ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
учебно-методический материал по теме
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства и направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_ekologicheskoy_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni.doc | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.
НА. Амосов
Здоровье детей — результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Оно зависит от генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. В то же время специалисты считают, что условия жизни ребёнка в семье и в образовательном учреждении, сформированность ценностного отношения к своему здоровью составляют до 50 % факторов, позитивно или негативно влияющих на состояние здоровья детей.
За последние два десятилетия произошли значительные изменения в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространённости функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, увеличением распространённости поведенческих факторов риска. Состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьёзную психолого-медико-социальную проблему. Выход из сложившейся ситуации возможен при условии реализации долгосрочной программы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства и направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.
Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием у него эмоционально- чувственного способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование наглядно- образной картины мира и нравственно - экологической позиции личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обеспечивает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком извне.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе и своему здоровью.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Концепции УМК «Планета знаний», «Школа 2100».
При разработке «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» общеобразовательное учреждение опиралось на понятийно-терминологический аппарат современной «Концепции общего экологического образования для устойчивого развития 2010»:
Экологическая культура – вектор общей культуры человека, определяемый экологической направленностью личности, ее экологическим мышлением, способностью и готовностью к практической деятельности в рамках экологической необходимости и права, ведению экологически грамотного, здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни – (далее – ЭЗОЖ) это способы и формы жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических, социально-экономических и природно-территориальных условий, направленные на сохранение и повышение здоровья и безопасности людей, качества их среды обитания как важных факторов качества жизни, устойчивого развития территории.
Качество жизни – ключевое понятие экологического образования для устойчивого развития. Оно включает в себя и характеристику экологического качества окружающей человека среды, и влияние его на здоровье и безопасность людей, проживающих на данной территории.
Здоровье – системный индикатор качества жизни человека.
ЭЗОЖ направлен на сохранение и развитие физических, физиологических, личностных ресурсов саморегуляции, расширение диапазона адаптационных возможностей человека и его стрессоустойчивости средствами экологически грамотного поведения, здоровьесозидающего режима дня, двигательной активности, здорового питания, рационального труда (учебы), отказа от вредных привычек.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Программа обеспечивает:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьеобеспечивающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Цель программы: сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
- сформировать навыки позитивного общения;
- научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы:
- Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
- Принцип доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
- Принцип последовательности. Данный принцип предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
- Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
- Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с обучающимися (задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье; задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении).
- Принцип комплексности. Использование комплекса мер при организации здоровьесберегающей среды, взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, врачей, педагогов, родителей, педагогов дополнительного образования).
- Принцип индивидуальности. Учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при организации здоровьесберегающей деятельности на уроке и во внеучебной деятельности.
- Принцип гуманистичности. Принцип признания активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья
- Принцип интегративности. Включение здоровьесберегающих компонентов во все предметные области.
Базовая модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Работа школы по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни будет реализована в три этапа.
Первый этап (организацион- ный) Анализ состояния и планирование работы школы | Анализ состояния и планирование работы по
| Сентябрь 2012 | Заместители директора по УВР |
Второй этап Организация просветитель-ской, учебно-воспитательной и методической работы школы. |
| 2012-2015 | Заместители директора по УВР, медицинский работник, учителя физической культуры, учителя начальных классов. |
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:
| Директор, заместители директора по УВР, медицинский работник, учителя физической культуры, учителя начальных классов. | ||
Третий этап (аналитический) |
| Июнь 2015 | Заместители директора по УВР, медицинский работник, учителя физической культуры, учителя начальных классов. |
Основные направления, формы и методы реализации программы
На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционального переживания.
Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Наиболее эффективный путь формирования экологической культуры, ценности здоровья, здорового образа жизни — самостоятельная работа обучающихся, направляемая и организуемая взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, взрослыми в семье. Самостоятельная работа способствует активной и успешной социализации младшего школьника, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно - исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.
Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально- творческая и общественно полезная практика.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.
Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.
Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию экологически безопасной, здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации дополнительных образовательных курсов и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у учащихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся.
1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения ОУ соответствуют экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся. Параметры микроклимата в учебных помещениях, уровень освещённости рабочих мест соответствуют гигиеническим требованиям.
В ОУ созданы все условия для правильного полноценного питания обучающихся. Работает столовая, оснащённая современным технологическим оборудованием, позволяющая организовывать горячие завтраки, обеды и полдники, ведётся постоянный контроль за качеством приготовленной пищи.
В школе работают 2 оснащенных спортивных зала, зал для занятий хореографией, скалодром, тренажёрный зал, имеется спортивная площадка.
