Рабочая программа по внеурочной деятельности "По тропинкам Кузбасса"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа внеурочной деятельности "По тропинкам Кузбасса" расчитана на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_tropinkam_kuzbassa_na_2_chasa.docx119.43 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №24»

СОГЛАСОВАНО:

Педагогический совет школы

протокол № ____

«_____» _______________ 20_____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________________

Т.В. Воробина

Приказ № _____

«_____» _______________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«По тропинкам Кузбасса»

1 – 4 класс

Составитель:

Шумайлова О.А.,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Новокузнецк, 2019           

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «По тропинкам Кузбасса» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации
  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
  4. Примерной и авторской программы Габченко С.В. «По тропинкам Кузбасса».    
  5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ № 24
  6. Положения о рабочей программе МБОУ ООШ № 24
  7. Учебного плана МБОУ ООШ № 24 на 2017-2018 учебный год.

        

          Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По тропинкам Кузбасса» духовно-нравственного направления для учащихся 1-4 классов рассчитана на 4 года обучения. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является приложением к Основной образовательной программе начального общего образования школы.

                         

            Цель: формирование знаний, обучающихся о родном крае; знакомство с историко-географическими условиями, особенностями флоры и фауны.

            Задачи:

            1. Систематизировать и расширять представления о разнообразии, богатстве и красоте       Кемеровской области, ее культурном наследии.

            2. Развивать познавательный интерес к изучению краеведения.

            3. Воспитывать бережное и положительное эмоциональное отношение к природе России, Кузбасса.

   

Решению задач способствуют такие формы проведения занятий, как экскурсии, беседы, коллективные творческие дела, групповая работа, конкурсы, викторины, игры и пр.

Реализация целей и задач программы осуществляется путем изучения материала по следующим разделам:

1. Где мы живем.

2. Неживая природа.

3. Растительный мир родного края.

4. Животный мир родного края.

5. Экология Кузбасса.

            Знакомство школьников с родным краем происходит уже на первоначальной ступени образования в процессе изучения на начальной ступени образования в процессе изучения школьных предметов, т.к. математика, история, русский язык, окружающий мир, ИЗО. В ходе их изучения краеведению отводится небольшая часть учебного времени. Программа «По тропинкам Кузбасса» целенаправленно изучает родной край в различных аспектах: краеведческом, историческом, общекультурном, географическом, зоологическом, ботаническом, экологическом.

             Актуальность программы: восполнение пробелов в изучении краеведения в школе, создание системы в вопросах изучения краеведения.

             Учитывая возрастные особенности возраста, школьников знакомят с основными моментами, ключевыми событиями истории Кузнецкого края; рассказывают об истории его открытия и освоения, географии, климате, подземных ископаемых, животном и растительном мире, культуре и хозяйственной деятельности жителей Кузбасса.

            Изучение родного края необходимо начинать на начальной ступени образования, т.к. именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

            В рамках УМК «ПНШ», по которой занимаются первоклассники, предполагается во внеурочной деятельности реализовывать системно-деятельностный подход, поэтому мы опираемся на следующие принципы:

принцип деятельности обеспечивает активную позицию ребёнка в обучении, минимизирует пассивное восприятие содержания;                                                                                                                                                            

принцип психологической комфортности ориентирует на снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками и на создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, товарищества, реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;                                                                                                                                                                                          

принципы непрерывности и целостности обеспечивают соответствие содержания образования функциональным и возрастным особенностям учащихся, предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности);                                                                                                                                                                      

принципы минимакса и вариативности обеспечивают для каждого ребёнка возможность выбора индивидуального темпа обучения на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально безопасного минимума, что является заслоном от перегрузок, разрушающих здоровье детей, но в то же время побуждает детей реализовать свои возможности, формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;                          

принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности, успешной самореализации каждого ребёнка.    

                                                                                                                 

Общая характеристика курса «По тропинкам Кузбасса»

     

         Программа внеурочного курса «По тропинкам Кузбасса» для учащихся 1 – 4 классов является расширением предмета «Окружающий мир».

               Основополагающими принципами построения курса «По тропинкам Кузбасса» являются: научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

               Объектом изучения внеурочной деятельности является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, описание, сравнение, моделирование; даются сведения об уникальности и самобытности родного края.

                Содержание внеурочной деятельности строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк и т. п.).

           Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений, обобщений и выводов; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

            Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

            В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, изготовление книжек – малышек, составление памяток, составление кроссвордов, викторин и пр.

               Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

               Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

                Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.                                                                                                                               В процессе занятий используются различные формы занятий: игры, этические беседы, викторины, конкурсы, обсуждения, наблюдения, самостоятельные работы, проблемные ситуации, экскурсии в природу.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

              Итоговые занятия планируется проводить в форме:

сообщений, участия в выставках и практических работах, коллажей, рисунков, экскурсий в природу, тестов, викторин, конкурсов.        

Описание места учебного курса «По тропинкам Кузбасса» в учебном плане

             Программа имеет научно-познавательную направленность, курс предполагает реализацию с 1 по 4 класс. Данная программа разработана для младших школьников.  Программа рассчитана на 66 часов в 1 классе, на 70 часов во 2 -4 классах.

Описание ценностных ориентиров содержания

          В результате изучения рабочей программы на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие качества:

  • позиция гражданина России, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности познавательной деятельности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать  в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1-й класс

Личностныe УУД:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Обучающиеся получат знания о том, что:

  • что такое краеведение;
  • историю возникновения города Кемерово;
  • символику города Кемерово;
  • достопримечательности города;
  • историю названия улиц;
  • историю возникновения школы № 44;
  • некоторые виды растений нашего края;
  • животный мир нашего края;
  • жизнь животных в разные времена года.

         Умения:

  • объяснять значения слов: Родина, край, область, район;
  • находить положение города на карте Кемеровской области;
  • работать с картой г. Кемерово;
  • ориентироваться в городе;
  • составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;
  • вести календарь наблюдений за природой;
  • анализировать жизнь животных в разные времена года;
  • составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.

2-й класс

Личностные:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных
  • учителем словарях и энциклопедиях.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Обучающиеся получат знания о том, что:

  • рельеф, горы, равнины Кемеровской области;
  • климат и погоду;
  • реки и озера;
  • необходимость охраны природы;
  • природные сообщества Кемеровской области;
  • некоторые виды растений Кемеровской области;
  • о растениях, которые занесены в Красную книгу Кемеровской области;
  • историю развития г. Кемерово (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение);
  • традиции города;

и умения:

  • работать с контурной картой;
  • составлять брошюры народных примет погоды;
  • составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
  • составлять рассказы о растениях Кемеровской области;
  • составлять гербарии растений;
  • составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей.

3-4-й класс

Личностные:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные:

3 класс

Обучающиеся получат знания о том, что:

  • как наш край стал Кузбассом;
  • города Кузбасса;
  • что дает область стране;
  • полезные ископаемые Кемеровской области;
  • как добывают и используются полезные ископаемые Кемеровской области;
  • растения, которые встречаются в городах Кемеровской области;
  • самые древние травы наших лесов;
  • животный мир Кемеровской области;
  • видовой состав рыб;
  • видовой состав птиц;
  • видовой состав млекопитающих Кемеровской области;
  • о животных, которые занесены в Красную книгу Кемеровской области
  • заповедники области;

и умения:

  • работать с картой Кемеровской области;
  • составлять рассказ о Кузбассе;
  • различать полезные ископаемые;
  • наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках; 10
  • рассказывать о животных Кемеровской области;
  • составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;

4 класс

Обучающиеся получат знания о том, что:

  • историю исследования родного края;
  • как Кемерово из деревни стал городом;
  • архитектурное наследие Кемерово;
  • историю жизни города во время Великой Отечественной войны;
  • шахты города;
  • архитектуру современного города;
  • памятники города;
  • историю названия улиц;
  • о людях, которые прославили наш Кузбасс;
  • народные и художественные промыслы края;

и умения:

  • работать с картой Кемеровской области, с картой г. Кемерово;
  • проводить исследования по темам: «Образование города», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места»

Содержание программы «По тропинкам Кузбасса»

1 класс

                               Раздел

 Количество часов

1.

Где мы живем

24

2.

Неживая природа

6

3.

Растительный мир родного края

16

4.

Животный мир родного края

10

5.

Экология района

10

                                        Итого часов:

66

Введение. Дается общее представление о программе. С целью создания творческой познавательной среды проводятся игры коммуникативной направленности.

Раздел 1. Где мы живем

Я живу в России. Мой город на карте страны. Просмотр видеофильма и его обсуждение.

Мой школьный дом. Значимость, сохранение традиций, заслуженный авторитет, который поддерживается педагогами школы, знание обучающимися истории школы, гордость за неё.

В школьном музее, школьной библиотеке.  Знакомство с ветеранами педагогического труда школы, школьной символикой.

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

Ветераны педагогического труда – слава и гордость школы. Ветеранская организация Новокузнецка награждена медалью Кемеровской области. Ветераны педагогического труда охотно делятся своим опытом с молодыми.

Я люблю свою школу. Важность и значимость школы в жизни детей.

Улицы Малоэтажки. Задания историко-географической направленности о родном поселке.

Улица, на которой я живу. Продолжение знакомства с объектами, расположенными в поселке Малоэтажка.

Памятные места Кузнецкого района. Практически весь Кузнецкий район – это историко-мемориальная зона.

«Заметки юного исследователя» Коллективное изготовление книжки-малышки.

Моя семья в истории района. Роль семьи в истории Кузнецкого района. Уважение к родителям, которые играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в светлое будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность и т. д.

Традиции, обычаи и игры наших бабушек и дедушек. Встречи. Уважительное отношение к старшему поколению.

Конкурс рисунков «Земля глазами Почемучки». Формирование желания делать близким и дорогим людям приятное.

Металлургические заводы района в годы ВОВ. История металлургических заводов Кузнецкого района «Кузнецкие ферросплавы», «Русал». Встреча с ветеранами труда.

Они защищают Родину. Познакомить детей с праздником - 9 мая. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Мои родные – защитники Родины. Мини-проект о своих героических родственниках.

Проектом «Памятник моему «земляку». Творческая мастерская

Раздел 2. Неживая природа

Проект «Времена года». Поиск и оформление примет, пословиц, загадок, стихов о временах года.

Работа творческой мастерской «У природы нет плохой погоды». Изучение особенностей неживой природы в разные времена года

Секреты неживой природы. Игра «Тайны вокруг нас». Формирование познавательного интереса к объектам неживой природы — воде, песку, камням через экспериментирование.

Конкурс «Открываем тайны природы».  Развитие наблюдательности, умения анализировать и осуществлять синтез.

Раздел 3. Растительный мир родного края

Куда привела нас тропинка лесная? Работа по картосхеме «Растения хвойных и лиственных лесов». Использование растений человеком.

Художественный музей Почемучки «Лес – наше богатство». Работа по картосхеме «Растения хвойных и лиственных лесов». Использование растений человеком.

Игра «Собери лукошко». Задания о грибах и ягодах района. Отгадывание по иллюстрациям, описание, подбор загадок, пословиц.

Творческая мастерская «На полянке девчонки – белые рубашонки». Аппликационные работы из цветной бумаги и картона.

Проект «Зеленая аптека». Лекарственные растения и ягоды рядом.

Выполнение творческих работ «Отчего у ёлки зимой зелёные иголки?» Значимость зеленой красавицы в Новогодние праздники. Рисование иллюстраций.

КВН «Загадки леса». Командное решение занимательных заданий о наиболее интересных, редких фактах жизни лесов.

Творческая галерея «Пейзажи родных лесов». Изобразительная деятельность. Гуашь, акварель, пастель.

Путешествие в мир цветов, ягод. Ландыш майский, его польза. Полынь горькая, эстрагон (тархун). Земляника лесная, земляника зеленая и клубника. Ежевика, костяника, пион уклоняющийся.

Цветочная сказка. Воспитание любви к природе, любознательности.

Изготовление альбома «Цветик-семицветик». Иллюстрирование альбома. Цветы Кузнецкого района, их описание.

Раздел 4. Животный мир родного края.

Художественный музей Почемучки «Кто на дереве живет, кто под деревом живет?». Изображаем животных края при помощи гуаши, акварели, цветных карандашей. Беседа, обмен мнениями, впечатлениями.

Игра «Зверьё, получайте своё жильё!». Определение и описание жилищ различных животных, проживающих на территории Кемеровской области.

Рыбы, которые водятся в наших водоемах. Определение и описание, классификация и анализ.

Выполнение коллективного панно «В царстве рек и озер». На основе проведенной беседы о пользе рыб выполняем творческую работу.

Изготовление книжки-малышки «Животные Кузбасса». Оформление книжек самостоятельно и под руководством учителя.

Птицы нашего края (вестник зимы, лесной доктор, птица-акробат, птицы – «зимние цветы», подорожники, косачи, настоящий сокол, пересмешник). На основе проведенной беседы о пользе птиц рисуем листовки, распространяем их.

Пернатые друзья. Расширение и обогащение знаний о птицах, прививать любовь к птицам.

Фотоконкурс «Наши любимцы». Повадки домашних животных.

КВН «Мы друзья животных». Развитие познавательного интереса к животному миру.

Раздел 5. Экология района.

Конкурс рисунков-листовок «Берегите воду!». Беседа о значимости экономии воды, изготовление и распространение листовок.

Экологический утренник «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья». Демонстрация огромного значения компонентов неживой природы в жизни человека. Воспитание бережного отношения к природе.

КВН «Мы – друзья природы». Воспитание экологической культуру, любви и заботы по отношению к природе.

Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли.

Маленькая страна. Подвести детей к пониманию значения леса в жизни человека; воспитать бережное отношение к предметам, сделанным из древесины.

Конкурс рисунков на асфальте «Я за чистый город. Беседа и зарисовка экологических картинок при помощи разноцветных мелков.

Содержание программы «По тропинкам Кузбасса»

2 класс

                               Раздел

 Количество часов

1.

Где мы живем

30

2.

Неживая природа

12

3.

Растительный мир родного края

11

4.

Животный мир родного края

11

5.

Экология Новокузнецка

6

                                        Итого часов:

70

Раздел 1. Где мы живем

Я живу в России. Рассказ учителя о Новокузнецке, дополнения обучающихся. Беседа о заботливом отношении к родному городу. Творческая работа обучающихся – создание картины города по наблюдениям, представлению и на основе рассказа.

Здесь живет моя семья. Физико-географическое положение Новокузнецка. Отличительные особенности расположения города.

Путешествие в прошлое родного края. Задания историко-географической направленности о родном городе.

Кузнецкая земля в древности. Геологические исследования

От камня к металлу. Первые изделия из металла. Украшения.

Древние пастухи и скотоводы. История исследования края. Работа с картой.  

Занятия городских жителей. Профессии шахтера, металлурга.

Деревни Новокузнецкого района и их жильцы. Задания историко-географической направленности о родном поселке.

Знакомство с символами родного города: герб, гимн, флаг. Подготовка сообщений обучающимися по данной теме. Составление заданий, коллективное отгадывание кроссвордов

Знай и люби свой город. Рассказ о жизни великих людей, что они сделали для города, как вошли в историю.

Наш город – наш дом. Рассказ учителя о Новокузнецке, дополнения обучающихся. Беседа о заботливом отношении к родному городу. Творческая работа обучающихся – создание картины города по наблюдениям, представлению и на основе рассказа.

О чем шепчут названия улиц родного город.  Исследования, посещение библиотеки, описание открытий или достижений этих выдающихся людей.

Культурные центры города.  Драматический театр, кукольный театр.

Кузнецкая крепость.  Занимательные задания для обучающихся, соревнование на лучшее знание исторических фактов о создании кузнецкого острога, образовании города Новокузнецка.

У металлургов Новокузнецка. Профессия людей, занятых производством металла, называется соответственно – металлург.   Способы воздействия на металл с целью получения деталей и конструкций

Предприятия г. Новокузнецка в года Великой Отечественной войны. Кузнецкий металлургический комбинат.

Герои войны – наши земляки. Герои Новокузнецка Волошина В.Д., Толмачев Д.М.

Открытка ветерану. Воспитание патриотических качеств личности учащихся, раскрытие понятий «мужество», «героизм», «герой»;

Знаменитые люди нашего города.  Биографическая информация об известных людях, оставивших глубокий след в истории города Новокузнецк. Герои Советского Союза и России, знаменитые артисты театра и кино, почетные граждане города.

Писатели Новокузнецка. Неунывахин В.М. и его произведения.

Поэты Новокузнецка. Новокузнецкая поэтесса Буймова Л.А.

Художники нашего города. Творческая работа обучающихся – создание картины города по наблюдениям, представлению и на основе рассказа

Храмы и церкви   нашего города.  Спасо-Преображенский собор.

Городские печатные издания. Городская газета «Новокузнецк»

Богатство родной природы в творчестве народа. Народные промыслы города. Мастер-класс.

Живая газета «По страницам Кузбасса». Групповая творческая политинформация на основе изучения средств массовой информации.

Я люблю свой город. Важность и значимость в жизни детей.

Раздел 2. Неживая природа

Река Томь и люди. Томь – самая большая водная артерия Кузбасса. Исток Томи, притоки, природное качество воды, обитатели реки. Влияние человека на состояние реки.

Притоки реки Томи. Мрас - Су, Кондома.

В гости к хозяйке подземного царства. Древние горные породы, самый твердый минерал – муассанит. Кузнецкий каменноугольный бассейн – самый крупный в мире. Угли, руды черных, цветных и легких металлов.

Конкурс рисунков «Путешествие веселого уголька». Использование угля как материала для изобразительной деятельности.

«Узнай полезное ископаемое». Работа с картосхемами. Поиск полезных ископаемых. Описание.

«Путешествие по зимнему городу». Зимние забавы. ПДД в зимнее время. Помощь птицам.

Времена года: весна. Поиск и оформление примет, пословиц, загадок, стихов о весне.

Времена года: лето. Конкурс букетов. Выявление творческих способностей.

Читаем стихи о природе Новокузнецка: «Бывает, что и неживое оживает». Поэтические произведения   с использованием литературных приемов. Художественное изображение картин родного края.

Сезонные явления природы. Поиск и оформление примет, пословиц, загадок, стихов о явлениях природы.

Раздел 3. Растительный мир родного края.

Экскурсия «Чем дышит мой город?». Уточнение, дополнение и обобщение представлений о роли воздуха и воздушных явлений. Состояние экологической атмосферы в области, городе. Роль лесов, искусственных зеленых насаждений в очищении воздушной среды.

Тайга – легкие родного края. Значение природы тайги для воздушной среды области. Здоровье человека, эстетическое наслаждение.

Мир деревьев тайги. Пихта сибирская - основной представитель тайги. Сосна – самое полезное из хвойных деревьев. Кедр, лиственница, ель.

Дерево – друг. Значение деревьев в жизни человека. Народные приметы, связанные с деревьями, загадки, пословицы.

История черного тополя. Заказник в Кузедеево.

Конкурс загадок о природе. Самостоятельная подборка загадок. Соревнование между игроками разных команд.

Коллективное творческое дело: «Узнай меня!». Работа по картосхеме растения лесов. Определение растений по внешнему описанию, по иллюстрации.

Проект «Растения моего города». Виды растений. Редкие растения.

Художественная галерея «Портрет липы сибирской». Создание полного «портрета» липы сибирской. Рисование. Рассказы обучающихся.

Раздел 4. Животный мир родного края.

Изготовление аппликации «Кто в тереме живет?». Выполнение заданий по отгадыванию животных Кузбасса. Изображение их в аппликации.

Как волк, заяц, лиса, медведь очутились в сказке? Чтение русских народных сказок о животных. Обсуждение. Рисование, лепка (По выбору обучающихся).

В гостях у синички-невелички. Беседа о синичках. Большая синица. Образ жизни, питание, особенности.

«Глухаря не встретишь в поле, место выбрал он глухое». Беседа об обыкновенном глухаре. Описание внешнего вида, образа жизни, обустройства гнезда. Основная ценность глухаря.

Изготовление аппликации «В мире птиц Кузбасса». На основе проведенной беседы о пользе птиц, работаем с цветной бумагой и картоном. Использование бросового материала.

Защита проекта «Животные моего края». Беседа о животных Новокузнецка, их описание, характеристики, отличительные особенности.

В гостях у царевны-лягушки (земноводные). Сибирский углозуб, тритон, серая жаба, сибирская и остромордая лягушки. Происхождение, среда обитания, образ жизни, питание. Охрана данных животных законом.

Раздел 5. Экология Новокузнецка.

Экология нашего города. Проблемы экологии. Состояние окружающей среды области, города Новокузнецка. Охрана среды.

Экология города глазами юного художника.  Изображение экологического состояния окружающей среды при помощи гуаши, акварели.

Оформление коллективного панно «Наш зеленый дом». Решение экологических вопросов в занимательной форме. Предложения, обсуждения.

Содержание программы «По тропинкам Кузбасса»

3 класс

                               Раздел

 Количество часов

1.

Где мы живем

24

2.

Неживая природа

6

3.

Растительный мир родного края

12

4.

Животный мир родного края

19

5.

Экология Кузбасса

9

                                        Итого часов:

70

Раздел 1. Где мы живем.

Мы живем в Кузбассе. Обобщаются знания обучающихся о Кузбассе. Рассматривается край по двум историческим вехам: прошлое и настоящее. Готовятся сообщения по данной теме занятия.

Практическая работа «Кемеровская область на карте Родины». Работа с физической и контурной картами Кемеровской области. Нанесение основных географических объектов.

Кузбасс – черная жемчужина Сибири. Физико-географическое положение Кемеровской области. Отличительные особенности родного края.

