Формирование культуры здоровья младших школьников
статья на тему

 Казаринова Анна Владимировна

Статья о формировании культуры здоровья младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_zdorovya_u_mladshikh_shkolnikov.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры здоровья младших школьников

Казаринова Анна Владимировналена , учитель начальных классов 

Формирование культуры здоровья младших школьников осуществляется через использование в процессе образования здоровьесберегающих технологий.

Основная цель данных технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Актуальность темы обусловлена тем, как остро эта проблема стоит перед современным обществом. Количество информации и знаний неуклонно возрастает, нагрузка в школе тоже, экология при этом не улучшается (особенно тяжело с ней обстоит в больших городах), поэтому очень важно сохранять здоровье школьников с начальной школы: во-первых, за здоровьем детей призваны следить педагоги, во-вторых, родители, а в-третьих, именно в начальной школе у детей должна сформироваться привычка самостоятельно уделять внимание своему самочувствию и здоровью.

Создание здоровьесберегающей среды в нашей школе проводится по следующим направлениям:

  1. Физкультурные праздники.

Слайд 2,3

Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди учеников. Поэтому проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается общим планом работы школьного учреждения.

Самыми популярными праздниками в нашей школе стали «Веселые старты» и «Папа, мама, я – спортивная семья». Мы не замыкаемся в рамках одного класса, а проводим на всей параллели, чтобы создать атмосферу соревнований. Эти праздники нравятся и детям и родителям, т.к. они всегда имеют элементы театрализации, в которых задействованы учащиеся старших классов.

  1. Физкультурные паузы.

Слайд 4

На уроках в начальной школе широко используется веселые физкультминутки. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

  Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. Дети очень любят эти физкультминутки.

  Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

Положительный эмоциональный фон и вовлеченность детей в процесс является важным условием физкультурных пауз. Разумеется, важно соблюдение гигиенических и санитарных норм, в частности уровня освещенности и проветриваемости класса. В затхлом воздухе выполнять физические упражнения нельзя. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытом окне.

На уроках учителя начальной школы используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках. Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

  1. Слайд 5.

Использование интерактивной доски и компьютерных программ   особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Но необходимо помнить о том, что использование интерактивной доски и компьютерных программ  жестко регламентированы санитарно-гигиеническими нормами (не более 15 минут на уроке). Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.

  1. Игровые перемены. 

Слайд 6,7

Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

  1. Уроки здоровья.

Слайд 8,9.

Проводятся специальные уроки по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены. Направлены эти уроки на формирование культуры здоровья школьников, привлечения учащихся к  здоровому образу жизни; привить потребность в здоровом образе жизни

На слайде урок «Счастливые зубки».

Внедрение в обучение как дома, так и в школе здоровьесберегающих технологий ведет к улучшению настроения учащихся, психологического климата, снижению заболеваемости, уменьшению утомляемости, общему укреплению здоровья. Также данная технология вызывает интерес к работе у педагогов, дает больший простор для педагогического творчества, разнообразит деятельность учителей и улучшает учебную дисциплину.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе должны стать частью педагогического процесса, частью и методом самого процесса обучения.

Использование этих технологий в начальной школе существенно повышает мотивацию к учебной деятельности, предотвращает усталость и утомляемость.

        Слайд 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету на тему:« Формирование культуры здоровья младших школьников».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность при...

Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Эт...

Воспитание культуры здоровья младших школьников как главной человеческой ценности

В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русск...

Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий

Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали...

Деятельностный подход в развитии культуры здоровья младших школьников.

В работе раскрываются пути формирования культуры здоровья младших школьников  через их активную деятельность на уроках окружающего мира и во  внеурочное время. Практические работы, проекты и...

Формирование культуры здоровья младших школьников

В статье указано обоснование введения третьего часа физической культуры, разнообразие форм и методов вовлечения младших школьников в двигательную деятельность....

Формирование культуры здоровья младших школьников

Создание здоровьесберегающей среды в нашей школе...