Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина через преподавание учебно – методического комплекта
учебно-методический материал (4 класс)
Учебно - методический комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, готовности помогать друг другу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 1»
Выступление по теме.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина через преподавание учебно – методического комплекта
«Школа России»
Январь, 2019
уч. Кошевая И.П.
Слайд 1.
Традиционная программа проверена временем, многолетним опытом. Эта та программа, по которой учились вы, уважаемые родители.
В настоящее время она усовершенствована. Сейчас это традиционно – развивающая программа «Школа России», очень богатая по содержанию и методике. Научным руководителем комплекта « Школа России» является кандидат педагогических наук Андрей Анатольевич Плешаков.
Слайд 2. «Школа России» — наиболее известный и востребованный в России комплект для начальной школы, который гарантирует достижение высоких результатов обучения.
Слайд 3. Основная цель программы заключается в развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах.
Слайд 4. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге.
Комплект охватывает все учебные предметы: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, физическую культуру,
Учебники яркие, красочные, насыщенные заданиями.
Слайд 5.
а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, книг для чтения и других пособий.
Учебно – методический комплект ориентирован, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать друг другу. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.
Слайд 6.
Освоение детьми образовательной области «Русский язык» начинается с периода обучения грамоте.
Обучение грамоте проводится в 1 классе по русской азбуке под редакцией Горецкого с сентября в течении 6 – 8 месяцев, в зависимости от усвоения материала детьми. Учебник «Русская азбука» отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе.
В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.
Слайд 7. На первом самом трудном этапе введено опосредованное чтение рисунков, схем слов и предложений, разгадываются ребусы, загадки, кроссворды.
Важнейшим принципом является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для читающих детей.
Слайд 8. «После изучения азбуки обучение детей чтению призван продолжить курс литературного чтения, который обеспечивается учебником Родная речь».
Программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. Классические и современные произведения разных жанров помогут привить ребёнку интерес и любовь к художественной книге, развить самостоятельное творческое мышление. В тетради много заданий творческого характера.
Слайд 9. Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом. Подготовка к письму осуществляется по прописям к «Русской азбуке» Горецкого.
. Их отличительной особенностью является то, что они не только грамотно формируют навыки каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах и в разных возрастных группах.
Слайд 10. В прописях предлагается большое количество заданий на поиск закономерностей расположения букв на строке, на объединение слов в группу по определённому признаку, составление предложений из рассыпанных слов и другие.
Слайд 11. Учебник русского языка включает задания творческого характера, занимательные задания. К упражнениям подобраны соответствующие яркие, красочные картинки, что помогает точно воспринять и обдумать задание. Материал учебника преподносится не как истина, а учит детей исследовательской работе.
В печатном пособии «Русский язык. Рабочая тетрадь» даны упражнения для овладения практическими приёмами использования полученных знаний. Эти упражнения разного уровня сложности.
Слайд 12. В учебнике математики содержится большое количество заданий на развитие логического мышления, головоломки, ребусы. Обновлена тематика задач, введён разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей.
Слайд13 . Тетради по математике в 2 частях предназначены для организации самостоятельной работы. Предлагаются задания «Дополни», «Восстанови рисунок», «Найди лишнее». Тетради создают условия для формирования навыков письма цифр и выполнения других математических записей.
Слайд 14. В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» ключены учебник под редакцией Плешакова, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», проверочные тесты.
Слайд 15Слайд 16. Задания в рабочей тетради очень разнообразны: раскрась, вырежи из приложения и склей, нарисуй, разгадай кроссворд, отгадай загадки, пофантазируй, попробуй вылепить.
Слайд 17. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, в научном дневнике как настоящие учёные проводят различные наблюдения и опыты.
Важной особенностью учебников является выделение у них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющих ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Работа по этим учебникам позволяет ребенку адаптироваться
в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения в школе.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:
∙ Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
∙ Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.
∙ Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.
∙ Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.
русский язык - Горецкий В.Г., Кирушкин В.А. и др. "Азбука", Канакина В.П., Горецкий В.Г., "Русский язык";
литературное чтение - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. "Литературное чтение";
математика - Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. "Математика"
окружающий мир - Плешаков А.А. "Окружающий мир";
музыка - Критская Е.Д. и др. "Музыка";
технология - Роговцева Н.И.и др., "Технология"
физическая культура - Лях В.И. "Физическая культура"
ИЗО - Неменская Л.А., под ред. Неменского Б.М. "Изобразительное искусство" и др.
Обучение грамоте.
Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи» авторов В. Г. Горецкого и др. отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить их творческое воображение.
Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной, созданные по оригинальной методике, имеющей прочную теоретическую основу и прошедшей апробацию в российских школах. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.
Русский язык .
В предлагаемой системе обучения родному языку реализованы следующие подходы: коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный.
Пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные наизучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.
Литературное чтение.
Курс «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой строится на двух ведущих принципах: литературнохудожественном, коммуникативно-речевом.
Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей: дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, к Родине.
Коммуникативно-речевой аспект позволяет решать важнейшую задачу курса – формирование читательской компетенции младших школьников как системы умений, отражающих приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; осознание значимости чтения для личностного развития и пр. Кроме того, указанный аспект способствует формированию осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового навыка в системе образования.
Методический аппарат учебников ориентирован на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений, на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.). В курсе используется доступная для младших школьников технология произведения сопоставительного анализа художественных и научно-познавательных текстов.
Математика.
Наиболее существенной особенностью учебно-методического курса «Математика» авторов М. И. Моро и др. является направленность на формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений. В соответствии с современными требованиями особое внимание в новых учебниках уделено созданию условий, необходимых для развития познавательных способностей каждого ребенка.
Обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Окружающий мир.
Цель курса - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Основные идеи курса: многообразие мира, экологическая целостность мира, уважение к миру.
Познание окружающего мира организовано как совместный проект, реализуемый через взаимодействие взрослого и ребенка в семье (совместные наблюдения за растениями, животными, звездами; совместная уборка двора, посадка деревьев; совместные прогулки, экскурсии, поездки).
В курсе реализован проблемно-поисковый подход к обучению (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном).
Технология.
Основная задача предмета «Технология» - создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия, овладения приёмами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучения свойств различных материалов и правил работы с ними.
Такой подход позволяет сформировать у младших школьников регулятивные универсальные действия, личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т. д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приёмы работы на компьютере.
Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство. В учебниках используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельной работы.
Рабочие тетради тематически соответствуют учебнику. В них содержатся шаблоны для изделий, разрезные карточки, чертежи, технологические карты и дополнительный материал. В методических пособиях для учителя представлены разработки уроков по каждой теме учебника, даны тексты вводной беседы к каждому уроку, методические рекомендации к его проведению.
Изобразительное искусство.
Отличительная особенность учебников этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры и раскрытии творческой личности в каждом ребёнке. По темам даётся система творческих заданий для развития художественного мышления, наблюдательности и воображения. Каждый учебник линии – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность. Рабочая тетрадь способствует развитию художественного восприятия, образного мышления и фантазии у школьников.
В России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения достойными для российского государства. По-моему, звучит неплохо. Как вам?
Это известный проект отечественного обучения в начальной школе издательства «Просвещение», в разработке которого приняли участие учёные В.Горецкий, Л.Климанова, А.Плешаков, М.Моро, В.Канакина и другие. Один из самых востребованных сегодня, он стартовал в 2001 году и уже наработал свои положительные результаты. Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:
- «Русская азбука» и «Русский язык»;
- «Математика»;
- «Литературное чтение»;
- «Окружающий мир»;
- «Информатика» для 3 и 4 классов;
- «Музыка»;
- «Технология»;
- «Физкультура»;
- «Изобразительное искусство»;
реследуя основную цель создания рабочей образовательной программы – воспитание личности российского гражданина, авторы уделили внимание основным аспектам:
- Максимальное участие детей в образовательном процессе, чтобы они научились учиться, а не просто присутствовать на занятиях.
- Духовное и нравственное развитие, которого сегодня очень не хватает.
- Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.
- Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.
- Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.
В результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.
В целом «Школа России» напоминает мне образовательный процесс из нашего детства, адаптированный к
современным требованиям. Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений. Традиционность учебной программы включает:
- объяснение на уроке нового материала преподавателем, закрепление на уроке;
- домашнее заучивание;
- индивидуальную проверку подготовки к уроку по изучаемой теме у доски, доработку изучаемой темы;
- проведение самостоятельных и контрольных работ для оценки понимания темы в разрезе всего класса.
Не знаю, как вам, но для себя традиционность в обучении не считаю отрицательным моментом. По крайней мере, всегда есть возможность помочь своему ребёнку в том, что он недопонимает и не усвоил с урока, в отличие от других школьных методик, где разобраться с нелёгкой подачей материала способен зачастую исключительно педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса
В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Материал по теме: "Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны.
Из личного опыта работы, с 2011 по 2013 г г., в первом, втором классах по программе "Школа России"....
Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.
Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....
Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.
Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....
ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос
рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом особенностей возраста, класса и отдель...