Исследователи и первопроходцы Земли Кузнецкой. Обучающиеся изучают материал об исследовании Кузбасса. На основе учебного материала прошлых занятий и самостоятельного изучения готовят доклады.

Народы и народности родного края. История исследования Кузбасса. Описание края. Работа с картой.

Крещение шорцев и телеутов. Рассказ учителя. Рассматриваются исторические факты исследования родного края.

Центр Кемеровской области. Города Кемеровской области. Рассматриваются исторические факты исследования родного края.

Символы Кемеровской области. Герб, флаг, гимн Кемеровской области. Историческая справка.

Край шахтерской славы. На шахтах и разрезах Кузнецкого угольного бассейна. Абашевская, Междуреченская, Ерунаковский, Березовский

Народные умельцы нашего края. Вышивание, резьба по дереву, кузнечное дело, гончарство, лозоплетение; (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, бересты, камня, металла, кости, кожи и т. д.)

Заповедники и заказники родного края: «Кузнецкий Алатау», «Липовый остров». Заказники: Салаирский», «Бельсинский».

Томская писаница. Памятники археологии. Наскальные рисунки. Раскопки.

Изготовление макета острога. Определение исследователей, первопроходцев по описанию открытий или достижений этих выдающихся людей.

Мои близкие в истории Кемеровской области. Воспоминания родственников о героических и трудовых подвигах.

Живая легенда Кузбасса – летчик космонавт А.А. Леонов. Выход в открытый космос.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Условия жизни в годы войны. Значимость праздника 9 Мая.  Вспомнить имена тех, кто отдал свои жизни, здоровье за свободу.

Игра-соревнование «Мы помним их имена». Формирование уважительного отношения к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Что я знаю из истории родного края? Определение исследователей, первопроходцев по описанию открытий или достижений этих выдающихся людей.

Знай и люби свой край. Подготовка сообщений обучающимися по данной теме. Составление заданий, коллективное отгадывание кроссвордов.

В мире интересных фактов о Кузбассе. Работа в библиотеке. Подбор и фиксирование наиболее интересных фактов. Устные или письменные сообщения.

Раздел 2. Неживая природа.

Вода – краса природы. Реки и озера Кемеровской области. Беседа о водоемах Кемеровской области, нанесение наиболее крупных рек и озер на контурную карту.

Минеральные источники Кузбасса. Целебные минеральные воды и грязи. Терсинка

Удивительное в природе. Подборка и сообщение наиболее интересных фактов о неживой природе Кузбасса. Беседа, индивидуальные сообщения.

Времена года и народные приметы.  Итоги фенологических наблюдений, приметы в соответствии с различными временами года на территории края.

Практическая работа «Цветок и капля в песке». Обучающиеся составляют задания по теме «Полезные ископаемые родного края», задают их соперникам. Оцениваются творчество, оригинальность, фактическое знание учебного материала.

3. Растительный мир родного края.

Растения вокруг нас. Флора Кузбасса. Изучение растений, произрастающих на территории Кемеровской области.

В царстве кустарников. Жимолость лесная, рябина обыкновенная, можжевельник, шиповник, малина обыкновенная и др. Польза кустарников.

Первоцветы.  Дикорастущие первоцветы. Внешний вид, биологические особенности, места произрастания. Развивать умение наблюдать.

Викторина «Народный лечебник». Занимательные задания о лекарственных растениях Кузбасса.

Самые древние травы наших лесов. Папоротники орляк, страусник, щитовник мужской, кочедыжник женский. Отличительные особенности видов папоротника

Как сохранить лес? Польза растений леса. Эстетическое наслаждение. Индивидуальные творческие проекты о сохранении природы.

В царстве грибов. Белый гриб – царь грибов. Подосиновики, подберезовик, маслята, моховик. Съедобные и ядовитые грибы. Описание.

Практическая работа «Стоит Антошка на одной ножке». Определение видов грибов по описанию. Изготовление аппликации из цветной бумаги.

Липовый остров. Открытие и описание профессором П.Н. Крыловым Кузедеевского Липового острова. Полезные свойства липы.

Конкурс эмблем «Природа и мы». Решение экологических вопросов в занимательной форме. Предложения, обсуждения.

В горношорской тайге. Сохранение культурного наследия горных шорцев. Расширить знания о тайге.

«Мир растений». Удивительные растения Кузбасса. Растения, которые предсказывают погоду.

Раздел 4. Животный мир родного края.

Животные тайги. Красная книга животных тайги. Бобр, лось, соболь и др.

Животные Красной книги Кузбасса.  Редкие и исчезающие животные Кемеровской области: кабарга, марал, бобр и др.

Изготовление книжек-малышек о редких животных Кузбасса. Оформление книжек самостоятельно и под руководством учителя.

Проекта «Незнакомые незнакомцы». Самое интересное о природе Кемеровской области.

«Жизнь замечательных зверей». Животные родного края. Знание фактического материала, особенности фауны Кузбасса.

«Там на неведомых дорожках…». Животные родного края. Знание фактического материала, особенности фауны Кузбасса.

Почемучка в художественном музее животного мира Кемеровской области.  Рисуем грызунов. Определяем их особенности.

«Райская птица» Кемеровской области. Символ добра, любви, спокойствия. Коренные птицы Кемеровской области: рябчики, глухари, тетерева, серые куропатки, дятлы, поползни, щеглы, сойки, синицы, воробьи, дрозды, вороны, сороки.

Изготовление листовок «Берегите птиц!». На основе проведенной беседы о пользе птиц рисуем листовки, распространяем их.

Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озёр нашего края». Рыбные запасы Томи. Загрязнение рек.

Викторина «Угадай-ка, кто я?». Занимательные задания о птицах. Отгадывание наименований птиц по внешнему устному, письменному или художественному описанию.

Проект «Что будет, если исчезнут насекомые?». Определяем их особенности. Полезные насекомые.

Млекопитающие лесов и лесостепей. Олень, лось, марал, сибирский северный олень, кабарга.

Читаем и пишем сказки о животных. Приобщение детей к книге. Раскрытие характерных особенностей сказок о животных.

Раздел 5. Экология Кузбасса.

Экология родного города. Проблемы экологии. Состояние окружающей среды области, города Новокузнецка. Охрана среды.

Коллективное изготовление газеты об экологии Кузбасса. Современное состояние экологии. Сопоставление, выводы.

Экологическая игра «Водоёмы просят о помощи». Основные источники водоснабжения. Транспортные артерии. Богатство рек.

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края». Создание условия для развития творческих способностей детей в совместной с родителями деятельности посредством фотографии; поддержка творческого поиска детей.

Экологический журнал «Жалобы книги природы».  Азбука экологического воспитания

Экологическая игра «Лесная аптека». Решение экологических вопросов в занимательной форме. Предложения, обсуждения.

Содержание программы «По тропинкам Кузбасса»

4 класс

                               Раздел

 Количество часов

1.

Где мы живем

30

2.

Неживая природа

10

3.

Растительный мир

10

4.

Животный мир

10

5.

Экология

10

                                        Итого часов:

70

Раздел 1. Где мы живем.

Наша страна Россия. Беседа, высказывание собственных суждений о различных исторических событиях. Использование занимательных заданий.

Дорогая моя столица. История возникновения. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, столице России – городу Москва.

Государственные символы России. Подготовка сообщений обучающимися по данной теме. Составление заданий, коллективное отгадывание кроссвордов.

Нанесение на контурную карту месторасположений исторических мест-памятников. Коллективный поиск географических объектов, самостоятельное нанесение их на контурную карту, подписи к ним.

История страны в названиях улиц. Названия улиц отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе всей страны.

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь. Воспитание чувства патриотизма. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Народы и народности родной страны и их обычаи. Познакомить детей с понятиями «обычаи», «традиция», с традициями и обычаями народов, населяющих Россию. Воспитание уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщение к истокам народной культуры.

Национальная одежда народов России.  Многонациональность. Отличительная черта одного народа от другого. Развитие творческого воображения и фантазии.  Использование разных материалов при выполнении задания.

Игры и праздники народов России. Масленица. Пасха.

Я - гражданин России. Понятия: «гражданин», «гражданский долг» и «гражданские чувства»; символы государства, конституция.

Моя страна в годы Великой Отечественной войны. Обобщить знания о празднике - 9 мая. Воспитание любви к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Города – герои. Знакомство с городами-героями и героическими подвигами солдат и офицеров во время ВОВ (Москва, Ленинград, Брест).

Герои России. Сообщения учащихся. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа.

О подвигах женщин в военное время. Женское лицо войны. Женщины – танкисты, летчики, медсестры.

Дети Ленинграда. Исследования, работа в библиотеке, сообщения учащихся.

Поклон тебе, солдат России. Песни военных дней. Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, ветеранам Великой Отечественной войны и защитникам.

Проект «По страницам истории». Изучение истории родной страны. Возникновение праздника «День защитника Отечества».

Заповедники и заказники России. Физико-географическое положение. Подготовка сообщений обучающимися по данной теме. Охрана природных территорий.

Мы любим вою страну. Беседы о значении Родины в жизни каждого человека. Обучающиеся пишут сочинения.

Знаменитые писатели. Высказывания великих людей о России.

История России в рассказах для детей

Знаменитые поэты. Стихи о родном крае, родной природе.  Пушкин А.С., Есенин С., Михалков С. Коллективное творческое дело.

Проект «Памятник моему герою». Творческая мастерская. Использование различных материалов.

Государственный праздник – День Согласия и примирения.  Расширить знания учащихся о государственной символике России: гимн, герб, флаг. Памятник Д. Пожарскому и К. Минину на Красной площади.

Конкурс рисунков «Тебе посвящаю, Россия!».  Беседа по теме. Развитие умений учащихся передавать события, факты истории, явления жизни и культуры средствами художественного творчества. Развитие творческого воображения и фантазии.  Использование разных материалов при выполнении коллективного задания.

Люблю тебя, моя Россия. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Развитие творческих способностей.

Я и моя семья. Близкие и родные люди в фотообъективе.  Создание условия для развития творческих способностей детей в совместной с родителями деятельности посредством фотографии; поддержка творческого поиска детей.

Есть такая профессия – Родину защищать. Воин – победитель. Повышение престижа военной службы; изучение истории Отечества и российской армии.

Знаешь ли ты страны мира? Проверьте свои знания. Столицы стран, материки. Рассказ учителя, дополнения обучающихся.

Раздел 2. Неживая природа.

Природа России глазами художника. Развитие воображения и фантазии, творческого мышления.

Детские книги о русской природе. Тайны природы – В. Бианки, М. Пришвин, Э. Шим. Осознание важности и ценности природы.

Загадочная водная тайна – озеро Байкал.  Мифы и легенды. Источник пресной воды. Работа с контурной картой.

Нанесение водоемов на контурную карту России. Беседа о водоемах нашей страны, нанесение наиболее крупных рек и озер на контурную карту.

Какая бывает вода. Беседа о значимости экономии воды, изготовление и распространение листовок

Почему сугроб полосатый? Создание условия для развития творческих способностей детей в совместной с родителями деятельности посредством фотографии; поддержка творческого поиска детей.

Изготовление сборника пословиц, стихов, поговорок, загадок о природе. Командно-групповая деятельность. Подведение итогов по формированию знаний о природе нашей страны.

Раздел 3. Растительный мир.

Роль растений в жизни человека. Создание иллюстраций-описаний растений. Творческие проекты.

Удивительная природа российской земли. Коллективное творческое дело. На основе изучения материала о растениях России составляются паспорта-описания любого растения. Представление другим обучающимся в форме защиты-презентации.

Деревянные «рекордсмены» России. Мир растений нашей планеты. Деревья гиганты. Деревья рекордсмены. Деревянная скульптура. Изготовление поделок

Белая береза под моим окном. Чтение и разучивание популярных, лучших, красивых стихотворений о русской березке.

Растения Красной книги России.  Пион уклоняющийся, купальница азиатская, подснежник белоснежный, саранка (лилия кудреватая), кандык сибирский, княжик сибирский, родиола розовая, любка двулистная, венерины башмачки: крупноцветковый, настоящий и капельный, ревень компактный (алтайский), Лекарства – сорняки. Лекарство под ногами. Сорняк на даче. хвойник односемянной, тимьян сибирский и др.

Конкурс кроссвордов о растениях. Индивидуальная подготовка кроссвордов. Представление на аудиторию обучающихся.

Праздник «На лесной полянке». Сюжетная инсценировка. Театрализованное представление о растениях края. Проблемы экологии.

Птицам нужна забота. Изготовление кормушек. Развитие творческих способностей.

Раздел 4. Животный мир.

Почему на земле вымерли динозавры? Происхождение, питание, поведение, размножение и причины вымирания.

Изготовление аппликации «В траве сидел кузнечик». Развитие творческого воображения и фантазии.  Использование разных материалов при выполнении коллективного задания.

В гостях у Ерша Ершовича. (Рыбы). Карась обыкновенный, речной окунь, щука обыкновенная, хариус. Рассказ учителя и сообщения детей о рыбах Кузбасса

Творческая мастерская «История золотой рыбки». Изображаем рыб при помощи гуаши, акварели, цветных карандашей. Беседа, обмен мнениями, впечатлениями.

По следам уссурийского тигра. Место обитания, описание, отличительные особенности. Обмен впечатлениями.

Конкурс рисунков-загадок о животных. Командно-групповая деятельность. Подведение итогов по формированию знаний о животных.

Животные, которым грозит исчезновение.  Загрязнение окружающей среды, изменение климата, охота. КРАСНЫЙ ВОЛК.

Конкурс рисунков «Мир бабочек». Использование различных изобразительных средств в подготовке рисунков.

Крокодиловы слезы. Фразеологизмы. Развитие фантазии и воображения.

Пушистые чудики. Породы животных. Чау-чау, лисы, песцы, кролики и т.д.

Раздел 5. Экология.

Мир глазами эколога. Современное состояние экологии. Решение экологических вопросов. Предложения, обсуждения.  Сопоставление, выводы. Зарисовка экологических картинок. Воспитание бережного отношения к природе.

Изготовление листовок об охране окружающей среды. Изображение экологического состояния при помощи гуаши, акварели с призывом о бережном отношении окружающей среды. Распространение листовок.

Эколого-трудовой десант. Наведение порядка на территории возле школы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Репортаж юного эколога. После проведенной беседы по экологии дети делятся мнениями. Записывают свои рассуждения, ведут заочный репортаж с объекта (по самостоятельному выбору).

Проект «По экологической тропе». Состояние окружающей среды области, города Новокузнецка. Охрана среды.

Город будущего.  Изображаем, фантазируем   при помощи гуаши, акварели, цветных карандашей. Беседа, обмен мнениями, впечатлениями.

Праздник «Фестиваль леса». Коллективное творческое дело. Обучающиеся представляют обитателей леса.

Я – житель планеты Земля. Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды.

Планируемые результаты освоения программы 1-4 кл.

              Планируемые результаты освоения программы являются одним из важнейших компонентов реализации требований стандарта к результатам обучающихся, освоившим образовательную программу начального общего образования. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Раздел 1. Где мы живём

Планируемые результаты:

  • различать символику Кемеровской области.

Умения, характеризующие достижение результатов:

  • узнавать флаг, герб и гимн Кемеровской области;
  • называть и находить на карте столицу Кузбасса и родной город;
  • приводить примеры достопримечательностей Киселёвска.

Раздел 2. Неживая природа.

Планируемые результаты:

  • различать (узнавать) изученные явления и объекты неживой природы.

Умения, характеризующие достижение результатов:

  • различать (узнавать) по описаниям, рисункам, фотографиям изученные явления и объекты неживой природы.

Раздел 3. Растительный мир родного края.

Планируемые результаты:

  • различать (узнавать) изученные явления и объекты живой природы, знать растения, находящиеся под охраной государства, понимать сущность данных охранных мероприятий.

Умения, характеризующие достижение результатов:

  • различать (узнавать) изученные явления и объекты живой природы, узнавать их по фотографиям;
  • знать растения, занесённые в Красную книгу Кузбасса;
  • проявлять познавательную активность;
  • бережно относится к природе родного края.

Раздел 4.  Животный мир родного края

Планируемые результаты:

  • различать (узнавать) изученные явления и объекты живой природы, знать животных, находящихся под охраной государства, понимать сущность данных охранных мероприятий.

Умения, характеризующие достижение результатов:

  • различать (узнавать) изученные явления и объекты живой природы, узнавать их по фотографиям;
  • знать животных, занесённых в Красную книгу Кузбасса;
  • проявлять познавательную активность;
  • бережно относится к животному миру родного края.

Раздел 5. Экология Кузбасса

Планируемые результаты:

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе;
  • понимать необходимость здорового образа жизни;
  • освоить азы культурологической и экологической грамотности.

Умения, характеризующие достижение результатов:

  • понимать сущность экологии;
  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • Соблюдать правила экологического поведения в быту и природе.

Методическое обеспечение программы

Дидактические материалы:

  • картосхемы по географии Кузбасса;
  • атласы по краеведению;
  • коллекции гербария растений Кузбасса;
  • коллекции природных ископаемых;
  • картинки с изображением представителей флоры и фауны Кузбасса;
  • индивидуальные карточки-задания.

Методические пособия:

  • методическая литература по краеведению, экологии, окружающему миру;
  • методические разработки занятий;
  • учебный и художественный материал по темам курса;
  • методика организации индивидуальных, групповых и практических занятий;
  • психолого-педагогические рекомендации о проведении факультативных занятий с детьми младшего школьного возраста.

Календарно-тематический планирование

1 класс (66 часов)

№ п\п

Наименование раздела и

темы занятия

Кол-во часов

Дата

Теор.

Практ.

1

Введение

1

Раздел 1. Где мы живем

23

2

Я живу в России. Мой город на карте страны. Просмотр видеофильма и его обсуждение.

1

3

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

4

В школьном музее.  История нашей школы. (Экскурсия).

1

5

В школьной библиотеке. Экскурсия.

1

6

Школьная символика (гимн, герб, флаг). Беседа.

1

7

Ветераны педагогического труда – слава и гордость школы. Презентация.

1

8

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1

9

Улицы Малоэтажки. Брошюра.

1

10

Улица, на которой я живу. Защита проектов.

1

11

Памятные места Кузнецкого района. Заочное путешествие.

1

12

Коллективное изготовление книжки-малышки «Заметки юного исследователя»

1

13

Моя семья в истории района. Презентация

1

14

Традиции, обычаи и игры наших бабушек и дедушек. Встречи.

1

15

Игра-путешествие «На машине времени»

1

16

Конкурс рисунков «Земля глазами Почемучки».

1

17

Металлургические заводы района в годы ВОВ. Презентация.

1

18

Они защищают Родину. Конкурс стихов.

1

19

Мои родные – защитники Родины. Мини-проект о своих героических родственниках.

1

20

Маленькие герои большой войны. Урок мужества.

1

21

Работа над проектом «Памятник моему «земляку».

1

22

Работа над проектом «Памятник моему «земляку».

1

23

Просмотр и обсуждение научно-популярного фильма «Планета Земля – наш общий дом»

1

24

С чего начинается Родина? Викторина.

1

Раздел 2. Неживая природа

6

25

Работа над проектом «Времена года».

1

26

Работа над проектом «Времена года».

1

27

Работа творческой мастерской «У природы нет плохой погоды»

1

28

Секреты неживой природы. Игра «Тайны вокруг нас».

1

29

Подготовка к конкурсу «Открываем тайны природы»

1

30

Конкурс «Открываем тайны природы»

1

Раздел 3. Растительный мир родного края

16

31

Куда привела нас тропинка лесная? Конкурс рисунков.

1

32

Куда привела нас тропинка лесная? Викторина

1

33

Художественный музей Почемучки «Лес – наше богатство»

1

34

Игра «Собери лукошко»

1

35

Творческая мастерская «На полянке девчонки – белые рубашонки»

1

36

Проект «Зеленая аптека». Экскурсия в аптеку. Экскурсия в природу.

1

37

Подготовка к творческой работе «Отчего у ёлки зимой зелёные иголки?»

1

38

Выполнение творческих работ «Отчего у ёлки зимой зелёные иголки?»

1

39

Подготовка к КВНу «Загадки леса»

1

40

КВН «Загадки леса»

1

41

Творческая галерея «Пейзажи родных лесов»

1

42

Путешествие в мир цветов, ягод. Конкурс букетов.

1

43

Растения хищники. Сообщения.

1

44

Цветочная сказка. Конкурс рисунков.

1

45

Изготовление альбома «Цветик-семицветик»

1

46

Изготовление альбома «Цветик-семицветик»

1

Раздел 4. Животный мир родного края.

10

47

Художественный музей Почемучки «Кто на дереве живет, кто под деревом живет?»

1

48

Игра «Зверьё, получайте своё жильё!»

1

49

Рыбы, которые водятся в наших водоемах. Конкурс рисунков

1

50

Выполнение коллективного панно «В царстве рек и озер».

1

51

Изготовление книжки-малышки «Животные Кузбасса»

1

52

Изготовление книжки-малышки «Животные Кузбасса»

1

53

Птицы нашего края (вестник зимы, лесной доктор, птица-акробат, птицы – «зимние цветы», подорожники, косачи, настоящий сокол, пересмешник). Презентация

1

54

Пернатые друзья. Конкурс стихов.

1

55

Фотоконкурс «Наши любимцы».

1

56

КВН «Мы друзья животных»

1

Раздел 5. Экология Кузбасса.

10

57

Самый красивый школьный двор. Акция.

1

58

Конкурс рисунков-листовок «Берегите воду!»

1

59

Подготовка к утреннику «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья»

1

60

Экологический утренник «Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья»

1

61

Подготовка к КВН «Мы – друзья природы»

1

62

КВН «Мы – друзья природы»

1

63

Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли.

1

64

Маленькая страна. Экологическая акция

1

65

Конкурс рисунков на асфальте «Я за чистый город!»

1

66

Задание на лето

1

Итого часов:

66

Экскурсия в парк «Мир, в котором ты живешь». Наблюдение за окружающей средой. Сопоставление наблюдений за природой родного края с другими регионами.

2 класс (70 часов)

№ п\п

Наименование раздела и

темы занятия

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Раздел 1. Где мы живем

30

1

Я живу в России. Заочное путешествие

1

2

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1

3

Путешествие в прошлое родного края. Беседа.

1

4

Кузнецкая земля в древности. Экскурсия в музей.

1

5

От камня к металлу. Беседа.

1

6

Древние пастухи и скотоводы. Беседа.

1

7

Занятия городских жителей. Экскурсия.

1

8

Деревни Новокузнецкого района и их жильцы. Заочное путешествие.

1

9

Знакомство с символами родного города (герб, гимн, флаг). Презентация.

1

10

Знай и люби свой город. Викторина.

1

11

Наш город – наш дом. Оформление коллективного панно.

1

12

Наш город – наш дом. Оформление коллективного панно.

1

13

О чем шепчут названия улиц родного город. Изготовление визиток.

1

14

Культурные центры города. Экскурсия в драматический театр.

1

15

Работа над проектом «Памятник моему «земляку».

1

16

Защита проекта «Памятник моему «земляку».

1

17

 У металлургов Новокузнецка. Экскурсия на ОАО

«Русал».

1

18

Предприятия г. Новокузнецка в года Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей ОАО «Кузнецкие ферросплавы».

1

19

Герои войны – наши земляки. Урок мужества.

1

20

Открытка ветерану. Акция.

1

21

Знаменитые люди нашего города. Беседа

1

22

Писатели Новокузнецка. Встреча.

1

23

Поэты Новокузнецка. Брошюра.

1

24

Художники нашего города. Экскурсия в художественный музей.

1

25

Храмы и церкви   нашего города. Экскурсия в Спасо-Преображенский собор.

1

26

Городские печатные издания. Экскурсия в полиграфкомбинат.

1

27

Я люблю свой город. Конкурс сочинений.

1

1

28

Богатство родной природы в творчестве народа. Народные промыслы города. Мастер-класс.

1

29

Живая газета «По страницам Кузбасса».

1

30

Живая газета «По страницам Кузбасса».

1

Раздел 2. Неживая природа

12

31

Река Томь и люди. Экскурсия на реку.

1

32

Притоки реки Томи. Просмотр видеофильма и его обсуждение.

1

33

В гости к хозяйке подземного царства. Экскурсия в геологический музей.

1

34

В гости к хозяйке подземного царства. Экскурсия в геологический музей.

1

35

Конкурс рисунков «Путешествие веселого уголька».

1

36

 «Узнай полезное ископаемое». Викторина.

1

37

Времена года. Осень в родном городе. Фотоконкурс.

1

38

Игра «Путешествие по зимнему городу».

1

39

Времена года: весна. Экскурсия в парк.

1

40

Времена года: лето. Конкурс букетов.

1

41

Читаем стихи о природе Кузбасса: «Бывает, что и неживое оживает».

1

42

Сезонные явления природы. Конкурс загадок.

1

Раздел 3. Растительный мир родного края

11

43

Экскурсия «Чем дышит мой город?»

1

44

Тайга – легкие родного края. Беседа.

1

45

Мир деревьев тайги. Устный журнал.

1

46

Дерево – друг. Беседа

1

47

История черного тополя. Экскурсия в Топольники.

    1

48

Конкурс загадок о природе.

1

49

Коллективное творческое дело: «Узнай меня!»

1

50

Коллективное творческое дело: «Узнай меня!»

1

51

Подготовка проекта «Растения моего края»

1

52

Защита проекта «Растения моего края»

1

53

Художественная галерея «Портрет липы сибирской».

1

Раздел 4. Животный мир родного края.

11

54

Игра «Дом леса».

1

55

Изготовление аппликации «Кто в тереме живет?»

1

56

Как волк, заяц, лиса, медведь очутились в сказке? Игра.

1

57

В гостях у синички-невелички. Выставка рисунков.

1

58

«Глухаря не встретишь в поле, место выбрал он глухое». Беседа.

1

59

Изготовление аппликации «В мире птиц Кузбасса»

1

60

Изготовление аппликации «В мире птиц Кузбасса»

1

61

Подготовка к проекту «Животные моего края»

1

62

Защита проекта «Животные моего края»

1

63

В гостях у царевны-лягушки (земноводные). Беседа.

1

64

Праздник «Звери, птицы, и я - вместе дружная семья!»

1

Раздел 5. Экология Кузбасса.

6

65

Экология нашего города. Беседа.

1

66

Экология города глазами юного художника. Конкурс рисунков.

1

67

Оформление коллективного панно «Наш зеленый дом».

1

68

Оформление коллективного панно «Наш зеленый дом».

1

69

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

1

70

Подведение итогов

1

Итого часов:

70

3 класс (70 часов)

№ п\п

Наименование раздела и

темы занятия

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Раздел 1. Где мы живем

24

1

Мы живем в Кузбассе. Заочное путешествие

1

2

Практическая работа «Кемеровская область на карте Родины».

1

3

Кузбасс – черная жемчужина Сибири. Экскурсия в краеведческий музей.

1

4

Исследователи и первопроходцы Земли Кузнецкой. Экскурсия в краеведческий музей.

1

5

Народы и народности родного края. Устный журнал.

1

6

Крещение шорцев и телеутов. Просмотр видеофильма и его обсуждение.

1

7

Центр Кемеровской области. Города Кемеровской области. Заочное путешествие.

1

8

Что я знаю о символах Кемеровской области? Сообщения.

1

9

Край шахтерской славы. На шахтах и разрезах Кузнецкого угольного бассейна. Беседа

1

10

Народные умельцы нашего края. Ярмарка.

1

11

Заповедники и заказники родного края.  Презентация.

1

12

Наскальные рисунки. Томская писаница. Заочное путешествие.

1

13

Коллективная работа. Изготовление макета острога.

1

14

Коллективная работа. Изготовление макета острога.

1

15

Мои близкие в истории Кемеровской области. Встречи.

1

16

Люди, сделавшие историю нашего края. Просмотр видеофильма.

1

17

Живая легенда Кузбасса – летчик космонавт А.А. Леонов. Экскурсия в планетарий. 

1

18

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь. Конкурс стихов.

1

19

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

1

20

Игра-соревнование «Мы помним их имена».

1

21

Что я знаю из истории родного края? Презентация

1

22

Что я знаю из истории родного края? Презентация

1

23

Знай и люби свой край. Викторина.

1

24

В мире интересных фактов о Кузбассе. Сообщения.

1

Раздел 2. Неживая природа

6

25

Вода – краса природы. Реки и озера Кемеровской области. Беседа.

1

26

Минеральные источники Кузбасса. Игра – путешествие.

1

27

Удивительное в природе. Конкурс рисунков.

1

28

Времена года и народные приметы.  Фотовыставка.

1

29

Практическая работа «Цветок и капля в песке».

1

30

Практическая работа «Цветок и капля в песке».

1

Раздел 3. Растительный мир родного края

12

31

Растения вокруг нас. Беседа.

1

32

В царстве кустарников. Фотоконкурс.

1

33

Первоцветы. Конкурс рисунков.

1

34

Викторина «Народный лечебник».

1

35

Самые древние травы наших лесов. Беседа.

1

6

Как сохранить лес? Изготовление буклетов для учащихся других классов.

1

37

В царстве грибов. Изготовление книжки-малышки.

1

38

Практическая работа «Стоит Антошка на одной ножке».

1

39

Липовый остров. (В Кузедеево). Беседа.

1

40

Конкурс эмблем «Природа и мы».

1

41

В горношорской тайге. Просмотр видеофильма.

1

42

«Мир растений». Игра-лото

1

Раздел 4. Животный мир родного края.

19

43

Животные тайги. Экскурсия в краеведческий музей.

1

44

Животные Красной книги Кузбасса. Просмотр видеофильма.

1

45

Изготовление книжек-малышек о редкий животный Кузбасс.

1

46

Изготовление книжек-малышек о редких животных Кузбасса.

1

47

Подготовка к проекту «Незнакомые незнакомцы».

1

48

Защита проекта «Незнакомые незнакомцы».

1

49

«Жизнь замечательных зверей». Просмотр телепередачи о жизни и повадках диких животных.

1

50

«Там на неведомых дорожках…» Викторина.

1

51

Почемучка в художественном музее животного мира Кемеровской области.

1

52

Почемучка в художественном музее животного мира Кемеровской области.

1

53

«Райская птица» Кемеровской области. Презентация.

1

54

Изготовление листовок «Берегите птиц!»

1

55

Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озёр нашего края».

1

56

Викторина «Угадай-ка, кто я?»

1

57

Подготовка к проекту «Что будет, если исчезнут насекомые?».

1

58

Защита проекта «Что будет, если исчезнут насекомые?».

1

59

Млекопитающие лесов и лесостепей. Устный журнал.

1

60

Таежные животные. Конкурс рисунков.

1

61

Читаем и пишем сказки о животных.

1

Раздел 5. Экология Кузбасса.

9

62

Экология родного города. Просмотр видеофильма.

1

63

Коллективное изготовление газеты об экологии Кузбасса.

1

64

Коллективное изготовление газеты об экологии Кузбасса.

1

65

Экологическая игра «Водоёмы просят о помощи»

1

66

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края»

1

67

Экологический журнал «Жалобы книги природы»

1

68

Экологический журнал «Жалобы книги природы»

1

69

Экологическая игра «Лесная аптека»

1

70

Подведение итогов

1

Итого часов:

70

4 класс (70 часов)

Наименование раздела и

Кол-во часов

п/п

темы занятия

Теор.

Практ

Раздел 1. Где мы живем

30

1

Наша страна Россия.  Путешествие по страницам журнала.

1

2

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1

3

Государственные символы России. Устный журнал.

1

4

Нанесение на контурную карту месторасположений исторических мест-памятников.

1

5

История страны в названиях улиц. Презентация.

1

6

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь. Конкурс стихов.

1

7

Народы и народности родной страны и их обычаи. Сообщения.

1

8

Национальная одежда народов России. Конкурс рисунков.

1

9

Игры и праздники народов России. Мастер-класс.

1

10

Я - гражданин России. Игра – викторина.

1

11

Моя страна в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества.

1

12

 Города – герои. Оформление альбома.

1

13

Герои России. Сообщения учащихся.

1

14

О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

15

Дети Ленинграда. Литературное чтение.

1

16

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

1

17

Работа над проектом «По страницам истории»

1

18

Работа над проектом «По страницам истории»

1

19

Заповедники и заказники России. Просмотр видеофильма.

1

20

Мы любим вою страну. Викторина.

1

21

Знаменитые писатели. Литературная викторина.

1

22

Знаменитые поэты. Коллективное изготовление газеты.

1

23

Проект «Памятник моему герою»

1

24

Проект «Памятник моему герою»

1

25

Государственный праздник – День Согласия и примирения. Конкурс рисунков.

1

26

Конкурс рисунков «Тебе посвящаю, Россия!».

1

27

Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1

28

Я и моя семья. Фотовыставка.

1

29

Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа.

1

30

Знаешь ли ты страны мира? Викторина.

1

Раздел 2. Неживая природа

10

31

Природа России глазами художника. Экскурсия в художественный музей.

1

32

Природа России глазами художника. Экскурсия в художественный музей.

1

33

Детские книги о русской природе. Выставка книг.

1

34

Писатели о природе родной страны. Беседа.

1

35

Загадочная водная тайна – озеро Байкал. Озеро Берчикуль. Заочное путешествие.

1

36

Нанесение водоемов на контурную карту России.

1

37

Какая бывает вода. Творческое задание.

1

38

Почему сугроб полосатый? Фотовыставка.

1

39

Изготовление сборника пословиц, стихов, поговорок, загадок о природе.

1

40

Изготовление сборника пословиц, стихов, поговорок, загадок о природе.

1

Раздел 3. Растительный мир родного края

10

41

Роль растений в жизни человека. КВН

1

42

Удивительная природа российской земли. Игра-путешествие.

   1

43

Деревянные «рекордсмены» России. Выставка поделок.

1

44

Белая береза под моим окном. Конкурс стихотворений.

1

45

Растения Красной книги России. Презентация.

1

46

Лекарства – сорняки. Изготовление буклетов для учащихся других классов.

1

47

Конкурс кроссвордов о растениях.

1

48

Праздник «На лесной полянке».

1

49

Птицам нужна забота. Акция.

1

50

Викторина «Мир леса».

1

Раздел 4. Животный мир родного края.

10

51

Почему на земле вымерли динозавры? Динозавры Кузбасса. Беседа.

1

52

Изготовление аппликации «В траве сидел кузнечик».

1

53

В гостях у Ерша Ершовича. (Рыбы). Выставка поделок.

1

54

Творческая мастерская «История золотой рыбки».

1

55

По следам уссурийского тигра. Просмотр видеофильма.

1

56

Конкурс рисунков-загадок о животных.

1

57

Животные, которым грозит исчезновение. Устный журнал.

1

58

Конкурс рисунков «Мир бабочек».

1

59

Крокодиловы слезы. Беседа.

1

60

Пушистые чудики. Сообщения.

1

Раздел 5. Экология Кузбасса.

10

61

Мир глазами эколога. Коллективное изготовление газеты.

1

62

Изготовление листовок об охране окружающей среды.

1

63

Эколого-трудовой десант.

1

64

Репортаж юного эколога. Выступления.

1

65

Город будущего. Конкурс рисунков.

1

66

Работа над проектом «По экологической тропе».

1

67

Защита проекта «По экологической тропе».

1

68

Подготовка к празднику «Фестиваль леса».

1

69

Праздник «Фестиваль леса».

1

70

Я – житель планеты Земля. Круглый стол.

Подведение итогов.

1

Итого часов:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 1-4 класс

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4 класс с календарно тематическим планированием (срок реализации 1 год)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Рабочая программа учебного курса  «Тропинка в профессию» для начального  общего образования (1-4 класс)Срок освоения: 4 года...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тропинка к своему Я»

Программа «Тропинка к своему Я» направлена на развитие эмоционального и социального интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и ...