Индивидуально-рабочая программа с воспитанницей семьи "Рябинка" ИСТ Лаптандер Ириной ученицей 6 класс
рабочая программа

Витязева Марина Владимировна

Пояснительная записка.

Программа воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личности становления ребенка, развития его способностей и возможностей. Воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте о 7 до 12 лет с детьми легкой умственной отсталостью и (до 18 лет при умеренной умственной отсталости).  Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Главная цель:

Воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program_individual_raboty_l.irina19-23g.docx71.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Приуральский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Белоярск

Программа индивидуально- воспитательной работы

 воспитанницей семьи «Рябинка»

Лаптандер Ириной Семеновной

ученицей 3-7 «с» класса

Составитель программы:

воспитатель ИСТ Витязева М.В.

2019-23гг.

        

Пояснительная записка.

Программа воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личности становления ребенка, развития его способностей и возможностей. Воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте о 7 до 12 лет с детьми легкой умственной отсталостью и (до 18 лет при умеренной умственной отсталости).  Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Главная цель:

Воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности.

Приоритетные направления воспитательной работы:

Трудовое воспитание

Цель: максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого, практического мышления. Трудолюбия.

Задачи:

  1. Формирование трудолюбия;
  2. Формирование нравственных качеств эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда;
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Умение довести начатое дело до конца.

Основные моменты:

* изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду, обязанностей ребенка;

* приобщение детей к режимным моментам по самообслуживанию;

*организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;

*привлечение детей к участию в выставках работ прикладного творчества;

* поощрение активных участников в мероприятиях и выставок.

Формы работы:

  • Тематические беседы: «Труд и Я», «Мои обязанности дома», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Мир твоих увлечений», «Мои интересы»;
  • Экологический проект «Покорми птиц зимою-послужат тебе весною!»;
  • Праздники;
  • Выставки;
  • Занятие «Я умею, я люблю» (Изо деятельность);
  • Генеральная уборка в семье (еженедельно);
  • Помощь в работе школьной библиотеки.

Гражданско-правовое воспитание

Цель: формирование у воспитанников уважительного отношения к народам мира, человечеству. Представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  1. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
  2.  Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  3. Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

Основные моменты:

  • Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственного-правого выбора.

Формы работы:

  • Тематические часы;
  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • Изучение истории своей Родины и своего края;
  • Фестиваль патриотической песни

Социальная адаптация

Цель: становление оптимального соотношения психической деятельности воспитанника в условиях окружающей среды.

Задачи:

  • Принятие ребенком школьных правил ИСТ и требований;
  • Формирование взаимоотношений воспитанников с окружающими, умение решать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими;
  • Принятие значимых сфер общественной жизни;
  • Умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии со взрослыми.

Основные моменты:

  • Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения воспитанников к окружающей среде;
  • Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения воспитанников;
  • Организация и проведение семейных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме;
  • Вовлечение воспитанников в активную общественную жизнь школы, интерната и деятельность вне школы;
  • Формирование предметно-пространственной среды.

Формы работы:

  • Занятия, беседы. Мероприятия;
  • Участие в школьных и интернатских мероприятиях;
  • Создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;
  • Моделирование ситуаций поведения в социуме.

Художественно-эстетическое воспитание

Цель: формирование условий для разностороннего и свободного развития личности, духовной культуры воспитанников.

Задачи:

  • Выявление творческого потенциала каждого воспитанника;
  • Развитие способностей в различных видах досуговой деятельности;
  • Воспитание умения видеть особенности мира окружающей природы;
  • Создание условий для проявления индивидуальных способностей воспитанников;
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
  • Использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений воспитанников и становление этических понятий.

Основные моменты:

  • Художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Наша задача – помочь каждому человеку состояться Человеком.
  • Раскрытие природных задатков и способностей ребенка – формирование творческой личности. Что является конечной целью работы всей школы;
  • Вовлечение воспитанников для занятий в различных коллективах;
  • Творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, лучший уголок семьи;
  • Изучение потребностей, интересов и желания воспитанников в организации и проведении досуговых мероприятий;
  • Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций;
  • Представление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности;
  • Представление родителям воспитанников о необходимой информации об участии воспитанников в жизни семьи;
  • Стимулирование инициативы и активности воспитанников в жизни семейного коллектива и жизни школы.

\

Формы работы:

  • Конкурсы самодельного творчества и искусства;
  • Участие в концертах воспитанников, выставках декоративно-прикладного творчества;
  • Анализ и изучение потребностей воспитанников в досуговой деятельности;
  • Празднование Дня именинников;
  • Празднование памятных дат календаря;
  • Театрализованные представления;
  • Фестивали «Ненецкая сказка», «Детская песня»;
  • Кружковая работа (кружок «Веселый карандаш», «Спортивный кружок»)

Здоровье

На основании документа - справка подтверждающий диагноз   F 98.0,F 70.09. состоит на учете невропатолога, психиатра. Рекомендовано ПМПК, курсы ноотропов 2  раза/г. по 1 месяцу. На воспитанницу Лаптандер Ирину, составили индивидуально-коррекционную программу.

Цель: Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задача: Формирование уважительного отношения ребенка к своему здоровью, здоровью товарищей.

Основные моменты:

  • Сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния здоровья воспитанников семьи (обратить внимание на поведение и пройти курс лечения - повышенная возбудимость, нервозность, агрессия);
  • Сотрудничество с родителями воспитанников и учителями - предметниками в рамках обозначенной проблемы (беседы с родителями по приезду, периодически созваниваемся с родителями; встречи с классным руководителем и с учителями-предметниками по необходимости);
  • Сотрудничество с социально-психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания (беседы в неделю раз по средам с психологом и встречи беседы по необходимости);

Организация и проведение мероприятий, кружков формировать  познавательный интерес и трудолюбие. Развивать творческие, художественные способности;

  •  (посещение кружков: «Умелые ручки» ЦНК, «Веселый карандаш» школа - по пятницам и воскресенье).

Формы работы:

* Спортивные конкурсы;

*Соревнования внутри семьи и между семьями;

* Марафоны, турниры;

* Походы выходного дня, дни здоровья.

Общение

Цель: Передача знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

  • Знакомить воспитанников с традициями и обычаями общения различных поколений;
  • Формировать у воспитанников культуру в системе «воспитатель-воспитанник», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
  • Создать в семейном коллективе одинаковые условия для общения всех воспитанников семьи.

Основные моменты:

  • Изучение способности к общению воспитанника в детском коллективе;
  • Диагностики по определению проблем в общении воспитанников;
  • Организация коррекционной работы;
  • Обучение общению;
  • Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

Формы работы:

  • Социометрия;
  • Беседы;
  • Тренинги по общению детей;
  • Праздники;
  • Конкурсы;
  • Ролевые игры.

Этапы реализации программы.

1-й этап - подготовительный: на данном этапе идет постановка проблемы, установление контакта с ребенком. Идет адаптация к школьной жизни, подбираются пути безболезненной адаптации.  Воспитатель и воспитанник делают первые шаги на встречу друг к другу, идет работа по сплочению коллектива.

2-й этап-деятельный: решение проблем жизни семьи совместно с воспитанником.

Установление тесных контактов в общении. Совместное проведение коллективных творческих дел.

3-й этап-практический: создается совместное проектирование действий воспитателя и воспитанника. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы, интерната и окружающего социума. Поддержание потребности ребенка реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Создается пространство для самореализации ребенка, побуждение для участия ребенка в кружках, секциях, публичных мероприятиях. Идет активное участие ребенка в окружающей жизни при поддержке воспитателя.

4-й этап-обобщающий: ребенок познает самого себя. Идет соотнесение ребенком самого себя по отношению к другому. Мотивируется желания проявлять себя.

Изучение эффективности воспитательной системы. Для эффективного функционирования воспитательной системы целесообразно избрать критерии. Позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров. Диагностики воспитательной системы адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья н основе диагностик: Н.П. Капустина, Г.А. Карпова, Т.П. Артемьев, М. Рокича, М.И. Шиловой выстраивание Я - концепция через виды деятельности:

  • Трудовое воспитание;
  • Гражданское воспитание;
  • Социальной адаптации;
  • Художественно-эстетическое воспитание;

Критерии отслеживания  в мониторинге уровней проявления воспитанности;

- процент участия воспитанников в семейных и общешкольных КТД; отслеживается через беседы с воспитанником, родителями, педагогами;

Также используются:

- наблюдение

- анкетирование, тестирование;

- социометрия;

Все параметры и критерии отслеживания являются индивидуальными для каждого ребенка, в связи с его особыми проявлениями способностей и возможностей.

http://festival.1september.ru/articles/615417/img2.gif

План

Индивидуальной воспитательно-коррекционной работы

с воспитанницей Лаптандер Ириной Семеновной,

обучающимся 6 «с» класса МОУ Школа с. Белоярск

на 2022-2023 учебный год

Трудовое воспитание

Основные виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

7

8

Беседа «Мои интересы»

Занятие – поделки из природного материала, вязание

Труд час – уборка помещений, маркировка вещей (для младшей сестры и брата)

Труд час – уборка снега (помощь хозяйке чума)

Акция «Чистый двор»

Проект «Красота в нашем доме» (уход за комнатными растениями)

Помощь воспитателю – смена постельного белья и сдача белья кастеляной

Сентябрь

Октябрь

Ежедневно

Октябрь - май

Сентябрь

Январь

Сентябрь - май

Сентябрь - май

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Гражданско-правовое воспитание

Основные виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

    4

Фестиваль патриотической песни

Беседа «Ямал - мой край родной»

Беседа «Край, где я родился»

Парад войск

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Социальная адаптация

Основные виды деятельности

     Сроки

Ответственные

1

Экскурсия «Знакомство с поселком»

 Экскурсия  «Молочная ферма»

        «Пожарная часть»

Проект «Доброе дело для птиц, живущие рядом с нами»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Октярь- апрель

Воспитатель

2

3

4

5

Викторина «Знаешь ли ты Белоярск?»

Беседа «Где можно играть?»

Викторина «Азбука дорожных наук»

Поле чудес «Лекарственные растения»

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Художественно-эстетическое воспитание

Основные виды деятельности

Сроки

ответственные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Праздник осени

День именинников

Мероприятия - фестиваль «Детской песни», « Хлеб всему голова»

Фестиваль «Ненецкой сказки»

Новогодний карнавал


Поздравленье юных рыцарей

Конкурс «А ну-ка, девочки!»

Школьная юморина

Посещение кружков «ИЗО», «Умелые ручки»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Сентябрь-май

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Бушков С.В.

Вокуева Ф.З.

Здоровье

Основные виды деятельности

Сроки

ответственные

1

2

3

4

5

6

Беседа «Личная гигиена», профилактический курс лечения

Экскурсия в тундру

Спортивные конкурсы «Осенний серпантин»

Конкурсная программа-национальные игры

Зимние забавы

Инструктажи по технике безопасности

Сентябрь-апрель

Сентябрь, апрель

Ноябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь- май

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Общение

Основные виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

Беседа правила поведения в интернате

Экскурсия в молочную ферму

        

        Беседа этикет общения

Тренинг по общению детей

Занятия «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Экскурсия «Улицы моего поселка»

Сентябрь-апрель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Март

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Учебно-воспитательная деятельность

Основные виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

Дополнительное занятие по литературному чтению

Посещение классного часа по плану

Посещение урока литературы

Беседы об успеваемости с учителями

Посещение классного часа  по итогам первого полугодия

с классным руководителем

Посещение урока математики

с учителями предметниками

Сентябрь-ноябрь

Октябрь

Ноябрь

Ежемесячно

Декабрь

         Март

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Работа с родителями

Основные виды деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

Оформление документов

Беседы о здоровье, об успехах и проблемах (по приезду родителей)

Письма родителям

Сентябрь

Сентябрь-апрель

Май

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Взаимодействие и коллегиальность в работе

с социальным педагогом:

- индивидуальная работа раз в неделю по средам и (по необходимости);

с педагогом-психологом:

- индивидуальная и групповая работа раз в неделю по четвергам и (по необходимости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...

Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями  (с ТМНР)...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Графика и письмоВид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Музыка и движение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Музыка и движениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...