Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности
статья по зож на тему
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_kultury_zozh.rar | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Окунева Елена Александровна
учитель начальных классов
МКОУ «Троицкая
средняя общеобразовательная школа»
Омского муниципального района
Омской области
Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Современная образовательная и воспитательная ситуация акцентируют внимание на создании условий для более полной реализации возможностей обучающихся, их роста и развития в условиях сложной социальной действительности.
Особенно чувствительны к неблагоприятным факторам окружающей среды, гиподинамии, стрессовым ситуациям дети. Поэтому обучение здоровому образу жизни и воспитание привычки поддерживать себя в естественном здоровом состоянии надо начинать с детства, совершенствовать в юности и сохранять всю жизнь.
Факторы, определяющие здоровье школьников:
- образ жизни человека;
- окружающая среда;
- наследственность;
- медицина.
Здоровье детей - это общая проблема педагогов, медицинских работников и родителей. Главными причинами ухудшения здоровья детей школьного возраста является перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотность части учителей, недостаточное внимание к двигательной активности и валеологической культуре ребенка. Поэтому медицинские работники, педагоги и родители должны активизировать деятельность по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Формирования целостного «Я» ребенка, где здоровье является неотъемлемой частью, должно происходить в такой системе образования, в которой здоровье будет содержанием и нормативным результатом.
Роль воспитательной работы заключается в том, чтобы помочь обучающимся в формировании себя как личности, осознающей, что главная ценность жизни есть здоровье человека, которое он обязан беречь и поддерживать в естественном энергическом состоянии.
Основные задачи привития культуры здоровья младших школьников:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления привития культуры здоровья младших школьников:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания обучающихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч обучающихся с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья обучающихся.
Формы организации мероприятий направленных на привитие культуры здоровья у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности:
На базе школы:
- утренняя зарядка,
- физкультминутки во время уроков,
- динамические паузы во время перемен,
- уроки физкультуры,
- прогулки,
- спортивно-оздоровительные часы,
- физкультурные праздники,
- спортивные кружки подвижных оздоровительных игр.
В семье:
- прогулки, совместно со взрослыми,
- самостоятельная двигательная деятельность.
В учреждениях дополнительного образования:
- детские спортивные секции.
В школьном оздоровительном лагере:
- разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через систему урочной и внеурочной деятельности
Методическое выступление...
Развитие креативной личности младшего школьника через организацию урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Выступление на семенаре учителей начальных классов...
«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»
Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь...
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформиро...