работы с классом

Ведение книги классных спортивных рекордов.
Ведение альбома «Спорт в жизни моей семьи»
.

  • Психологические тренинги.
  • Ролевые игры.
  • Инсценировки.
  • Подвижные игры на воздухе.
  • Подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках.

Классные часы, беседы

  • «Как стать Нехворайкой»,
  •  «В гостях у Мойдодыра»,
  • «Твой режим дня»,
  • «Спорт в моей жизни»,
  • «К здоровью через движение»,
  • «Витамины круглый год»,
  • «Живи разумом, так и лекаря не надо»,
  •  «Вредные привычки. Как их искоренить?»,
  • «Ты вышел на улицу»,
  • «Учусь принимать решения в опасной ситуации».

Досуговая деятельность

  • Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика, тхэквондо.
  • Туристско-краеведческое объединение «Юнитур».
  • Туристско-спортивные праздники.
  • Библиотека школы: библиотечные уроки и тематические занятия.
    Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.

Работа с семьей

Родительский всеобуч:

  • «Как сохранить здоровье ребенка»,
  • «Режим дня младшего школьника»,
  • «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»,
  • «Домашняя экология»,
  • Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Проведение родительских собраний по пособию «Ответственные родители».

Заповеди

  • Просыпайся утром с улыбкой.
  • Научись быть всегда жизнерадостным.
  • Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь.
  • Занимайся спортом.
  • Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

  • Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения.
  • Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся.
  • Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту.
  • Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

Задачи

  • Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах.
  • Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других.
  • Пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний.
  • Развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов).
  • Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению.
  • Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру.
  • Выявлять и развивать творческие наклонности детей.
  • Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Городские мероприятия

  • Городской фестиваль детского и юношеского творчества «Жар-птица».

Общешкольные творческие дела

  • День добрых дел.
  • День пожилого человека.
  • Предметные олимпиады. 
  • Марафон знаний.
  • Защита проектов.
  • Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков.
  • Акция доброты и милосердия.
  • Праздник «Обряды наших предков».

Формы работы с классом

  • Экскурсии в музеи, на выставки.
  • Посещение театра и обсуждение спектаклей.
  • Библиотечные уроки.

Классные часы, беседы. 

  • «Преданья старины глубокой»,
  • «Юности честное зерцало»,
  • «Душа – это наше творенье»,
  • «Подари другому радость»,
  • «Чего в других не любишь, того и сам не делай»,
  • «Заварил кашу – расхлёбывай»,
  • «Дерево семьи»,
  • «Защитники земли русской»,
  • «Азбука юного гражданина»,
  •  «Правила поведения в обществе»,
  • «Что важнее: знать или выполнять?»,
  • «Зачем учиться в школе?»,
  • «Мои увлечения»,
  • «Про великих и знаменитых». 

Досуговая деятельность

  • Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления.
  • Концертные программы к различным праздникам.
  • Выставка «Город мастеров».
  • Видеолекторий: познавательные программы  «Возможности человека», «На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики.

Работа с семьей

  • Открытые занятия кружков и секций: «Школьный день вместе».
  • День открытых дверей.
  • Помощь родителей в организации и проведении праздников.
  • Совместное посещение театра, выставок, экскурсий.

Заповеди

  • Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее.
  • Сохраняй традиции и культуру своего народа.
  • Всегда помни: как аукнется, так и откликнется.
  • Хочешь иметь друзей – стань сам настоящим другом.
  • Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! 
  • Каждое дело – творчески, иначе – зачем!
  • Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

  • Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины.
  • Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность.
  • Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
  • Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

Универсальные компетенции, формирующиеся у учащихся в процессе освоения содержания программы:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения полного благополучия;
  • активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
  • доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения программы:

  • активное включение обучающихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
  • проявление у детей:
  • позитивных качеств личности и умения управлять своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
  • дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;
  • оказание школьниками бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья.

Метапредметные результаты изучения программы:

  • давать объективную оценку здоровья как социокультурному феномену, на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • защищать и сохранять личное и общественное здоровье позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям;
  • планировать и организовывать самостоятельную деятельность (учебную и досуговую) с учетом требований сохранения и совершенствования здоровья;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
  • управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами и совершенствовать с учетом индивидуальных особенностей.

Планируемые результаты реализации

программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Направления формирования здорового образа жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, и социальное.

Результаты первого уровня:

  • приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;

Результаты второго уровня:

  • формирование позитивного отношения обучающихся к здоровью как к
    ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учебе и в жизни вообще;

Результаты третьего уровня:

  • регулярные занятия спортом; систематические оздоровительно-закаливающие процедуры;
  • участие в спортивных, оздоровительных и экологических акциях в окружающем школу социуме.

 

2. Формирование экологической культуры.

Ценность природы, её многообразие и исчерпаемость, единство экологического сознания и поведения.

Результаты первого уровня:

  • развитие экологического мышления, формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира на основе формирования представлений о взаимосвязях в природе, природных закономерностях.

Результаты второго уровня:

  • формирование экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Результаты третьего уровня:

  • участие в экологических акциях в окружающем школу социуме.

3.Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

  •  соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • сформированность экологоразвивающего пространства школы для обеспечения соответствующих уровней экологического образования.

4.Рациональная организация образовательного процесса.

Отношение к здо-ровью детей как главной ценности. Ценность рацио-нальной организации учебной деятельности.

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения;
  • повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузок, оптимального чередования труда и отдыха.

 

5.Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Положительное отношение к двигательной активности и  совершенствова-ние физического состояния.

  • полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);
  • повышение адаптивных возможностей организма обучающихся;
  • сохранение и укрепление здоровья младших школьников;
  • рациональная и соответствующая возрасту организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  •  рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях.

6.Реализация дополнительных образовательных программ.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

  • эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
  • включение каждого обучающегося в здоровьесберегающую деятельность.

7.Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.

  • эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.;
  • повышение уровня информированности родителей о ЗОЖ;
  • увеличение числа родителей, принимающих участие в общешкольных и классных мероприятиях.

Критерии оценки реализации программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

Критерии

Показатели

Измерители

Количество педагогов, гигиенически рационально организующих свои уроки.

Оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, использование ТСО, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядок.

Посещение уроков, анкетирование.

Количество случаев заболеваний, перенесённых обучающимися.

Снижение показателей.

ШСОКО

Количество обучающихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и эмоционального стресса.

Снижение уровня тревожности и эмоционального стресса.

Анкетирование. Наблюдение.

Численность обучающихся, у которых отмечается благоприятная динамика состояния здоровья.

Увеличение численности.

Наблюдение школьного медработника. Результаты мед. осмотров.

Уровень эмоционально-психологического климата в классных коллективах

Положительная динамика результативности

Анкетирование, итоги исследования адаптации 1-в

Удовлетворённость обучающихся школьной жизнью.

Повышение уровня удовлетворённости обучающихся школьной жизнью.

Анкетирование.

Степень сформированности у обучающихся установок на здоровый образ жизни.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

Объём двигательной активности во внеурочное время

Увеличение показателя

Анализ участия в секциях, спортивных мероприятиях.

Установка на использование здорового питания

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу;                                     100% охват горячим питанием

Анкетирование.
Наблюдение за питанием.

Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей.

Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера).

Анкетирование.
Учет времени на занятия физкультурой.

Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.
Наблюдение.

Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.
Наблюдение.

Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде.

Положительная динамика результативности тестирования по данному вопросу.

Тестирование

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

         Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему, позволяющую осуществить диагностику текущего состояния показателей экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников, физического здоровья обучающихся, их физического развития  и является медико-психолого-социально-педагогическим исследованием. Таким образом, при его проведении для получения комплексной информации должны активно взаимодействовать учителя, медицинские работники и родители обучающихся.           Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.

Основные этапы мониторинга:

1 этап – подготовительный, определяет цели, объекты, сроки и инструментарий проведения мониторинга;

2 этап – практический, в ходе которого осуществляется сбор информации, наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование, контроль знаний, умений, навыков, способностей и склонностей школьников;

3 этап – аналитический, сведение в единое целое всей информации о воспитанниках (семья, родители, мнение учителей, собственное наблюдение, результаты диагностирования) в карту саморазвития;

4 этап – обратной связи, здесь осуществляется проверка результатов, коррекция действий, фиксация информации, на основе сопоставления и анализа результатов мониторинга классный руководитель  прогнозирует дальнейший процесс воспитания культуры здоровья школьников.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

  • установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся;
  • определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;
  • прогнозирование состояния физического здоровья.

Мониторинг включает в себя:

  • наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей;
  • распределение учащихся по группам здоровья;
  • охват учащихся горячим питанием;
  • пропуски учащимися уроков по болезни;
  • участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;
  • участие учащихся в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях различного уровня;
  • занятость учащихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности;
  • занятость учащихся в кружках, секциях и объединениях экологической направленности;
  • сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья и развития учащихся;
  • подготовку предложений по вопросам укрепления здоровья;
  • мониторинг успешности  обучения и здоровья учащихся в период их пребывания в образовательном учреждении.

  Критерии здоровья:  

1) показатели развитости средств сохранения и развития здоровья:

  • наличие в образовательном учреждении средств и способов оздоровления (проведение оздоровительных мероприятий)
  • обеспеченность образовательного учреждения медицинскими работниками;
  • количество видов услуг профилактического и медицинского характера, оказываемых в образовательном учреждении;

  2) результативные показатели:

  • соответствие показателей здоровья региональным нормативам (по медицинским нормативам);
  • коэффициент заболеваемости;
  • динамика травматизма;
  • динамика групп риска;
  • динамика факторов риска;
  • спортивные достижения обучающихся;
  • отношение обучающихся к вредным привычкам,
  • динамика формирования установок на ведение здорового образа жизни;
  • показатели физической подготовленности;
  • динамика показателей здоровья педагогов;
  • число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.

         Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Система контроля за реализацией Программы

Цель: выявление имеющихся отклонений в реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекция деятельности по реализации программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляется через:

  1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм при организации и осуществлении образовательного процесса.
  2. Контроль за эффективностью использования спортзалов, хореографического зала, тренажёрного зала, скалодрома.
  3. Контроль за составлением расписания уроков, графика занятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, графика работы кружков и секций.
  4. Контроль за обеспечением соблюдения требований к объёмам домашних заданий.
  5. Контроль за включением вопросов валеологической направленности в рабочие программы по предметам.
  6. Контроль за проведением динамических пауз и подвижных перемен.
  7. Контроль за организацией и проведением внутришкольных соревнований по различным видам спорта.
  8. Контроль за организацией и качеством горячего питания обучающихся.
  9. Утверждение планов воспитательной работы классов в рамках программы.
  10. Анализ результатов мониторинговых исследований.
  11. Контроль за организацией и проведением занятий в кружках и секциях.
  12. Контроль за повышением квалификации специалистов (курсовая переподготовка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный"  основной образовательной программы начальной школы...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...

Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

Формирование культуры   здоровья, здорового и безопасного образа жизни сиспользованием программы...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

ООП Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.

Доклад на педагогическом совете по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ....