РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тропинка к своему Я»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Шелковская Ольга Андреевна

Программа «Тропинка к своему Я» направлена на развитие эмоционального и социального интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 «Тропинка к своему Я»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

осознание себя с позиции школьника;

развитие познавательных способностей;

умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

способность справляться со страхами, обидой, гневом;

умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

стремление к изучению своих возможностей и способностей;

успешная адаптация в социуме.

Обновленный ФГОС основного общего образования ориентирует современную школу на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Эта задача решается в том числе и посредством введения курсов внеурочной деятельности. Одним из актуальных из них может стать курс, связанный с овладением социальными компетенциями.

Целью курса является формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Программа «Тропинка к своему Я» направлена на развитие эмоционального и социального интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом. Дети приобретают социальный опыт и учатся общаться с чуткостью и уважением. Кроме того, программа направлена на формирование навыков конструктивного общения. В процессе участия в данной программе дети смогут увидеть себя со стороны собеседника, это научит лучше разбираться в себе и в окружающих людях. В ходе занятий формируется умение общаться, сохраняя хорошие отношения, навыки уверенного поведения, способность работать в команде и совместно принимать решения.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с обновленными ФГОС основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности.

Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла:

- обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам освоения программ основного общего образования;

- расширить возможности индивидуального развития обучающихся; 

- учитывать в работе школьную программу воспитания, то есть соединить учебную и воспитательную деятельность;

- сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на основе осознания ими личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач.

Варианты реализации программы и формы проведения занятий.

Программа может быть реализована в работе со школьниками 1-4 классов.

Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы проведения занятий как беседы, рассказы, чтение и обсуждение произведений, дискуссионные игры, графические диктанты, работа по образцу, коммуникативные игры, тренинговые занятия, интеллектуальные задания, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.

Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:

- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;

- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социально-значимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;

- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально-значимой деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей страны;

- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности;

- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.

Особенности работы педагога по программе. На каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата.

Данный курс носит практико-ориентированный и личностно- ориентированный характер. Обсуждение большинства тем с обучающимися ведется на основе их личного опыта, их особенностей. Педагогу очень важно учитывать личностные особенности, внимательно относиться к индивидуальности каждого обучающегося. В том случае, если возникает риск психологической травматизации, конфликта, неготовности обучающегося к рефлексии следует изменить подход к обсуждению темы, сделать его более абстрактным и не оказывать давления на обучающегося. То же самое в полной мере относится ко всем практическим упражнениям, используемым в курсе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 1-го класса (33 часа)

Раздел 1. Я - школьник (18 часов)

Беседа. Что такое психология? Кто такой психолог? Тренинговое занятие «Знакомство». Упражнения «Мой класс, мои одноклассники». Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными. Нужно ли ученику умение управлять собой? Я умею управлять собой. Умею остановиться. Умею выполнять требования взрослых. Работа в тетрадях. Вспомни и сделай. Сумей понять. Вопрос. Тихо. Работа в тетрадях. Задание на повторение «Я умею справляться с трудностями». Слушать и слышать. Запомни ответ. Диалог. Общий рисунок. Работа в тетрадях. Работа со сказкой. Чему может научить ошибка. Первое испытание. Второе испытание. Третье испытание. Четвертое испытание. Кому письмо. Качества доброжелательного человека. Зачем нужны качества. Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся. Желаем добра. Ласковый взгляд. Ласковое прикосновение. Ласковые слова и прикосновения. Нарисуй страну. Что между странами. Как страны общаются. Общий рассказ. Кто умеет слышать мнение другого? Оружие для защиты. Это конфликт? Придумай конфликт. Инсценирование конфликта. Я умею разрешать конфликты.

Раздел 2. Мои чувства (15 часов)

Радость. Что такое мимика? Закончи предложение. Зоопарк. Рисунок радости. Работа в тетрадях. Что такое жесты? Радость можно выразить жестом. Передай сообщение. Объясни задание. Работа со сказкой. Как доставить радость другому человеку? Собираем добрые слова. Скажи мишке добрые слова. Радость можно передать прикосновением. Котенок. Грусть. Грустные ситуации. Котенок загрустил. Страх. Мысленная картинка. Покажи страшилку. Страх. Как его преодолеть. Конкурс пугалок. Чужие рисунки. Гнев. С какими чувствами он дружит? Гнев и его польза. Обида. Какая у меня обида. Напрасная обида. Разные чувства. Ожившее чувство. Рисунок чувств. Итоговое занятие. Обобщение пройденного материала за год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 2-го класса (34 часа)

Раздел 1. Раздел 1. Вспомним чувства (6 часов)

Беседа. Упражнение «Мячик», «Вспомним чувства», «Чувства-воспоминания», «Рисунок радости». «Лишнее слово», «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость». «Режим дня », «Рисуем режим», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал…», «Пластилиновое чувство»,  «Палитра чувств», работа со сказкой.

Раздел 2. Качества людей (18  часов)

Упражнение «Лишнее слово»,  «Кто сегодня молодец»,  «Качества»,  «В чем твоя сила?»,  «Сердце класса»,  «Чьи качества», «Качества – шепотом», «Сборы в дорогу», «Кто любит людей?», «Поделимся любовью», «Какие качества задуманы», «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок», «Отгадай качество», «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств…», «Мягкое сердце», «Какое слово не подходит», «„Волшебные“ слова», «Какое качество зашифровано», «Я бы хотел стать более…», «Золотой ключик», «Аналогии», «Шифровальщики», «Как ведет себя человек», «Я желаю добра», «Чистое сердце», «Зеленый крокодил  в синей шляпе»,  «Угадайка», «Снежная королева», «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся», «Джунгли», «Кто тебя позвал», «Звездочка», «Птичий двор», «Чьи ладошки», «Темные и светлые мешочки», «Светофорики», работа со сказкой.

Раздел 3. Какой Я – Какой Ты (10 часов)

Упражнение «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно – горячо», «Цыганка», «Найди игрушку», «Заяц-Хваста», «Топните те, кто…», «Какого цвета твои глаза?», «Я задумал мальчика…», «Интервью», «Прослушивание интервью», «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели», «Копилка трудностей», «Театр», рисунок «Трудные ситуации второклассника», «Изобрази предмет», «Бой Быков», «Школа зверей», «Дважды два – четыре», «Помоги Сереже», «Изобрази ситуацию», «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Если я отличник…», «Мячик», работа со сказкой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3-го класса (34 часа)

Раздел 1. Раздел 1. Я - фантазер (7 часов)

Упражнение «Я соскучился по…»,  «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я – третьеклассник», «Что интересно третьекласснику?», «Если б не было на свете школ», «Рисунок идеальной школы», «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает?», «Кто это?», «Небылицы», «Мысленные картинки», работа с карточками «Домашние занятия», «Какое чувство ты испытываешь?»,  «Небылицы», «Волшебный компот»,  «Царевна Несмеяна», «На что похож этот звук?», Беседа «Самый интересный сон», «Рисунок сна», «Ассоциации», «Свечка», Стихотворение и рисунок «Вредные советы»,  «Неоконченные предложения», Рисунок «Моя мечта», «Лишняя ассоциация», «Кто соврал?», задание «Четвертый лишний», «Правда и ложь», работа со сказкой.

Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)

Упражнение «В маске», «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?»,  «Что делает учитель?», «Передай чувство… ногами»,  «Радиоинтервью», «Кто такие „Немогучки“?»,  «Школьная фотография»,  задание «Мешок хороших качеств», «Существо по имени Лень», «Родительское собрание», «Что я чувствую  в школе»,   «Неоконченные предложения», «Школа на планете „Наоборот“».  

Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

Упражнение «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои», «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Портрет мамы», «Я сделал дело хорошо», «Чувства», «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения!», Рисунок «Семья».  

Раздел 4. Я и мои друзья (7 часов)

Упражнение «Кто сказал спасибо?».  «Я сделал дело хорошо».  «Кто есть кто?». «Неоконченные предложения».  «Качества настоящего друга».  «Чувства и ассоциации».  «Кто сказал „прости“?».  «Одинаковые скульптуры».  «Нужно ли уметь дружить?».  Работа в группе «Правила дружбы». Тренинговое занятие «Учимся дружить». «Кто сказал „мяу“?»  «Об Алеше». «Изобрази ситуацию»,  беседа «Какие чувства возникают во время ссоры или драки?», «Я знаю одного мальчика». Работа со сказкой.

Раздел 5. Что такое сотрудничество (8 часов)

Задание «Я сегодня обрадовался встрече с…».   «Спасибо тебе за…».  «Кто лишний?».  «Что такое сотрудничество?». «Что значит понимать другого?». «Конструктор». Упражнение «Помогаем друг другу». «Передай чувство». «Извини меня». «Собери картинку».  «Кто сказал „мяу“?».  «Я умею договариваться». «Найди себе пару».  «Мы вместе».  Рисунок «Мой класс». «Вальс дружбы».  «Что мы хотим пожелать друг другу?», упражнение «Коллективный плакат». Работа со сказкой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 4-го класса (34 часа)

Раздел 1. Кто я? Мои особенности и возможности (9 часов)

«Интервью».  «Летом».  Беседа «Как меняется человек». «Позитивные  и негативные изменения». Задание «Как я провел лето».  «Летом я научился…». «Роли».   Упражнение «Взрослое имя».  «Сумка».  Беседа «Детские качества». Упражнение «Способности моих друзей». «Мои способности».    Беседа  «Что такое способности?». Задание «Мой любимый герой». «Один , два, интерес».  «Отгадай, кто я?».  Дискуссия, задание «Подарок». Задание «Плакат». Упражнение «Способности моих родителей».  «Кого загадал ведущий?».  «Отгадай, кто я?».  «Выбор пути», «Рисунок», «Мои способности в будущем». Упражнение «Не выходя из комнаты».  «Радиопередача».  «Чужие рассказы». «Маленький принц». Упражнение «Рассмотри и придумай». «Не выходя из комнаты».   «Маленькая страна». Упражнение «Не разбуди».  «Штирлиц». Беседа «Интерес к внутреннему миру». «Иголки»,  работа со сказкой.

Раздел 2. Раздел 2. Мой класс и мои друзья (13 часов)

Упражнение «Кто это?».  «Чьи руки?».  «Что такое симпатия?».  «Улыбка и взгляд», «Что я люблю?».  «Коллективный компьютер», «Портрет класса». «Что я вношу в свой класс?». «Что любит мой сосед?».  «Любимое блюдо». «Узнай товарища». «Раз, два, три». «Общие качества».  «Незамеченное качество или фонарик». «Чей фильм длиннее», «Оживи предмет».   «Контрольная работа».  «Совет».  «Картинки». «Пальцы».  «Выбор».  «Улыбнись , как…». «В ресторане».  «Что нужно делать».  Игра «Взаимопонимание».  Беседа «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание». Упражнение «Помоги другу». Беседа «Признаки начала конфликта». «Как быть, если…». Беседа «Знак лидерства», упражнение «Фломастеры». Беседа  «Третий лишний». «Делай, как я ». Задание «Копилка». Беседа «Симпатия и дружба», работа со сказкой.

Раздел 3. Мое прошлое, настоящее, будущее (12 часов)

Упражнение «Повтори». «Коллаж». Игра «Буратино, Шапокляк». Беседа «Случай из детства».  Игра «Узнай, кто затейник».  «Разведчики», Беседа «Тайная радость».  «Общая радость». Игра «Вместе хором».  «Рисование вслепую». Задание «Взрослое имя».  Интервью «Я в будущем».  «Хочу в будущем – делаю сейчас».  Упражнение «Стена», «Дискуссия». Задание «Погода в доме», «Девиз дома».  Задание «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух», «Профессии сотрудников школы».  Игра «Кто наблюдательнее?».  Задание «Рукопожатие».  Беседа «Готовность к переходу в пятый класс», «Если бы я был сейчас первоклассником»,  задание «Спасибо». Игра «Домино», «Произнеси одновременно».  «Чей урок важнее?»,  работа со сказкой. Подведение итога «Что мы узнали».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В  сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  осознавать собственную полезность и ценность;

-  основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

  •  работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и свертниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Деятельность учащихся

Раздел 1. Я – школьник.

1

Знакомство, установление контакта

Тренинговое занятие «Знакомство».

Упражнения «Мой класс, мои одноклассники»

2

Я умею управлять собой

Упражнение «Умею остановиться», «Умею выполнять требования взрослых», «Закончи предложения».

3

Я умею преодолевать трудности

Задание «Ролевая гимнастика», задание на повторение «Я умею справляться  с трудностями».   «Слушать и слышать» «Запомни ответ», «Диалог», «Общий рисунок», «Противоположности», «Чему может научить ошибка?», работа со сказкой.

5

Я умею слушать других

«Ролевая гимнастика», «Первое испытание», «Второе испытание», «Третье испытание», «Четвертое испытание»

6

Я умею учиться у ошибки

«Противоположности», «Чему может научить ошибка?», работа со сказкой, графический диктант.

8

Я умею быть доброжелательным

Задание «Ролевая гимнастика», игра «Четыре испытания», работа со сказкой.

9

Я – доброжелательный

«Ролевая гимнастика», «Кому письмо?», Беседа «Качества доброжелательного человека», «Зачем нужны качества?»,  «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся», работа со сказкой, упражнение «Желаем добра».

11

Я умею быть ласковым

Задание «Ролевая гимнастика», «Три эксперта», работа со сказкой,

13

Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими

Задание «Ролевая гимнастика», Задание «Страны моего класса», работа со сказкой.

14

Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого

Задание «Ролевая гимнастика», работа со сказкой.  Задание «Кто умеет слышать мнение другого?», «Оружие для защиты».  

16

Я учусь решать конфликты

«Ролевая гимнастика», работа со сказкой.  Упражнения «Это конфликт?»,  «Придумай конфликт». «Инсценирование конфликта».

18

Я умею разрешать конфликты

«Почему подрались дети»,  «Испугаем по-разному», работа со сказкой. «Инсценируем конфликт».  «Конфликт».    

Раздел 2. Мои чувства

19

Радость. Что такое мимика?

Беседа «Что такое радость». Просмотр пиктограммы эмоций (выделение чувства радости). «Зайчик рассмеялся, зайчик испугался».  «Раз, два, три, позу за мной повтори».  «Зоопарк».  

Задание «Нарисуй радость».

21

Радость. Что такое жесты?

Задания «Угадай, где я иду?», «Превратись в животное».    Кричалка «Я очень хороший!». «Радость можно выразить жестом».   «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой.  

23

Радость. Как ее доставить другому человеку?

«Угадай, где я иду?»  Беседа «Как доставить радость другому человеку?», задание «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова».

25

Радость можно передать прикосновением

Упражнение «Муха», «Превратись  в животное». «Фотоохота».  Кричалка. «Ура успешной фотоохоте!». «Радость можно передать прикосновением». «Котенок».   работа со сказкой.

27

Грусть

«Покажи профессию».  «Скажи да и нет». Задание «Закончи предложение», беседа «Грустные ситуации», задание «Котенок загрустил». Работа со сказкой.  

28

Страх

«Дотроньтесь до…».  «Мысленная картинка». Задание «Покажи страшилку», работа со сказкой.

29

Страх. Как его преодолеть?

«Неопределенные фигуры». «Конкурс пугалок». «Чужие рисунки». «Закончи предложение», работа со сказкой.

30

Гнев. С какими чувствами он дружит?

Упражнение «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме», работа со сказкой.

31

Гнев и его польза

Упражнения: «Черная рука – белая рука», «Разозлились – одумались», «Поссорились – помирились», задание «Закончи предложение», работа со сказкой.

32

Обида

«Массаж чувствами».  «Пусть всегда будет!».  «Весеннее настроение».  Задание «Закончи предложение», рисунок «Какая у меня обида», «Напрасная обида»,  работа со сказкой.

33

Разные чувства. Итоговое

Задания: «Попугай».  «Покажи дневник маме».  «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны».   «Закончи предложение», «Ожившее чувство».   «Рисунок чувств». Подведение итога «Что мы узнали».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Деятельность учащихся

Раздел 1. Вспомним чувства

1

Мы рады встрече

Упражнение «Мячик», «Вспомним чувства», «Чувства-воспоминания», «Рисунок радости».

2

Понимаем чувство другого

Упражнение «Мячик», «Лишнее слово», «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».

4

Мы испытываем разные чувства

Упражнение «Мячик», «Лишнее слово», «Режим дня », «Рисуем режим», работа со сказкой.

6

Мы испытываем разные чувства (продолжение)

Упражнение  «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал…», «Пластилиновое чувство»,  «Палитра чувств».

Раздел 2. Качества людей

8

Люди отличаются друг от друга своими качествами

Упражнение «Лишнее слово»,  «Кто сегодня молодец»,  «Качества»,  «В чем твоя сила?»,  «Сердце класса»,  «Чьи качества», работа со сказкой.

9

Хорошие качество людей

Упражнение «Какие качества задуманы», «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок», работа со сказкой.

10

Самое важное хорошее качество

Упражнение «Найти лишнее слово», «Качества – шепотом», «Сборы в дорогу», «Кто любит людей?», «Поделимся любовью», работа со сказкой.

11

Кто такой сердечный человек?

Упражнение «Найти лишнее слово», «Отгадай качество», «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств…», «Мягкое сердце».

12

Кого называют «доброжелательным человеком»?

Упражнение «Найти лишнее слово», «Какое слово не подходит», «„Волшебные“ слова», работа со сказкой.

14

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Упражнение «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано», «Я бы хотел стать более…», «Золотой ключик», работа со сказкой.

16

Я желаю добра ребятам в классе

Упражнение «Аналогии», «Шифровальщики», «Как ведет себя человек», «Я желаю добра», работа со сказкой.

17

Чистое сердце

Упражнение «Аналогии», «Шифровальщики», «Чистое сердце», работа со сказкой.

18

Какие качества нам нравятся друг в друге?

Упражнение «Зеленый крокодил  в синей шляпе»,  «Угадайка», «Снежная королева», работа со сказкой.

20

Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?

Упражнение «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся», работа со сказкой.

22

Каждый человек уникален

Упражнение «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал», «Звездочка», работа со сказкой.

24

В каждом человеке есть темные и светлые качества

Упражнение «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки», «Темные и светлые мешочки», «Светофорики», работа со сказкой.

Раздел 3. Какой Я – Какой Ты

25

Какой Я?

Упражнение «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно – горячо», «Цыганка», работа со сказкой.

27

Какой ты?

Упражнение «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку», «Цыганка», «Заяц-Хваста».

28

Какой ты? Учимся договариваться

Упражнение «Неоконченные предложения», «Топните те, кто…», «Какого цвета твои глаза?», «Я задумал мальчика…», «Интервью», «Прослушивание интервью».

29

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

Упражнение «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели», «Копилка трудностей», «Театр», рисунок «Трудные ситуации второклассника».

30

Школьные трудности

Упражнение «Изобрази предмет», «Бой Быков», «Школа зверей», «Дважды два – четыре», «Помоги Сереже», работа со сказкой.

31

Школьные трудности (продолжение)

Упражнение «Изобрази предмет», «Бой Быков», «Взвизгните те, кто…», «Изобрази ситуацию», «Помоги Сереже», работа со сказкой.

32

Домашние трудности

Упражнение «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…», работа со сказкой.

33

Домашние трудности (продолжение)

Упражнение «Разные ладошки», «Если я отличник…», «Изобрази ситуацию», работа со сказкой.

34

Итоговое

Упражнение «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Чьи ладошки», «Мячик».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Деятельность учащихся

Раздел 1. Я - фантазер

1

Я – третьеклассник

Упражнение «Я соскучился по…».   «Летние сценки».  «Закончи предложение».  «Я – третьеклассник».  «Что интересно третьекласснику?». «Если б не было на свете школ».   «Рисунок идеальной школы.

2

Кого можно назвать фантазером?

Упражнение «Ведущий тоже соскучился».  «Кто как отдыхает?».  «Кто это?».  «Небылицы», работа со сказкой.

3

Я умею фантазировать!

Упражнение «Мысленные картинки», работа с карточками «Домашние занятия». «Какое чувство ты испытываешь?».  «Небылицы». «Волшебный компот».  «Царевна Несмеяна».  

4

Мои сны

Упражнение «Мысленные картинки». «Небылицы».  «На что похож этот звук?».    Беседа «Самый интересный сон». «Рисунок сна».  

5

Я умею сочинять!

Упражнение «Мысленные картинки».  «На что похож этот звук?».  «Ассоциации». «Свечка». Стихотворение и рисунок «Вредные советы».  

6

Мои мечты

Упражнение «Мысленные картинки».  «Ассоциации».  «Неоконченные предложения». Рисунок «Моя мечта». Работа со сказкой.  

7

Фантазии и ложь

Упражнение «Мысленные картинки».  «Лишняя ассоциация». «Кто соврал?».   Задание «Четвертый лишний». Упражнение «Правда и ложь».  Работа со сказкой.  

Раздел 2. Я и моя школа

8

Я и моя школа

Упражнение «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?»,  задание «Мешок хороших качеств». «Неоконченные предложения».   «Школа на планете „Наоборот“».  

9

Что такое лень?

Упражнение «Родители, учителя и ученики», «Что делает учитель?», задание «Мешок хороших качеств».  Задание «Существо по имени Лень», работа со сказкой.

11

Я и мой учитель

Задание «Родительское собрание», «Что я чувствую  в школе»,   упражнение «Неоконченные предложения», работа со сказкой. «Передай чувство… ногами».  «Школьная фотография».  

13

Как справляться с «Немогучками»?

Упражнение «В маске», «Передай чувство… ногами».   «Радиоинтервью», «Кто такие „Немогучки“?»,  работа со сказкой.

Раздел 3. Я и мои родители

15

Я и мои родители

Упражнение «В маске». «Сонное дыхание».  «Сказочные герои».  «Неоконченные предложения». Рисунок «Семья».  

17

Я умею просить прощение

Упражнение «Изобрази предмет».  «Чувства». «Маски».  «Неоконченные предложения».  «Не буду просить прощения!». Чтение и обсуждение сказки.

19

Почему родители наказывают детей?

«Изобрази предмет».  «Занятия мамы».  «Я сделал дело хорошо».  «Неоконченные предложения».  «Портрет мамы».  

Раздел 4. Я и мои друзья

21

Настоящий друг

Упражнение «Кто сказал спасибо?».  «Я сделал дело хорошо».  «Кто есть кто?». «Неоконченные предложения».  «Качества настоящего друга».  Работа со сказкой.

22

Умею ли я дружить?

«Чувства и ассоциации».  «Кто сказал „прости“?».  «Одинаковые скульптуры».  «Нужно ли уметь дружить?».  Работа в группе «Правила дружбы». Тренинговое занятие «Учимся дружить». Работа со сказкой.

24

Трудности в отношениях с друзьями

Упражнение «Чувства и ассоциации».  «Одинаковые скульптуры».  «Кто сказал „мяу“?»  «Об Алеше».  Работа со сказкой.

26

Ссора и драка

Задание «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию»,  беседа «Какие чувства возникают во время ссоры или драки?», «Неоконченные предложения»,  «Я знаю одного мальчика».  

Раздел 5. Что такое сотрудничество

27

Что такое сотрудничество?

Задание «Я сегодня обрадовался встрече с…».   «Спасибо тебе за…».  «Кто лишний?».  «Что такое сотрудничество?». Упражнение «Помогаем друг другу». Работа со сказкой.

28

Я умею понимать другого

Упражнение «Передай чувство». «Извини меня». «Кто лишний?». «Что значит понимать другого?». Работа со сказкой. «Конструктор».  

30

Я умею договариваться с людьми

«Передай чувство». «Собери картинку».  «Кто сказал „мяу“?».  «Я умею договариваться». Работа со сказкой.

32

Мы умеем действовать сообща

Упражнение «Передай чувство».  «Что лишнее?».  «Собери картинку».  «Найди себе пару».  «Мы вместе».  Рисунок «Мой класс».  

33

Что такое коллективная работа?

Упражнение «Найди себе пару».  «Вальс дружбы».  «Что мы хотим пожелать друг другу?», упражнение «Коллективный плакат».

34

Итоговое занятие

Тренинговое занятие «Чему я научился».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия 

Деятельность учащихся

Раздел 1. Кто я? Мои особенности и возможности

1

Как я изменился летом?

«Интервью».  «Летом».  Беседа «Как меняется человек». «Позитивные  и негативные изменения»,  работа со сказкой.

2

Кто я?

Задание «Как я провел лето».  «Летом я научился…», «Роли», работа со сказкой.

3

Расту = взрослею?

Упражнение «Взрослое имя».  «Сумка».  Беседа «Детские качества», работа со сказкой.

4

Мои способности

Упражнение «Способности моих друзей». «Мои способности».    Беседа  «Что такое способности?», задание «Мой любимый герой», работа со сказкой.

5

Мои интересы

«Один , два, интерес».  «Отгадай, кто я?».  Дискуссия, задание «Подарок», задание «Плакат».

6

Мой путь к успеху

Упражнение «Способности моих родителей».  «Кого загадал ведущий?».  «Отгадай, кто я?».  «Выбор пути», «Рисунок», «Мои способности в будущем».

7

Мой Внутренний мир

Упражнение «Не выходя из комнаты».  «Радиопередача».  «Чужие рассказы», «Маленький принц».

8

Уникальность Внутреннего мира

Упражнение «Рассмотри и придумай», «Не выходя из комнаты».   «Маленькая страна» , работа со сказкой.

9

Мой Внутренний мир и мои друзья

Упражнение «Не разбуди».  «Штирлиц». Беседа «Интерес к внутреннему миру», «Иголки»,  работа со сказкой.

Раздел 2. Мой класс и мои друзья

10

Мои друзья – девочки и мальчики

«Кто это?».  «Чьи руки?».  «Что такое симпатия?».  Беседа «Симпатия и дружба», упражнение «Улыбка и взгляд», работа со сказкой.

11

Мой класс

«Что я люблю?».  Упражнение «Коллективный компьютер», «Портрет класса». «Что я вношу в свой класс?»,  работа со сказкой.

13

Мои одноклассники

«Что любит мой сосед?».  «Узнай товарища».  Беседа  «Третий лишний», «Делай, как я », задание «Копилка», работа со сказкой.

14

Мои одноклассники – какие они?

«Раз, два, три». «Общие качества».  «Незамеченное качество или фонарик».  Упражнение «Любимое блюдо», работа со сказкой.

16

Какие ученики мои одноклассники?

Упражнение «Чей фильм длиннее», «Оживи предмет».   «Контрольная работа».  «Совет».  «Картинки». работа со сказкой.

17

Лидерство в классе

«Пальцы».  «Выбор».  Беседа «Знак лидерства», упражнение «Фломастеры».

19

Конфликты в классе

«Улыбнись , как…». «В ресторане».   Беседа «Признаки начала конфликта», «Как быть, если…».

21

Взаимопомощь в классе

«Что нужно делать».  Игра «Взаимопонимание».  Беседа «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание», упражнение «Помоги другу».

Раздел 3. Мое прошлое, настоящее, будущее

24

Мое детство

Упражнение «Повтори», игра «Буратино, Шапокляк». Беседа «Случай из детства»,  работа со сказкой.

26

Мое настоящее

Игра «Узнай, кто затейник».  «Разведчики», Беседа «Тайная радость».  «Общая радость». упражнение «Коллаж».

28

Мое будущее

Игра «Вместе хором».  «Рисование вслепую», задание «Взрослое имя».  Интервью «Я в будущем».  «Хочу в будущем – делаю сейчас».  

29

Мой будущий дом

Игра «Разведчик».  Упражнение «Стена», «Дискуссия»,  задание «Погода в доме». «Девиз дома».  

30

Моя будущая профессия

Задание «Изобрази профессию».  «Земля, вода, воздух», «Дискуссия» «Профессии сотрудников школы».  

32

Мое близкое будущее – 5 класс

Игра «Кто наблюдательнее?».  Задание «Рукопожатие».  Беседа «Готовность к переходу в пятый класс», «Если бы я был сейчас первоклассником»,  задание «Спасибо».

33

Что нового меня ждет в 5 классе

Игра «Домино», «Произнеси одновременно».  «Чей урок важнее?»,  работа со сказкой.

34

Итоговое занятие.

Подведение итога «Что мы узнали».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры упражнений, используемых на занятиях курса внеурочной

деятельности

Упражнение «Что я люблю»

Инструкция: Эта игра поможет нам лучше узнать друг друга. Для этого один из нас выберет что-то, что он очень любит, и начнет без слов показывать это. Все остальные внимательно смотрят и пытаются угадать, что он хочет нам сказать, но сами не говорят. Как только выступающий закончит и поблагодарит нас за внимание, мы начнем высказывать догадки. Когда все выскажутся, выступавший скажет нам, кто был прав. Дальше будет выступать следующий. Давайте начну я.

Упражнение «Чувства»

Материалы: Каждому ребенку понадобится иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и карандаши.

Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (10 минут.)

Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)

Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)

Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство: Как изменяется ваше лицо? Как вы дышите? В каком состоянии находятся ваши мышцы? Что вы ощущаете в теле? Какие движения вы делаете при этом? Какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство? Что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?

Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут).

Теперь приклейте это описание под вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу. Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10 минут.)

Упражнение «Закончи предложение»

Инструкция: Дети дают определения шести различным чувствам:

«Радость – это когда…»

«Печаль — это когда…»

«Страх — это когда…»

«Гнев – это когда…»

«Обида — это когда…»

«Стыд — это когда…»

Наиболее удачные определения ведущий записывает.

Упражнение «В маске»

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица.)

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и «передаем» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

Упражнение «Рисунок радости»

Инструкция: Ведущий предлагает участникам нарисовать «очень радостный, веселый рисунок», от одного взгляда на который им бы сразу стало радостней.

Упражнение «Как доставить чувство радости другому человеку?»

Инструкция: В ходе беседы на эту тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова… Много ли способов удастся набрать всем вместе?

Упражнение «Собираем добрые слова»

Инструкция: Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества человека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться!

Упражнение «Скажи мишке добрые слова»

Инструкция: Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята по очереди называют его добрыми словами. Затем каждый из них по очереди выходит к доске с мишкой в руках, «превращаясь» в него. Остальные участники обращаются к водящему в роли мишки, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли мишки, получает свою порцию положительных чувств.

Упражнение «Конкурс пугалок»

Инструкция: По кругу передается мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека. Чего могут бояться люди? (Повторяться нельзя). Кто не сумеет быстро сориентироваться, выбывает из игры. Определяются один-два победителя конкурса.

Упражнение «Чужие рисунки»

Инструкция: Ведущий демонстрирует участникам занятия детские рисунки на тему «Страх». Дети высказывают свои предположения о том, какие именно страхи изображали авторы рисунков.

Упражнение «Закончи предложение)

Инструкция: Дети заканчивают следующие фразы:

«Дети обычно боятся…»

«Взрослые обычно боятся…»

«Воспитатели обычно боятся…»

«Учителя обычно боятся…».

В результате обсуждения этой работы делается обобщение: каждый человек может иногда чего-то бояться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"

Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 1-4 класс

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4 класс с календарно тематическим планированием (срок реализации 1 год)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Рабочая программа учебного курса  «Тропинка в профессию» для начального  общего образования (1-4 класс)Срок освоения: 4 года...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"...