В школе работает медицинский кабинет. Медицинский работник оказывает первичную доврачебную медицинскую помощь, проводит профилактические мероприятия, иммунопрофилактику. Кроме этого, медицинским работником организован приём кислородных коктейлей.
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в здании школы:
- оборудована кнопка тревожной сигнализации;
- здание оснащено автоматической пожарной сигнализацией;
- территория школы имеет металлическое ограждение;
- осуществляется пропускной режим, ведётся журнал регистрации посещения школы.
В школе изданы соответствующие приказы, назначены ответственные за каждый участок работы при возникновении чрезвычайных ситуаций, оформлен стенд «Действия в условиях чрезвычайных ситуаций», Регулярно проводятся тренировки по эвакуации обучающихся и преподавательского состава.
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: 3 учителя физкультуры, 2 преподавателя хореографии, медицинская сестра.
Деятельность администрации и педагогического коллектива МБОУ СОШ № 55 «Лингвист» по организации экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры школы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Организация экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
Содержание деятельности | Сроки | Исполнители |
Совершенствование нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. | Постоянно | Администрация |
Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности всех участников образовательного процесса. | Постоянно | Администрация; педагогический коллектив |
Создание системы комфортной пространственной среды (санитарно-гигиенический режим, интерьер, распределение кабинетов, гардероба и пр.). | Постоянно | Администрация; педагогический коллектив |
Оборудование помещений и совершенствование материально-технической базы | Постоянно | Администрация |
Оснащение спортивного и тренажерного залов современным оборудованием | Постоянно | Администрация; учителя физической культуры |
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) на базе школы и учреждений дополнительного образования (секции ДЮСШ и др.) | Постоянно | Администрация; учителя физической культуры; педагоги доп. образования |
Обеспечение санитарно-гигиенического режима школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10. | Постоянно | Администрация; педагогический коллектив |
Оптимизация системы организации питания обучающихся. | Постоянно | Администрация |
Организация приема кислородного коктейля. | Постоянно | Медицинский работник |
Создание инфраструктуры медицинского сопровождения деятельности систем сохранения и укрепления здоровья школьников: организация работы медслужбы, стоматологического кабинета, логопедического кабинета, кабинета педагога-психолога). | Постоянно | Администрация |
Проведение летней оздоровительной кампании. | Ежегодно: июнь | Администрация |
Организация обучения детей с ограниченными возможностями на дому. | Постоянно | Администрация |
Совершенствование работы по обеспечению безопасности школы, антитеррористической защищенности за счет оснащения современными средствами пожаротушения, совершенствования школьных коммуникаций, привлечения к охране школы сотрудников ЧОП | Постоянно | Администрация |
Благоустройство и озеленение школьной территории | Постоянно | Администрация, педагогический коллектив |
Осуществление мониторинга состояния здоровья школьников с целью выявления факторов риска здоровья и образа жизни | Постоянно | Администрация, учителя, медицинские работники |
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- Составление расписания звонков, уроков, групповых занятий, дополнительного образования с учетом санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.
- Составление графика проведения контрольных работ.
- Совершенствование календарно-тематического планирования с включением вопросов охраны здоровья, нормирования учебной нагрузки, дозирования домашнего задания с целью предотвращения перегрузки учащихся.
- Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима в учебное время на уроках и переменах, а также во внеурочное время.
- Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).
- Реализация комплексного плана мероприятий психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе перехода.
- Совершенствования плана воспитательной работы классных руководителей с включением раздела по формированию у обучающихся здорового образа жизни, укреплению здоровья.
- Изучение социально – психологического климата классных коллективов.
- Исследование тревожности учащихся как неблагоприятного фактора в учебно – воспитательном процессе.
- Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в ОУ.
- Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся.
- Повышение психологической компетенции педагогов по внедрению современных здоровьесберегающих технологий (проведение проблемных семинаров).
- Повышение социально-психологической компетенции учителей, классных руководителей, родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
- Индивидуализацию обучения, учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным траекториям.
- Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Направления работы
- Организация работы спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике, тхэквондо.
- Проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения (внутришкольные, районные, городские).
- Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, минутки здоровья).
- Активное использование в начальной школе зон двигательной активности.
- Проведение праздников «Мама, папа, я – спортивная семья» 1-4 кл.
- Активизация работы по обеспечению безопасности учащихся во время занятий физической культурой, спортивных мероприятий (правила техники безопасности при выполнении различных упражнений, смены видов спортивной деятельности, замена устаревшего оборудования и т.д.).
- Введение третьего часа физической культуры.
- Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).
- Организация динамической паузы.
