Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий
материал по зож (1 класс) на тему

Ячменева Ирина Павловна

     Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Поэтому проблемы сохранения здоровья детей становятся актуальными, особенно они остры в образовательной области. Можно утверждать, что в настоящее время именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика не меньше, чем врач, ибо здоровье ребёнка - это не только медицинская, но и педагогическая категория. Школа должна выпускать в большую жизнь физически здоровых учащихся. Достижение этой цели представляется возможным при условии раннего начало формирования у младших школьников культуры здоровья, которая предполагает передачу знаний, умений и навыков способствующих формированию представлений о здоровьесбережении, способах и навыках поддержания и развития здоровья.

    В предупреждении заболеваний и стимулировании здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Бесспорно, что основа здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте в период воспитания и обучения в школе. Именно в школьном возрасте формируются такие качества личности, как коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности.

   Как показывал опыт экспериментальной работы, чтобы достичь успеха в поднятии уровня культуры здоровья, навыков сохранения и укрепления здоровья, необходимо в значительной степени повысить ответственность учащихся за свое здоровье. Привитие школьникам навыков личной гигиены будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний. Приобретенные школьниками гигиенические знания по формированию здорового образа жизни станут надежной опорой в сохранении здоровья будущих граждан страны.

   Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни неоценимое значение имеет создание системы здоровьесберегающего обучения, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья младших школьников; создание системы сотрудничества между педагогами, родителями, школьниками.

  Для детей начальное образование должно быть здоровьесберегающим, его эффективность будет определяться тем, в какой степени оздоровительные мероприятия станут органической частью содержания образовательного процесса. Сущность здоровьесберегающего обучения заключается в том, что содержание учебно-воспитательного оздоровительного процесса должно соответствовать физиологическим законам развития детского организма, целью которого является снижение в возможно большей степени негативного влияния обучения в школе на здоровье детей.

   Разработанная педагогическая система здоровьесберегающего обучения младших школьников, состоящая из целевого, содержательного, операционально-деятельностного и оценочно-результативного компонентов, является эффективным фактором гуманизации педагогического процесса и сохранения здоровья подрастающего поколения.

   Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты сравнительного анализа дают возможность констатировать, что введение системы здоровьесберегающего обучения явилось эффективным, о чём свидетельствует динамика роста показателей здоровья младших школьников.

   Успешная реализация педагогической модели формирования культуры здоровья во многом определяется условиями, способствующими этому процессу. В ходе нашей экспериментальной работы мы выделили ряд педагогических условий, обеспечивающих результативность сохранения и укрепления здоровья школьников.

    Тема здоровьесохранения является центральной и в национальном проекте «Наша новая школа», и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Запрос общества к современному выпускнику достаточно высок (качества модели выпускника отражены в разделах «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»).                  На мой взгляд, совершенно ясно — нельзя достичь данных планируемых результатов с нездоровыми детьми. Задача педагога сегодня — не заставить учиться, а ежедневно создавать условия для формирования метапредметных и универсальных учебных действий. Такое обучение предполагает переработку школьником большого объёма информации, мобилизации всех внутренних ресурсов. И важно, чтобы дети при таких условиях не переутомлялись на уроках и не пребывали в состоянии стресса, а, напротив, продуктивность их деятельности возрастала. А это невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающейобразовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

       В заключении хочется сказать, что для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Только лишь осознать, что здоровьесберегающие технологии — важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья детей. Основным условием успешной работы в данном направлении, на мой взгляд, является наличие системности. А образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни, о чём сегодня уже говорилось. Пример такого образа жизни должны показать, прежде всего, родители и педагоги.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...