Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий
материал по зож (1 класс) на тему
Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Поэтому проблемы сохранения здоровья детей становятся актуальными, особенно они остры в образовательной области. Можно утверждать, что в настоящее время именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика не меньше, чем врач, ибо здоровье ребёнка - это не только медицинская, но и педагогическая категория. Школа должна выпускать в большую жизнь физически здоровых учащихся. Достижение этой цели представляется возможным при условии раннего начало формирования у младших школьников культуры здоровья, которая предполагает передачу знаний, умений и навыков способствующих формированию представлений о здоровьесбережении, способах и навыках поддержания и развития здоровья.
В предупреждении заболеваний и стимулировании здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Бесспорно, что основа здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте в период воспитания и обучения в школе. Именно в школьном возрасте формируются такие качества личности, как коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности.
Как показывал опыт экспериментальной работы, чтобы достичь успеха в поднятии уровня культуры здоровья, навыков сохранения и укрепления здоровья, необходимо в значительной степени повысить ответственность учащихся за свое здоровье. Привитие школьникам навыков личной гигиены будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний. Приобретенные школьниками гигиенические знания по формированию здорового образа жизни станут надежной опорой в сохранении здоровья будущих граждан страны.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни неоценимое значение имеет создание системы здоровьесберегающего обучения, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья младших школьников; создание системы сотрудничества между педагогами, родителями, школьниками.
Для детей начальное образование должно быть здоровьесберегающим, его эффективность будет определяться тем, в какой степени оздоровительные мероприятия станут органической частью содержания образовательного процесса. Сущность здоровьесберегающего обучения заключается в том, что содержание учебно-воспитательного оздоровительного процесса должно соответствовать физиологическим законам развития детского организма, целью которого является снижение в возможно большей степени негативного влияния обучения в школе на здоровье детей.
Разработанная педагогическая система здоровьесберегающего обучения младших школьников, состоящая из целевого, содержательного, операционально-деятельностного и оценочно-результативного компонентов, является эффективным фактором гуманизации педагогического процесса и сохранения здоровья подрастающего поколения.
Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты сравнительного анализа дают возможность констатировать, что введение системы здоровьесберегающего обучения явилось эффективным, о чём свидетельствует динамика роста показателей здоровья младших школьников.
Успешная реализация педагогической модели формирования культуры здоровья во многом определяется условиями, способствующими этому процессу. В ходе нашей экспериментальной работы мы выделили ряд педагогических условий, обеспечивающих результативность сохранения и укрепления здоровья школьников.
Тема здоровьесохранения является центральной и в национальном проекте «Наша новая школа», и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Запрос общества к современному выпускнику достаточно высок (качества модели выпускника отражены в разделах «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»). На мой взгляд, совершенно ясно — нельзя достичь данных планируемых результатов с нездоровыми детьми. Задача педагога сегодня — не заставить учиться, а ежедневно создавать условия для формирования метапредметных и универсальных учебных действий. Такое обучение предполагает переработку школьником большого объёма информации, мобилизации всех внутренних ресурсов. И важно, чтобы дети при таких условиях не переутомлялись на уроках и не пребывали в состоянии стресса, а, напротив, продуктивность их деятельности возрастала. А это невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающейобразовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В заключении хочется сказать, что для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Только лишь осознать, что здоровьесберегающие технологии — важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья детей. Основным условием успешной работы в данном направлении, на мой взгляд, является наличие системности. А образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни, о чём сегодня уже говорилось. Пример такого образа жизни должны показать, прежде всего, родители и педагоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...
4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края 4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...
Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"
В данной папке предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
Одним из инструментов, позволяющих решить задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной школы, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»
Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...