4. Реализация дополнительных образовательных программ,
направленных на повышение уровня знаний и практических умений обучающихся в области экологической культуры и охраны здоровья, предусматривает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
• организацию в образовательном учреждении кружков, секций, факультативов по избранной тематике;
• проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, праздников и т. п.
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности всех педагогов.
Дополнительные образовательные программы,
реализуемые в МБОУ СОШ № 55 «Лингвист»
Классы | ||||
1-е классы | 2-е классы | 3-е классы | 4-е классы | |
Образовательные программы МБОУ СОШ № 55 «Лингвист». | 1. «Разговор о правильном питании». | 1. «Две недели в лагере здоровья». | ||
2. «Школа здорового образа жизни». | ||||
3. «Азбука общения». | ||||
4. «Подвижные игры». | ||||
в рамках проведения динамической паузы, прогулки во 2-й половине дня | в рамках проведения прогулки во 2-й половине дня | |||
Программы учреждений дополнительного образования. | 1. «Наши истоки» (МОУ ДОД ЭЦ «Экосфера»). | |||
2. Юнитур» (туристско-краеведческое объединение Липецкого городского Центра детского и юношеского туризма). |
Формы подведения итогов: соревнования, конкурсы, оформление альбомов, стендов о знаменитых спортсменах города и страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, презентации проектов об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, составление мониторинга собственных достижений; экологические конкурсы, викторины, агитбригады, защита проектов, участие в экологических акциях.
Преподавание дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, факультативные занятия, занятия в кружках, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, организацию тематических дней здоровья.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни |
|
Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма |
|
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Содействие развитию детскому и взрослому спорту и туризму. |
|
Содержание работы по здоровьесбережению.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ СОШ № 55 «Лингвист» включает следующие направления учебно-воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к определённым общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности |
Задачи: |
|
Городские мероприятия |
|
Общешкольные творческие дела |
День защиты детей, в рамках которого проводятся тематические мероприятия по защите от экологической опасности:
|
Формы работы с классом | Общение с природой |
| |
Экологические игры | |
| |
Экологические проекты | |
| |
Классные часы, беседы | |
| |
Досуговая деятельность |
|
Работа с семьей |
|
Заповеди |
|
Предполагаемый результат |
|
Направление «Экология здоровья»
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. |
Задачи |
|
Городские мероприятия |
|
Общешкольные творческие дела |
|
Формы работы с классом | Ведение книги классных спортивных рекордов. |
| |
Классные часы, беседы | |
| |
Досуговая деятельность |
|
Работа с семьей | Родительский всеобуч:
Проведение родительских собраний по пособию «Ответственные родители». |
Заповеди |
|
Предполагаемый результат |
|
Направление «Экология души»
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника. |
Задачи |
|
Городские мероприятия |
|
Общешкольные творческие дела |
|
Формы работы с классом |
|
Классные часы, беседы. | |
| |
Досуговая деятельность |
|
Работа с семьей |
|
Заповеди |
|
Предполагаемый результат |
|
Универсальные компетенции, формирующиеся у учащихся в процессе освоения содержания программы:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения полного благополучия;
- активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты изучения программы:
- активное включение обучающихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление у детей:
- позитивных качеств личности и умения управлять своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
- дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;
- оказание школьниками бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья.
Метапредметные результаты изучения программы:
- давать объективную оценку здоровья как социокультурному феномену, на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- защищать и сохранять личное и общественное здоровье позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям;
- планировать и организовывать самостоятельную деятельность (учебную и досуговую) с учетом требований сохранения и совершенствования здоровья;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
- управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами и совершенствовать с учетом индивидуальных особенностей.
Планируемые результаты реализации
программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Направления формирования здорового образа жизни | Ценностные установки | Планируемые результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
1.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, и социальное. | Результаты первого уровня:
Результаты второго уровня:
Результаты третьего уровня:
|
2. Формирование экологической культуры. | Ценность природы, её многообразие и исчерпаемость, единство экологического сознания и поведения. | Результаты первого уровня:
Результаты второго уровня:
Результаты третьего уровня:
|
3.Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. |
|
4.Рациональная организация образовательного процесса. | Отношение к здо-ровью детей как главной ценности. Ценность рацио-нальной организации учебной деятельности. |
|
5.Организация физкультурно-оздоровительной работы. | Положительное отношение к двигательной активности и совершенствова-ние физического состояния. |
|
6.Реализация дополнительных образовательных программ. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. |
|
7.Просветительская работа с родителями (законными представителями). | Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания. |
|
Критерии оценки реализации программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
№ | Критерии | Показатели | Измерители |
Количество педагогов, гигиенически рационально организующих свои уроки. | Оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, использование ТСО, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядок. | Посещение уроков, анкетирование. | |
Количество случаев заболеваний, перенесённых обучающимися. | Снижение показателей. | ШСОКО | |
Количество обучающихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и эмоционального стресса. | Снижение уровня тревожности и эмоционального стресса. | Анкетирование. Наблюдение. | |
Численность обучающихся, у которых отмечается благоприятная динамика состояния здоровья. | Увеличение численности. | Наблюдение школьного медработника. Результаты мед. осмотров. | |
Уровень эмоционально-психологического климата в классных коллективах | Положительная динамика результативности | Анкетирование, итоги исследования адаптации 1-в | |
Удовлетворённость обучающихся школьной жизнью. | Повышение уровня удовлетворённости обучающихся школьной жизнью. | Анкетирование. | |
Степень сформированности у обучающихся установок на здоровый образ жизни. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Объём двигательной активности во внеурочное время | Увеличение показателя | Анализ участия в секциях, спортивных мероприятиях. | |
Установка на использование здорового питания | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу; 100% охват горячим питанием | Анкетирование. | |
Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей. | Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера). | Анкетирование. | |
Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде. | Положительная динамика результативности тестирования по данному вопросу. | Тестирование |
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.
Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему, позволяющую осуществить диагностику текущего состояния показателей экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников, физического здоровья обучающихся, их физического развития и является медико-психолого-социально-педагогическим исследованием. Таким образом, при его проведении для получения комплексной информации должны активно взаимодействовать учителя, медицинские работники и родители обучающихся. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.
Основные этапы мониторинга:
1 этап – подготовительный, определяет цели, объекты, сроки и инструментарий проведения мониторинга;
2 этап – практический, в ходе которого осуществляется сбор информации, наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование, контроль знаний, умений, навыков, способностей и склонностей школьников;
3 этап – аналитический, сведение в единое целое всей информации о воспитанниках (семья, родители, мнение учителей, собственное наблюдение, результаты диагностирования) в карту саморазвития;
4 этап – обратной связи, здесь осуществляется проверка результатов, коррекция действий, фиксация информации, на основе сопоставления и анализа результатов мониторинга классный руководитель прогнозирует дальнейший процесс воспитания культуры здоровья школьников.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
- установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся;
- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;
- прогнозирование состояния физического здоровья.
Мониторинг включает в себя:
- наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей;
- распределение учащихся по группам здоровья;
- охват учащихся горячим питанием;
- пропуски учащимися уроков по болезни;
- участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;
- участие учащихся в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях различного уровня;
- занятость учащихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности;
- занятость учащихся в кружках, секциях и объединениях экологической направленности;
- сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья и развития учащихся;
- подготовку предложений по вопросам укрепления здоровья;
- мониторинг успешности обучения и здоровья учащихся в период их пребывания в образовательном учреждении.
Критерии здоровья:
1) показатели развитости средств сохранения и развития здоровья:
- наличие в образовательном учреждении средств и способов оздоровления (проведение оздоровительных мероприятий)
- обеспеченность образовательного учреждения медицинскими работниками;
- количество видов услуг профилактического и медицинского характера, оказываемых в образовательном учреждении;
2) результативные показатели:
- соответствие показателей здоровья региональным нормативам (по медицинским нормативам);
- коэффициент заболеваемости;
- динамика травматизма;
- динамика групп риска;
- динамика факторов риска;
- спортивные достижения обучающихся;
- отношение обучающихся к вредным привычкам,
- динамика формирования установок на ведение здорового образа жизни;
- показатели физической подготовленности;
- динамика показателей здоровья педагогов;
- число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.
Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Система контроля за реализацией Программы
Цель: выявление имеющихся отклонений в реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекция деятельности по реализации программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется через:
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм при организации и осуществлении образовательного процесса.
- Контроль за эффективностью использования спортзалов, хореографического зала, тренажёрного зала, скалодрома.
- Контроль за составлением расписания уроков, графика занятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, графика работы кружков и секций.
- Контроль за обеспечением соблюдения требований к объёмам домашних заданий.
- Контроль за включением вопросов валеологической направленности в рабочие программы по предметам.
- Контроль за проведением динамических пауз и подвижных перемен.
- Контроль за организацией и проведением внутришкольных соревнований по различным видам спорта.
- Контроль за организацией и качеством горячего питания обучающихся.
- Утверждение планов воспитательной работы классов в рамках программы.
- Анализ результатов мониторинговых исследований.
- Контроль за организацией и проведением занятий в кружках и секциях.
- Контроль за повышением квалификации специалистов (курсовая переподготовка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный" основной образовательной программы начальной школы...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...
Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»
Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни сиспользованием программы...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
ООП Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.
Доклад на педагогическом совете по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ....