Формирование культуры здоровья младших школьников
статья
Создание здоровьесберегающей среды в нашей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_u_mladshikh_shkolnikov_2.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здоровья младших школьников
Казаринова Анна Владимировналена , воспитатель группы продленного дня
Формирование культуры здоровья младших школьников осуществляется через использование в процессе образования здоровьесберегающих технологий.
Основная цель данных технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Актуальность темы обусловлена тем, как остро эта проблема стоит перед современным обществом. Количество информации и знаний неуклонно возрастает, нагрузка в школе тоже, экология при этом не улучшается (особенно тяжело с ней обстоит в больших городах), поэтому очень важно сохранять здоровье школьников с начальной школы: во-первых, за здоровьем детей призваны следить педагоги, во-вторых, родители, а в-третьих, именно в начальной школе у детей должна сформироваться привычка самостоятельно уделять внимание своему самочувствию и здоровью.
Создание здоровьесберегающей среды в нашей школе проводится по следующим направлениям:
- Физкультурные праздники.
Слайд 2,3
Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.
Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди учеников. Поэтому проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается общим планом работы школьного учреждения.
Самыми популярными праздниками в нашей школе стали «Веселые старты» и «Папа, мама, я – спортивная семья». Мы не замыкаемся в рамках одного класса, а проводим на всей параллели, чтобы создать атмосферу соревнований. Эти праздники нравятся и детям и родителям, т.к. они всегда имеют элементы театрализации, в которых задействованы учащиеся старших классов.
- Физкультурные паузы.
Слайд 4
На уроках в начальной школе широко используется веселые физкультминутки. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.
Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. Дети очень любят эти физкультминутки.
Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
Положительный эмоциональный фон и вовлеченность детей в процесс является важным условием физкультурных пауз. Разумеется, важно соблюдение гигиенических и санитарных норм, в частности уровня освещенности и проветриваемости класса. В затхлом воздухе выполнять физические упражнения нельзя. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытом окне.
На уроках учителя начальной школы используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках. Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.
- Слайд 5.
Использование интерактивной доски и компьютерных программ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Но необходимо помнить о том, что использование интерактивной доски и компьютерных программ жестко регламентированы санитарно-гигиеническими нормами (не более 15 минут на уроке). Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.
- Игровые перемены.
Слайд 6,7
Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
- Уроки здоровья.
Слайд 8,9.
Проводятся специальные уроки по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены. Направлены эти уроки на формирование культуры здоровья школьников, привлечения учащихся к здоровому образу жизни; привить потребность в здоровом образе жизни
На слайде урок «Счастливые зубки».
Внедрение в обучение как дома, так и в школе здоровьесберегающих технологий ведет к улучшению настроения учащихся, психологического климата, снижению заболеваемости, уменьшению утомляемости, общему укреплению здоровья. Также данная технология вызывает интерес к работе у педагогов, дает больший простор для педагогического творчества, разнообразит деятельность учителей и улучшает учебную дисциплину.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе должны стать частью педагогического процесса, частью и методом самого процесса обучения.
Использование этих технологий в начальной школе существенно повышает мотивацию к учебной деятельности, предотвращает усталость и утомляемость.
Слайд 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педсовету на тему:« Формирование культуры здоровья младших школьников».
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность при...
Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Эт...
Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной человеческой ценности
В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русск...
Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий
Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали...
Деятельностный подход в развитии культуры здоровья младших школьников.
В работе раскрываются пути формирования культуры здоровья младших школьников через их активную деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочное время. Практические работы, проекты и...
Формирование культуры здоровья младших школьников
Статья о формировании культуры здоровья младших школьников...
Формирование культуры здоровья младших школьников
В статье указано обоснование введения третьего часа физической культуры, разнообразие форм и методов вовлечения младших школьников в двигательную деятельность....
- Мне нравится (1)